Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие механизма гейткипинга в системе клубов по месту жительства. Междисциплинарное ведение случая




 

Одной из целей государственной политики в Российской Федерации является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества.

В России в настоящий момент огромное количество детей являются беспризорными или безнадзорными либо воспитываются в сиротских учреждениях. Согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" безнадзорным является "несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц". Беспризорным признается "безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания".

Помимо понятий "беспризорность" и "безнадзорность", федеральное законодательство определяет такие понятия, как несовершеннолетний и семья, находящиеся в социально опасном положении.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Кроме того, законодательство определяет также понятие "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации". К этой категории относятся:

дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети-инвалиды;

дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

дети - жертвы насилия;

дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

дети, проживающие в малоимущих семьях;

дети с отклонениями в поведении;

дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Все перечисленные категории детей и семей (беспризорные, безнадзорные, находящиеся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации) имеют право на предоставление им помощи со стороны государства и общества по преодолению сложившихся обстоятельств, а также на содействие в реализации и защите прав и законных интересов ребенка.

В Российской Федерации существует множество органов и учреждений, в полномочия и обязанности которых входит оказание помощи детям из этих категорий. В частности, Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определяет, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

входят следующие органы и учреждения:

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания (территориальные центры социальной

помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи

и иные учреждения социального обслуживания);

специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные

центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей);

органы управления образованием и образовательные учреждения;

специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образования;

органы опеки и попечительства;

органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи (центры социально-психологической помощи молодежи,

центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения);

органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;

органы службы занятости;

органы внутренних дел;

подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

подразделения криминальной милиции органов внутренних дел;

органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Перечисленные органы и учреждения обязаны в пределах своей компетенции обеспечивать соблюдение прав и законных интересов детей, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, насилия, грубого обращения, эксплуатации, а также выявлять детей и семьи, находящиеся в социально опасном положении. Кроме того, на территории нашей страны осуществляют свою деятельность негосударственные некоммерческие организации, оказывающие социальную, психологическую, медицинскую, юридическую помощь детям и семьям, оказавшимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации. Среди неправительственных организаций часто все эти категории детей и семей обозначаются термином "дети и семьи групп риска.

Согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", под индивидуальной профилактической работой понимается "деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий". Таким образом, деятельность различных органов, учреждений и организаций, направленная на поддержку семей и детей групп риска, является индивидуальной профилактической работой по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Мы на практике, сталкиваемся с большим количеством проблем, в частности:

многие важные термины не имеют четких определений (например, "угроза жизни и здоровью", "ненадлежащее исполнение родительских прав и обязанностей"), вследствие чего многие важные для дальнейшей жизни ребенка решения могут приниматься субъективно;

не существует однозначных критериев для отнесения ребенка или семьи к той или иной группе риска, а также не существует единого для всех служб и ведомств алгоритма и инструментов оценки ситуации в семье;

устройство детей на государственное обеспечение или в замещающую семью не подчиняется строгим правилам и не всегда учитывает потребности и интересы ребенка;

профилактические работы, направленные на поддержку семьи, недостаточно скоординированы

Настоящий проект направлен на выработку единого алгоритма оказания помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, и является практическим механизмом реализации индивидуальной профилактической работы, определенной рамками закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Сегодня мы вам представляет практические инструменты (формы) для объективной оценки потребностей ребенка в семье и наличии угрозы жизни и здоровью ребенка, которые могут быть использованы для составления комплексного плана социальной, психологической, педагогической, юридической и других форм помощи семье, а также оценки ресурсов

Гейткипинг - это система принятия решений в интересах ребенка, направляющая социальные услуги на поддержку семьи и предотвращающая попадание ребенка под опеку государства. В России формированием данной системы занимается благотворительная организация "Эвричайлд".

Прямой перевод термина "гейткипинг" - это "система фильтрации" или "система просеивания". Гейткипинг предполагает определение наилучших доступных мер социальной защиты, основанных на оценке жизненной ситуации и потребностей каждого ребенка. Гейткипинг - это совокупность четырех взаимосвязанных компонентов:

Учреждение и конкретные лица, ответственные за проведение скоординированной оценки жизненной ситуации ребенка.

Социальные услуги по месту жительства детей и их семей, которые отвечают их потребностям.

Информационная система, позволяющая проводить мониторинг и прогнозировать потребность в создании новых социальных услуг и улучшения существующих.

Районный орган, в который входят представители различных ведомств и общественности: социальной защиты населения, здравоохранения, образования, прокуратуры, органов опеки и попечительства и общественных организаций.

Этот орган принимает решения о судьбе ребенка, основываясь на:

комплексной оценке жизненной ситуации ребенка

четком представлении того, какой тип жизнеустройства наилучшим образом отвечает интересам ребенка.

В целом гейткипинг для нас является ключевым механизмом, который используется для достижения лучшего баланса между спросом и предложением и обеспечения более высокой эффективности и адресности услуг.

В последнее время аналитики называют гейткипинг ключевым моментом реформы системы защиты ребенка.

Гейткипинг - процесс оценки и планирования потребностей и обстоятельств детей, предшествующих приему в учреждении и способствующих их постепенному продвижению вперед - возврату в родные семьи, в форму замещающего воспитания в семейном окружении или … переходу к некоторым формам самостоятельной жизни (Толфри, 1995 стр.50)

Цель реализации данной формы - сохранение ресурсов, сопоставление ресурсов и потребностей клиента или подбора подходящих услуг, отвечающих наилучшим интересам ребенка.

Гейткипинг гарантирует, что дети, нуждающиеся в поддержке государства, могут получить все необходимые им услуги и существующие услуги нацелены на тех детей, которые в них нуждаются.

Гейткипинг помогает создать систему сбора достоверных данных для планирования и создания необходимых и доступных услуг для детей и семей. Знание о том, в каких услугах нуждаются дети и семьи, является первым шагом к их созданию (схема № 1). Серые стрелки - это как раз услуги.

Гейткипинг как система принятия решений, которая управляет эффективными услугами и обеспечивает их целевой характер. Гейткипинг действует не только в момент направления, но и на всех стадиях процесса социальной помощи. Предпосылками эффективного гейткипинга являются наличие организации, отвечающей за координацию оценки ситуации ребенка, набор служб по месту жительства, помогающий детям и их семьям, а также информационная система для мониторинга и рассмотрения результатов и получения обратной связи о функционировании системы в целом.

В основе системы лежат следующие принципы:

Наилучшие интересы ребенка;

Надлежащие меры защиты прав клиентов;

Справедливые и я ясные критерии лиц, имеющих право воспользоваться услугами, для всех групп пользователей;

Прозрачное принятие решений, механизмы проверки и контроля;

Эффективное использование ограниченных ресурсов;

Мониторинг, оценка и рассмотрение процесса принятия решений, основанные на качестве результата для клиента;

справедливое и последовательное распределение услуг;

индивидуальный план социальной помощи, основанный на регулярном проведении процедуры пересмотра ситуации ребенка и семьи.

Гейткипинг в основном сводится к вопросу целевого характера услуг. Мы для себя определили совокупность моделей гейткипинга, которые с одной стороны должны гарантировать оказание услуг только тем, кто соответствует строгим критерия, в целях нормирования и эффективного использования скудных ресурсов, и, с другой стороны, таких моделей, фокусом которых являются потребности конкретного ребенка, оценка и приведение услуг в соответствие с индивидуальными потребностями.

Гейткипингу, так же как системе социальной работы в целом недостает системы научных доказательств.

Не смотря на то, что гейткипинг воспринимается как элемент реформирования системы социальной защиты, возможно развитие системы гейткипинга отдельными исполнителями и системами в целом.

Основные элементы гейткипинга в системе клубов по месту жительства:

Набор услуг по месту жительства. Условие для гейткипинга. Предполагается набор услуг для семей, попавших в трудную жизненную ситуацию: формы помощи семье. Мы рассматривает это как интегрированную социально - педагогическую помощь: комплекс услуг. Критерии на получение услуги, разработанные на основе первичного законодательства и адаптированные с учетом местных потребностей и ресурсов. Должны быть квалифицированные специалисты, которые могут проводить оценку потребностей и принимать решения о степени риска, серьезности проблем на основании всесторонней оценки.

Комплекс мер по принятию решений на основе оценки и процедур. Междисциплинарное ведение клиента. Прозрачность процесса принятия решений. Решение должно быть принято коллегиально.

Орган, отвечающий за координацию оценки ситуации ребенка. В нашем случае это социально - педагогический консилиум, функционирующий в рамках учреждения. Система мультидисциплинарного планирования. Контроль за выполнением индивидуального плана помощи конкретному ребенку

Информационные системы. Мониторинг. Обратная связь функционирования системы. Должны использоваться для выявления различий в практике разных организаций, функционирование системы административного инспектирования.

Сложности в реализации гейткипинга:

система функционирует в рамках конкретного исполнителя. Возможно тиражирование опыта, однако необходимо адаптировать к конкретным условиям. Функционирование в регионах отдельных элементов гейткипинга

слабая система управления информацией.

отсутствие квалифицированных кадров.

дублирующая ответственность между ведомствами

Наша стратегия и опыт в рамках развития механизмов гейткипинга призвана оказать конкретную практическую помощь лицам, нуждающимся в помощи, и специалистам - практикам.

Успешное внедрение комплексной оценки потребностей ребенка и семьи в практики социальной работы возможно в условиях эффективного межведомственного и междисциплинарного взаимодействия. Прежде всего это возможно при едином понимании и интерпретации понятий потребности и ценностей ребенка и семьи, соответствующих интересам ребенка.

Традиционная для нашей страны модель оказания социальной помощи подразумевает самостоятельное обращение клиента к различным специалистам, каждый из которых оказывает клиенту помощь исходя из собственных профессиональных приоритетов. Такая модель не предусматривает активного поиска и привлечения клиентов ("аутрич"), мотивирования клиентов на изменение поведения или командной работы специалистов. Иными словами, традиционная модель социальной помощи рассчитана на социально адаптированных клиентов, способных четко сформулировать собственные потребности и самостоятельно обратиться за определенным видом помощи. В этом случае дети часто просто выпадают из традиционной модели социальной защиты, так как часто не могут сами обратиться за помощью.

Применение технологии междисциплинарного ведения случая позволяет создавать эффективные механизмы защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и помощи их семьям.

Основная цель - оптимизация жизнедеятельности клиента путем предоставления ему помощи наиболее эффективным и адекватным способом. Применение технологии ведения случая направлено на преодоление разобщенности в системе социальной защиты и повышение качества помощи, предоставляемой клиенту.

В свою очередь, междисциплинарное ведение случая - это комплекс мероприятий, проводимых в тесном взаимодействии единой командой специалистов различных дисциплин, органов, учреждений для достижения общих целей по улучшению качества жизни клиента, защиты его интересов и прав.

К работе с конкретным клиентом могут привлекаться государственные и муниципальные органы и учреждения, общественные объединения и другие организации, предоставляющие помощь детям и семьям.

Метод междисциплинарного ведения случая представляет собой современный подход к социальной работе. В России и других странах бывшего Советского Союза этот метод все еще остается инновационным, мало описанным в практических руководствах.

Отличительные черты междисциплинарного ведения случая:

. приоритет интересов и потребностей клиента над интересами специалиста;

. активное мотивирование клиента на изменение поведения и формирование запроса на получение помощи;

. комплексный подход к случаю, когда все проблемы и потребности клиента рассматриваются исходя из его текущего состояния и особенностей социального окружения;

. координация работы и сотрудничество различных органов, учреждений, организаций и специалистов, т.е. межведомственный подход к ведению случая.

Принципы междисциплинарного ведения случая:

. Профессионализм и высокая квалификация членов междисциплинарной команды.

. Приоритет интересов клиента и добровольность получения услуг.

. Активное участие клиента в междисциплинарном ведении случая и развитие собственного потенциала клиента.

. Эффективный обмен информацией по ведению случая.

. Конфиденциальность информации о клиенте.

. Последовательность и преемственность в соблюдении этапов оказания помощи.

. Индивидуальная ответственность специалиста за случай.

. Полноценное использование общественных ресурсов и минимизация затрат.

. Постоянная оценка качества и эффективности междисциплинарной помощи.

. Оптимизация распределения нагрузки между членами междисциплинарной команды.

Метод междисциплинарного ведения случая апробирован в международной практике и признан действенным и экономически оправданным в работе с наиболее дезадаптированными клиентами.

Задача конкретной организации состоит в том, чтобы обеспечить клиентов теми видами помощи, которые не предоставляются другими организациями и учреждениями, и обеспечить доступ клиентов к помощи из других источников, не дублируя ее. При этом, как было сказано выше, для развития собственного потенциала клиента важно не делать а клиента всю работу, а научить его пользоваться существующей системой.

Профессиональная деятельность команды, помимо оказания прямой помощи клиентам, состоит и в том, чтобы адаптировать существующую систему к потребностям клиентов, сделать государственные, общественные и частные ресурсы более доступными и риентированными на потребности детей, находящихся в социально опасном положении. Более того, члены междисциплинарной команды могут и должны прилагать усилия к изменению существующей системы путем участия в разработке законопроектов, ведомственных документов, стандартов помощи и т.п., чтобы не только приспосабливать клиента к особенностям системы, но и адаптировать систему к нуждам целевой группы.

Невозможно также заставить родителя в короткий срок поменять отношение к своим обязанностям по воспитанию ребенка.

Междисциплинарное ведение случая предполагает постепенное развитие такого взаимодействия между клиентом и командой специалистов, которое, будучи построенным, на основе доверительных отношений и профессиональных знаний, позволяет поэтапно решать проблемы клиента.

Любая структура, будь то государственное учреждение или негосударственная некоммерческая организация, обладает ограниченными ресурсами. Специалисты, ведущие случай, ежедневно принимают решения о том, каким образом эти ресурсы будут распределены между клиентами. В принятии решений о распределении ресурсов специалисты, ведущие случай, должны руководствоваться двумя принципами: принципом приоритетности интересов клиента и принципом минимизации затрат.

Метод междисциплинарного ведения случая апробирован в международной практике и признан действенным и экономически оправданным в работе с наиболее дезадаптированными клиентами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...