Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Порядок заключения соглашений в трудовом праве





Порядок разработки проекта соглашения и его заключения представлен в статье 47 Трудового кодекса Российской Федерации.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия обязана распространить информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения через средства массовой информации. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров. Работодатель, получивший указанное уведомление, обязан проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Работодатель, не являющийся членом объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по заключению соглашения, вправе участвовать в коллективных переговорах путем вступления в члены этого объединения работодателей или в других формах, определенных этим объединением работодателей.



При не достижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Соглашение подписывается представителями сторон. Заключенные на федеральном уровне отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение или профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которых включены не менее чем 50% работников отрасли (отраслей) или профессии, могут распространить свое действие и на работодателей, не участвовавших в их заключении. Необходимыми условиями для этого закон устанавливает: направление министром труда РФ этим работодателям предложения о присоединении к соглашениям и отсутствие заявленного несогласия работодателей или соответствующих представителей работников с предложением в течение 30 дней с момента его получения.
 В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, для них действуют наиболее благоприятные условия соглашений.

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в 7-дневный срок направляется для уведомительной регистрации представителями работодателей - участниками соглашения:

заключенного на федеральном уровне - в Министерство труда России;

- заключенного на уровне субъектов Российской Федерации - в орган по труду субъекта Российской Федерации. Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду. Соглашение действует в отношении:

. Всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

. Работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

. Органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах, взятых ими на себя обязательств;

. В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Регистрация соглашения проводится в абсолютной идентичности с коллективным договором. В статье 50 Трудового Кодекса Российской Федерации подробно отражена регистрация коллективного договора, соглашения.

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Согласно действующему трудовому законодательству, непосредственный контроль за выполнением коллективного договора осуществляется как сторонами, заключившими договор, так и органами государственного контроля за соблюдением современного трудового законодательства.

При осуществлении контроля представители стороны должны своевременно предоставлять как друг другу, так и государственным органам по труду всю необходимую информацию, которая должна быть предоставлена в срок, не превышающий одного месяца со дня запроса. Не предоставление работодателем упомянутой информации в означенный срок, влечёт за собой привлечение данного работодателя к ответственности административного характера.

Контроль за выполнением коллективного договора, начинается с момента регистрации последнего в уведомительном порядке в государственном органе по труду. При проведении назначенной регистрации государственным органом по труду обнаруживает содержащиеся в договоре условия, которые тем или иным образом могут ухудшать положение личного состава в сравнении с положениями современного трудового законодательства (условия коллективного договора, тем или иным образом ухудшающие положение сотрудников, являются недействительными и применению не подлежат). Стороны также осуществляют контроль за исполнением коллективного договора, вправе требовать неукоснительного выполнения условий, содержащихся в данном договоре.

Далеко не все работодатели помнят о том, что в соответствии со статьей 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения также регулируются соглашениями, принимаемыми на разных уровнях социального партнерства. Однако данные соглашения накладывают на работодателя определенные, порою очень серьезные обязательства.

Исполнение коллективного договора, соглашения в силу статьи 51 ТК РФ могут контролировать работодатель, работники и их представители и соответствующие органы по труду.

Наряду с этим, статья 13 Федерального закона от 12.01.1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и статья 370 Трудового кодекса РФ предоставляют право контролировать исполнение содержащихся в коллективном договоре, соглашении обязательств и норм первичным профсоюзным организациям, профсоюзам и их объединениям.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Актуальные проблемы коллективного договора, соглашения:

. Проблема представительства сторон коллективного договора
 Любое соглашение - продукт коллективных переговоров, проведенных представителями работников и работодателя. Для того чтобы приступать к переговорам, стороне-инициатору необходимо выбрать представителя.

Представителями работников при проведении соглашений согласно ст. 29 ТК РФ могут быть:

первичная профсоюзная организация (первичная профсоюзная организация обычно работает только в больших организациях. Общее собрание необходимо и в случаях, если первичная профсоюзная организаций существует, но объединяет менее половины работников предприятия);

иные представители, избираемые работниками (при отсутствии первичной профсоюзной организации, работники собираются на общее собрание и выбирают своего представителя (ст. 31 ТК РФ). Законодательство не определяет, кто это может быть, следовательно, это может быть, как работник организации, так и иное лицо.)

У работодателя на много все проще. Его представителем при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, соглашения обычно является руководитель организации.

Руководитель также может уполномочить на такие действия иных лиц, если это предусмотрено Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными законами или нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами (ст. 33 ТК РФ). В частности, при заключении коллективного договора, соглашения в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем (ст. 40 ТК РФ).

. Проблемы контроля и ответственности сторон коллективного договора, соглашения. ст. 51 ТК РФ можно истолковать как предоставление органами по труду права контролировать выполнение коллективных договоров.

В связи с тем, что органы по труду выявляют условия регистрируемых коллективных договоров, ухудшение положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ст. 49 ТК РФ), именно с этой целью таким органам должна предоставляться сторонами необходимая информация. Успешной реализации коллективных договоров способствует контроль за исполнением содержащихся в них обязательств и норм.

Контроль, за выполнением коллективных договоров осуществляется по двум направлениям: 1.на основе принципов социального партнерства; 2. уполномоченными государственными органами.

Рассмотрев в данной главе виды и порядок заключения соглашений, можно сказать, что соглашения тесно взаимосвязаны с другими нормативно-правовыми документами и имеют свои особенности. Также хотелось бы отметить что понятие соглашение шире, чем коллективный договор, так как соглашение заключается на уровне РФ, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии, а коллективный договор заключается работниками организации, филиала, представительства с работодателем.

 


Заключение

 

Подводя итоги краткому историческому анализу становления и развития трудового права, можно отметить следующее. Каждая ступень развития трудового права имела и достоинства, и недостатки. Но главное, что оно не останавливалось, а развивалось с каждым новым этапом. Сейчас мы имеем достаточную основу для дальнейшего успешного развития трудового права.

Рассмотренная в данной курсовой работе цель исследования была достигнута. Было определено понятие соглашения, и его место и роль в жизни современного общества.

В Трудовом кодексе предусмотрена возможность заключения соглашения. Изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением (ст. 49 Трудового кодекса РФ).

Также в данной работе была рассмотрена история происхождения соглашения в России. Обобщая мнения нескольких авторов, можно сказать что данный вид правового акта стал устанавливать «рамки» работников и работодателей.

Пожалуй, основной особенностью соглашения является его тесная связь с коллективным договором. Так, в статье 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается регистрация коллективного договора, соглашения, а в статье 51 Трудового кодекса контроль за выполнением коллективного договора, соглашения. Так же и ответственность сторон социального партнёрства коллективного договора и соглашения аналогично и устанавливается в статьях 54 и 55 Трудового кодекса Российской Федерации.

Соответственно, были рассмотрены виды соглашений, их участники и в отношении кого действуют соглашения. Так, соглашения, заключаемые на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнёрства может заключаться одно трёхстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение (ст. 45 Трудового кодекса). Из видов соглашений были выделены дефекты и проблемы, которые могут возникать при заключении того или иного вида трудового соглашения, которые также были выявлены в данном исследовании. Такими дефектами являются: существуют пробелы в законодательстве, излишнее дублирование, логические незавершенности трудоправовых конструкций.

Был охарактеризован и порядок заключения соглашения. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров и подписывается представителями сторон. Порядок разработки проекта соглашения и его заключения определяется в статье 41 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, соглашения являются основанием возникновения трудовых отношений и регулируются нормами трудового законодательства. При этом у данного правового акта имеются свои проблемы и достоинства.

Следовательно, законодательством предусмотрено наказание за несоблюдение сторонами договора своих обязанностей.

В качестве итога можно выделить тенденцию развития трудового законодательства - это поиск адекватных правовых механизмов для достижения установленных в ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации целей в условиях становления постиндустриального общества с его новыми социальными технологиями и интеграции России в мировые глобальные процессы.

 


 

Список используемой литературы

1. Антонович, А.Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права) [Текст] / А.Я. Антонович. - Киев.: - 1890 г. -725 с.

. Бюллетень Министерства труда Российской Федерации. - 1993 г. - №1-2. [электронный ресурс] / Министерство труда РФ. -1993 г.- //http://www.consultant.ru

. Гусов, К.Н. и др. Трудовое право России [Текст] / К.Н. Гусов. - М: Проспект. -2013 г. -496 с.

. Дворников, И.С., Лившиц Р.З., Румянцева М.С. Трудовое законодательство. Справочная книга для профактива [Текст] / И.С. Дворников, Р.З. Лившиц, М.С. Румянцева. - М.: Профиздат. -1971 г. -543 с.

. Дерюжинский, В.Ф. Полицейское право. Пособие для студентов. [Текст] / В.Ф. Дерюжинский. - СПБ.: - 1903 г. -552 с.

. Долова, А.З. Правовые формы проверки квалификации работника и их последствия [Текст] / А.З. Долова // Трудовое право в России и за рубежом. - М.: Юрист, 2010 г. - С. 34-38.

. Дупак, О.В. Прокурор на защите трудовых прав граждан [Текст] / О.В. Дупак // Законность. -2011 г. - №11. - С. 3-8.

. Елистратов, С.А. Коллективный договор и соглашение по охране труда - нормативно-правовая основа охраны труда в образовательном учреждении [Текст] / С.А. Елистратов // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов II Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 2. - Новосибирск. -2010 г. - С. 160-163.

. Ершов, В.В. Актуальные проблемы применения трудового права [Текст] / В.В. Ершов // - М.: эж-ЮРИСТ. - 2007 г. - С. 57-80.

. Ершова, Е.А. Соглашения и коллективные договоры, содержащие нормы трудового права [Текст] / Е.А. Ершова // Трудовое право. - М.: Интел-Синтез, 2007 г. - С. 38-44.

. Жильцов, М.А. Преодоление дефектов трудового права при принятии коллективных договоров и соглашений [Текст] / М.А. Жильцов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010 г. - С. 72-76.

. Кодекс законов о труде Российской Федерации (введен в действие с 1 апреля 1972 г. Законом РСФСР от 9 декабря 1971 г.) [Текст] // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1971 г. - №50. - ст. 1007; 1973, - №39.

. Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации. Издание шестое, переработанное и дополненное [Текст] / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект. -2000 г. 131 с.

. Комментарий к Трудовому кодексу РФ [Электронный ресурс] / - М.: Спарк - 2002 г. - // http://www.allpravo.ru

. Конституция РФ [Электронный ресурс]: / офиц. текст 1993 год, с учётом поправок на 21.07.2014 г. - // http://www.consultant.ru/popular/cons.

. Литке, К.В. Ведение коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективных договоров и соглашений [Текст] / К.В. Литке // Право, общество, власть и современность. Тезисы докладов и выступлений студентов, аспирантов и преподавателей. - М.: МГИУ, 2005 г. - С. 147-149.

. Магеровский, Д.А. Основы советского права [Текст] / Д.А. Магеровский. - М.: Государственное издательство. - 1927 г. -670 с.

. Муцинова, Н.А. Коллективный договор и соглашение как формы социального партнерства в сфере труда [Текст] / Н.А. Муцинова // Правоведение. СПб.: -2000 г. - №1. - С. 104-112.

. Никольский, В.А. Трудовое право Российской Федерации [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс / В.А. Никольский. -2-е изд., допол. и перераб. - Москва: Изд. центр Евраз. открытого института, 2011 г. - // http://www.biblioclub.ru

. Победоносцев, К.П. Курс гражданского права. [Текст] / К.П. Победоносцев. - СПб.: Синодальная типография. -1896 г. -750 с.

. Рубайло, Э.А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации [Текст] / Э.А. Рубайло // Журнал российского права. М.: -2010 г. - №5. - С. 72-80.

. Рыженков, А.Я. Трудовое право России: учебник для студентов вузов по направлению подгот. и по специальностям «Юриспруденция», «Правоохран. деятельность», «Судеб. экспертиза», «Юриспруденция (учитель права)», «Юриспруденция (бакалавр)» [Текст] / А.Я. Рыженков, В.М. Мелихов, С.А. Шаронов; под ред. А.Я. Рыженкова. - М.: Юрайт: -2009 г. - С. 23-34.

. Сочетание государственного и договорного регулирования в сфере наемного труда и социального обеспечения: Материалы VIII международной научно-практической конференции [Текст] / под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект. -2012 г. -720 с.

. Трубецкой, Е.Н. Лекции по энциклопедии права. [Текст] / Е.Н. Трубецкой. - Москва: Типография Императорского Московского Университета. -1909 г. -227 с.

. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - М.: - 7 января 2002 г.

. Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на [Текст] / 15.01.2015 г.

. Уракова, Е.В. Проблемы соглашений сторон при индивидуально и коллективно-договорном регулировании трудовых отношений [Текст] / Е.В. Уракова. // Академический вестник. - Тюмень: ТГАМЭУП. -2010 г. - С. 116-119.

. Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях». [Электронный ресурс] / - М.: 20 октября 1995 г. // http://ohranatruda.ru

. Хохлов, Е.Б., Сафонов, В.А. Трудовое право России. [Текст] / Е.Б. Хохлов, В.А. Сафонов. - М.: Юрайт. -2012 г. -671 с.

. Шершеневич, Г.Ф. Трудовое право. Том I. Введение. Торговые деятели. Изд.четвертое. [Текст] / Г.Ф. Шершеневич. - СПб. - 1908 г. -387 с.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.