Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные проблемы восприятия психотерапии в обществе




 

Идеал классического психоанализа (не всегда выполнимый и выполняемый) исходит из того, что у каждого человека есть своя модель мира, которая не совпадает с тем, каков есть мир. Роль терапевта - расширить эту модель и обогатить ее новыми гранями. Аргирис (Argyris) составил список задач, через который человек должен пройти, чтобы стать зрелым человеком:

.   Перейти из пассивного в активное состояние.

.   Перейти из состояния зависимости в состояние относительной независимости от других.

.   Перейти от маловариантного поведения к многовариантному.

.   Перейти от неустойчивости, поверхностности и непостоянства к зрелости, силе, выдержке.

.   перейти от временной перспективы, ориентированной на настоящее, к временной перспективе, ориентированной на связь прошлого, настоящего и будущего.

.   Перейти из подчиненной роли в отношениях к отношениям на равных или выше.

7. Перейти от размытого чувства Я к более ясному чувству Я и контролю себя. [7; с.107]

Можно выделить 3 измерения, по которым можно судить о процессе этих изменений - проблема компетентности, проблема уверенности и проблема мотивации.

.Проблема компетентности. Если клиенту не хватает знаний и умений для решения задачи, можно говорить о проблеме компетентности. У каждого своя область некомпетентности. Кто-то не умеет расслабиться перед экзаменом, кто-то не умеет говорить "нет", кто-то не знает, как разговаривать с собой в ситуации страха. Иногда простое обучение клиента каким-то навыкам помогает ему достичь каких-то целей развития.

.Проблема уверенности. Часто клиенты владеют необходимыми умениями для достижения определенных целей, но они бывают неспособны заставить себя применить эти умения. Если клиент компетентен, но не способен вести себя адекватно, это проблема уверенности. Это может выражаться в тревоге, чувстве небезопасности, ощущении собственной неполноценности. Человек знает, что нужно делать, но поведенчески он парализован. Возможны 3 комбинации проблем компетентности и уверенности:

·   Человек компетентен, но не уверен. Студент, который все знает, но из-за неуверенности в себе плохо сдает экзамен.

·   Человек некомпетентен, но уверен, что если он приобретет необходимые умения, у него не будет проблем. "Я раньше никогда не был руководителем, но у меня всегда получалось работать с людьми, и я думаю, я справлюсь".

·   Человек некомпетентен и не уверен в себе - он не верит, что может научиться, а если и сможет научиться, то не сможет применить свои знания и навыки. "Мне предложили руководить отделом. Но я ничего не знаю о руководстве, и даже если узнаю, вряд ли у меня что-нибудь получится".[11; с.69]

3.Проблемы мотивации. Клиент может быть и компетентным, и уверенным, но он может не хотеть изменяться по разным причинам:

·   боится изменений. Изменения - это очень трудная и тяжелая работа (лучше жить с проблемой, чем пройти через болезненный процесс изменения в терапии; клиент может быть мотивирован искать терапию, но при этом быть немотивированным изменяться в процессе терапии).

·   устраивает нынешнее положение, даже если страдает от него.

·   оказался в терапии не по собственному желанию, а был направлен кем-то - родственниками, начальством, судом и т.д.

Часто отсутствие мотивации маскируется под проблему компетентности. [8; с.86-87]

 


Глава II. Социологический анализ выявления роли психотерапии в современном обществе

 

Для выявления роли психотерапии в современном обществе было проведено социологическое исследование. Обследованная группа включала 25 человек. Среди женщин преобладали лица в возрасте от 26 до 35 лет, среди мужчин ― от 18 до 25 лет. Средний возраст исследованных женщин составил 32,41±8,87 года, мужчин ― 28,49±9,79 года. Из опрошенных только у 6 (24 %) близкие люди обращались к помощи психотерапевта. Большинство обратились за психотерапевтической помощью впервые, но при этом 13 человек (52 %) считают это приемлемым в любой ситуации, 6 (24 %) - только в крайнем случае, ещё столько же, затруднились ответить.

Большинство ответили, что психотерапия помогает, лишь 4 респондента либо отказались ответить на этот вопрос, либо ответили отрицательно, не доверяя возможностям психотерапии.

При необходимости обратиться к психотерапевту 12 респондентов (48 %) знают, куда обращаться, ещё двое сомневаются (8 %), из остальных 6 (24 %) ответили, что не знают и 5 (20 %) затруднились ответить

Среди причин, которые мешают людям, в том числе и им, обращаться к психотерапии, респонденты отмечали:

.   недоверие, предрассудки, непонимания разницы между врачом психиатром и психотерапевтом, стеснительность

.   незнание такой возможности, либо отсутствие материальных средств, либо непризнание того, что есть такая необходимость

.   незнание существования психотерапии, незнание людей, к которым можно обратиться, нежелание рассказывать незнакомому человеку о личных проблемах,

.   боязнь раскрыть свои проблемы другому человеку, трудности при рассказе о своих проблемах, боязнь вербально озвучить свои проблемы

Среди проблем, вызывающих расстройства, назывались:

.   сложности в общении с коллегами, с человеком противоположного пола

.   проблема отношений меж людьми, различные фобии, проблемы с концентрацией внимания, сосредоточенностью, умением решать повседневные трудности

.   семейные проблемы, проблемы в личной жизни, социальные проблемы

.   разного рода, но в основном проблемы, которые касаются самой личности, которые приходят за помощью

.   депрессия, страх, душевное неспокойствие

.   было и такое мнение - "проблемы заключаются в нас самих, но мы не можем в этом разобраться, а психотерапевты помогают найти правильное решение или, хотя бы, подсказать как можно с ними разобраться"

Результаты психотерапии наиболее часто назывались следующие (допускалось упоминание нескольких результатов):

1. прозрение, озарение, т.е. понимание сути проблемы и методов выхода и решения проблем

2. улучшение душевного самочувствия, спокойствие

3. понимание источника проблем, выработка стратегии, избавление от источника

4. здоровая, гармонично развитая личность

5. возможность отпустить своего пациента в нормальную жизнь с уверенностью в его здоровье

.   преодоление внутренних страхов, решение проблем в семье, разрешение конфликтных ситуаций на рабочих местах и в семье, помощь родственникам после массовых катастроф и бедствий

.   излечение от заболеваний психического характера, целенаправленное желание жить полноценной жизнью

.   улучшенное настроение и самооценка, гармония в себе и в общении с окружающими - взаимопонимание.

По мнению респондентов, наибольшую потребность в психотерапии испытывают: "несчастные, (люди, поставившие перед собой какую-то цель, но в силу своих психологических проблем не могут ее достичь), безвольные, богатые, больные".

Анализ результатов социальных представлений у разных социальных групп на уровне обыденного сознания показал различия в представлениях в зависимости от возраста, пола, уровня и направленности образования респондентов (табл. 1). В зависимости от возраста респонденты были распределены по двум категориям: до 29 лет и 30 лет и старше. Респонденты до 29 лет дают классическое определение психологическому консультированию в 67,9% случаев и в 17,9% определяют его как совокупность методик, используя которые психолог, наделенный способностями "видеть людей насквозь", поможет открыть человеку истинную причину его затруднений. В их представлениях психотерапевт -это человек, "знающий о жизни больше других". Основной целью психологического консультирования респонденты видят в получении нового видения своей ситуации и способов поведения, чтобы в дальнейшем самостоятельно справляться с возникающими трудностями. Основная причина затруднений людей, обращающихся за помощью, кроется, по их мнению, в неправильном мышлении и неверной интерпретации информации, и в меньшей степени в неправильном поведении. В 100% случаях респондентами до 29 лет отмечается, что люди должны обращаться за помощью к специалисту всегда, если не могут справиться с ситуацией самостоятельно. При этом для друзей в качестве источника помощи определяются друзья и родители. Для разрешения личных затруднений в 40% случаях респонденты обращаются к родителям, треть респондентов - к друзьям, 28% не обращаются ни к кому. При этом в 30% случаях респондентами отрицается возможность личного обращения к психотерапевту и в 39,5% признается такая возможность, но только в крайних, безвыходных ситуациях. Основными поводами обращения респондентами выделены: одиночество, депрессия, социальная отчужденность и неприятности в семейной жизни.

 

Таблица 1 Категориальная группировка представления о причинах обращения к психологу у разных социальных групп

 

Психотерапевт определяется часто респондентами как врач и эксперт. Самым важным в психотерапии для многих является взаимопонимание психотерапевта и клиента, при этом квалификация психотерапевта и желание клиента измениться отодвигаются респондентами на второй план. Респонденты считают, что для продуктивной работы психолога не обязательно прохождение психотерапевтом собственной психотерапии. Психотерапевт в глазах молодежи - это человек, имеющий семью, 30-39 лет, аккуратный, с приятной внешностью, готовый к диалогу.

Респонденты старше 30 лет определяют психологическое консультирование как создание определенных условий, направленных на разрешение проблем клиентов. В зависимости от возраста, увеличилась доля респондентов, определяющих психологическое консультирование как совокупность методик используя которые психолог, наделенный способностями "видеть людей насквозь", поможет открыть человеку истинную причину его затруднений и определяющих психолога как человека, знающего о жизни больше других. Основной целью психологического консультирования в 40% случаев отмечено получение квалифицированного совета и в равной степени целями отмечены "научиться новым способам поведения" и "посмотреть на ситуацию с другой точки зрения", чтобы разрешить свои затруднения. С увеличением возраста, доля респондентов, решающих свои проблемы самостоятельно, увеличилась до 40,5% и на 50% уменьшилась количество человек, признающих для себя возможность обращения к профессионалу. Основными затруднениями людей, обращающихся к психологу, респонденты старшего возраста видят в неумении адекватно реагировать на происходящее и в неверной интерпретации информации. Для других важность обращения к психологу респондентами признается в 90,5% случаях, а для себя такую возможность не исключают лишь 21% опрошенных. При этом, основными приемлемыми источниками помощи для себя, указываются друзья. Респондентами отмечены следующие причины невозможности обращения за помощью к профессионалу: отсутствие привычки, недоверие и наличие друзей, готовых придти на помощь.

Психолог-психотерапевт определяется респондентами как врач и фасилитатор (человек, способствующий изменениям). Это должен быть человек аккуратный, умеющий расположить к себе, спокойный, внимательный, с приятной внешностью, состоящий в браке, 40-49 лет.

Важной профессиональной составляющей психолога-психотерапевта респондентами отмечена необходимость прохождения специалистом собственной психотерапии (59,3%), но только в 16,7% случаев это отмечено как необходимое условие работы. Наиболее важной составляющей в психотерапии респондентами признаются взаимопонимание клиента и психотерапевта (73,8%), и в меньшей степени учитывается квалификация психотерапевта (16,2%). "Желание клиента измениться" не учитывается респондентами совсем, что согласуется с выделенной основной целью: получить квалифицированный совет.

В зависимости от уровня образования мы получили следующие данные. Доля респондентов, определяющих психологическое консультирование как "создание определенных условий взаимодействия между клиентом и психотерапевтом, способствующих развитию личности и направленных на решение проблем клиента", растет с увеличением уровня образования от 59% до 71,1%. При этом, респондентами с высшим образованием, выделено определение консультирования как одного из клинических методов. Основной целью психологического консультирования вне зависимости от уровня образования респондентами выделена необходимость "научиться новым способам поведения". "Получить совет" стремятся 37,2% людей с высшим уровнем образования и только 18,2% - со средним.

Респондентами с высшим образованием наблюдается большая вариативность поводов обращения за помощью. Кроме выделенных в обеих группах поводах обращения "невозможности справится с проблемой самостоятельно", "больше не с кем поговорить", "в безвыходной ситуации", респонденты с высшим образованием указали также "душевные травмы", "депрессия", "стресс". Своим друзьям респонденты с высшим уровнем образования посоветовали бы обратиться к психологу и в случаях социальных потрясений (война, террористический акт) (15,6%). Основным источникам помощи для других вне зависимости от уровня образования респондентами указывается возможность обращения к психологу в более чем 90% случаях.

Респонденты со средним уровнем образования демонстрируют большее доверие к психологической помощи и в 27,3% случаев допускают для себя возможность обращения. В отличие от них, респонденты с высшим уровнем образования предпочитают решать свои проблемы самостоятельно (34,4%), либо обращаться к друзьям (31,7%), родителям (21,1%) или родственникам (11,7%). Основными причинами затруднений людей, обращающихся за психологической помощью, респонденты отмечают "неправильное поведение или неспособность адекватно реагировать на происходящее" и "неправильное мышление или неверное интерпретирование информации".

Респонденты со средним уровнем образования видят психолога в роли врача (45%), фасилитатора (27,3%) и священника (18,2%). Для респондентов с высшим уровнем образования психотерапевт это, прежде всего, фасилитатор (39,4%), и в равной степени эксперт и врач (27,2%). При описании внешности психолога обеими группами респондентов были выделены также и профессиональные качества, необходимые психотерапевту. Психолог, по мнению респондентов должен уметь расположить к себе клиента, быть аккуратным, обладать приятной внешностью, быть готовым к диалогу. Для 22,7% респондентов со средним образованием не имеет значения, как выглядит психолог.

Женщины в 78,8% случаев определяют психологическое консультирование как "создание определенных условий взаимодействия между клиентом и психотерапевтом, особый вид взаимоотношений, способствующий развитию личности и направленный на решение проблем клиента, связанных с трудностями в межличностных отношениях". Психотерапевт для женщин - это фасилитатор (42,5%), врач (27,9%) и эксперт (23,5%). В отличие от мужчин, у женщин наблюдается большая вариативность возможностей обращения за психологической помощью: "душевная боль", "в безвыходной ситуации", "если никто из знакомых не смог помочь", "для решения своей проблемы", "депрессия", "стресс", "чтобы выслушали", "потеря близких". Возможность получения помощи не отрицают для себя 29,6% опрошенных, и 23,3% не видят для себя такой возможности.

Основными целями психологического консультирования респондентки видят в получении квалифицированного совета, возможности научиться новым способам поведения и посмотреть на ситуацию с "другой точки зрения", получить поддержку постороннего человека и найти для себя ответы на такие глобальные вопросы, как "В чем смысл моей жизни?", "Зачем я живу?". В качестве источников помощи 29,6% выбирают психолога-психотерапевта, 24% - родителей и 24% - друзей. Женщины считают, что люди должны обращаться за помощью к психологу, если не могут самостоятельно справится со своими проблемами в 93,6% случаях. Основной причиной затруднений других людей респондентки видят в "неумении адекватно ситуации реагировать на происходящее" и в "неверной интерпретации информации". Причинами обращения за помощью для друзей женщины видят в "невозможности справится самостоятельно", "когда никто не смог помочь", "в случае семейных проблем", "в кризисных ситуациях", "в случаях неприятностей на работе".

Важнее всего в психотерапии в 70,4% отмечается взаимопонимание клиента и психотерапевта. Психотерапевт должен обладать притягательной внешностью, быть опрятным, обаятельным, состоять в браке, 40-49 лет.

Мужчины, в отличие от женщин, определяют психологическое консультирование как "создание определенных условий взаимодействия между клиентом и психотерапевтом, как особый вид взаимоотношений, способствующий развитию личности и направленный на решение проблем клиента, связанных с трудностями в межличностных отношениях" только в 38% случаев. 18,5% мужчин относит консультирование к одному из клинических методов и 13,8% мужчин считает консультирование модным времяпрепровождением. Для мужчин психотерапевт - это врач (41,5%), священник (24,6%), эксперт (23,1%).

В 87,7% случаях мужчины отрицают для себя возможность обращения за помощью к специалистам. Основными причинами необращения за помощью считают: способность справляться самостоятельно, отсутствие привычки, недоверие, наличие друзей, способных оказать поддержку. При этом справиться самостоятельно могут лишь 29,2% опрошенных. Основным источником помощи для мужчин выступают друзья (70,8%). Для других людей в 93,8% случаях мужчины признают возможность получения психологической помощи, если человек не может справиться с проблемой самостоятельно.

Респондентами в 31,4% случаев отрицается возможность обращения за помощью для себя и в 94,3% случаев признается такая возможность для других при невозможности справиться с проблемой самостоятельно. 25,7% опрошенных в качестве источника помощи выбрали друзей и 14,3% - родственников.

Для друзей респондентами признается возможность обращения к психологу в 17,1% случаев, если "никто больше не смог помочь", в 14,3% - при возникновении семейных проблем, и 20% ни при каких обстоятельствах не советовали бы обратиться с профессионалу.

Для респондентов с техническим профилем образования психотерапевт - это врач (34,3%), фасилитатор (22,9%), эксперт (20%). Для подавляющего большинства опрошенных весьма желательным будет прохождение психологом личной психотерапии, но не обязательным условием его работы. Внешность психолога для 22,9% респондентов не играет никакой роли. 37,1% отметили, что психотерапевт должен обладать притягательной внешностью, обаянием, быть аккуратным.

Респонденты с экономическим профилем образования определяют психологическое консультирование как "создание определенных условий взаимодействия между клиентом и психотерапевтом, особый вид взаимоотношений, способствующий развитию личности и направленный на решение проблем клиента" (53,3%). В равной степени опрошенными определяется психологическое консультирование и как "совокупность методик, используя которые психолог, наделенный способностями "видеть людей насквозь", поможет открыть человеку истинную причину его затруднений" (20%) и как один из клинических методов (20%). Основными целями консультирования респондентами видят в том, чтобы "посмотреть на ситуацию с другой стороны, чтобы решить, как действовать дальше" (46,7%), "научиться новым способам поведения" (33,3%), "получить квалифицированный совет" (33,3%). Представления о целях консультирования согласованы с представлениями о причинах затруднений людей, обращающихся за помощью к психотерапевту: "неправильное мышление" (86,7%), "неправильное поведение" (26,7%), "неприятные воспоминания, связанные с переживаниями в детстве" (20%).

Для себя возможность обращения за помощью указало только 20% респондентов, 80% не видят для себя такой необходимости. При этом только 33,3% опрошенных отметили, что справляются с возникающими трудностями самостоятельно, и 13,3% полагаются на помощь друзей. Источником помощи для себя респонденты определяют друзей (26,7%) и родителей (26,7%), 40% не обращаются ни к кому.

На вопрос о предпочитаемой внешности психотерапевта были получены ответы, в большей степени характеризующие его профессиональную, составляющую. Основным качеством, которым должен обладать психотерапевт - отзывчивость (46,7%). Для 33,3% внешность психолога не имеет значения. По мнению респондентов, психотерапевт должен состоять в браке, быть уверенным в себе, спокойным, иметь приятный тембр голоса.

Важной составляющей психологического консультирования является "взаимопонимание психолога и клиента" (86,7%), а также "квалификация психотерапевта" (20%) и "желание клиента измениться" (20%). Психолог, по мнению респондентов с экономическим профилем образования, выступает в роли врача (33,3%), фасилитатора (33,3%), священника (26,7%), эксперта (26,7%), учителя (20%).

Таким образом, обыденные представления о психотерапии являются несогласованными, разрозненными и отражают особенности обыденного практического мышления об исследуемом объекте.

 


Заключение

 

Основные выводы по работе:

. Рост популярности психотерапии в обществе определён повышением общего уровня тревожности. Конкретные причины, заставившие этих людей обратиться к психотерапевту, следующие: депрессия (50 %), а также тревожность и стресс (40 %), выражающиеся в ухудшении отношений в семье (50 %), с супругом или супругой (40 %), и на работе (24 %). Очень распространённой причиной являются также нарушения сна (60 %) или питания: булимия и анорексия (24 %).

. Основные проблемы восприятия психотерапии в обществе относятся к компетенции, уверенности и мотивации.

. В основе терапевтического взаимодействия:

·   Директивное поведение терапевта.

·   Поддерживающее поведение терапевта.

·   Готовность клиента.

Переходя к практике, можно сделать более подробные выводы. Проведённое исследование показало, что:

.   Исследование социальных представлений о психотерапии у разных социальных групп является одним из актуальных направлений в современной социальной психологии. В свете динамичных преобразований в нашем обществе, активном вхождении психологической науки и практики в повседневную жизнь, изучение сложившихся представлений о психологе - психотерапевте, о клиенте, о профессиональной роли и позиции психотерапевта, о целях и задачах психологического консультирования позволяет получить картину представлений о психотерапии.

.   В исследовании выявлены три уровня функционирования социальных представлений в обществе: научно-теоретический, профессионально-обыденный, обыденный.

.   Научные представления о психотерапии отражают существование большого количества методов психологического консультирования, основанных на ведущих теоретических концепциях: гуманистической, когнитивной, бихевиоральной и психодинамической. Представления о целях, задачах, об особенностях консультативного взаимодействия выстроены в соответствии с предъявляемой автором ведущей теоретической парадигмой.

Кроме того, на основе проведённой работы были сделаны выводы о наиболее важных функциях психотерапии в современном обществе:

·   влияние на формирование образа человека.

·   способность индивида самостоятельно изменять свое психическое состояние (признается во всех направлениях психотерапии).

·   создание альтернативной культуры.

·   оказание действенной помощи в сложных обстоятельствах.

Современная психотерапия все в большей степени становится одним из видов практической житейской философии, помогающей, утешающей, разъясняющей, а психотерапевт - экспертом в жизненно важных вопросах.

 


Список использованной литературы

 

.   Бэндлер Р., Гриндер Д. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона. Т1 - М.: Прайм-Еврознак, 2005. - 225 с.

.   Бэндлер Р., Гриндер Д. Формирование транса. - М.: Каас, 1994. - 272 с.

.   Введение в теорию, практику и историю психоанализа. М.: Интерпракс, 1994. - 286 с.

4. Копытин А.И. Арт-терапия в эпоху постмодерна. - М.: Речь, 2002. - 224 с.

.   Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопр. психол. 1990. №3. С. 17-24.

6. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии. М. 2002

.   Литвак М.Е. Избранные лекции по психотерапии М. 2002

.   Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов.-М.: ТОО "Техлит"; "Медицина",1997

9. Милтон Х. Эриксон. Стратегия психотерапии: Пер. с англ.: - СПб.: Ювента, 2000. - 512 с.

10. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. - М.: Рафл-Бук, - 445 с.

.   Романин А.Н. Основы психотерапии. - М.: КноРус, 2006. - 528 с.

.   Романов И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл.

13. Соловьева С.Л. Психотерапия. Новейший справочник практического психолога. - М.: АСТ, 2005. - 704 с.

14. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия.- СПб,1991

.   Шутценберг А. Психодрама. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2007. - 448 с.


Приложение

 

Анкетные вопросы

.   Какие ассоциации у Вас возникают со словом "Психотерапия"? (5 слов, первые приходящие на ум):

.   Обращались ли Вы или Ваши близкие за помощью к психотерапевту?

.   (Если не обращались) Рассматриваете ли Вы возможность обращения к психотерапевту?

.   В том случае, если Вы или Ваши близкие обращались к психотерапевту, остались ли довольными от результата?

.   Как Вы считаете, помогает ли психотерапия?

.   Как Вы считаете, с какими областями знаний тесно связанна психотерапия?

.   Если Вам вдруг понадобится помощь психотерапевта, знаете ли Вы куда обращаться?

8. Как Вы считаете, что может мешать людям обращаться за помощью к психотерапевту?

9. Как Вы считаете, с какого рода проблемами приходят к психотерапевту?

.   Что на Ваш взгляд является результатом психотерапии?

.   Как Вы считаете, с какими целями люди приходят к психотерапевту?

.   Какие люди, на Ваш взгляд, чаще обращаются к психотерапевту?

.   Назовите 5 качеств, которыми, по Вашему мнению, должен обладать психотерапевт:

.   В случае обращения к психотерапевту, кого вы бы хотели видеть на его месте, мужчину или женщину?

.   Может ли психотерапевт, на Ваш взгляд, реально помочь человеку в решении его проблем?

.   Каких известных психотерапевтов Вы знаете? (из литературы, кино, СМИ)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...