Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межличностные отношения детей 2-3 летнего возраста, посещающих дошкольное муниципальное образовательное учреждение




 

Исследованиями последних лет Пыжьяновой Л., Павловой Л.Н, Заводчиковой О.Г., Айсиной Р. и других авторов доказана исключительно важная роль в подготовке ребенка к поступлению в детский сад (ясли), развития у него потребности в общении с взрослыми и детьми, а также формирования навыков общения, необходимых для удовлетворения этой потребности. [11] Родители нередко сужают круг общения маленького ребенка, ограничивая его членами семьи. Неудивительно, что дети, воспитывающиеся в таких условиях, боятся посторонних людей. Поэтому самым распространенным в конце первого года жизни является страх перед незнакомыми людьми. При приближении незнакомцев ребенок морщит лицо, переводит взгляд с него на мать и через несколько секунд начинает плакать. Если незнакомец подойдет к малышу медленно, заговорит с ним мягко, начнет с ним играть, возможно, малыш не проявит никакого беспокойства, но почти наверняка ребенок испугается, если человек, которого он видит впервые, подойдет к нему быстрым шагом, будет вести себя слишком или неприветливо, попытается взять ребенка на руки. Страх этот можно объяснить тем, что ребенок, сравнивая схемы знакомых ему лиц с впечатлением о незнакомце, не может соотнести их. Чем старше ребенок, тем он быстрее распознает отличие. Более того, младенцы постарше, сравнивая лицо незнакомца с восстановленным в памяти образом знакомого лица, не найдя сходства, теряются и могут расплакаться. Есть случаи, когда у ребенка родители вызывают отрицательное отношение к посторонним. «Вот дядя придет, тебя заберет»; «Видишь, какая нехорошая тетя. Отдам тебя ей, если будешь плакать», - говорят иногда малышу родители, не сознавая, какой вред наносят этим.

Зубова Г. Утверждает, что отсутствие общения с другими людьми, отрицательная оценка их родителями, а иногда и отрицательный опыт общения с незнакомыми взрослыми, приводят к нежеланию и неумению детей устанавливать с ними контакт. Чем уже круг общения, чем меньше у ребенка близких людей, тем меньше опыт его общения и тем труднее ему установить контакт с незнакомыми взрослыми. А при поступлении ребенка в детский сад, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи. [12] Соблюдая необходимые гигиенические требования, целесообразно уже в этом возрасте расширить круг общения ребенка - предполагает педагог, доктор педагогических наук Костина В.П. Полезно, если гостья семьи подержит младенца на руках, позабавит его. Сначала лучше в присутствии матери, другого близкого лица. Впоследствии надо оставить малыша на непродолжительное время с новым человеком наедине. Всем своим поведением, улыбкой, словами выразить расположение к тому лицу, в общение с которым родители хотят вовлечь ребенка. Постепенно следует расширять круг лиц, вступающих в контакт с ребенком, увеличивать продолжительность пребывания ребенка без близких. Дети, которые привыкли к общению не только с близкими, но и с другими взрослыми, легко вступают в контакт и с воспитателем, когда их впервые приводят в группу; период адаптации у них протекает легче и менее продолжителен, чем у детей, общение которых было ограничено членами семьи. Благодаря этому воспитатель получает возможность познакомить такого ребенка с окружающей обстановкой в первые же дни. Правда, поначалу малыш стремится все время быть возле воспитателя, но постепенно его самостоятельность возрастает, что позволяет ему не следовать постоянно за воспитателем, как в первое время, а самому находить себе занятие, выбирать игрушки.

Контакты детей с ровесниками складываются позже, чем общение с взрослыми. Воспитатель начинает включать ребенка в игры с другими детьми, формирует навыки общения с ними. Ребенок узнает и учится выполнять простейшие правила: не отнимать игрушки, обмениваться ими, не нарушать игру других детей, уступать игрушку, играть рядом с другим ребенком, а затем - и совместно. Побуждать ребенка к контактам со сверстниками целесообразно только после того, как у него возникнет доверие и расположение к воспитателю. Если малыш боится взрослого, а тот берет плачущего ребенка за руку и ведет к играющим детям, то по всей вероятности, не только не успокоит его, но еще больше испугает. Ведь и опыта общения с детьми у него еще нет. Скорее всего, он не видел так много детей одновременно. Наиболее легко привыкают к условиям детского сада те дети, у которых еще до поступления имелся опыт общения не только с взрослыми, являющимися членами семьи, но и со сверстниками. Примером являются семьи, проживающие в семейных общежитиях. Здесь родители и дети из разных семей тесно контактируют между собой. Даже самые маленькие дети знают проживающих по соседству женщин, охотно остаются с любой из них, если матери надо отлучиться. Дети постарше, кроме того, много самостоятельно играют и резвятся в коридорах. Таким образом дети из этих семей приобретают опыт общения с взрослыми и сверстниками, который помогает им легко адаптироваться при поступлении в дошкольное учреждение.

Взаимоотношения детей 2-3 летнего возраста в группе детского образовательного учреждения отражены во многих педагогических исследованиях, таких как А.И. Аржанова, Л.В. Артемова, В.Я. Воронова, В.Г. Горбачева, Г.Н. Ибрагимова; Д.В. Менджерицкая; В.Г. Нечаева; Г.И. Жуковская; Р.М. Пембург. Авторы пришли к выводам, что в детском саду дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками, у них складываются те или иные способы поведения, постепенно закрепляются как более или менее устойчивые нравственные качества личности.

Наиболее важное значение для развития личности имеет игра. Беря на себя роль взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности. Те действия и взаимоотношения, которые дети развивают в соответствии с взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками. В процессе реальных взаимоотношений, развивающихся по поводу игры - при обсуждении содержания игры, распределении ролей - дети учатся учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить свой вклад в общее дело.

Группа детского сада - это первое детское общество, возникающее на основе сложно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма. Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как исключительной значимости общества сверстников, так и эмоциональной притягательностью. Группа детского сада для ребенка - источник переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности - игровой, трудовой, изобразительной.


Эффективность программ социально-культурной адаптации в формировании социально-бытовых, культурно-гигиенических навыков, и межличностных отношений детей 2-3 летнего возраста в дошкольном муниципальном образовательном учреждении

адаптация дошкольный муниципальный образование

Деятельность муниципального детского дошкольного образовательного учреждения детский сад №87 «Золотой ключик». Подготовка к проведению эксперимента по программам социально-культурной адаптации «Вместе весело шагать» и «Развивайка» детей 2-3 летнего возраста к дошкольному муниципальному образовательному учреждению.

Муниципальное образовательное учреждение №87 детский сад «Золотой ключик» общеразвивающего вида осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом о некоммерческих организациях, законом РФ «Об образовании и иными правовыми актами», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. №91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Приоритетным направлением в работе педагогического коллектива является сохранение психического и физического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, оказание помощи семье в воспитании, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, адаптация к жизни в обществе.

Продолжительность воспитательно-образовательного процесса осуществляется с 2-х до 7-летнего возраста ребенка.

В муниципальном образовательном учреждении №87 детский сад «Золотой ключик» действуют 10 групп, из них 3 группы - для детей с нарушениями речи, 1 группа - для детей с задержкой темпа нервно-психического развития, 1 группа - для детей с нарушениями иммунной системы.

Воспитательно-образовательную работу с детьми, под руководством заведующей, заместителя заведующей и методиста, ведут 13 высококвалифицированных педагогов-воспитателей, а также 3 логопеда, 2 музыкальных руководителя, психолог.

Данный сад был выбран нами в качестве базы проведения эксперимента.

Выборку групп исследования составили две младшие группы: №1 «Мальвина», которая включает в себя 10 детей 2-3 летнего возраста, и группа №2 «Арлекино», состоящая из 12 детей 2-3 летнего возраста. Все дети стали посещать детский сад в двух группах одновременно с первого сентября 2010 года. Дети из обеих групп проживают в полных благополучных семьях, это нами было выяснено до проведения эксперимента у психолога и воспитателей выбранных нами групп. Сложностью проведения эксперимента являлось длительное согласование с заведующей детским садом получения разрешения на проведения эксперимента, а также отсутствие педагогического опыта в моей деятельности, что закладывало определенную тревожность и опасения в проведении исследования.

Эксперимент (от лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> experimentum - проба, опыт) в научном методе <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4> - метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> и служит для проверки гипотезы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B0>, установления причинных связей <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C> между феноменами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD>. Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер.

Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ В.В. Петухов выделил:

констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

Наш эксперимент, в соответствии с вышеперечисленными видами, является проверочным, уточняющим.

При проведении экспериментального исследования в соответствии с классификацией Валеева Г.Х нами были выделены следующие этапы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%F1%EF%E5%F0%E8%EC%E5%ED%F2_(%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF)>:

а) диагностический этап:

) определение объекта экспериментального исследования - программы адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному муниципальному образовательному учреждению;

) формулирование проблемы - программы детских садов, рассчитанной на адаптацию детей младшего дошкольного возраста, недостаточно для успешной социально-культурной адаптации;

) формулирование темы - сравнение эффективности программ адаптации;

) актуальность - программы детских садов, рассчитанной на адаптацию детей младшего дошкольного возраста, недостаточно для успешной социально-культурной адаптации;

б) прогностический этап:

) определение цели и задач - сравнить эффективность программ;

) гипотезы эксперимента - программа адаптации «Развивайка», на наш взгляд является более эффективной в формировании навыков, необходимых для успешной социально-культурной адаптации;

) составление плана-программы эксперимента - план программы «Вместе весело шагать» и план программы «Развивайка»

в) организационно-подготовительный этап:

) выбор конкретных объектов эксперимента - программы адаптации «Вместе весело шагать» и «Развивайка»;

) выбор необходимых характеристик для отслеживания в эксперименте - уровень формирования культурно-гигиенических, социально-бытовых навыков, межличностных отношений;

) методическое обеспечение эксперимента - устав детского сада №87 «Золотой ключик», необходимые нормативно-правовые акты, педагогическая и юридическая литература;

) организационное обеспечение эксперимента - ознакомление с исследуемыми группами, с персоналом, с заведующей детским садом, получение разрешения на проведение эксперимента, собрание с родителями;

) сбор необходимых данных для эксперимента - возраст детей, социальное положение семей, дата поступления, уровень формирования культурно-гигиенических, социально-бытовых навыков, межличностных отношений до проведения эксперимента, уровень социально-культурной адаптации детей;

г) практический этап: непосредственно проведение эксперимента:

) согласование с кадрами содержания эксперимента;

) в первые пять дней проведения эксперимента помощь воспитателей в заполнении листов адаптации детей;

) проведение занятий, согласно программам адаптации;

4) наблюдение за детьми и заполнение листов адаптации;

5) проведение занятий с родителями, согласно программам адаптации;

д) обобщающий этап:

) анализ результатов проведенного эксперимента;

) подведение итогов;

Любой вид деятельности несет в себе определенные особенности и в связи с этим, мы, несомненно, воспользовались рекомендациями опытных специалистов детского сада в своей работе.

Эксперимент по программе адаптации детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать»

Эксперимент по программе адаптации детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать» проводился в младшей группе №1 «Мальвина».

Содержание программы адаптации детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать»

Автором программы является заведующий детским садом №161 «Лесовичок» г. Тольятти Олемская Татьяна Семеновна, педагог-психолог высшей категории детского сада №161 «Лесовичок» г. Тольятти Маханькова Асия Ханзатовна, разработана в 2008 году в г. Тольятти.

Перед каждым дошкольным учреждением стоит задача обеспечения благоприятных социально-педагогических и социально-культурных условий для адаптации малышей. Дети могут испытывать повышенную тревогу, боязнь, чувство одиночества при расставании с родителями в период адаптации к детскому саду. Значимость проблемы подтверждается также вниманием к ней учёных, педагогов и психологов. В психолого-педагогической литературе описывается факт психотравмирования ребёнка при поступлении в детский, как острое эмоциональное реагирование на отрыв от матери (Н.М. Аксарина, Р.Р. Тонкова-Ямпольская, К.Л. Печора, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.). Важность снятия остроты эмоционального переживания ребёнка обуславливается не только трудностями взрослых по организации его поведения, но и последствиями в психосоматическом здоровье. Выявлено, что у ребёнка, начавшего посещать дошкольное учреждение, могут проявляться беспокойство, страх, повышенная возбудимость, раздражительность, негативизм и упрямство, депрессивные реакции, особенно ярко у детей с высоким уровнем эмоциональной зависимости от родителей. Теперь ребёнка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью. Как сделать вхождение ребёнка в детский сад безболезненным? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?

За основу программы «Вместе весело шагать» взята программа Т.Н. Дороновой «Из детства в отрочество». Новизна программы заключается в значительном сокращении срока адаптации детей с осложнённым её характером в период от 1 до 2 месяцев. Это достигается за счёт комплекса психолого-педагогических методов взаимодействия с детьми и их родителями, а также целенаправленной просветительской и практической работы с семьей, создания определённых условий в адаптационной группе.

Данная программа разработана с целью создания благоприятных социально-педагогических условий для адаптации детей 2-3 летнего возраста к детскому дошкольному образовательному учреждению. Программные задачи решаются через: мотивационную деятельность и развивающую среду ребенка в адаптационный период, формирование консультативного блока информации для повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Данная программа разработана для педагогов детских дошкольных учреждений, родителей детей, поступающих в детский сад. Продолжительность программы составляет 1-1,5 месяца.

Ожидаемые результаты исследования по данной программе: благоприятный адаптационный период детей 2-3 летнего возраста, снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду, повышение психолого-педагогических знаний у родителей, развитие позитивного и доверительного взаимодействия родителей и сотрудников детского сада, всестороннее развитие личности ребенка, формирование навыков, необходимых для успешной социально-культурной адаптации детей 2-3 летнего возраста в детских дошкольных образовательных учреждениях.

Учебно-тематический план работы, разработанный в соответствии с программой адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду «Вместе весело шагать»

Изучив программу адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду «Вместе весело шагать», мы разработали свой учебно-тематический план работы на основе примерного учебно-тематического плана программы адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду «Вместе весело шагать», который представлен в приложении А.

Структура занятий программы адаптации детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать»:

Вводная часть

Информационно-подготовительная;

Ритуал приветствия, знакомство;

Настрой на предстоящую деятельность;

Просмотр домашнего задания.

Задача вводной части: обеспечение и создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы, снятие напряжения, тревоги.

Основная часть.

Сопровождение адаптационного периода;

Проигрывание специально подобранных игр, игровых упражнений с детьми и родителями;

Продуктивная деятельность;

Релаксация.

Задача основной части: обучение позитивным способам взаимодействия, умению чередовать занятость и расслабление для снятия напряжения.

Заключительная часть.

Оценка эффективности психопрофилактической работы;

Получение домашнего задания;

Обмен мнениями с родителями;

Информирование родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка (педагог-психолог, воспитатель, медицинский работник).

Задача заключительной части: закрепление всего позитивного и нового, что возникло в личностном мире каждого из участников.

Проведение эксперимента в младшей группе №1 «Мальвина» по программе адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому дошкольному образовательному учреждению «Вместе весело шагать»

Перед проведением эксперимента, нами была изучена программа адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому дошкольному учреждению «Вместе весело шагать» и в соответствии с учебно-тематическим планом, предложенным в программе, мы разработали свой учебно-тематический план. Для каждого занятия нами был подготовлен дидактический и практический материал. Перед началом проведения эксперимента провели собрание с родителями детей выбранной группы, в целях разъяснения задач эксперимента и получения согласия на проведение эксперимента.

В соответствии с программой адаптации детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать» и учебно-тематическим планом программы, мы провели эксперимент в младшей группе №1 «Мальвина», осуществляя свою деятельность с использованием личностно-ориентированного подхода к детям. При выполнении заданий программы тщательно следили за эмоциональным состоянием детей, за уровнем формирования навыков, необходимых для успешной социально-культурной адаптации, не допуская переутомляемости и перегрузок. К занятиям эксперимента готовились ответственно, детально изучая пункты программы, учитывая её особенности. В работе с родителями проявляли понимание к проблемам воспитания и обучения детей с точки зрения их субъективного подхода. Старались помочь всем участникам эксперимента развить положительное взаимодействие между участниками группы.

В соответствии с программой адаптации детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать», в занятиях должны принимать участие не только дети, но и их родители, поэтому в своей работе мы столкнулись с определенными трудностями в организации занятий. Некоторые родители не посещали занятия, ссылаясь на высокую занятость, не выполняли совместно домашнее задание с детьми, не поддерживали детей в период проведения эксперимента по программе адаптации детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать», что воспрепятствовало эффективному проведению исследования. Многие родители принимали активное участие в работе группы адаптации: обеспечивали систематическое посещение занятий, выполняли домашние задания, принимали участие в игровой и практической деятельности, поддерживали и устанавливали положительное взаимодействие.

Для диагностики эмоционального состояния детей, уровня формирования навыков, способствующих успешной социально-культурной адаптации, межличностных отношений детей, мы использовали «Листы адаптации», разработанные группой исследователей Богиной Т.Л., Тереховой Н.Т., Кониной Е.Ю. и других исследователей в 2003 году. Листы адаптации включают в себя следующие критерии: настроение, аппетит, сон, активность, межличностные отношения, формирование культурно-гигиенических навыков, формирование социально-бытовых навыков. В течение 1 календарного месяца мы проводили с детьми в соответствии с учебно-тематическим планом занятия по программе адаптации детей раннего дошкольного возраста «Вместе весело шагать»:

а) занятия с детьми:

1) знакомство:

Игры, упражнения направленные на развитие общения ребёнка с детьми и взрослыми. Установление контакта. Участие в беседе «Давайте познакомимся», «Как тебя зовут», ответы на вопросы «Кто к нам в гости пришёл», конструирование «Красивые бабочки», игры, релаксация «Отдыхают наши ножки», выполнение игр с мячом, релаксация «Отдых на траве».

) основная часть:

Общение с детьми и взрослыми, выполнение традиций детского сада «Приветствие с Буратино и его друзьями», активность в игровой деятельности. Участие в ролевой игре, повторение игровых действий и слов игра «Носик», лепка «Угощение для гостей», релаксация. Занятие с музыкальным руководителем детского сада «Кто к нам в гости пришёл». Участие в играх с погремушками, звукоподражание, выполнение аппликации, активное общение. Звукоподражание «Кто как поёт», участие в пальчиковых играх, рисование пальцами, ладонью, активное общение. Выполнение заданий на логику, внимание «Кто в домике живёт», «Кто спрятался», рисование «Дорожка», релаксация, активное общение. Выполнение заданий «Строим дом», «Собери пирамидку», аппликация «Подарок - пирамидка», активное общение. Конструирование из кубиков «Лесенка Ёжику», лепка «Яблочки», активное общение. Участие в рисовании «Точки на спинке у коровки», выполнение пальчиковых игр, активное общение. Сочетание движений и слов «Речевая зарядка», игры на звукоподражание, развитие пространственных представлений. Развитие сенсорного восприятия (цвет, форма, вкус, ощущения), воспитание добрых чувств, приветствие и прощание при встрече.

) заключительная часть

Активное участие в игровой деятельности, свободное общение с детьми и взрослыми. Участие в экскурсии по группе, установление контакта с педагогом - выполнение игровых заданий. Сюжетная игра «Путешествие», лепка, разучивание стихотворения «Наша Таня», звукоподражание. Игровые упражнения, пальчиковые игры «Водят мыши хоровод», «Мы по коврику гуляли. Сюжетная игра «Чаепитие».

б) занятия с родителями:

Активное участие в игровой деятельности с детьми, беседа «Давайте познакомимся», информирование «Выручалочки для мамы», беседа «О чём бы вы хотели спросить», домашнее задание. Газеты «Солнышко», папки-передвижки «Книга адаптации», «Вместе весело шагать», участие в игровой деятельности с детьми, работа с дневниками «Адаптация к детскому саду»,

беседы с администрацией и медиками, педагогами детского сада. Беседа «Мнение о работе группы», информирование «Ступеньки адаптации», индивидуальные беседы, ответы на вопросы родителей.

По окончании проведения исследования, проведенного по программе адаптации детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать» мы подвели итоги, результаты которых внесли в листы адаптации, согласно приложению Б.

Анализ результатов исследования, проведенного по программе адаптации детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать»

Данные, полученные в ходе проведенного исследования, мы зафиксировали в листах адаптации. На рисунках 1,2,3 мы отразили проанализированные нами критерии для успешной социально-культурной адаптации детей младшей группы №1. По данным результатам можно сделать соответствующие выводы о степени формирования у детей культурно-гигиенических навыков.

Степень сформирования культурно-гигиенических навыков у детей после проведения эксперимента остался прежним, что составило 80%, это говорит о невысокой эффективности программы в формировании культурно-гигиенических навыков, которые отражены в листах адаптации в соответствии с приложением Б. У 20% детей уровень формирования культурно-гигиенических навыков повысился, следовательно, можно судить об индивидуальном характере воздействия программы.

Исходя из того, что уровень формирования культурно-гигиенических навыков не снизился после проведения эксперимента, можно предположить, что программа не препятствует формированию культурно-гигиенических навыков детей, следовательно, её можно использовать в практической деятельности педагогов, воспитателей.

Следующие критерии, которые были проанализированы после проведенного эксперимента, это степень формирования социально-бытовых навыков.

По результатам данных, полученных из листов адаптации детей младшей группы №1 «Мальвина», мы можем сделать выводы о динамике развития межличностных отношений детей 2-3 летнего возраста. У 20% детей уровень межличностных взаимоотношений повысился, дети стали более дружелюбные, отзывчивые, коммуникабельные, научились проявлять сострадание, сочувствовать. В играх с другими детьми стали делиться игрушками. Возможно, программа носит индивидуальный, личностно-ориентированный подход. Развитие межличностных отношений у 70% детей осталось на прежнем уровне, а у 10% детей уровень межличностных отношений снизился, возможно, по объективным причинам, которые не были учтены в программе.

Исследование, проведенное в муниципальном детском дошкольном образовательном учреждении детский сад №87 «Золотой ключик» в младшей группе №2 «Арлекино» по программе адаптации детей младшего дошкольного возраста «Развивайка»

Для нашего эксперимента мы изучили программу адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому дошкольному учреждению «Развивайка», ознакомились с планом занятий, необходимым для нашего эксперимента. Для каждого занятия по программе был подготовлен дидактический и практический материал. Перед началом проведения эксперимента, было проведено собрание с родителями детей исследуемой группы, в целях разъяснения задач эксперимента и получения согласия на его проведение.

Содержание программы адаптации детей младшего дошкольного возраста «Развивайка»

Автор программы Павлова Л.Н - кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования. Программа «Развивайка» разработана в 2005 году и содержит практический материал, способствующий комфортной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру. Предпосылкой для создания данной программы послужил многолетний мониторинг адаптации детей к условиям детского сада. Она включает в себя комплексные занятия для детей 2-3 летнего возраста, направленные на развитие познавательной, речевой, социально-бытовой, культурной, эмоционально-волевой сферы, сферы межличностных отношений ребёнка как со сверстниками, так и с взрослыми людьми. Благодаря всесторонне-развивающим занятиям происходит воздействие на все структуры мозга ребенка. Система занятий способствует формированию базовых понятий, составляющих ядро картины мира дошкольника, происходит преодоление детского эгоцентризма, формированию межличностных отношений ребенка, воспитанию всесторонне развитой, высоконравственной личности. Несмотря на большое число работ, посвященных изучению адаптации детей, многие из них не содержат практической направленности. Ряд исследователей Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и другие отмечают зависимость успешной адаптации от возраста, в котором происходит изменение привычных условий. В период интенсивного развития какой-либо функции адаптация протекает более тяжело, чем в стабильный период развития. В кризисные периоды происходят качественные изменения в развитии личности ребенка, выработка новых способов деятельности. Кризисы являются важными моментами в развитии ребенка, и от того, как будут пройдены переломные этапы, зависит его дальнейшее развитие.

В три года ребенок осознает себя как активный субъект в мире предметов и у него формируется новообразование. Трудности, связанные с поступлением в детский сад, могут отразиться на наиболее уязвимых функциях - формировании личности и речевом развитии.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество занятий: 25. Программа включает в себя:

формирование культурно-гигиенических навыков;

развитие мелкой моторики;

развитие внимания;

развитие памяти;

развитие логического и творческого мышления;

развитие речи;

развитие коммуникативных навыков;

развитие культурно-нравственной сферы;

пальчиковую гимнастику;

артикуляционную гимнастику;

знакомство с органами чувств и их функциями;

начальные навыки классификации, сравнения, выделения определенных свойств (цвет, форма, размер);

игры с кубиками Зайцева;

игры с блоками Дьенеша;

игры и упражнения по формированию начальных навыков счета, чтения и письма;

аппликацию, рисование, лепку;

игры и упражнения на коррекцию эмоционально-волевой сферы: тревожности, агрессивности, гиперактивности, самооценки, общения.

Цели занятий:

гармонизация эмоционального состояния;

снятие нервно-психического напряжения;

содействие успешной социально-культурной адаптации ребенка;

психологическая профилактика дезадаптации ребенка к условиям детского сада;

развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка, воображения;

повышение групповую сплоченность;

коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы;

развитие мелкой моторики рук и координации движений;

формирование культурно-гигиенических навыков;

формирование социально-бытовых навыков.

Задачи:

укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов ребенка, его коммуникативных возможностей;

снятие психомоторного напряжения, тревожности;

формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;

стабилизация нервных процессов;

повышение внимания друг к другу;

способствовать сплочению детского коллектива.

способствовать успешной социально-культурной адаптации детей.

Используемые методы и техники: игротерапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, музыкотерапия.

Все занятия - игровые, так как игра - это основная деятельность ребенка.

Эффективность программы, по мнению авторов:

У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха, а соответственно - стремление избежать принятия решения. Такие дети свободно выражают собственную точку зрения, желания, чувства. Развитие познавательных психических процессов (памяти, восприятия, внимания), мышления, мелкой моторики способствует развитию речи психологической комфортности ребенка и профилактике дезадаптации.

При апробации программы в 2005 году было отмечено, что изменение отношения к посещению дошкольного учреждения в положительную сторону (к концу первого месяца) было выявлено у 87% детей. У детей наблюдалось преобладание позитивных эмоций, снизилось количество соматических заболеваний, фиксируется положительная динамика в речевом развитии, поведении и эмоциональной сфере.

Поэтапная работа проведения эксперимента по формированию социально-культурной адаптации у детей 2-3 летнего возраста с помощью программы «Развивайка» в младшей группе №2 «Арлекино»

В соответствии с программой адаптации детей младшего дошкольного возраста «Развивайка» нами был проведен эксперимент в младшей группе №2 «Арлекино», осуществляя свою деятельность с использованием индивидуального подхода к детям. Эксперимент продолжался один календарный месяц, в соответствии с программой адаптации. При выполнении заданий программы мы наблюдали за эмоциональным состоянием детей, за уровнем формирования навыков, необходимых для успешной социально-культурной адаптации, не допуская переутомления и перегрузок. При проведении эксперимента ответственно готовились к занятиям, детально изучая все пункты программы и учитывая все её особенности. В работе с родителями проявляли понимание к проблемам воспитания и обучения детей с точки зрения их субъективного подхода. Старались помочь всем участникам эксперимента развить положительное взаимодействие.

Наша работа включала в себя деятельность, направленную на формирование культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики, развитие внимания, развитие памяти, развитие логического и творческого мышления, развитие речи, развитие коммуникативных навыков, развитие культурно-нравственной сферы, пальчиковую гимнаст

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...