Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности преподавания школьного курса Обществоведения в переходную эпоху




 

В 1990-е гг. в отличие от предыдущих этапов развития отечественной школы, когда существовали лишь отдельные обществоведческие курсы, началось становление системы школьного обществоведческого образования.

В соответствии с концепцией перестройки преподавания общественных дисциплин в старших классах средней и общеобразовательной школы в 1991/1992 уч.г. был введен курс «Человек и общество» (вместо «Основ советского государства и права», «Этики и психологии семейной жизни», «Обществоведения»), который должен был стать базовой основой обществоведческой подготовки учащейся молодежи. Новый курс в объеме 136 час. был призван интегрировать знания о человеке и обществе, почерпнутые из многих областей наук (антропологии, медицины, психологии, философии, социально-политических, правовых, экономических наук). Первая часть курса включала в себя знания о происхождении человека, о единстве биологического и социального начала, о физических, психологических, интеллектуальных способностях человека и возможностях их развития, об отношении человека к семье, коллективу, государству, обществу, о взаимоотношении полов. В ней была показана необходимость профессионального и общекультурно образования, отражена система прав и обязанностей человека, нравственных ценностей, регулирующих его поведение, рассмотрены проблемы молодежи. Вторая часть курса давала представление об обществе в целом и структуре общественных отношений, об экономике, науке, культуре, политике, о капитализме и социализме и тех возможностях, которые ни создают для развития человека и общества. Особое внимание уделялось формированию нового политического мышления, глобальным проблемам современности, поиску путей их разрешения, роли СССР и других социалистических стран в обеспечении мира и социального прогресса.

Предполагалось, что курс «Человек и общество» будет изучаться на протяжении последних четырех лет обучения в средней школе, хотя на Всесоюзной конференции в Луцке (октябрь 1990 г.) по методическим и методологическим проблемам нового курса «Человек и общество» высказывались предположения о непрерывной обществоведческой подготовке с I по XI класс. В переходный период преподавание курса рекомендовалось вести по двум вариантам: вариант «А» по пособию «Введение в марксистское обществознание» (авт. Ф. Бурлацкий, А. Галкин, Ю. Красин. Политиздат, 1989), вариант «Б», сохраняющий традиционную структуру курса и частично-прежнее содержание, учебник Г. Шахнозарова «Обществоведение» (Политиздат, 1987)1.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что введение новой учебной дисциплины Гособразование СССР планировало постепенно, по мере готовности программ, учебников, учебно-методических и наглядных пособий, по мере готовности учителей. Решение о введении принимать должно было само учебное заведение2.

Проекты программ нового курса, представленные Р.А. Арцишевским, Л.Н. Боголюбовым, Б.Г. Мещеряковым, B.C. Овчинниковым на вариативной основе, послужили основой для будущего многовариантного курса.

Так по взглядам авторского коллектива под руководством Р.А. Арцишев-ского, потребность в курсе «Человек и общество» обусловлена была необходимостью интенсификации воспитательного процесса, дальнейшей интеграции, гуманизации и гуманитаризаци содержания школьного образования.

Курс, состоящий из четырех частей (по 68 час), по мнению автора, должен был отражать человека, рассматриваемого в единстве с окружающей природой и социальной средой: «Мир и человек» (VIII класс), «Человек среди людей» (IX класс), «Личность и общество» (X класс), «Человек в современном мире. Советское общество на путях перестройки» (XI класс)5. Темы и вопросы последней части курса предусматривали проявление творческой инициативы учителя. Предлагаемая программа дисциплины предусматривала также проведение факультативных курсов для полноты содержательного раскрытия проблем многогранного мировоззренческого характера: «Современная молодежь и ее проблемы», «Международные отношения на современном этапе», «Культура мышления», «Сокровища мировой культуры», «право в нашей жизни», «Основы экономического мышления», «Выдающиеся личности XX столетия».

По замыслам авторского коллектива Л.Н. Боголюбова, новый курс «Человек и общество» должен способствовать социализации молодого поколения, формированию его мировоззрения, социалистических ценностных ориентации, стать важнейшей составляющей процесса гуманитаризации образования (идея ценности человека и его свободного развития - стержневая идея курса). Неразрывная связь двух частей курса (272 час): первая - VIII-IX классы, и вторая - X-XI классы создавали концепцию курса «Человек и общество», как принципиально нового подхода к созданию школьного обществоведческого предмета. Приоритет многоаспектного и многоуровневого рассмотрения взаимоотношений личности и общества, включение достаточно развернутого материала в спектр исследования, отбор содержания и структурирование материала, существенно отличали эту программу от других авторских разработок. Представленные разделы: «Человек. Природа. Общество», «Личность. Мораль. Право», «Социализм, перестройка, человек» предусматривали отражение в курсе положения человека в каждой из сфер жизни общества.

Содержание правового обучения и воспитания в школе долгие годы отражало деформированные представления о государстве и праве, демократии и законности, правосудии и правах граждан. Отказ от догм, разработка принципов правового государства потребовали серьезного обновления школьного курса.

Попыткой решения задач гражданского воспитания школьников, одним из важных звеньев обновленного социализма в учебно-воспитательном процессе можно считать разработку курса с условным названием «Граждановедение», который рассматривался как составная часть курса «Обществознание». Курс «Граждановедение» мыслится как стержень работы школы по формированию гражданственности (в V-IX классах). Программа курса (авт. Я.В. Соколов, А.Ф. Никитин) стала одной из первых принципиально новых качественных программ в 1990 г., предлагающая вариативность и альтернативность курсу «Человек и общество» на стадии изучения в VIII-IX классах школы. В 1991 г. Б.С. Духаном была составлена программа курса «Современный мир» для учащихся полной средней школы.

В 1992 г. был издан сборник программ по обществоведению, в который вошли программы курсов «Человек и общество» (авт. В.И. Купцов и др.) и «Основы современной цивилизации» (авт. Л.Н. Боголюбов и др.). Авторами была предпринята попытка на основе современных научных подходов преодолеть схематизм и односторонность в освещении проблем развития общества, характерный для предыдущих обществоведческих курсов. В 1993 г. были опубликованы новый вариативные программы по обществознанию «гуманистические ценности европейской цивилизации» (авт. Н.И. Элиасберг и др.) и «Школьникам о праве» (авт. А.Ф. Никитин и Н.Г. Суворова). Первый курс носил в основном дополнительный характер, второй - стал обязательным элементом системы правового образования и воспитания в основной школе.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Письмом МО РФ № 84-М от 11.05.1993 г. «О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования» о введении обязательного основного (девятилетнего образования) и переходе с линейной на концентрическую структуру существенно изменилось школьное обществоведческое образование. В первом концентре (5-9 кл.) обществоведческое образование было представлено интегративными курсами «Введение в обществознание», «человек и общество», «Граждановедение» и отдельным модульными курсами «Право и политика», «Введение в экономику», «Мир человека» и другими, дающими более полные и целостные знания о человеке и обществе (Приложение № 7).

Обществознание во втором концентре (10-11 кл.) включало интегративные курсы «Введение в обществознание», «Человек и общество» и широкий набор модульных курсов по социальной философии, социологии, экономической теории, политологии, праву и др. Возможен также междисциплинарный курс, дающий целостное представление о современном обществе и включающий обществоведческие, исторические, географические и экологические знания («Современный мир»). При этом школа имела право выбирать образовательные программы по обществознанию, содержание федеральный компонент образования и отвечающие требованиям временных государственных стандартов, а также учебные пособия, прошедшие экспертную проверку.

В связи с утверждением Базисного учебного плана (Приказ № 237 от 07.06.1993 г.) и Письма Мо РФ № 537/11 от 05.07.1993 г. предусматривался следующий минимум часовой нагрузки, отводимой на общественные дисциплин и структурные изменения курса на 1993/1994, 1994/1995 учебные года (Приложение № 8)

Изданием сборника программ для общеобразовательных школ Российской Федерации в 1994 г. «Обществознание. 8-9 кл., 10-11 кл.» было в основном завершено программно-методическое обеспечение процесса перехода на новую структуру обществоведческого образования. Из включенных в сборник программ для основной школы (5-9 кл.) были рекомендованы следующие: «Основы экономики» (авт. И.В. Липсиц, Л.В. Антонова), «Человек» (авт. П.С. Гуревич), «Человек и общество» (авт. Л.Н. Боголюбов и др.).

Программа курса «основы экономики» была предназначена для ознакомления учащихся с главными понятиями и институтами рыночной экономики, с историей развития экономической мысли. Авторы программы «Человек» поставили задачу - создать у школьников представление о новейших открытия в области философии человека (философской антропологии), о его ценностных ориентациях.

Программа курса «Человек и общество» для основной школы представляет собой один из вариантов реализации новой структуры обществоведческого образования. Этот курс интегрировал современные социологические, экономические, политические правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему. Курс содержал минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания своего места, своей роли в окружающем мире, и способствовал самоопределению личности.

Из включенных в сборник программ для средней школы (10-11 кл.) были рекомендованы следующие: «Введение в экономическую теорию» (авт. И.В. Липсиц), «Введение в философии» (авт. А.Ф. Малышевский), «Введение в политологию» (авт. К.С. Гаджиев), «Политика и право» (авт. М.С. Шилободи др.), «Введение в социологию» (авт. Ю.В. Гридчин), «Введение в социологию» (авт. А.Г. Грдчина, Ю.В. Гридчин).

В программе «Введение в экономическую теорию» для учащихся старших классов автор сохранно ту же логику изложения материала, что в программе «Введение в экономику» для 9 класса, но углубил теоретическое освещение проблем. Овладение учащимися материала этого курса должно было помочь им в понимании экономических процессов, которые затрагивали самые широкие слои населения и влияли на политическую жизнь страны. Курс «Введение в философию» был ориентирован на знакомство учащихся старших классов с «поиском смысла бытия человечества». Курс «Введение в политологию» должен был познакомить школьников с основными понятиями и проблемами этой науки и вместе с тем помочь им в осмыслении наиболее значимых политических явлений и процессов, происходящих в нашей стране и в мире. Курс «Политика и право» знакомил учащихся с основами науки о политике как самостоятельной учебной дисциплине, способствовал формированию политологических и правовых знаний. Цель курса «Введение в социологию» заключалась в том, чтобы дать старшеклассникам общее представление о социологии, ее специфике, целях, задачах, методах исследования, о ее значении для общественной жизни. Основное внимание в курсе уделялось человеку и его социальным связям и отношениям, общество же рассматривалось как продукт социального взаимодействия людей.

В качестве экспериментальных, заслуживают внимания программы, вышедшие в 1992-1994 гг. по курсам «Основы рыночной экономики», «Начала историко-философских знаний» (авт. З.А. Кибисова), «Основ психологии» (авт.-сост. Р.С. Немов), блока программ учебных курсов по аксиологии: (эстетика, этика, религиоведение) (авт. Г.К. Черкасов)1, (авт. коллектив А.П. Валицкая, Л.А. Громова, Н.С. Гордиенко и др.), «История религий древности» (авт. М.Э. Михейкина), «История религии и атеизма» (авт. В.А. Дымова).

Программа курса «Обществознание», опубликованная в 1994 г. и предназначенная для вечерних школ (авт. Х.Т. Загладина), была ориентирована на то, чтобы создать у школьников представление о путях становления современной мировой цивилизации и мировой культуры в конкретно историческом времени и пространстве, о тенденциях развития мировой цивилизации, роли и месте Российской Федерации в мировом сообществе.

В 1995 г. вышли программы обществоведческих курсов: «Человек и общество» (авт. Л.Н. Боголюбов и др.), «Политика и право (авт. А.Ф. Никитин), «Граждановедение» (авт. Я.В. Соколов и др.).

Программа курса «Политика и право» явилась составной частью комплексного курса «Гражданское образование». В соответствии с концепцией этого курса, в начальной школе пропедевтическую функцию выполнял курс «Азбука граждановедения», в 5-6 и 7-8 классах предполагалось изучение авторского варианта курса «Граждановедение», а в старших классах гражданское и правовое образование завершалось курсами «Основы государства и права» и «основы политологии». Целесообразность объединения в одном курсе политологического и правового разделов была обоснована А.Ф. Никитиным тем, что право и политику объединяет глубокая внутренняя связь, которая в нашем обществе искусственно разрывалась; «соединение политической правовой тематики важно и с дидактической точки зрения. Знания в этих областях взаимообогащают друг друга, помогают глубже понять как сущность политики, ее институтов, так и особенности правового регулирования общественной жизни»1. Основная цель курса заключалась в развитии демократического мировоззрения школьников, в обеспечении им возможности максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции.

Программа курса «Граждановедение. 9-5 кл.» представляла собой попытку авторского коллектива дать собственную версию содержания и построения обществоведческого образования с акцентом на проблемы воспитания. Содержание курса определялось не традиционным сочетание основ общественных наук, привычным для преподавателя, а проблемами общественной жизни, которые вызывали интерес у учащихся.

Два документа - письма Министерства образования «О гражданском образовании и изучении Конституции РФ» (от 06.02.1995 г.) и «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ» (от 19.03.1996 г.), определившие нормативно-правовую базу гражданского школьного образования, сформировали в обществоведческом образовании два доминирующих компонента - политический и правоведческий.

С оформлением в 1995 г. Концепции правового образования в школе, являющейся своего рода стандартом правового образования школьников, активно разрабатывались вариативные программы обществоведческих правовых курсов: «Права Человека свободной страны» (авт. Н.И. Элиасберг)4, «Из историй права» (авт. С.А. Морозова), «Основы правоведения» (авт. С.А. Морозова, Н.И. Элиасберг)2.

В 1996-1998 гг. были опубликованы программы курсов: «Граждановедение» для 5-7 классов (авт. Я.В. Соколов и др.), «Введение в обществознание. 8-9 кл.» (авт. Л.Н. Боголюбов и др.), «Азбука гражданина. 8-9 кл.» (авт. В.О. Мушинский), «Основы правоведения. 8-9 кл.» (авт. В.О. Мушинский), «Основы гражданских знаний. 9 кл.» (авт. О.В. Кишенкова), «Человек. Обществоведческий курс. 9 кл.» (авт. П.С. Гуревич), «Политология. 10-11 кл.» (авт. Р.С. Мухаев), «Основы культуроведения. 10-11 кл.» (авт. П.С. Гуревич) и др.3

К примеру, программа курса «Азбука гражданина»4 базировалась на предложенной автором концепции гражданско-правового образования, в соответствии с которой, в 5-7 классах пропедевтическую функцию выполнял курс «правила нашей жизни», а в старших классах гражданское и правовое образование завершалось курсом «Основы правоведения». Основная цель курса заключалась в том, чтобы дать учащимся эмпирические знания о правовом статусе гражданина России, его политических социально-экономических правах, о государственном устройстве. В программе давалось юридическое толкование понятия «гражданин» и не рассматривался его морально-этический аспект.

Характеризуя программы по общественным дисциплинам в 90-е гг. можно отметить следующие особенности:

- рассмотренные программы иллюстрировали разные авторские подходы к определению содержания образования и позволяли реализовывать разработанную Министерством общего и профессионального образования России стратегию развития вариативного обществоведческого образования на основе Базисного учебного плана РФ с учетом национально-региональных особенностей. Распределение учебных часов и содержание материала по темам в рамках курса проводил сам учитель в зависимости от собственной подготовки, подготовленности учащихся и обеспеченности учебно-методическим материалами1.

· основным принципом проектирования различных вариантов учебных программ по обществознанию выступал принцип модульности по семи содержательным линиям (общество как целое, экономическая, политическая, социальная, духовная сферы жизни общества, человек, отношения общества и природы). При этом выделялись три модуля в рамках учебной программы: базово-инвариантный, вариативно-предметный, коррекционный.

· ярко проявляющаяся проблема методологии в школьном обществознании выявилась в эклектичности ряда программ в своих основах. К примеру, одна группа вопросов освещается в марксистских традициях, другая - с позиций либеральных принципов, третья - в духе религиозных ценностей3.

· анализ существующих тенденций в практике преподавания обществознания дает основания сделать вывод о чрезмерном антропоцентризме и преувеличении роли общечеловеческих ценностей при разработке учебных программ, которые нередко подменялись либеральными или христианскими идеалами4.

· разновекторные акценты авторов программ высвечивали проблему необходимости создания целостной концепции гражданского образования в России, определении его предмета, содержания и целей5 (которая будет представлена лишь в 2003 г. - Р.Д.).

· многообразие обществоведческих курсов актуализировало проблему выявления и реализации внутрипредметных связей. В отличие от интегративных курсов, где линии преемственных связей прослеживались достаточно отчетливо, модульные курсы практически мало связаны друг с другом, хотя и отличаются внутренней целостностью. Решение данной проблемы многим ученым-обществоведам виделось в комбинировании модульных и интегративных курсов.

Многочисленные программы обществоведческих курсов обусловили выход разнообразных учебников и пособий. В 19993 г. выпускается первое учебное пособие по правам человека (авт. А.Ф. Никитин). В 1994 г. был издан экспериментальный учебник В.О. Мушинского «Основы правоведения», признанный лучшей научно-популярной книгой года. Учебник, используемый как в основной школе, так и в старших классах средней школы в занимательной форме вводил школьников в мир права. В 1995 г. вышли учебные пособия для основной школы «Человек и общество» (авт Л.Н. Боголюбов и др.), «Политика и право» (авт. А.Ф. Никитин)5. В них содержались сведения из различных областей обществоведческих знания, необходимые школьникам для успешной социализации. Материал учебников был адаптирован с учетом возрастных особенностей учащихся основной школы.

В 1992-1996 гг. в целях гражданского образования и воспитания учащихся был разработан и опубликован учебно-методический комплекс «Гражданин» (руководитель Я.В. Соколов)6 для 5-9 классов, объединявший в рамках одного курса разнообразные сведения из психологии, права, морали, истории, политологии, экологии и других дисциплин. Через разработанную систему курсов-модулей учащиеся получали сведения интегративного характера (5-7 кл.) и знания конкретных отраслей современного обществознания (8-9 кл.).

В 1996 г. вышло в свет учебное пособие «Введение в обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова (авторы: А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.), в котором материал ориентирован на формирование основ нравственной и правовой культуры подрастающего поколения, учитывающий возрастные особенности восприятия школьников.

В 1996-1997 гг. вышел целый ряд новых учебников и учебных пособий для основной школы: «Введение в обществознание» (авт. А.И. Матвеев и др.)2, «Человек» (авт. П.С. Гуревич)3, «Азбука гражданина» (авт. В.О. Мушинский)4. Материал пособия «Введение в обществознание» был ориентирован на формирование у школьников основ правовой культуры, нравственных начал. В нем рассматривались такие мировоззренческие проблемы как: отношение человека к природе, обществу, самому себе. Достаточно оригинально, в форме диалога ученика с самим собой, было построено учебное пособие «Человек», направленное на осмысление учащимися многих нравственных проблем. Учебник «Азбука гражданина» был построен по принципу концентрических кругов: в центре - человек, а затем условные круги, составляющие сред его жизни.

Для полной средней школы в 1993-1994 гг. были изданы учебные пособия «Введение в политологию» (авт. К.С. Гаджиев и др.)5, а также (авт. А.С. Панарин)6, в популярной форме знакомившие читателя с предметом политологии и ее основными понятиями. В этом же году был выпущен принципиально новый методический комплекс «Мир человека» (авт. А.Ф. Малышевский и др.), включавший пособие для учащихся, хрестоматию и словарь. Авторский коллектив предпринял попытку ответить на фундаментальные философские проблемы: что такое человек и каково его предназначение, в чем смысл человеческой жизни и др.

В 1994 г. было издано учебное пособие «Современный мир» по курсу «Человек и общество» (авт. В.И. Купцов и др.)1, в котором рассматривались важнейшие проблемы современного общества.

В 1995 г. было выпущено учебное пособие «Политика и право» (авт. М.И. Шилобод, В.Ф. Кривошеев и др.), знакомившее учащихся с основными проблемами политологии и права. В этом же году вышло два новых пособия «Введение в социологию» (авт. А.И. Кравченко) и «Введение в философию» (авт. А.Ф. Малышевский)4, в которых излагались основы социологических и философских знаний. В 1997 г. было издано учебное пособие Р.Т. Мухаева «Введение в политологию»5, где автор представил широкий спектр политологических понятий.

Необходимо отметить, что учебные курсы «Современный мир» и «Политика и право» с УМК, рассматривались как вариативные по отношению к курсу «Человек и общество».

Пособия к факультативным курсам по выбору для старшеклассников, изданные в 1994-1998 гг., представляли различные вариации6.

В 1990-е гг. методические вопросы организации процесса обучения школьного обществознания получили дальнейшее развитие инновационные процессы, связанные с реформированием когнитивной модели образования в личностно-ориентированную модель.

В значительной степени они были связаны с реализацией в массовой педагогической практике передового опыта учителей, сложившегося в отечественной школе, а также идей русских и зарубежных педагогов, не получивших своего развития в условиях существования унифицированной модели образования. Совершенствование организации процесса обучения обществознанию направлено на:

· внедрение в практику эффективных форм и методов обучения, ориентированных на развитие личности учащегося, учет его индивидуальных особенностей и потребностей. Индивидуализация и дифференциация обучения позволяют педагогам ориентироваться не на усредненного ученика, а на развивающуюся личность;

· изменение структуры традиционного урока, увеличение роли и места в нем самостоятельной работы учащихся, ориентированной на развитие их мыслительной деятельности;

· широкое использование наряду с репродуктивными методами обучения проблемных методов (метода проблемного изложения, эвристического и исследовательского методов), связанных с развитием творческих начал личности учащегося;

· замену в старшем звене школы традиционных уроков такими формами организации учебно-познавательной деятельности как: семинар, лекция, конференция, дискуссия, практикум, интегрированный урок и т.д., позволяющими добиться более высоких результатов в обучении, развивать интерес учащихся к предметам обществоведческого цикла;

· использование новых методов проверки знаний и умений учащихся (например, тестового контроля)4;

- оптимизацию процесса обучения, позволяющую добиться максимально возможных в конкретных условиях учебно-воспитательного процесса результатов;

технологизацию процесса обучения, внедрение в практику работы школ инновационных технологий (программированного обучения; компьютерных технологий) и т.д.1

Таким образом, процесс становления методико-дидактических форм школьного обществоведческого образования в 1990-е годы, проходя переходный период оформления, сталкивался с целым рядом сложностей и проблем. Бесспорным плюсом было творческая переработка учителем школы появляющихся разнообразных пособий, авторских курсов, региональных разработок, целого потока программ по обществоведческим дисциплинам.

Новые курсы существенно разнились по содержанию, идейной направленности, уровню и качеству изложения учебного материала. В практике наряду с интересными и ценными разработками появлялись далекие от науки, малограмотные тексты, а также механически «опрокинутые» на школу вузовские курсы. Широкий спектр программ по вводимым курсам не подкреплялся в начале учебной литературой.

Не имея четкой государственной программно-целевой установки, содержательные нововведения разрабатываемые поэтапно, сопровождались хаотичностью регионального введения новых обществоведческих курсов, поступлением учебной литературы в школу.

Яркой проблемой 1990-х гг. - стала проблема дидактико-методической подготовки учителей-предметников. Новое содержание требовало новой методики, поворота к таким формам и методам, которые стимулируют творческую самостоятельность и познавательную активность учащихся, перехода от «вопросно-ответной» к «диалогической» технологии. Сохранение традиций «воспроизводящей» методики существенно сужала перспективы новых курсов. Причиной этого можно считать и отсутствие учебных методик, а также методических разработок, отсутствие факультетов обществоведения (или социологических факультетов) в педвузах, где бы осуществлялась подготовка учителей-обществоведов со второй специальностью «История».

Несмотря на указанные недостатки, именно в 1990-е годы школьное обществоведческое образование определяет свое становление с оформлением структурно-содержательного и методико-дидактического инструментария.

Таким образом, в начале 90-х гг. государственная политика в области образования сводилась к принципам «свободы и плюрализма в образовании», что позволило обеспечить многообразие образовательных учреждений, вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Вместе с тем, Россия переживала системный кризис, характерный для переходных обществ, что самым непосредственным образом сказалось на состоянии образования. Кризис существенно затормозил некоторые позитивные изменения перестроечного периода. Утверждение рыночных отношений, которые вторглись в образовательную сферу, и четко обозначившийся уход государства из этой сферы привел к передаче значительной части его функций по содержанию школы органам местного самоуправления и частным спонсорам. Отсутствие опыта, финансовая бедность местного управления и перегруженность множеством текущих забот, а также низкая социальная ответственность отечественного, особенно регионального бизнеса породили немало негативных тенденций в системе школьного образования.

Попытки государства в 90-е гг. введения половинчатых непродуманных нелогичных нормативно-юридических документов, нарушающих философское норматирование образовательной линии («от общего к частному»), инициировали опасность утраты или возможности осуществлять полноценный образовательный процесс, что благоприятствовало росту негативных тенденций в массовом сознании и поведении граждан.

В то же время, в середине 90-х гг. были разработаны нормативные документы для перехода к новой модели школьного обществоведческого образования. Введение в действие в 1993 г. Базисного учебного плана дали возможность школам разработать новые учебные планы. Это позволяло обеспечить, с одной стороны, единство педагогического пространства Российской Федерации, а с другой - отразить специфику региона и школы. Для совершенствования управления школьной образовательной системой было сформировано Министерство образования РФ. Противоречие образовательной сферы этого периода заключалась в том, что активизация законотворчества, созданного государственного аппарата в области целенаправленного процесса воспитания и обучения, столкнулась с чуждыми Российской традиции тенденциями в политике самого государства, касавшиеся, прежде всего, собственности и финансирования в области образования и науки.

В 1990-е гг. цели обществоведческого образования формировал «социальный заказ», не отождествляемый с идеологическими ориентирами той или иной партии. «Социальный заказ» был отражением потребностей не только российского общества в целом, но и формирующейся личности в частности.

В начале 1990-х гг. необходимость нового обществоведческого курса объяснялась коренными переменами в стране; стремлением возродить российскую государственность, преодолеть «образ врага» в отношениях с другими странами; перестройкой в сфере образования; активным отторжением педагогами и школьной молодежью прежнего содержания общественных дисциплин. Вторая половина 90-х гг., с принятием ряда документов долговременного государственного и гражданского действия (прежде всего Конституции РФ), формировали заказ на разработку и внедрение нового обществоведческого образования: индивидуального, личностно-ориентированного, интегративного.

Индивидуальная конфигурация системы школьного социогуманитарного образования в начале 90-х гг. закрепилась в Концепции вариативного образования, реализованная в Законе РФ «Об образовании» (1992г.) и в ряде документов Минобразования России. Она оформила право образовательных учреждений на построение собственной образовательной программы. Следствием этого стало признание права педагогов на творческий индивидуальный подход к построению системы школьного гуманитарного образования.

В содержании школьного гуманитарного образования в 90-е гг. произошел ряд позитивных изменений: отказ от сверхидеологизации; возросшее внимание к раскрытию личностного аспекта общественного развития, показ в нем роли человека, сущности и мотивов его деятельности; переход к изложению альтернативных точек зрения на общественный процесс; увеличение в содержании образования удельного веса материала по обществоведению, традициям и культуре современных народов России; включение в содержание фактов, альтернативных интерпретаций, отражающих достигнутый уровень наук о человеке и обществе; создание разнообразных программ, учебных пособий; применение различных форм организации учебного процесса и разнообразие педагогических технологий.

В тоже время в качестве негативных тенденций можно отметить противоречия между задачами формирования у школьников целостной картины исторического прошлого и содержанием отдельных учебных курсов и модулей по обществоведению. Сложилась ситуация, при которой стандарты обществоведческого образования были не всегда согласованы с программами курсов и учебниками, что в итоге приводило к серьезным пробелам в знаниях учащихся.

Быстрая ломка структуры гуманитарного образования, отказ от линейного принципа построения материала породили целый ряд проблем: содержание учебников было перегружено и зачастую не адаптировано с учетом возрастных особенностей учащихся. Децентрализация образования привела к размыванию целостности, утрате национально-культурного ядра гуманитарного образования, обусловив необходимость регламентации деятельности педагогов и определения нормативных требований к гуманитарному образованию учащихся на основе федерального стандарта как средства обеспечения взаимных прав и обязанностей учащихся и педагогов. Назрела необходимость разработки и принятия государственных образовательных стандартов как одной из наиболее актуальных проблем общеобразовательной школы модели 90-х гг.

Вариативность структурно-содержательных инноваций привела к тому, что содержание обществознания образца 1990-х гг., представленное большим количеством различных курсов, оказалось столь же неустойчивым и размытым в своих границах, как и цели обществоведческой подготовки. Поле содержания смыслов простиралось от вопросов устройства мироздания до правил поведения за столом, от анализа типов цивилизаций до выявления специфики рекламного бизнеса. Большой спектр обществоведческих курсов как локальных (специальных, модульных), так и интегративных порождал клочковатость, бессистемность знаний школьников, усиливал эклектизм их мировоззренческих позиций. Требовался дальнейший поиск новых оригинальных систем обществоведческой подготовки.

Не имея четкой государственной программно-целевой установки, содержательные нововведения, разрабатываемые поэтапно, сопровождались хаотичностью регионального введения новых обществоведческих курсов, исходя из условий поступления учебной литературы в школы.

В 1990-е гг. в вопросах организации процесса обучения школьного обществознания получили дальнейшее развитие инновационные процессы, связанные с реформированием когнитивной модели образования в личностно-ориентированную модель.

Методика обучения обществоведения вступила в новый этап своего развития, связанный с накоплением и первичным обобщением фактов, явлений, порожденных новой педагогической реальность, а также переосмыслением опыта накопленного русской и советской школой. В значительной степени они были связаны с реализацией в массовой педагогической практике передового опыта учителей, сложившегося в отечественной школе, а также идей русских и зарубежных педагогов, не получивших своего развития в условиях существования унифицированной модели образования.

Попытка совершенствования организации процесса обучения гуманитарных дисциплин было направлено на: внедрение в практику эффективных форм и методов обучения, ориентированных на развитие личности учащегося, учет его индивидуальных особенностей и потребностей; изменение структуры традиционного урока, увеличение роли самостоятельности учащихся, ориентированной на развитие их мыслительной деятельности; широкое использование наряду с репродуктивными методами обучения проблемных методов (метода проблемного изложения, эвристического и исследовательского методов), связанных с развитием творческих начал личности учащегося; замену в старшем звене школы традиционных уроков такими формами организации учебно-познавательной деятельности как: семинар, лекция, конференция, дискуссия, практикум, интегрированный урок и т.д., позволяющими добиться более высоких результатов в обучении, развить интерес учащихся к предметам обществоведческого цикла; использование новых методов проверки знаний и умений учащихся в виде тестового контроля; оптимизацию процесса обучения, позволяющую добиться максимально возможных в конкретных условиях учебно-воспитательного процесса результатов; технологизацию процесса обучения, внедрение в практику работы школ инновационных технологий (программированного обучения; компьютерных технолог

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...