Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценностно-нормативная природа физической культуры




 

В докладе 1995 года, посвященном десятилетию Года молодежи Комиссия по международным гуманитарным вопросам ООП отмечает, что социальные потрясения непременно отражаются на молодом поколении, ухудшают его физическое и психическое здоровье, приводят к стремительному росту потребления алкоголя, наркотиков, преступности в молодежной среде. Применительно к современному российскому обществу острота проблемы не изменилась и заключается, во-первых, в том, что темпы ухудшения физического состояния молодых людей слишком велики; во-вторых, в том, что физический статус детей и молодежи но всем основным показателям имеет нисходящую тенденцию, то есть продолжает ухудшаться.

Поэтому стали очевидными общественные потребности во всеобъемлющем использовании средств физической культуры для формирования нового стиля жизни, нового менталитета молодого поколения в отношении основных ценностей физической культуры как важнейших факторов обеспечения жизнеспособности и созидательной активности молодежи.

Актуальность проблематики ценностей физической культуры молодежи обусловлена необходимостью переосмысления упрощенного понимания физической культуры лишь как средства «физического воспроизводства» человека с игнорированием ее действительного общественного и духовного значения; недостаточной глубиной исследования ее ценностного содержания, преодоления сложившейся традиции разъединения наук о природе и наук о культуре, а, следовательно, духа и тела. Анализ ценностей физической культуры молодежи актуален также в контексте таких теоретических конструктов, как жизненный мир, качество жизни, социализация, социальный статус, активизация человеческих ресурсов в социокультурном развитии молодежи, ее устойчивое социальное благополучие, цивилизованный социальный порядок в рамках мировой ценностной интеграции.

Жизнь человека - процесс не только биологический, но и социальный. Именно в социальном со времен Аристотеля многие исследователи усматривают сущность человека. Это положение не утратило своей актуальности и познавательной значимости и продолжает оставаться источником расширения и углубления теоретических и практических представлений о человеке, инициируя стремление понять пути и механизмы, при помощи которых происходит вступление человека в мир социума, сто интегрирование в социальные отношения, приобщение к выполнению социальных функций и ролей.

Путь интеграции человека в социум получил у философов, психологов и социологов название - социализации. Ученные различных отечественных школ и направлений в целом сходятся на том, что «социализация означает процесс социального становления человеческого индивида, формирования его социальной сущности».. «Человек становится личностью, приобретает и приумножает определенную совокупность социальных качеств и свойств через усвоение социального опыта; этот процесс включает его в активную социальную деятельность, что само по себе предполагает овладение разпообразшлм социальным опытом». «Процесс активного вовлечения индивида в деятельность различных социальных коллективов и общностей людей, в ходе, которого индивид усваивает социальные и моральные нормы, культурные ценности, полезные навыки практической работы и конкретные знания, иными словами, когда у пего формируются социально-значимые черты личности, называется процессом социализации личности».

Аналогичную позицию западных авторов по данному вопросу выражает Н.Смелзер. С его точки зрения, социализация - это «процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям социализация не только дает нам возможность общаться между собой».

Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни, о чем говорилось в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства" на 2001 год.

Из совокупности понятия "здоровый образ жизни", объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психо-эмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т. д.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Забота о развитии физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации. Их основу составляют, прежде всего, добрая воля самого субъекта, морально-психологический настрой личности, коллектива и общества.

В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости. Развитие спортивной инфраструктуры дает приток новых рабочих мест, а развитие спорта способствует созданию зрелищной индустрии, имеющей большое экономическое значение. Спорт высших достижений, олимпийский спорт являются мощным импульсом международного сотрудничества, формирования привлекательного образа страны на международной арене. Победы российских спортсменов способствуют росту патриотизма, гражданственности, укреплению морального духа населения и гордости за страну, область, город, коллектив.

В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов. Развитием спорта в различных территориальных единицах, прежде всего в городах, занимаются муниципальные органы, а на местах - коммуны и общины, которые расходуют на эти цели от 1 до 3% своих общих бюджетов, вырабатывают и осуществляют совместно со спортивными организациями муниципальную и коммунальную спортивную политику.

Конец XX столетия во многих странах стал периодом модернизации и строительства современных спортивных сооружений. Общемировой тенденцией является также колоссальный рост интереса к спорту высших достижений, который отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского.

За рубежом спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Мировое спортивное движение, составной частью которого является и российский спорт, стало одним из самых мощных и массовых международных движений. К олимпийскому спортивному сообществу принадлежат более 200 стран мира.

Таким образом, в мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется:

·         в повышении роли государства в поддержке развития физической культуры и спорта, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;

·         в широком использовании физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;

·         в продлении активного творческого долголетия людей;

·         в организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;

·         в использовании физкультуры и спорта как важного компонента нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;

·         в вовлечении в занятия физической культурой и спортом трудоспособного населения;

·         в использовании физической культуры и спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;

·         в резком увеличении роста доходов от спортивных зрелищ и спортивной индустрии; в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры и спорта и в формировании здорового образа жизни;

·         в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;

·         в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

В процессе институализации физическая культура становится средством социализации в современном обществе. Институционализация - процесс формирования устойчивых ценностно-нормативных образцов действий, посредством которых интегрируется и координируется деятельность социальной группы. Для формирования устойчивых ценностно - нормативных образцов физической культуры и спорта необходимо создать условия.

В современном все усложняющемся мире важно раскрывать возрастающую глобальную роль физической культуры в формировании человека и прогрессивном развитии общества, ибо она является важнейшей предпосылкой реализации их потенциала. В исследованиях отмечается, что в XXI веке возможно будет спрогнозировать такие характеристики человека, как способность к глобальному мышлению в сочетании со способностью к конкретным действиям; способность решать конфликты любого уровня с позиции ненасилия; креативность как способ бытия в быстро меняющемся мире; компетентность при решении проблем любого уровня. Человек будущего - это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека, его духовного и физического совершенства. Такие характеристики человека обусловлены прежде всего перспективным развитием основных сфер жизнедеятельности человека и общества (образованием, трудом, досугом), прогрессом человеческой цивилизации.

В современном динамичном обществе меняются цели образования: ведущей становится не трансляция опыта прошлых поколений поколениям будущим, а обеспечение человеком будущего творения, что требует изменения качества человека, а следовательно, и нового содержания знания (прежде всего методологического характера), предлагаемого ему в системе образования. В содержании образования доминантными становятся компоненты, выполняющие: исследовательскую, информационно -организующую, прогностическую, ориентировочно-регулятивную, конструктивно-преобразующую, оценочно-селективную, интегративную функции. Наиболее же существенной функцией системы образования (от концепции до содержательного наполнения) является воспроизводство специфики духовности, связанной с формированием ценностно-нормативной сферы сознания личности. Ибо именно система ценностей входит в ядро личности и выступает в качестве мировоззренческой основы всех сфер и аспектов ее жизнедеятельности.

В связи с научно-технической революцией (НТР) изменяются характер труда, место и роль человека в системе современного производства, где одними из ведущих начинают выступать функции обслуживания и управления машинами. Поэтому решающую роль в материальном производстве начинают играть не только физические усилия человека, но и его способность решать сложные эвристические задачи, искать и находить оптимальные варианты технологических процессов и организационных структур, управлять ими. Человеку для этого требуются разносторонние знания, умение творчески мыслить и действовать в культурно ненормированных условиях, встает проблема его надежности в производственной деятельности.

Одна из важнейших предпосылок развития человека - наличие у него свободного времени, где выделяется два структурных элемента: досуг, выполняющий восстановительные функции, - отдых, развлечение, семейное и товарищеское общение; более возвышенная деятельность, связанная со всесторонним (умственным, нравственным, эстетическим и физическим) формированием человека, раскрытием в целом его потенциальных способностей. Решающим фактором превращения свободного времени в источник развития творческих сил человека является его содержание, связанное с выполнением восстановительной, развлекательной, созидательной функций. Свободное время - главное условие приобщения людей к богатствам человеческой культуры, удовлетворения ими не только материальных потребностей, но и социальных, интеллектуальных и многих других духовных потребностей, созидания человеком самого себя.

Даже эта общая характеристика прогрессивных путей развития основных сфер жизнедеятельности общества свидетельствует о чрезвычайном возрастании в настоящее время в их функционировании духовного фактора, что актуализирует потребность в человеке с развитыми как физическими, так и духовными способностями. В сегодняшнем мире необходима личность с максимальным развитием всех человеческих сил: физических, эмоциональных, психических, интеллектуальных и др. И именно интегративные, духовно-физические возможности физической культуры, освоение человеком комплекса ее функционально -ценностно-деятельностного потенциала все чаще рассматриваются как мощный фактор оздоровления человека, самоопределения его в современном мире, самореализации в сфере образования, труда, досуга, а следовательно, и в прогрессе общества в целом. Однако, сфера физической культуры, как по количественным показателям, так и по своим содержательным характеристикам, сегодня не отвечает возросшим потребностям общественной системы, невысоки ее рейтинг в системе ценностей современного человека, культурно значимый статус и имидж в обществе. Она на крайне низком уровне функционирует в основных сферах жизнедеятельности человека и общества.

Однако, есть и другая сторона в формировании устойчивых ценностно - нормативных образцов поведения (в контексте спорта и физической культуры). Все больше открывается спортклубов, развлекательных заведений, спортивных секций, привлекающих молодежь к занятию спортом. Кто - то ходит на шейпинг для поддержания формы, кто - то на плавание. Но всех этих людей объединяет единая неудержимая сила - интерес и потребность в определенном виде спорта. Новые виды спорта помогают реализовывать проблему, упомянутую выше.

Несколькими годами раньше не лучше обстояло дело с состоянием физической культуры в сфере досуга.

Несмотря на многочисленные исследования, особенно с 60-х гг. XX века (В.А. Артемов, М.А. Арвисто, Ю.В. Борисов, В.И. Жолдак, И.И. Котов, О.А. Мильштейн, В.А. Малова, Н.И. Пономарев, М.Д. Рипа, В.И. Столяров, М.Х. Титма и мн. др.), в этом направлении данный вопрос являлся не разработанным в полной мере, особенно в связи с изменившимися социально-экономическими условиями.

Реальное же использование физической культуры в досуговой деятельности населения оставляло желать лучшего, в нашей стране она не стала образом жизни людей. В сознании большинства людей все еще существует представление о занятиях физической культурой, спортом, как о чем-то не очень серьезном, зачастую только как о средстве сохранения здоровья, как о зрелище. Слабо отражается их современное культурологически-ценностное понимание, связанное с формированием личности человека.

Кроме того, раскрытие вопроса о месте физической культуры в свободном времени людей в большинстве случаев проводилось без учета ее развивающейся структуры, а также структуры досуга, который в последние 15 - 20 лет стал предметом интенсивного изучения.

Таким образом, с одной стороны, повышающиеся требования к человеку, обусловленные прогрессивными тенденциями развития сфер труда, образования, досуга, свидетельствуют о чрезвычайной значимости в XXI веке физической культуры. С другой стороны, отмечается недостаточный уровень ее функционирования в них, не дающий человеку запаса прочности в виде здоровья, функциональной подготовленности, психической устойчивости и эмоциональной удовлетворенности. А это не позволяет людям (особенно молодежи) реализовывать весь свой потенциал, эффективно противостоять неблагоприятным условиям внешней среды и трудностям, связанным с изменением социально-политического и экономического устройства общества.

Сегодня необходимо кардинальное изменение мышления людей относительно сущности физической культуры на базе более широкого историко -культурного подхода, дающего возможность сориентировать систему физкультурного образования на формирование и воспроизводство целостной сущности человека, развитие его как единства телесного и духовного. При этом только взгляд на физическую культуру с позиций качественно нового знания - приоритета духовности, одухотворения физического, рассмотрения физического как личностного - может способствовать всемерному содействию формирования человека с гармоническим развитием его сущностных (духовных и физических) сил, реальному приобщению его к освоению ее многообразных ценностей, полноправному включению физической культуры в спектр общей культуры человека и общества.

Ведь именно феномен культуры оценивается как неиссякаемый источник общественных нововведений, как основное средство человеческой самореализации. Сущность культуры - способствовать формированию духовно-целостной личности человека, во всей всесторонности его существования, а культурная деятельность - это прежде всего смысло-ценностно-ориентированная активность человека.

С позиций культуросообразности физическая культура предстает как многогранное и интегративное явление. Ее необходимо рассматривать в единстве и взаимосвязи форм - компонентов (физкультурной рекреации, физкультурного образования, физкультурной спортизации, физкультурной реабилитации, физкультурной адаптации); видов физкультурной деятельности и физической культуры (рекреационной, образовательной, спортивной, реабилитационной, адаптивной); структурных компонентов (интеллектуального, социально-психологического, двигательного); системы потребностей, способностей, отношений и институтов; функций (общекультурных, специфических и внутренних); ценностей (предметных и личностных), направленных на формирование духовно-телесного единства (физкультурного совершенства) человека через сознательно окультуренную двигательную (физкультурную) деятельность, в которой преобладает одухотворенность физического.

Физическая культура должна не только трактоваться равноправным видом общей культуры человека и общества, где все ее виды (материальная, духовная, физическая…) взаимообусловливают, взаимоподдерживают, взаимопроникают друг в друга, но где и ее содержательные характеристики должны обосновываться исходя из философского понимания культуры.

Возрастание ценностей жизни, здоровья, активного долголетия и реализации человеческой индивидуальности все чаще рассматривается как критерий социального прогресса общества. Физическая культура как неотъемлемый вид общей культуры в силу заложенного в ней потенциала, несомненно, укрепляет здоровье (как физическое, так и духовное) каждого человека, тем самым ведя к оздоровлению всей нации. Она содействует формированию человека в целом, помогает разрешить основные вопросы, которые выдвигает современная жизнь, а следовательно, и способствует прогрессивному развитию общества. Однако все это возможно только при условии осмысления и принятия общественным сознанием содержания интегративной духовно-физической сущности физической культуры и воплощения ее в качестве нормативной основы в сферу сознания каждой личности, безусловно, во взаимосвязи с другими видами культуры. Это особенно важно в связи с тем, что в современном обществе с преобладанием динамических процессов человек должен готовиться к будущему, а педагогические системы (в том числе и в сфере физической культуры) должны работать на воспроизводство целостного человека, гармонически развитой личности. Именно такой человек в силу единства своего духовно-нравственного и физического развития, творческого подхода к преобразованию реальности может (и должен) противостоять неблагоприятным факторам социально-экономической обстановки, стать действительно гарантом экономического процветания и духовной безопасности общества.

Одной из существенных закономерностей развития и функционирования физической культуры является абсолютная необходимость формирования ее у каждого человека для оптимального его развития начиная с раннего возраста и до 20 - 25 лет с дальнейшим поддержанием на протяжении всей жизни.

Физическая культура, как ни одна другая сфера культуры, содержит большой потенциал воспроизводства личности как целостности в своем телесно-духовном единстве. Его Невостребованность (что характерно для современной ситуации) неизбежно ведет к "частичности" формирования человека, антикультурной по своей сущности. Но ведь именно через человека происходит воздействие и на общество. Следовательно, у общества, которое хочет не только выжить, но и успешно развиваться, нет другого пути кроме самосовершенствования человека с помощью средств культуры. В решении этой проблемы физическая культура должна занять свое реальное и достойное место.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...