Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационные технологии в муниципальном управлении




 

Переход на массовую компьютеризацию задач, решаемых в му­ниципальном управлении, обусловлен:

· высокой динамичностью изменения обстановки в новых эко­номических условиях;

· необходимостью учета значительного числа факторов и ограни­чений при решении вопросов обеспечения жизнедеятельности города;

· необходимостью обработки больших объемов информации в процессе изучения и оценки обстановки, подготовки и приня­тия управленческих решений.

Информатизация управленческой деятельности в городах реали­зуется, как правило, в соответствии с разработанными концепциями создания АИС, в которых определяются цели и основные положения построения конкретной системы, ее организация, приоритетность и этапность выполнения работ. С учетом современных достижений в области информатиза­ции управления ведутся разработка и внедрение в административно-хозяйственные структуры вычислительной техники, средств связи и новых информационных технологий.

Особое внимание уделяется обеспечению информационной и ин­теллектуальной поддержки управленческой деятельности администра­тивных органов (начиная от мэрии до низовых звеньев управления) и оказанию информационных услуг предприятиям, организациям и на­селению города. Этому способствует тщательное изучение организа­ционных структур и основных этапов процесса управления, вклю­чающих планирование деятельности, контроль за складывающимися ситуациями, формирование по результатам их анализа управляющих воздействий. Управленческие функции реализуются специалистами и руководителями структурных подразделений постоянно, протекают в жестком временном ритме оперативного реагирования на меняющую­ся обстановку, а потому требуют информационного сопровождения и выработки сценариев поведения специалистов на каждом АРМ как звене городской сетевой информационной среды.

При создании муниципальных ИС, как правило, выделяют справочно-аналитическую и управленческую ее части.

Функционирование системы управления городом невозможно без справочно-аналитической системы, в которой сосредоточиваются большие общегородские массивы данных. Так, в крупных городах соз­даются автоматизированные банки данных в масштабе городского хо­зяйства, имеющие целью своевременно обеспечивать широкий спектр пользователей актуализированными достоверными сведениями о со­стоянии объектов и субъектов городского хозяйства за определенный период времени.

Управленческая часть системы развивается по мере автоматиза­ции рутинных процедур реализации функциональных задач и приня­тия решений, составной частью которых являются расчеты. В отли­чие от задач справочно-аналитического характера управленческие задачи обычно имеют четкую периодичность и жесткие сроки ис­полнения.

Функциональные задачи, решаемые в условиях ИС муниципаль­ного управления, связаны со стратегическим, перспективным и те­кущим планированием развития, учетом и контролем, регулировани­ем муниципальной собственности. Для этого в структурных подраз­делениях органов управления создаются АРМ специалистов и базы данных, обеспечивающие решение задач по управлению средствами местного бюджета, ценными бумагами, муниципальными внебюд­жетными и валютными фондами, имуществом органов самоуправле­ния, а также землей и другими природными ресурсами, находящи­мися в муниципальной собственности, унитарными предприятиями, учреждениями, организациями, муниципальными банками и други­ми финансово-кредитными организациями, муниципальным жилым фондом, нежилыми помещениями и т.п.

Рассмотрим важнейшие направления информатизации работ, ко­торые реализуют административный аппарат мэра города и сотруд­ники подчиненных ему департаментов и комитетов городского само­управления.

 Административное управление мэрии основывается на широком использовании распространенных общепользовательских и специа­лизированных программных продуктов. Информатизация этого вида деятельности должна обеспечивать:

· работу должностных лиц с нормативно-справочной информацией;

· ведение учета и отчетности технических, материальных, фи­нансовых и других ресурсов;

· осуществление планирования и контроля выполнения планов;

· применение в процессе деятельности должностных лиц рас­четных задач и моделирования ситуаций;

· осуществление проектирования и макетирования документации;

· статистическую обработку данных;

· ведение служебной переписки, оформление нормативно-распорядительной и финансовой документации.

Информатизация административной деятельности руководящих работников мэрии предусматривает внедрение и использование справочно-правовых систем, безбумажных технологий делопроизвод­ства, электронного документооборота, а также ряда других реализо­ванных фирмами-разработчиками офисных и административных программных средств и имеющегося на рынке программного обеспе­чения. В их числе широко применяемые программные средства об­щепользовательских приложений, систем обработки документов, электронной почты.

Автоматизированные рабочие места (АРМ) юристов, экономистов, бухгалтеров, руководителей и специалистов органов власти и управле­ния оснащаются справочной правовой системой (СПС) «Консультант плюс», которая содержит документы органов государственной власти и при условии, если она создана в ходе сотрудничества регионального представительства сети «Консультант Плюс» с местными органами вла­сти и управления, включает и документы местного самоуправления конкретного субъекта Российской Федерации. Система позволяет опе­ративно осуществлять поиск необходимых документов по разным кри­териям: тематике, виду документа, принявшему его органу, названию документа, его номеру, дате принятия, тексту и ключевым словам.

В администрации для организации электронного документооборо­та  создается подсистема «Документооборот», а для регистра­ции входящих писем, контроля за их прохождением, учета и контро­ля исходящей корреспонденции создаются автоматизированные под­системы «Входящие письма» и «Исходящие письма». Создаются ло­кальные базы данных с полными текстами распоряжений и поста­новлений главы администрации. Для записи населения на прием к руководству администрации АРМ инспектора общественной прием­ной оснащается не только подсистемами для регистрации входящей и исходящей корреспонденции, но и базой данных «Прием» и т.п.

Департамент муниципального имущества является одним из важнейших структурных подразделений мэрии. Информатизация деятельности этого департамента должна охватывать функции управ­ления, пользования, распоряжения муниципальной собственностью, а также отражать в БД факты государственной регистрации юриди­ческих лиц и физических лиц, осуществляющих предприниматель­скую деятельность без образования юридического лица.

Для специалистов департамента создаются АРМ, где с использо­ванием ПК формируется реестр муниципальной собственности, ав­томатизируются процедуры регистрации с занесением в базы дан­ных, осуществляется учет арендной платы. Все АРМ оснащаются справочно-поисковыми системами. В частности, ППП «Имущество» осуществляет поиск и выборку информации в различных разрезах, позволяет производить учет муниципального имущества, муници­пальных предприятий, учреждений, организаций.

Департамент городского хозяйства, являясь структурным ор­ганом управления, несет полную ответственность за состояние дел в отрасли. Поэтому информатизация управленческих процессов имеет целью реализовать информационное обеспечение решения функцио­нальных задач в областях энергетического, дорожно-транспортного, жилищно-коммунального хозяйства, средств связи и бытового обслу­живания населения для нормальной жизнедеятельности горожан, содержания объектов внешнего благоустройства и надлежащего са­нитарного состояния города. Применительно к каждому из перечис­ленных направлений органами управления соответствующих органи­заций создаются на базе локальных, открытых вычислительных се­тей, информационные технологии, которые позволяют специалистам этих организаций, используя АРМ и информационное взаимодейст­вие с общесистемными базами данных муниципальной ИС, решать все необходимые функциональные задачи.

Департамент образования, культуры и спорта является структур­ным органом мэрии и в процессе своей деятельности имеет информа­ционные связи с другими структурными подразделениями мэрии, обла­стной администрации, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, общественными объединениями и гражданами.

Наиболее важным аспектом деятельности специалистов этого де­партамента является слежение совместно с финансовым управлени­ем за движением финансовых потоков и, в частности, потоками бюджетных средств. Поэтому для автоматизации работ бухгалтера и экономистов в учреждениях, занимающихся распределением финан­совых средств, кредитованием подотчетных учреждений и составле­нием сводной отчетности создаются АРМ со специализированным программным обеспечением, позволяющим генерировать платежные поручения после ввода сумм финансирования по учреждениям, фор­мировать уведомления для учреждений после ввода векселей, взаи­мозачетов и выделенных кредитов. Эксплуатация АРМ основывается на постоянном обновлении БД, содержащих списки банков и учреж­дений, реквизиты плательщика и других, что позволяет формировать с использованием ПК все основные отчеты, связанные с отражением финансирования, кредитования, формирования остатков с нарас­тающими поквартальными итогами, расшифровкой финансирования по датам, по параграфам и т.п.

Основной задачей информатизации в деятельности департа­мента здравоохранения и социальной защиты является организация информационного сопровождения движения бюджетных и других финансовых средств, которые предназначены для охраны здоровья и гарантированной доступной медицинской помощи населению горо­да, выделяются бюджетом на гарантированную поддержку семьи, пожилых граждан, инвалидов, а также на развитие системы социаль­ных служб, пенсионного обеспечения.

В формировании информационного обеспечения решения функ­циональных задач в области здравоохранения и пенсионного обеспе­чения большое значение отводится созданию и актуализации обще­системных и локальных баз данных. Они содержат справочные и статистические данные о проживающем в городе населении, состоя­нии эпидемиологической обстановки, проводимых медицинских ос­мотрах, прививках, а также позволяют выявлять финансовые затра­ты, которые связаны с проведением профилактических мер и лече­нием заболеваний. Большое значение уделяется анализу прохожде­ния денежных средств между городским управлением здравоохране­ния и медицинскими страховыми компаниями.

Подсистема «Социальная защита» кроме общесистемных баз данных предусматривает использование большого разнообразия специализиро­ванных БД, необходимых для ведения в электронном виде документации по денежному содержанию пенсионеров различных групп. Так, создают­ся БД «Ветераны», «Инвалиды», «Слепые», «Многодетные», «Матери-одиночки», «Блокадники», «Репрессированные», «Военные узники», «Военные пенсионеры» и др.

    Как показывает практика создания ИС муниципального управле­ния, с ростом потоков информационного взаимообмена и унификации отдельных технологических цепочек территориально расположенные в мэрии сети отдельных подразделений (например, департамента финан­сов, департамента муниципального имущества, аппарата мэра и др.) легко объединяются в единую корпоративную сеть (Рис.1.).

 

      Рис. 1. Схема корпоративной вычислительной сети мэрии города

Корпоративность интересов, принцип первого руководителя по­зволяют сконцентрировать административные сети в одном подраз­делении, сэкономив трудовые ресурсы, значительно облегчив кон­фигурирование сети и снизив транзакции.

Сетевые информационные ресурсы в таких случаях размещаются на нескольких файловых серверах, один из которых является коммуника­ционным. Это позволяет осуществлять удаленный доступ к сетевым ресурсам мэрии пользователям, находящимся вне стен здания мэрии.

В корпоративных сетях наиболее эффективным оказывается ис­пользование сетевых операционных систем (ОС), изначально пред­назначенных для работы в сети. Сетевые функции у этих ОС глубоко встроены в основные функциональные модули, что обеспечивает их логическую стройность, простоту эксплуатации и модификации, а также высокую производительность. В корпоративных сетях наиболее эффективным оказывается ис­пользование сетевых операционных систем (ОС), изначально пред­назначенных для работы в сети. Примером такой ОС является система Windows NT фирмы Microsoft, которая за счет встроенных сетевых средств обеспечивает более высокие показатели производи­тельности и защищенности информации. Сервер NT обладает свой­ствами сервера приложений, имеет средства поддержки симметрич­ного мультипроцессирования, а также хорошо поддерживает при­кладные среды DOS, WINDOWS, OS/2. Организация информационного обмена между корпоративной и локальной вычислительной сетью мэрии и внешними абонентами требует внедрения широкого спектра телекоммуникационных средств, из которых наиболее перспективным является глобальная сеть Интернет, базирующаяся на использовании протокола TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol).

ИС муниципального управления в рамках корпоративной среды позволяет активно осваивать Интернет, использовать его чрезвычай­но широкие возможности доступа специалистов со своих АРМ к различным информационным ресурсам, в частности, и к Государст­венным информационным ресурсам России. Открываются возмож­ности для формирования тематических Web-страниц, составляющих основу Web-сервера мэрии, разработки Web-броузеров, способных охватывать все имеющиеся муниципальные ресурсы. Безусловно, любое дальнейшее развитие сети связано с резким увеличением объ­емов изучаемой и анализируемой специалистами и руководителями информации, что требует дальнейшего развития сети на основе принципиально новой программной и технологической среды, на­пример Oracle и OLAP-технологий. OLAP-технологии для муниципаль­ного управления — новый класс информационных систем, обеспечи­вающий ведение процесса анализа в режиме реального времени.

Система муниципального управления очень динамична, все процессы в ней имеют изменяю­щиеся во времени характеристики, а задача управления ее структур­ными составляющими решается в условиях динамичной среды. По­этому ИС муниципалитета должна предоставлять специалистам и руководителям не менее динамичное информационное сопровожде­ние для проведения анализа складывающихся ситуаций, моделиро­вания прогнозируемых процессов для принятая обоснованных как оперативных, так и тактических решений на среднесрочную и долго­срочную перспективу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...