Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.Комплексные системы общетехнических стандартов.




5. Комплексные системы общетехнических стандартов.

В общем объеме национальных стандартов (ГОСТ и ГОСТ Р) особое место занимают комплексы стандартов общетехнических систем (ССБТ, ЕСЗКС, СРПП, ЕСКД, ГСИ и др. ).

Создание взаимоувязанных систем нормативных документов на основе комплексного подхода к проблемам в свое время стало одним из важных достижений советской и российской стандартизации. Указанные системы и требования их стандартов являются структурообразующими во всем комплексе национальных стандартов.

В составе многих систем сформированы блоки, распространяющиеся на группы однородной продукции или сформированные по другим признакам. В рамках указанных блоков с учетом требований общих технических регламентов могут при необходимости разрабатываться специальные технические регламенты.

В общем случае общетехническая система может включать в себя общие технические регламенты, специальные технические регламенты и гармонизированные с техническими регламентами национальные стандарты.

Приведем несколько примеров комплексных систем общетехнических стандартов.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ)

Федеральный закон " О техническом регулировании" (далее - ФЗ) определяет безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

В настоящее время действуют следующие нормативно - правовые акты Российской Федерации в области безопасности труда:

- Трудовой кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон " Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. № 181

- ФЗ с изменениями от 20 мая 2002 г. № 53-ФЗ;

- постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399 " О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда";

- национальные стандарты Системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ),

Единая система защиты материалов и изделий от коррозии, старения и биоповреждений (ЕСЗКС)

Требования стандартов ЕСЗКС обеспечивают " защиту имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества" от таких разрушительных процессов, как коррозия металлических изделий.

Единая система конструкторской документации (ЕСКД)

Основной комплекс государственных стандартов ЕСКД был разработан и введен в действие в 1968г. Он установил взаимосвязанные единые требования, правила и положения по классификации, разработке, оформлению и обращению конструкторской документации на всех стадиях и этапах жизненного цикла изделия (продукции), начиная от маркетинга и научных исследований и заканчивая утилизацией.

 

Вопросы:

1. На что влияет стандартизация?

2. Что является основными результатами деятельности по стандартизации?

3. Назовите и объясните основные принципы стандартизации.

4. Какие выделяют формы развития экономических систем?

5. Что такое «стандарт»?

6. Что такое «система»? Какие две системы стремятся к друг другу?

7. Объясните понятия «унификация» и «агрегатирование».

8. Объясните понятия «комплексная стандартизация» и «опережающая стандартизация».

9. Приведите примеры комплексных систем общетехнических стандартов.


Раздел 2. Система стандартизации в отрасли

Тема 2. 2 Стандартизация основных норм взаимозаменяемости

1. Общие понятия основных норм взаимозаменяемости. Виды взаимозаменяемости.

2. Модель стандартизации основных норм взаимозаменяемости. Структура системы. Систематизация допусков. Систематизация посадок.

3. Стандартизация точности гладких цилиндрических соединений (ГЦС). Системы допусков и посадок ГЦС. Предельные отклонения.

4. Автоматизированный поиск нормативной точности.

1. Общие понятия основных норм взаимозаменяемости. Виды взаимозаменяемости.

На современных машиностроительных заводах детали, как правило, изготавливают независимо друг от друга в одних цехах, а собирают в сборочные единицы и изделия - в других. При сборке широко используют нормальные крепежные детали, детали из резины и пластмасс, различные виды подшипников качения, электротехнические и другие комплектующие готовые изделия, изготовленные в разное время и на разных заводах. Несмотря на это, сборка изделия осуществляется без подгонки деталей, а полученные в результате сборки изделия отвечают установленным на них техническим условиям. Такая организация производства стала возможной благодаря реализации принципов нормирования требований к деталям, сборочным единицам, механизмам, машинам, используемых при конструировании, благодаря которым предоставляется возможность изготавливать их независимо, собирать или заменять в процессе ремонта без дополнительной обработки при соблюдении технических требований к изделию.

Взаимозаменяемость - свойство независимо изготовленных с заданной точностью деталей (сборочных единиц) обеспечивать возможность бесподгоночной сборки (или замене при ремонте) сопрягаемых деталей в сборочные единицы, а сборочных единиц - в механизмы и машины при соблюдении предъявляемых к ним (сборочным единицам, механизмам, изделиям) технических требований.

Как следует из определения, взаимозаменяемость, с одной стороны, является свойством, заключающимся в приспособлении деталей и сборочных единиц к беспригоночной сборке и обеспечению работоспособности изделия, а с другой стороны - это принципы реализации этого свойства, обеспечивающего достижение оптимальной точности выходных характеристик.

Принципы взаимозаменяемости являются основополагающими при конструировании, обеспечиваются при изготовлении и используются при эксплуатации.

Взаимозаменяемость обеспечивает:

- гарантированное качество продукции. Если в процессе производства были полностью выполнены требования чертежей и другой нормативной документации, то изделие будет работоспособным, именно таким, каким его задумал конструктор;

- упрощение процесса сборки, который сводится к простому соединению деталей. Появляется возможность выполнения сборочных работ рабочими преимущественно невысокой квалификации;

- предпосылки к широкой специализации и кооперированию заводов. Имеется возможность изготавливать детали и узлы в отдельных цехах, на разных завода, расположенных в разных городах и странах; специализировать отдельные заводы на производство конкретных узлов и поставки их другим заводам; удешевление производства;

- возможность организации поточного производства;

- упрощение ремонта, который сводится к простой замене детали или узла. За счет этого уменьшаются простои оборудования, улучшаются технико-экономические показатели его эксплуатации.

Виды взаимозаменяемости

Взаимозаменяемость может быть полной или неполной (ограниченной).

Полная взаимозаменяемость - это взаимозаменяемость, при которой обеспечивается выполнение всех видов параметров с точностью, позволяющей производить беспригоночную сборку (или замену при ремонте) любых независимо изготовленных деталей в готовые изделия. При этом обеспечивается работоспособность изделия и соблюдаются предъявляемые к нему технические требования.

Неполная взаимозаменяемость - это взаимозаменяемость, при которой в результате беспригоночной сборки получают готовое изделие, но для обеспечения заданной точности выходных характеристик (работоспособности изделия) предусматривается возможность выполнения дополнительных операций (для компенсации погрешностей первичных параметров) или групповой подбор деталей с размерами определенной группы (селективная сборка).

Размерная взаимозаменяемость -это взаимозаменяемость по присоединительным размерам. Например, при замене вышедшего из строя электродвигателя новый устанавливают на то же место (полная взаимозаменяемость в отношении размеров).

Параметрическая взаимозаменяемость - это взаимозаменяемость по выходным параметрам, т. е. взаимозаменяемость, при которой обеспечивается необходимая точность выходных параметров без дополнительной регулировки, подгонки и т. п. Заменяемый двигатель должен обладать взаимозаменяемостью не только по присоединительным размерам, но взаимозаменяемостью по мощности, частоте вращения вала и т. п.

Внешняя взаимозаменяемость - это взаимозаменяемость отдельных изделий, которые собирают в более крупные по геометрическим и выходным параметрам (присоединительные размеры, их предельные отклонения; выходные эксплуатационные и функциональные характеристики).

Внешняя взаимозаменяемость обеспечивается стандартами отдельных видов изделий (подшипники и т. п. ).

Внутренняя взаимозаменяемость - это взаимозаменяемость отдельных деталей или сборочных единиц, входящих в изделие по всем параметрам. Например, при сборке подшипников качения используется неполная взаимозаменяемость. С кольцами определенных размеров собирают шарики или ролики также определенных размеров. Поэтому если разобрать несколько подшипников, перемешать тела качения, а затем их снова собрать, то почти наверняка не все подшипники будут удовлетворять техническим требованиям по выходным параметрам.

Внутренняя взаимозаменяемость обеспечивается стандартами общего назначения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...