Информационные системы и информационные технологии в деятельности таможенных органов
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение
Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межрегиональные комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами и движению финансовых ресурсов. Начинает формироваться мировой рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот, как материальных ценностей, так и финансовых средств. Национальные экономики во всех странах в определенной мере становятся открытыми, включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию. В последние годы объем мировой торговли растет быстрее, чем мировое производство, в структуре торговли значительно повышается доля услуг, возрастает продажа объектов интеллектуальной собственности, усиливается поток денежных средств между странами и в формах движения капитала и кредитов. Информатизация общества, создание глобальных информационных сетей кардинально меняют картину мировых экономических потоков, позволяют полностью отслеживать движение товаров, денег и услуг, валютных курсов, фондовых ценностей в масштабе мирового хозяйства. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция в перспективе усилится. В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД. Необходимость обеспечения безопасности информации, циркулирующей в таможенных органах, не нуждается в доказательствах - сведения об экспорте и импорте отдельных видов сырья, изделий, денежных средств, т.е. все сведения, отражаемые, прежде всего, в таможенных декларациях, относятся к конфиденциальной информации.
Обеспечение защиты такой информации от несанкционированного доступа осложняется особенностью самой структуры таможенных органов - наличием огромного количества подразделений Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее ФТС России). Реализация политики ФТС России в области обеспечения информационной безопасности таможенных органов РФ исходит из того, что она может быть обеспечена только на комплексной основе при оптимальном соотношении правовых, организационных и технических мер и средств. В России начало системной информатизации таможенной службы пришлось на 90-е гг. ХХ века - периоду перехода к широкомасштабному использованию интегрированных сетевых ресурсов, к распределённой технологии обработки и хранения данных. Повышенный уровень угроз, существующих при передаче данных по сетям, особенно таким, как Интернет, определил на этом этапе, и продолжает определять в настоящее время, приоритетность использования мер и средств защиты информации с целью обеспечения информационной безопасности. Информационные системы и информационные технологии в деятельности таможенных органов
В практической деятельности всех таможенных органов РФ накапливается, хранится и используется большое число видов информации, относящейся в соответствии с требованиями ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» к информации ограниченного доступа, которая должна быть защищена от утечки, разглашения и использования при несанкционированном доступе к ней. Обеспечение защиты такой информации в таможенной деятельности представляет значительную сложность в связи с особенностью структуры Федеральной таможенной службы РФ, состоящей из большого числа отдельных подразделений. Вследствие этого реализация политики ФТС в части обеспечения информационной безопасности строится, исходя из системного согласования мер и средств защиты информации - правовых, организационных, технических и программно-математических.
В соответствии с ФЗ о Таможенном Регулировании (Далее ФЗ ТР) разработка, создание и использование информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах обмена информацией, и средств их обеспечения осуществляется по заказу таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации (федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации). Внедрение указанных систем, технологий и средств их обеспечения, осуществляется в соответствии со стандартами РФ и международных организаций. Документооборот в системе таможенных органов характеризуется высокой интенсивностью потока и разнообразием типа документов. Основной объем документооборота приходится на грузовые таможенные декларации (ГТД), а также на документы по ведению баз данных нормативно-справочной информации (БДНСИ), на документы, оформленные по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ), международным перевозкам (МДП), на декларации таможенной стоимости. Большинство этих документов содержит в той или иной степени информацию ограниченного доступа. В ФТС России не создана единая транспортная система передачи данных. Используется многоуровневая схема передачи информации, в соответствии с которой выполняется передача электронной информации по различным каналам связи между таможенными органами. Информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством государств-членов таможенного союза.
Под информационными ресурсами таможенных органов понимается организованная совокупность документированной информации, включающая в себя базы данных, создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые в информационных системах таможенных органов. Порядок получения лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах, имеющих ограниченный доступ, находящихся в ведении таможенных органов, определяется законодательством государств-членов таможенного союза. Порядок формирования и использования этих информационных ресурсов, которые законодательно являются федеральной собственностью, и требования к документированию информации устанавливаются самой ФТС в соответствии с законодательством РФ и законодательством государств-членов таможенного союза. Документы, представление которых предусмотрено Таможенным Кодексом Таможенного Союза или в определённом им порядке, в том числе таможенная декларация, могут представляться посредством электронных способов обмена информацией при соблюдении требований к документированию информации, особенно в отношении информации ограниченного доступа. Условия и порядок использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации, а также требования к ним при организации информационного взаимодействия, основанного на электронных способах обмена информации, определяются таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза. Таможенными органами применяются информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые, производимые или приобретаемые таможенными органами в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза. Условия и порядок использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации, а также требования к ним при организации информационного взаимодействия, основанного на электронных способах обмена информации, определяются таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
Использование в таможенной деятельности указанных объектов и средств допускается только после проверки их федеральной службой, уполномоченной в области контроля над соблюдением требований к защите информации ограниченного доступа, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, в частности, Федеральной службой технического и экспортного контроля (ФСТЭК) совместно с ФТС. Всё изложенное выше в том или ином объёме отразилось в Концепции обеспечения информационной безопасности таможенных органов РФ (далее Концепция), утверждённой приказом существовавшего в то время Государственного таможенного комитета РФ (ГТК) от 31 декабря 1998 года № 906. Реализация указанной концепции возлагалась на ранее созданную в начале 90-х годов Единую автоматизированную информационную систему (далее ЕАИС ФТС), представляющую собой специализированную территориально распределённую систему, объединяющую информационные ресурсы всех подразделений и органов ФТС. В рамках ЕАИС ФТС были разработаны необходимые управляющие программные комплексы, сформирована центральная база данных и система управления ею, которая стала информационной основой для решения всего комплекса функциональных задач ФТС. Важнейшей из этих задач являлось обеспечение информационной безопасности ФТС при использовании правовых мер, организационных мер и средств, а также технических, программных и криптографических средств защиты информации ограниченного доступа. В соответствии с Концепцией основными направлениями защиты такой информации в ЕАИС с целью обеспечения её информационной безопасности являются: 1. Совершенствование нормативно-методической базы обеспечения защиты информации в деятельности таможенных органов ФТС. 2. Совершенствование организационно-штатной структуры подразделений защиты информации в таможенных органах и системы подготовки специалистов по защите информации. . Совершенствование организационно-режимного обеспечения защиты сведений, относящихся к информации ограниченного доступа. . Обеспечение защиты информации от утечки по техническим каналам при её накоплении, обработке, хранении и передаче на объектах информатизации ФТС. . Обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа к ней в локальных информационных системах таможенных органов и в ЕАИС.
. Обеспечение конфиденциальности и целостности информации, циркулирующей в телекоммуникационных каналах, каналах связи и телефонных линиях. . Обеспечение радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры. . Обеспечение безопасного информационного взаимодействия ФТС с отечественными и зарубежными организациями, министерствами и ведомствами. .Обеспечение защиты ЕАИС ФТС от воздействия вредоносных программ для ЭВМ. Обеспечение физической защиты средств информатизации таможенных органов. . Организация и координация НИОКР по защите информации с целью обеспечения информационной безопасности таможенных органов. Очевидно, решение любой из перечисленных задач предусматривает необходимость постоянного совершенствования ЕАИС ФТС путём разработки новых нормативно-правовых документов и новых технических решений. Отметим, что в настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 11.05.2006 г. № 473 выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела, в том числе, в части защиты информации передано к полномочиям самой ФТС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|