Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о социальных представлениях




Введение

 

Актуальность темы определена ростом потребности людей в психотерапии, а также возрастанием её роли в обществе. Психотерапия в нашей стране развивается столь быстро, что вчера еще самые новые методы и техники сегодня воспринимаются как вполне привычные и даже архаичные. А деятели, которые вчера олицетворяли прогресс нашей профессии, сегодня могут оказаться тормозом в ее развитии.

Психотерапия рассматривает человека в его целостности и в связи с миксосоциумом и социумом. Для современной психотерапии характерен биопсихосоциальный подход. Поэтому она может стать эффективной практической философией современной медицины и других систем модификации человека и группы.

Психотерапия активно интересуется достижениями и возможностями интеграции со смежными областями. Такими областями, прежде всего, являются: психиатрия, традиционное целительство, духовные практики и медицинские учения стран Востока.

Психотерапия, будучи новой системой общества и насчитывая в своей истории не более двух веков, уже внесла свой, пока не полностью оцениваемый вклад в развитие и культуру западного мира. Психоанализ, вызвав особый интерес к сексуальности, тем самым явился одной из основных инициирующих сил сексуальной революции. Ее победа значительно повлияла на культуру, ослабив систему моральных запретов в обществе. Конечно, культуру западного мира завершающегося столетия попросту трудно или даже невозможно представить без идей психоанализа.

Гуманистическая психотерапия, получив широкое распространение в шестидесятые-семидесятые годы XX столетия, оказала значительное влияние на стиль жизни в развитых индустриальных странах. Сделав отношения между людьми значительно менее агрессивными, более гуманными. Экзистенциальные направления психотерапии помогают множеству современников выйти из духовного кризиса, осознать смысл жизни. Психотерапия всё больше становится важнейшей формой светского гуманизма. И по мере развития общества она становится всё более востребованной.

Одной из важнейших задач психотерапии в нашей стране является более полная интеграция психотерапии в медицину и здравоохранение, создание условий для освоения всего пространства охраны психического здоровья, создание условий для внедрения в практику оказания помощи при психических расстройствах биопсихосоциальных моделей диагностики, лечения и реабилитации.

Цель исследования - выявление социальной роли психотерапии на современном этапе

В процессе настоящей работы решались следующие конкретные задачи:

.   Определение основных причин роста общественной популярности психотерапии.

.   Выявление основных проблем восприятия психотерапии в обществе.

.   Социальная характеристика психотерапевтического взаимодействия.

.   Практическая задача - социологическое исследование отношения к психотерапии с категориальной группировкой респондентов по признакам: мужчины и женщины, лица до 30 и старше 30, по уровню и направлению образования.

 


Глава I. Общая характеристика социальных представлений о психотерапии

Понятие о социальных представлениях

 

Социальные представления (социальные репрезентации) - идеи, мысли, образы, ценности, знания и практики, разделяемые людьми и формирующиеся в социальных взаимодействиях, прежде всего под влиянием средств массовой информации. Это конструктивное воспроизведение свойств объекта на уровне конкретных понятий, организованное вокруг одного центрального значения и неотделимое от символической активности субъекта в социальном поле (К. Херцлих); обыденное мышление, практическое освоение социального, материального и идеального окружения (Д. Жоделе). Социальные представления позволяют конвенциализировать, "оповседневить" объекты, идеи, теории, события и отношения, подчиняя их обыденности, здравому смыслу. Они одновременно являются результатом коммуникации и служат ее основой, обеспечивая разделяемые коды социального взаимодействия и групповую идентичность.

Теория социальных представлений вместе с дискурсивными исследованиями возвращает в социальную психологию социальное содержание, практически утерянное сначала бихевиоризмом, а затем индивидуалистской когнитивной психологией. Она оказала существенное влияние на развитие социальной психологии и программы эмпирических исследований в социальных науках в целом.

Понятие "социальных представлений" было предложено в начале 1960-х в докторской диссертации С. Московичи, посвященной усвоению идей психоанализа населением, далеким от научных занятий. Предложенная концепция была направлена против доминировавшей американской когнитивной традиции в социальной психологии, стремившейся объяснить сложные социальные феномены, такие как социальные стереотипы, мнения, убеждения, исходя из закономерностей функционирования индивидуальной психики. С. Московичи опирался на идеи о роли разделяемых верований в т.н. примитивных обществах (Л. Леви-Брюль), когнитивного развития ребенка (Ж. Пиаже) и особенно идеи коллективных представлений Э. Дюркгейма.

В самом общем смысле социальные представления состоят из когнитивных и социальных компонентов. Чаще в контексте структуры рассматриваются три компонента: аттитюд, информация и поле представления. Это различение не очень конструктивно, поскольку "компоненты" имеют разную природу и к тому же не получили формального определения в литературе.

С точки зрения "структуралистского" подхода (Ж.-К. Абри), в С.П. можно выделить центральные и периферические элементы. Выделение центрального ядра основывается на гипотезе Московичи о наличии в каждом представлении ригидных, архаичных элементов - "тем". Это базовые идеи, которые направляют и ограничивают когнитивный поиск подобно схемам. Это достаточно стабильное центральное ядро организует другие элементы, определяет смысл социального представления и возможности его изменения, т.е. выполняет организующую и генерирующую функции (Л. Молинари). Содержание ядра обусловлено историческими, социальными и идеологическими условиями существования группы. Оно состоит из знаний особого свойства - нормативных, основанных не на фактах, а на ценностях, и поэтому не может быть изменено без угрозы существованию социальных представлений.

Выделение центрального ядра репрезентации основывается на следующих количественных критериях: 1) уровне согласия мнений членов группы о важности данной характеристики объекта представления, 2) оценке необходимости характеристик для определения объекта. Впрочем, эти критерии недостаточны для определения центральных элементов из-за различной социальной динамики в группах. Элементы центрального ядра активируются в различной степени в зависимости от ситуации. Изменчивость в активации центральных элементов в процессе функционирования социальных репрезентаций во многом определяется типом механизма "зацепления", используемого группой.

Если центральное ядро является наиболее согласованной, основанной на консенсусе частью репрезентации, то периферическая система призвана объяснить индивидуальные различия в процессе репрезентации. Она более изменчива, чем центральное ядро, и потому дает возможность интегрировать различные информации и практики. Она состоит из когнитивных схем и является опосредующим звеном между репрезентацией и реальностью.

Проблемы изучения социальных представлений поднимались такими исследователями как Э.Дюркгейм, Г.Зиммель, Л.Леви-Брюль, Ж.Пиаже, З.Фрейд и другие. Как известно, в дюркгеймовской социологии понятие "коллективные представления" являлось одним из основных. Со временем, однако, интерес к этому термину несколько ослаб. Возвращение к "забытому" понятию связано с именем французского исследователя, автора концепции социальных представлений С.Московичи.

Для С.Московичи ключевой предпосылкой при определении представления является его отнесение к числу форм и способов обыденного познания действительности, которое в оппозиции к научному мышлению принято называть познанием здравого смысла. Социальные представления - способ интерпретации и осмысления повседневной реальности, определенная форма социального познания, предполагающая когнитивную активность индивидов и групп. Социальный субъект активен в познавательной деятельности, посредством представлений он воссоздает и как бы заново созидает объекты, людей, события. Представление не является простым слепком окружающего мира, это - продукт и процесс активного социально-психологического воссоздания реальности. Кроме того, социальные представления носят макросоциальный, общественный характер. В связи с этим, предметом исследования становятся не отрывочные мнения отдельного индивида, а высказывания, реакции и оценки его как члена социальной группы.

Теория социальных представлений вызвала интерес в научной среде и послужила толчком к появлению большого числа работ, выполненных с позиций, изложенных автором концепции. Сторонники данной теории конкретизировали понятие социального представления, рассматривали в своих исследованиях его различные аспекты. Например, такие последователи С.Московичи, как В.Дуаз и Д.Жоделе акцентируют внимание на динамике социальных представлений, которая в методологическом смысле связана с освоением чего-то странного, ранее не известного, требующего интерпретации посредством и в рамках уже знакомого. Процесс овладения странным носит название "анкеровки" - закрепления.

Теоретическое описание социальных представлений как своеобразных когнитивных систем не является самоцелью для сторонников концепции. Речь идет о том, чтобы сделать представление удобным инструментом анализа социальной реальности. Приверженцы концепции не только вносят вклад в решение фундаментальных теоретических проблем, но и предлагают новые методические приемы.

Эмпирические исследования, проведенные в рамках теории социальных представлений, можно разделить на три основных направления. К первому относятся исследования, касающиеся проблематики малых групп, их предметом является когнитивное освоение ситуации посредством построения системы представлений. Эти исследования являются, главным образом, психологическими, где анализ идет на индивидуальном или межличностном уровне. Основным методом здесь выступает эксперимент, проводящийся в лабораторных условиях. Авторы ставят такие цели, как изучение динамических процессов в репрезентационной системе субъекта, включенного в ситуацию взаимодействия; анализ роли представлений в организации поведения; изучение социальных детерминант представления.

Второе направление - исследования межгрупповых отношений, связанные, в частности, с соотнесением социальных представлений с символическим самоопределением человека в системе социальных отношений и ролевых позиций. Изучение роли рефлексивного аспекта в межгрупповой интеракции проводится также в условиях лабораторного эксперимента.

Третье направление составляют исследования, ориентированные на проблематику больших социальных групп и касающиеся взаимосвязи социальных представлений и конкретных социальных позиций, которые присущи членам группы. Главной целью этих исследований выступает раскрытие содержания, а в отдельных случаях процесса развития социальных представлений различных общественных, профессиональных, демографических, половозрастных групп. Это направление можно назвать собственно социологическим. Ниже рассмотрим примеры таких исследований, в каждом из которых решаются различные типы методических задач.

Исследование С.Московичи, посвященное изучению социальных представлений о научной теории на примере психоанализа, можно отнести к одному из таких типов. Гипотеза о том, что образ научной теории складывается благодаря встречному действию двух процессов - пропагандистскому влиянию прессы и стихийному формированию у публики социальных представлений, зависящих от социальных характеристик субъекта - определила структуру этого исследования. Во-первых, параллельно проводился анализ мнений испытуемых (представителей различных социальных групп) и контент-анализ материалов прессы, посвященных психоанализу. Во-вторых, опрос осуществлялся в два этапа. На первом проводилось анкетирование по жесткоструктурированному вопроснику, на втором - структурированная беседа, уточняющая результаты первого этапа.


1.2 Основные причины роста социальной популярности психотерапии

 

В научной литературе насчитывается несколько сот определений понятия "психотерапия", одни из них четко относят психотерапию к медицине, другие акцентируют внимание на ее психологических сторонах. По мнению Карвасарского Б.Д., отечественная традиция состоит в том, что психотерапия определяется, прежде всего, как метод лечения, т.е. входит в компетенцию медицины. В определениях, которые можно назвать условно медицинскими, психотерапия рассматривается как форма воздействия на психику (и через психику на организм), т.е. подчеркивается объект воздействия. Психологический же подход акцентирует внимание не столько на объекте или предмете, сколько на средствах воздействия. Обе позиции являются объяснимыми. Так, с одной стороны, психотерапия дословно означает лечение души, т.е. указывает на объект воздействия. С другой стороны, сходные по образованию понятия "физиотерапия, иглотерапия и др." указывают на средства воздействия. [5; с.19]

Медицинский подход к пониманию психотерапии иллюстрируют такие определения, которые обязательно включают в себя понятия "здоровье", "болезнь", "больной", "лечебное воздействие".

Определения, в большей степени фиксирующие психологические подходы, включают в себя такие понятия, как "межличностное взаимодействие", "психологические средства", "психологические проблемы и конфликты", "отношения", "установки", "эмоции", "поведение".

В известной мере объединяет эти два подхода определение Кратохвила: "Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочивание нарушенной деятельности организма психологическими средствами".

Таким образом, процесс развития психотерапии, как научной дисциплины, предполагает все более четкое определение ее категориального аппарата и сущности самого понятия "психотерапия". Однако, термины "воздействие", "вмешательство", "интервенция" входят в самые различные определения психотерапии и психокоррекции. [15; с.89]

В последнее время спрос на психотерапию постоянно возрастает. И объясняется это несколькими причинами. С одной стороны, благодаря широкому освещению данной проблематики в средствах массовой информации, сегодня население гораздо лучше, чем раньше, информировано о предмете и возможностях психотерапии. С другой стороны, люди всё чаще сталкиваются со стрессовыми ситуациями как личного, так и общественного характера.

Основные причины, заставившие этих людей обратиться к психотерапевту, следующие: депрессия (50 %), а также тревожность и стресс (40 %), выражающиеся в ухудшении отношений в семье (50 %), с супругом или супругой (40 %), и на работе (24 %). Очень распространённой причиной являются также нарушения сна (60 %) или питания: булимия и анорексия (24 %). 40 % пациентов до обращения к психотерапевту принимали психотропные средства (транквилизаторы или антидепрессанты). Однако лишь 27 % продолжили принимать эти препараты после лечения у психотерапевта. [1; с.66]

Опрошенные обращались к специалистам по разным направлениям психотерапии, среди которых можно назвать различные варианты психоанализа (30 %), когнитивно-поведенческую психотерапию (20 %), семейную (10 %) и, наконец, гуманистическую и экзистенциальную психотерапию: Гештальт, транзактный анализ, гипноз по Эриксону, психотелесная терапия, и. т. д. (20 %).

В среднем продолжительность лечения варьировалась от 6 месяцев до 3 лет, при одном сорокаминутном сеансе в неделю. 84 % опрошенных остались довольны или очень довольны результатами лечения.

Почему же к психотерапевту обращается гораздо больше женщин, чем мужчин? В большинстве европейских стран соотношение примерно одинаковое: из общего количества людей, которые лечатся или лечились у психотерапевта, лишь одну треть составляют мужчины, а все остальные - женщины. Это вовсе не значит, что женщины страдают нервными и психическими расстройствами больше, чем мужчины. [14; с.59]

Дело в том, что женщины испытывают значительно меньше трудностей в общении, и им гораздо легче обратиться за помощью. Мужчины, наоборот, значительно меньше склонны к словесному общению, и чаще всего предпочитают справляться со своими проблемами самостоятельно. Почему жители больших городов в два раза чаще обращаются к психотерапевту? Это вероятно объясняется многими взаимосвязанными причинами по большей части социологического характера:

·   с одной стороны, наблюдается постоянный рост предложения на "рынке" психотерапевтического лечения: жители больших городов все лучше информированы об имеющихся возможностях лечения, и им гораздо легче найти квалифицированного специалиста.

·   с другой стороны, спрос на такого вида лечение также постоянно растёт. Это связано со следующими факторами: измельчение семейных ячеек: городские квартиры слишком малы, чтобы вместить всю семью, вместе с дедушками, бабушками и двоюродными братьями и сёстрами. Члены одной семьи часто живут очень далеко друг от друга. Поэтому рядом с детьми не всегда есть люди, готовые их выслушать, помочь советом, поделиться жизненным опытом, или даже просто с ними поиграть.

·   атмосфера анонимности, характерная для больших городов: если жители деревни как правило знают всех, кто живёт на их улице или в их квартале, то городские жители часто даже не знают своих соседей по подъезду или по лестничной площадке. Такая атмосфера развивает в людях чувство одиночества, а иногда и ощущение "покинутости".[3; с.98]

·   стресс, связанный с транспортом. Речь идёт как об общественном транспорте (метро, автобус), так о личном автомобиле (автомобильное движение в больших городах очень интенсивно). Часто транспорт изматывает человека ещё до начала работы.

·   стресс, связанный с работой: постоянное умственное и физическое напряжение, работа в ночную смену, растущая конкуренция, страх перед увольнением, плохие отношения с коллегами или "преследования" со стороны начальства.

·   "хрупкость" семейной ячейки: высокий процент разводов, дети часто воспитываются одной матерью, вынужденной играть одновременно и роль матери и роль отца. В конечном итоге, такие дети не видят пред собой ни подлинного образа матери, ни подлинного образа отца.

·   рост преступности, в том числе различных видов воровства, порчи автомобилей, нападений на водителей автомобилей, разгул мафии, и так далее. Отсутствие безопасности развивает в людях всякого рода фобии и параноидальное поведение.

·   сети наркомафии, торгующей морфием, героином, экстази и т.д. процветают в больших городах, пытаясь привлечь подростков к употреблению наркотиков.

·   пропаганда насилия, идущая с экранов телевизоров. Причём многие подростки проводят почти всё свободное время перед телевизором, стремясь пережить "новые ощущения" и сильные эмоции.

·   усталость и загрязнённость окружающей среды. Эти факторы ослабляют иммунитет организма и отрицательным образом сказываются на физических силах и психике человека. [13; с.83]

Когнитивно-поведенческая психотерапия, в настоящее время является наиболее популярным видом психотерапии, она сложилась под влиянием работ Павлова и Скиннера. Она заключается в постепенном изменении негативных поведенческих установок клиента путём постепенного привыкания к факторам и ситуациям, вызывающим болезненные нарушения поведения. Этот вид психотерапии характеризуется короткой продолжительностью: лечение занимает в среднем около двадцати сеансов в течение нескольких месяцев. Оно оказывается довольно эффективным при определённых расстройствах, в частности, при различного вида фобиях или обсессивно-компульсивных состояниях. В больничных условиях, этот вид психотерапии часто практикуется наряду с лекарствами. Сегодня уже никто не сомневается в эффективности когнитивно-поведенческой психотерапии. Благодаря записям, сделанным с помощью позитронной камеры, выяснилось, что всего за несколько недель, благодаря такой психотерапии в биохимии и нейрональной активности головного мозга происходят определённые положительные изменения. Причём эти изменения оказываются более значительными и стабильными, чем те, которых удаётся добиться путём применения химиотерапии. К сожалению, показания к когнитивно-поведенческой психотерапии ограничены. [4; с.77]

Психологическое консультирование как область психологической практики выделилось из психотерапии. Оно возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психотерапии психолог сталкивается, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.

Спектр проблем, с которыми обращаются к психологу-консультанту поистине широк: психотерапия когнитивный поведенческий фобия

· трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения),

·   неустроенность личной жизни и неурядицы в семье,

·   плохая успеваемость детей в школе,

·   недостаток уверенности в себе и самоуважения,

·   мучительные колебания в принятии решений,

·   трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т.д. [12; с.112]

Консультирование как вид деятельности, по-разному определяется. Например, одно из определений трактует консультирование как "совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений".

В другом определении отмечается, что цель консультирования - "помощь клиенту в понимании происходящего в его жизненном пространстве и осмысленном достижении поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера".

Обобщая существующие определения психологического консультирования, Р. Кочунас отмечает, что все они включают несколько основных положений:

1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.

.   Консультирование способствует развитию личности.

.   В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии. [6; с.182]

Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

С начала 70-х годов во многих странах, стали активно развиваться так называемые "гуманистические" направления психотерапии: транзактный анализ (разработанный Эриком Берном), индирективная психотерапия (основателем которой является Карл Роджерс), гипнотерапия (автором которой является Милтон Эриксон), психотелесные методы терапии и, наконец, гештальт-терапия (разработанная Фрицем Перлзом).

Все эти разнообразные методы они полностью соответствовали распространённой экзистенциальной философии, во многом изменившей представления о бытие и формировании человеческой личности. Человеческая личность перестала восприниматься исключительно как "продукт" прошлого (как считал Фрейд, который придавал чрезмерное значение ситуациям, пережитым в детстве и компульсии к повторению этих ситуаций) или среды (как считают сторонники поведенческой психотерапии). В видении сторонников гуманистическиой и экзистенциальной психотерапии человек предстаёт полностью свободным и ответственным за свои поступки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...