Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды соглашений в трудовом праве




Согласно статье 45 Трудового кодекса Российской Федерации по договорённости сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть:

) Двусторонними - соглашения, в котором каждая из участвующих сторон даёт обещание принять на себя исполнение той или иной обязанности в пользу другой стороны, из чего и возникает двустороннее обязательство;

) Трёхсторонними - соглашение, по которому третья сторона отвечает за сохранение договора, который не вступает в законную силу до тех пор, пока лицо, получающее выгоду от действия соглашения, не выполнит определённые условия.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнение которых осуществляется за счёт средств соответствующих бюджетов, заключается при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

При заключении такого соглашения количество участвующих определяют сами стороны.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусмотрел не двух, как в коллективных договорах, социальных партнеров, а трех, добавив к работникам и работодателям еще исполнительный орган власти - как бы посредника между ними. Поэтому в соглашениях у нас, как правило, трёхсторонние. Но данный Закон допускает соглашения и двусторонние (без участия органа исполнительной власти или, когда этот орган сам является работодателем), то есть двусторонностью. Это решают сами стороны. Введенная в этот Закон Федеральным законом от 1 мая 1999 г. новая ст. 20 предусматривает, что для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения создается постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключатся соглашения:

. Генеральное соглашение - устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Генеральное соглашение определяет принципы осуществления социально-экономической политики и намечает план законопроектной работы в сфере развития рынка труда и занятости населения, в области оплаты труда, в отношении доходов и уровня жизни населения, его социальной защиты, в сфере развития системы социального партнерства и другое. Обычно Генеральное соглашение охватывает довольно широкий спектр проблем, затрагивая наряду с вопросами труда и занятости некоторые аспекты экономической политики, обеспечения экономической безопасности, социального обеспечения и социального страхования. Генеральное соглашение заключается на трехсторонней основе, то есть предполагаются согласованные действия работников, работодателей и государства по реализации социальной политики. Основную роль в его подготовке играет Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В Федеральном законе «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г. указано, что основными целями этой постоянно действующей паритетной Комиссии являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон. Задачи ее - подготовка и заключение генерального соглашения и контроль за его выполнением, урегулирование разногласий по отраслевым (тарифным) соглашениям. Задача социального партнерства - обеспечение гражданского согласия между работниками и работодателями с учетом их интересов. (Например, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской федерации на 2000-2001 годы заключено 16 декабря 1999 года);

2. Межрегиональное соглашение - устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации (Например, Администрацией Алтайского края заключены соглашения с субъектами Российской Федерации и странами СНГ о взаимовыгодном сотрудничестве, включая содействие обмену информацией о перспективных инвестиционных и инновационных проектах и разработках с целью возможного совместного участия сторон в их реализации и последующего их использования);

. Региональное соглашение - устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации (Например: «Соглашение о совместной деятельности Главного управления образования Курганской области и Курганской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования на территории Курганской области путём выявления, устранения и предупреждения нарушений»);

4. Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение - устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей);

. Территориальное соглашение - устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования;

. Профессиональное тарифное соглашение - устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определённых профессий;

7. Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнёрства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (Например, локальные нормативные акты - документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ)).

В зависимости от того, какой вид соглашения заключается и будут рассматриваться его участники. Участниками соглашений могул быть:

1. Генерального соглашения - общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство Российской Федерации;

. Межрегиональное соглашение - органы государственной власти различных субъектов Российской Федерации, государственно-территориальные (административно-территориальные) и муниципальные образования, юридические и физические лица, общественные организации, расположенные на территории различных субъектов Российской Федерации, взаимодействующие друг с другом в пределах компетенции, установленной национальным законодательством, международными договорами и соглашениями о межрегиональном сотрудничестве;

. Регионального соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ;

. Отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения - соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, Министерство труда и социального развития РФ;

. Территориального соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.

. Профессионального тарифного соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения, соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган по труду.

Хотелось бы заметить, что при заключении соглашения любого вида, могут прослеживаться различные дефекты. В российском трудовом праве существуют пробелы, излишнее дублирование, логические незавершенности трудоправовых конструкций и иные дефекты, которые оказывают негативное влияние на правоприменительную практику, приводят к нарушениям трудовых прав и Законных интересов субъектов трудового права.

К сожалению, количество указанных недостатков в последнее время увеличивается, что связано с усложнением системы нормативных правовых актов, призванных регулировать трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, а также с недостаточной культурой правотворческих органов, пренебрегающих приемами, средствами и способами составления проектов нормативных актов, то есть правилами юридической техники.

Негативную роль в появлении дефектов трудового права играет игнорирование нормотворческими органами отраслевых особенностей при формулировании трудоправовых предписаний.

Нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, принимаются как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Субъекты нормотворчества в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений на региональном и местном уровнях включают в нормативные правовые акты понятия и термины трудового права. Однако указанные понятия и термины нередко отличаются от тех, которые содержатся в Трудовом кодексе РФ, что недопустимо и ведет к появлению такого дефекта трудового права, как антиномии (противоречия).

В ряде случаев региональные и муниципальные акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, включают понятия и термины, содержащиеся в федеральных актах, однако, затем, когда федеральное законодательство меняется, указанные акты продолжают содержать уже устаревшие термины и понятия, в этом случае дублирование ведет к появлению антиномий.

В результате всех этих дефектов принимаются нормативные акты, создающие предпосылки для появления пробелов в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Исходя из вышесказанного становится понятно, какие виды соглашений существуют в Трудовом праве и в зависимости от вида какие будут участники соглашения. Так же становится известно, что у всех видов соглашений имеются дефекты, которое должно разрешать законодательство Российской Федерации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...