Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста




Введение

 

Дети 2-3 летнего возраста переживают значительный период в жизни, так как в это время они проходят очень большой путь развития. Это период не только физического роста, но и психического, социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад и семья. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома-то это будет залогом оптимального течения адаптации детей 2-3 летнего возраста к детскому саду. Доктор педагогических наук профессор В.В. Гузеев, профессор кандидат педагогических наук М.Е. Бершадский, доктор педагогических наук профессор Г.Г. Левитас, кандидат филологических наук доцент А.В. Рафаева, занимающиеся проблемами адаптации детей 2-3 летнего возраста в детских дошкольных учреждениях, считают, что программы детских садов, рассчитанные на адаптацию детей младшего дошкольного возраста, недостаточно для успешной социально-культурной адаптации. [1] Характерной особенностью исследований проблемы социально-культурной адаптации детей является рассмотрение её с позиций различных наук: философии (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологии и психологии (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин идр.), педагогики (С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинскийи др.) Изучением этой проблемы в разное время занимались В.Р. Беспалова, П.П. Блонский, Е.А. Радина, П.М. Саморуковаи другие педагоги.

В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, Н.Д. Ватутиной, где рассматриваются особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в раннем дошкольном возрасте. Данная проблема до сих пор остаётся актуальной, что и определило тему дипломной работы.

Объект: процесс адаптации детей 2-3 летнего возраста к условиям дошкольного муниципального образовательного учреждения.

Предмет: факторы, способствующие успешной социально-культурной адаптации детей 2-3 летнего возраста в дошкольном муниципальном образовательном учреждении.

Цель: Сравнить эффективность программ социально-культурной адаптации детей 2-3 летнего возраста в дошкольном муниципальном образовательном учреждении в формировании социально-бытовых, культурно-гигиенических навыков и межличностных отношений.

Задачи:

изучить психолого-педагогическую, социальную, юридическую литературу, нормативно-правовые акты по данному вопросу;

провести эксперимент по сравнению эффективности программ социально-культурной адаптации в формировании социально-бытовых, культурно-гигиенических навыков, и межличностных отношений детей 2-3 летнего возраста в дошкольном муниципальном образовательном учреждении;

проанализировать результаты эксперимента и сделать выводы.

Методы исследования:         

а) Эмпирические методы - наблюдение, эксперимент.

б) Теоретические методы - математические и статистические.

Гипотеза: Программа адаптации детей 2-3 летнего возраста к детскому дошкольному учреждению «Развивайка», на наш взгляд является более эффективной в формировании навыков, необходимых для успешной социально-культурной адаптации.


Теоретическая часть. Факторы, способствующие успешной социально-культурной адаптации детей 2-3 лет в детском дошкольном образовательном учреждении

 

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 2-3 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности - игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности, произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие с взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. [2]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...