Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Телевидение сегодня - социально-культурный контекст




 

Телевидение развивается наступательно и динамично, являясь важной частью социально-культурной и общественно-политической жизни общества. Сегодня оно решает колоссальную задачу по информированию общества о происходящих процессах в экономике, политике, социальной сфере, ведет планомерную работу по формированию культуры, определенного мировоззрения, воспитанию молодежи, поддержке социально незащищенных слоев населения.

В ряду основных, фундаментальных потребностей значительную роль играет коммуникативная потребность как нужда субъекта в социальной связи с другими субъектами деятельности, где информация выполняет роль средства этой связи. Удовлетворению коммуникативной потребности личности соответствует особый вид человеческой деятельности - коммуникативная деятельность, в данном случае телевидение, ибо производство и потребление знаковых средств любой деятельности есть специфическая задача общества, в коммуникативной деятельности проявляется коммуникативная функция социума в целом.

Каждый человек обладает определенным коммуникативным потенциалом и коммуникативными способностями, в той или иной степени владеет нормами общения и этикета, выступает субъектом коммуникативной культуры.

Коммуникативная деятельность личности понимается нами как активность по созданию и использованию самых различных знаковых систем, разнообразных социальных институтов; складывание и развитие коммуникативных потенциала и способностей личности и ее социальных прав на информацию и коммуникацию; формирование на телевидении его коммуникативной культуры.

Социально-культурная деятельность на телевидении представляет собой степень усвоенности различных коммуникативных средств и деятельностно-мотивационной активности личности при их практическом использовании. Специфика деятельности характеризуется следующими особенностями: во-первых, коммуникативная деятельность есть установление связей между различными элементами общества; во-вторых, инфраструктура всех видов деятельности личности и общества; в-третьих, условие эффективности деятельности в целом и способ существования всей деятельности. И, наконец, это реальное бытие информационных и социорегулятивных (соционормативных) отношений и “механизм” взаимосвязи деятельности и общественных отношений или системы.

Социально-культурная деятельность, имея многочисленные социальные роли, приобретает в таком случае статус атрибутивности социума.

Характер коммуникативной деятельности на телевидении непосредственно связан с особенностями самих этапов развития всемирной истории. Типология социально-культурной деятельности соответствует историческим формам социальной коммуникации: локальной - в аграрном обществе, мировой - в индустриальном обществе, глобальной - в современном обществе.

В качестве социальных институтов, обслуживающих информационно-коммуникативные процессы, появились особые виды человеческой деятельности - информационная деятельность, деятельность по связям с общественностью, изучение и формирование общественного мнения, рекламная деятельность.

Структура социально-культурной деятельности включает ее субъектов, рассматриваемых на микро- и макроуровнях; объекты - все виды человеческой деятельности; цели реализуются в самих функциях коммуникативной деятельности; средства коммуникативной деятельности даются через их генезис; аспекты коммуникативного действия в процессе самой деятельности; результаты деятельности: интеграция, регулирование, социальное наследование (преемственность) общественной жизни.

Набор основных функций социально-культурной деятельности на телевидении, взаимосвязанных между собой, следующий: удовлетворение социальных потребностей, адаптивная, преобразующая.

Генезис и развитие социально-культурной деятельности на телевидении выражается в прогрессе ее средств и социальных институтов, прямо или косвенно обслуживающих информационно-коммуникативные процессы.

Социальные институты на телевидении классифицируются на специализированные и неспециализированные, а также на религиозные и светские. Их деятельность приводит к нарастанию сложности коммуникативной деятельности.

В психологии довольно известен тот факт, что основная часть информации воспринимаемая человеком - невербальная информация (т.е. вне слов), и в этом плане особое значение имеет визуальное восприятие. Таким образом, становится понятным огромная роль телевидения, как источника информации и важного в современных условиях инструмента формирования авторитета и престижа сотрудников органов внутренних дел. Как же обстоят дела на телевидении в социально-культурном аспекте на сегодняшний день.

Телевидение как социальный институт - сложный орган. Каждый телевизионный канал имеет множество программ в сети вещания. Количество телевизионных каналов все больше увеличивается. Около 80 иностранных телерадиокомпаний имеют свои московские бюро. Сеть кабельного телевидения значительно более широка, практически каждый район крупного города России имеет свое кабельное телевидение.

Случаи, когда мораль и правопослушное поведение не совпадают, не редки. И то и другое формируются с помощью средств массовой информации. Власть телевидения над обществом зиждется, прежде всего, на влиянии телевидения на общественное мнение. С другой стороны, телевидение зависит от зрителя, конкурируя с другими средствами массовой информации, и между множеством телеканалов, различными телекомпаниями. Телевидение борется за массовую телеаудиторию, привлекая зрителя интересными телепрограммами. Социологические исследования, проводимые среди зрителей в последние годы, на особое место ставят отношение населения к собственной безопасности.

Здесь нужно учитывать, что телевидение излагает телевизионную версию события по своим законам, иными словами, по законам жанра, и своим особым телевизионным почерком. Иногда тележурналисту достаточно усилить интонацию или сделать паузу для того, чтобы содержание информации совершенно изменилось, приняло без слов то значение, тот смысл, который вкладывает в сообщение журналист.

Социально-культурная деятельность на телевидении сегодня немного настораживает, если не сказать больше. Нас всегда поражали и пугали различного рода шаманы, заклинатели, гипнотизеры, психотерапевты. Но по сравнению с силой воздействия телевидения на психику людей воздействие всех их вместе взятых в тысячу раз меньше.

Особенно подвержены воздействию телевидения дети с их еще не сформировавшимися психикой и организмом в целом. Сергей Образцов пытался внушить взрослым людям простую мысль, которой следовал всю свою долгую творческую жизнь: нельзя детям до семилетнего возраста показывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными и людьми. Великий мастер знал: детская душа, что губка, впитывает все происходящее вокруг нее и, особенно все, что происходит на сцене, на экране, в книге.

Что же нам преподносит современное детское телевидение? Посмотрите "мультики". Это сплошные "Том и Джерри", где весь юмор сосредоточен в расплющивании то Тома, то Джерри, таскании кота за хвост, в различных падениях и прочей "прищемиловке". В результате дети таскают своих домашних питомцев за хвост, загоняют друг друга под кровать и т. д.

Посмотрите мультсериалы. Это - "Звездные войны", это - какие-то непонятные животные (ребенок-то и обычных домашних плохо представляет), опять жестокость, достижение даже благородных целей через полное уничтожение, подавление противника. Чего же после этого мы хотим от наших детей? Где прекрасные, добрые, поучительные, без сцен грубого насилия отечественные мультфильмы типа мультфильмов 50-70-х годов?

Возможно, они были в чем-то примитивны, может быть, художники слишком следовали требованиям соцреализма, но эти фильмы воспитывали детей в духе общепринятых моральных принципов: не укради, будь терпим к окружающим, будь послушен, будь вежлив, будь аккуратен, цени дружбу, трудись и так далее, и так далее.

Посмотрите современные детские телевизионные передачи с куклами. Как часто эти куклы изображают нечто, рожденное больным, по другому не скажешь, воображением художника. Какие-то монстры, животные непонятной породы. Задумывались ли их создатели о восприятии мира ребенком? Как уродуют они еще слабое эстетическое чувство ребенка, искажают чувство прекрасного, в конце концов уводят в мир нереального. Что есть прекрасное? Вот на этот вопрос именно и должны, как мне кажется, нести ответ детские передачи. Образование должно научить оперировать опережающей информацией.

На пятой конференции "Современное телевидение" Институт прикладных исследований выступил с инициативой создания специальной государственной службы, которая выдавала бы сертификат на допустимость использования с точки зрения влияния на здоровье человека тех или иных видеоэффектов на экране, ввела бы допуски на частоты мельканий яркостных и цветовых пятен. Эта инициатива была поддержана рядом видных деятелей телевидения.

Телевизионная программа "Россия" (ВГТРК) - основная общественно-политическая, информационная, культурно-просветительная и художественная программа Российской Федерации. Объем вещания - 17,3 часа в сутки. Программа распространяется на пять вещательных зон в виде основной программы и четырех дублей. Для вещания используется сеть наземных и спутниковых каналов связи, телевизионных передатчиков и ретрансляторов, которая обеспечивает возможность приема программы для 98,7 процента населения страны. Программа "Россия" ретранслируется также в государствах ближнего зарубежья: Азербайджане, Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане, Белоруссии, Армении, Грузии в полном объеме и Казахстане, Украине в сокращенном объеме.

Телевизионная программа "Первый канал", создаваемая общероссийской телерадиовещательной организацией - акционерным обществом "Общественное российское телевидение". Объем вещания 18,5 часа в сутки. Распространяется на территориях РФ и стран ближнего зарубежья. Охват населения России - около 99 процентов. Телевизионная программа "Петербург - 5 канал", создается общероссийской государственной компанией "Петербург - 5 канал" в объеме 12,8 часа в сутки и принимается на территории Российской Федерации, где живет 53 процента населения.

Программы регионального телевидения (республик, краев, областей, автономных округов) создаются 90 государственными телерадиокомпаниями и распространяются, как правило, по каналам ВГТРК в пределах своих регионов. В большинстве регионов охват населения местной программой ниже, чем по общероссийским каналам. Это объясняется в первую очередь тем, что программа РТР передается как по наземным линиям, так и через спутники на приемные станции и ретрансляторы, а местные программы используют только наземные линии. Кроме того, в некоторых местах отсутствуют радиорелейные линии для охвата всего региона местными программами. Разница по охвату населения общероссийской программой и местной составляет по этим регионам от 10 до 30 процентов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...