Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восточные единоборства как социально-педагогические системы




 

В современной педагогике боевые искусства еще не нашли широкого применения. Имеет место использование лишь отдельных методов боевых искусств. Например, в нашей стране с 1991 г. выпускается журнал «Цигун и Спорт», приложение к «Проблемам Дальнего Востока».

С 1973 года в КНР классическая концепция военного обучения изучается и развивается в форме «национальных воинских искусств» гошу или ушу, психофизических упражнений цигун и различных форм кулачного боя цюаньшу. В средней и высшей школе КНР она входит в обязательную программу обучения. С 1986 года вновь действует старая монастырская школа Шаолинь.

Основное требование для успешной реализации китайской концепции обучения единоборствам сформулировал китайский исследователь Сю Шаотин, в своей работе «Основные требования к занятиям цигун в ВУЗах» он указал, что, обучая по исследуемой концепции, не следует перенимать методику современного учебного процесса.

Более того, после очередного этапа обучения обучающиеся должны писать сочинение по теме «Суть обучения...». Формами обучения являются лекции и тренировки, семинары и учения, причем время практических занятий должно существенно превышать время теоретических занятий в пропорции не менее 9:1.

В нашей стране с 70-х г. ХХ века советские специалисты начинают изучать опыт восточных единоборств, постепенно расширяя спектр исследований от узко спортивных аспектов к психологическим, философским, педагогическим. Первоначально взгляды исследователей и энтузиастов были обращены на японские системы дзю-до, каратэ-до; затем, после запрета каратэ в 1981 г.,- на китайские у-шу и ци-гун. Отдельные компоненты классического китайского военного обучения изучались китайскими, отечественными и европейскими исследователями.

В области практической реализации восточно - азиатских форм обучения в современных условиях продвинулась группа новосибирских ученых под руководством Н. В. Абаева; они впервые предложили использовать идеи секретных боевых искусств в современном обществе. Например, в тренажеростроении с целью повышения эффективности адаптации человека к воздействию стрессовых факторов, указывая, что имитация факторов неблагоприятной или агрессивной среды способствует формированию у обучаемого более устойчивого и гибкого механизма реагирования на стрессовые ситуации по сравнению с тем, который вырабатывается в обычных условиях.

Социально - практическое значение этих «секретных» методов обучения определяется тем, что они служат действенным средством психофизической подготовки к различным видам практической деятельности, которое дает человеку возможность активно противодействовать влиянию неблагоприятных и агрессивных факторов окружающей социально - природной среды, поддерживать оптимальный режим жизнедеятельности и повышать свою работоспособность не только в обычных, но и в сложных или экстремальных условиях. Овладение этими методами и их применение непосредственно в процессе конкретной практической деятельности существенно повышало ее продуктивность.

Особенно важное значение владения этими методами имеет в тех видах деятельности, которые протекают в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов и острого дефицита времени, отведенного для выработки творческого нетривиального решения поставленной задачи, или же в ситуациях, когда требуется максимально быстрое и правильное решение ситуационной задачи на основе недостаточной, ложной или неопределенной информации. В таких условиях успешность и продуктивность деятельности находятся в прямой зависимости от методов отражения, моделирования внешней среды и поддержания гомеостаза, а также от методов активизации творческого мышления.

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что основополагающими факторами социального и психологического характера боевых искусств Востока являлись их морально-этические нормы. При этом, общекультурные принципы воспитания единоборцев, сформулированные на основах конфуцианской морали (дао дэ), отражали взаимосвязь с военной и трудовой практикой и стимулировали их нравственное, умственное и физическое развитие.

Одним из важнейших условий осуществления эффективной тренировки в боевых искусствах является ее оптимальное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц и даже за год невозможно всесторонне подготовиться к ведению поединка. Это длительный многолетний процесс систематического совершенствования в технике, тактике и психофизической подготовке. И психо-физическая подготовка играет здесь решающую роль.

Организация и построение тренировочного процесса, как единого целого, строится на основе закономерного и последовательного решения системы специфических задач тренировки и самовоспитания. Исходными элементарными звеньями, из которых строится вся подготовка, являются отдельные тренировочные занятия.

Как правило, отдельные занятия организованы в малые циклы или микроциклы. Микроциклы - элементарные, относительно законченные повторяющиеся фрагменты более крупных этапов тренировки. Для самостоятельных занятий наиболее удобная продолжительность микроцикла - неделя. Микроциклы служат блоками, из которых складываются более крупные средние циклы - мезоциклы. Оптимальная продолжительность мезоциклов от 3 до 6 недель. Для самостоятельных занятий удобнее всего установить их продолжительность в месяц. Мезоциклы также видоизменяются в процессе тренировки и, объединяясь, могут образовывать более крупные этапы и периоды тренировки. Они могут служить для выхода на пик спортивной формы к основным соревнованиям. В этом случае планируется три периода подготовки: подготовительный, основной (выход на пик формы) и восстановительный. Но это относится только к подготовке к соревнованиям.

Если же подготовка имеет профессионально-прикладную направленность, или преследует цели самообороны, или оздоровительные цели, то построение тренировки будет существенно отличаться от спортивной.

В центре нашего внимания находится цикличность построения тренировочного процесса при отсутствии этапов участия в соревнованиях; отсутствии выраженной фазовости развития спортивной формы; отсутствии четких критериев обще- и специально подготовительных этапов; плавную динамику тренировочных нагрузок.

На первом этапе учебных занятий в специальных спортклубах главной задачей является разучивание техники выполнения основных стоек, передвижений, блоков и ударов. Упражнения для физической подготовки в основных занятиях на этом этапе применяются в рамках решения дополнительных задач. Объем этих упражнений необходимо повышать очень осторожно.

На втором этапе общий объем технической работы не изменяется, но происходит его перераспределение за счет большей доли относительно сложных базовых техник. Необходимо планомерно использовать подготовительные упражнения, что позволяет вносить постоянную коррекцию в технику выполнения приемов и избежать заучивания ошибок.

На третьем этапе увеличивается объем технической работы за счет разучивания новых техник, перераспределения объемов изучаемых техник, выполнения их в усложненных вариантах. Кроме того, на этом этапе уделяется большее внимание разучиванию комбинаций и связок. Эти тенденции характерны и для динамики тренировочных нагрузок на четвертом этапе подготовки.

Следует отметить, что плотность тренировочной нагрузки повышается от этапа к этапу.

Как уже отмечалось, изучение педагогического потенциала ушу эффективно осуществлять в контексте понимания сущности и функций физической культуры в целом, ее роли в истории человеческих цивилизаций и в индивидуальной жизнедеятельности.

Отсутствует культурно значимый социальный статус и престиж физического имиджа человека. У значительной части населения, и особенно молодежи, отсутствует потребность в эстетически приемлемой повседневной двигательной деятельности, нет понимания эстетики тела как необходимого компонента культуры. Другой крайностью этой проблемы является чрезмерная соматизация человека, абсолютизация его телесно-физических характеристик.

В результате разрушается то единство человеческого бытия, суть которого древние римляне выразили афоризмом «В здоровом теле - здоровый дух». Формируется одномерная, частичная личность, неспособная к раскрытию своего потенциала, отпущенного природой и предоставленного обществом. Следствием этого является снижение общих показателей здоровья общества, рост девинатных форм поведения, разрушающих человеческий организм. О низком уровне физической культуры свидетельствует ухудшение здоровья у различных групп населения, особенно у детей и подростков; неразвитость оздоровительных форм проведения досуга; отсутствие системы физического воспитания.

Но традиционный путь освоения ценностей физической культуры, связанный с физической подготовкой - это лишь базис для формирования всей системы ценностей физической культуры, которые далеко не исчерпываются только физическими кондициями человека. С одной стороны, физическая культура имеет большие потенциальные возможности в формировании всесторонне развитой личности. Однако в реальной практике эти возможности используются далеко не в полной мере.

В сфере физической культуры слабо представлены такие качества и элементы человеческой индивидуальности как самореализация, проективное и целенаправленное саморазвитие, творчество, духовные потребности, являющиеся импульсом всякой деятельности. Это ограничивает возможности физкультурной деятельности развитием только двигательной сферы занимающихся. Все это в значительной мере снижает культурный потенциал данной области человеческой практики, ограничивает возможности физической культуры в развитии интеллектуальных, мыслительных, творческих, коммуникативных потенций человека.

Таким образом, сложившаяся в сфере физической культуры проблемная ситуация характеризуется противоречиями между высокими объективными требованиями общества к здоровью, физическому развитию, физической подготовленности людей и низким уровнем развития физической культуры у населения, обилием фактического материала в сфере физической культуры и недостаточным уровнем его теоретического, методологического обоснования и практического использования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...