Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.Единая система конструкторской документации (ЕСКД).




7. Единая система конструкторской документации (ЕСКД).

Единая система конструкторской документации (ЕСКД) - комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимосвязанные правила, требования и нормы по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой на всех стадиях жизненного цикла изделия (при проектировании, разработке, изготовлении, контроле, приёмке, эксплуатации, ремонте, утилизации).

Стандарты ЕСКД распространяются на изделия машиностроения и приборостроения.

Поскольку ЕСКД представляет собой набор государственных стандартов, в настоящее время её применение на территории РФ носит рекомендательный характер, то есть ЕСКД применяется на добровольной основе (если иное не предусмотрено договором, контрактом, отдельными законами, решением суда).

 

Вопросы:

1. Чем установлены правовые основы стандартизации?

2. Объясните сущность стандартизации.

3. Задачи стандартизации.

4. Какие вы знаете органы по стандартизации?

5. Поясните функции Госстандарта.

6. Какова задача Технического комитета?

7. Согласно какой схеме осуществляется разработка и утверждение стандартов?

8. Расшифруйте «ГКиН» и объясните, – что это?

9. Являются ли обязательными требования к показателям качества? Почему?

10. Каким образом можно получить право маркировать свою продукцию знаком соответствия государственным стандартам?

11. Чем обеспечивается проверка технической документации?

12. Назовите цель нормоконтроля.

13. Объясните, что такое «ЕСКД»?

 


Раздел 2. Система стандартизации в отрасли

Тема 2. 1. Государственная система стандартизации и научно-технический прогресс

1. Задача стандартизации в управлении качеством.

2. Системный анализ в решении проблем стандартизации.

3. Унификация и агрегатирование.

4. Комплексная и опережающая стандартизация.

5. Комплексные системы общетехнических стандартов.

1. Задача стандартизации в управлении качеством.

Стандартизация является одним из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции (работ, услуг).

Стандартизация влияет на улучшение качества продукции путем комплексной разработки стандартов на сырье, материалы. Полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, оснастку и готовую продукцию, через установление в стандартах технологических требований и показателей качества, единых методов испытаний и средств контроля.

Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

2. Системный анализ в решении проблем стандартизации.

Стандартизация базируется на определенных исходных положениях, которые называются принципами, отражающими основные закономерности процесса разработки стандартов. К основным принципам стандартизации относятся: сбалансированность интересов сторон (при этом под сторонами понимаются потребители, разработчики и изготовители продукции); принцип системности; перспективность работ, обеспечиваемая выпуском опережающих стандартов; динамичность и ряд других принципов.

Также можно выделить такие основные методологические принципы стандартизации, как публичность, структурное и параметрическое согласование, которые являются основой всех известных методов и принципов стандартизации: унификация, баланс интересов, системность и др. Этим самым авторы обобщают научность понятия «стандартизация», формулируя понятие новой научной дисциплины – протипологии как науки о стандартизации.

Одним из важнейших принципов стандартизации считается принцип сбалансированности интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию или услугу. Под этим следует понимать, что в результате согласования стандартов необходимо учитывать как требования потребителя, так и возможности изготовителя. Другими словами, необходим максимальный учет законных интересов заинтересованных сторон.

Основа жизнедеятельности людей – создание благ, необходимых для отдельных индивидов и общества в целом. Взаимодействие групп людей и отдельных личностей как совокупность отношений по производству и потреблению благ выражаются в процессах обмена. Составляющими этого процесса являются субъекты отношений, т. е. стороны, осуществляющие обмен (производители и потребители), а также объекты обмена – продукция и услуги. Совокупность этих отношений составляет содержание экономики общества.

Традиционно выделяются в качестве основных две формы развития экономических систем: натуральное хозяйство и товарное производство, в других источниках индивидуальное и массовое производство. Натуральное и товарное производство различаются по следующим признакам: развитость или неразвитость общественного раз деления труда; замкнутость или открытость хозяйства; экономическая форма изготавливаемого продукта; способ разрешения противоречий между производством и потреблением. В натуральном хозяйстве преобладает ручной труд, в товарном – общественное разделение труда, в результате при переходе от натурального хозяйства к товарному производству неизменно увеличиваются масштабы производства. Этот переход обуславливает возникновение новых отношений между субъектами экономики, поскольку продукт труда принимает форму товара и начинает производиться в целях последующего обмена между субъектами.

В условиях разделения труда, массового производства процессу обмена товарами или услугами предшествует получение и обработка информации об объекте обмена. Одним из инструментов оформления такой информации является стандарт. По нашему мнению, наиболее полным определением понятия «стандарт» является следующее: стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Другими словами, стандарт – это набор норм и требований, определяющих пригодность продукта для потребления. Отметим, что в настоящей статье понятие стандарта не всегда отождествляется с конкретным документом, в то время как среди специалистов под стандартом традиционно понимают документ, разработанный и утвержденный в установленном порядке.

Поскольку реальные возможности производства ограничены, а потребности, в конечном счете, не ограничены, то при реальном обмене необходим компромисс между субъектами отношений по вопросам требований к товару. На практике стандарты всегда являются результатом консенсуса между сторонами. Потребность в товаре стимулирует развитие его производства. Поэтому массово производимый продукт, как правило, имеет своего потребителя. Однако в рыночной экономике зачастую вначале создаётся новый продукт, а потом генерируется потребность в нем, например, путем рекламы.

В процессе взаимодействия потребителя и изготовителя происходит оценка степени пригодности изделия для потребителя. Этот процесс заключается в оценке качества изделия. Данный механизм оценивания необходим для того, чтобы выбрать из готовых выпускаемых изделий наиболее соответствующие ожиданиям потребителя. Для принятия решения, что производить, необходимо выбрать подходящее изделие по качеству из полученной в процессе анализа рынка информации.

Взаимодействие потребителя и изготовителя по поводу производства и обмена товаром как процесс взаимодействия двух систем связан с интегрированным набором свойств. В связи с этим возникает проблема структурирования свойств для получения детерминированной оценки. Отметим, что, по мнению некоторых специалистов, под качеством понимается функция какого-либо изделия или процесса, которая реализуется через свойства. В большинстве ситуаций можно отождествлять понятия «качество» и «полезность», поэтому далее эти слова мы будем использовать как равнозначные.

В дальнейшем изложении мы будем активно пользоваться понятием «система». В классическом понимании «система» – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, объединенных в одно целое для достижения определенной цели и образующих определённую целостность, единство. При этом под целью понимается множество результатов, определяемых назначением системы, т. е. цель рассматривают как один из главных атрибутов системы. Например, многообразие организмов невозможно без их систематизации; так называемая система живых организмов – органический мир Земли насчитывает около 1, 5 млн видов животных, 0, 5 млн видов растений, около 10 млн. микроорганизмов. К социальным системам относятся системы государственного управления, системы самоуправления, системы управления бизнес-организациями, организациями, институтами, группами, ассоциациями. В целом любое изделие или процесс представляет собой систему – набор элементов, связанных между собой определённым образом. Так, предприятие, как техническая система, осуществляет свою деятельность с целью выпуска продукции, которая будет востребована на рынке. В качестве другого примера можно привести социальную систему – группа людей. Это может быть научный, производственный и др. коллектив, объединенный общей работой, интересами и целями.

Потребитель и производитель – это две системы, которые стремятся к взаимодействию. Вообще вся деятельность материи и общества – это взаимодействие систем. В свою очередь, взаимодействие – это всегда адаптация систем ввиду того, что они не будут взаимодействовать, если у них не будет «общих точек» пересечения, «общего уровня». Примером может служить общение людей: человек без специального образования не будет воспринимать выступление докторанта либо другого научного сотрудника. Для того чтобы данный человек воспринял информацию, необходимо либо ему повышать свой образовательный уровень, либо речь выступающего адаптировать под его уровень понимания. Примером неодушевленных систем является взаимодействие автомобильного транспорта с дорожной сетью. Транспорт – это комплекс, состоящий из отдельных видов: железнодорожного, морского, речного, автомобильного, трубопроводного и воздушного. Все виды транспорта взаимодействуют между собой, и вместе они составляют транспортную систему. И, наконец, потребитель и производитель – это также две системы, которые стремятся к взаимодействию. В настоящей работе даже физически неделимые объекты, такие как болт, проволока и др., рассматриваем как систему.

Таким образом, взаимодействие систем – это обмен сигналами, несущими общую информационную нагрузку для взаимодействующих систем. Это язык является в определённом смысле стандартом взаимодействия. Основной признак этого стандарта – одинаковое понимание языка сторонами взаимодействия. Технические стандарты исполняют указанную выше функцию взаимодействия систем изготовления и потребления и унифицируют для сторон требования к продукции и услугам на языке, одинаково воспринимаемом сторонами процесса производства и обмена товаром.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...