Предложения по совершенствованию систем информационного обеспечения и защиты информации в таможенных органах Российской Федерации
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Совершенствование современной таможенной деятельности напрямую связано с повышением качества таможенного регулирования и администрирования, продуктивного взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия и наркотиков и контрафактной продукцией, а также при обеспечении экономической, экологической и радиационной безопасности. Реализация функций таможенных органов Российской Федерации при таможенном оформлении должна осуществляться в соответствии с нормами международных договоров по таможенным вопросам и на основе международных стандартов качества (по типу серии ISO), являющихся международным эталоном для создания и оценки систем качества, а также путем вовлечения участников внешнеторговой деятельности в процесс подготовки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в таможенной сфере, создания механизма передачи части неосновных операций, выполняемых таможенными органами, саморегулируемым организациям. Перечислим возможные пути такого совершенствования. а) Необходимо в приоритетном порядке использовать возможности таможенных режимов, включая предварительное информирование и электронное декларирование, систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, а также единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита и системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами. Внедрение электронного обмена информацией с другими контролирующими органами позволит внедрить принципы “одного окна” (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и “одной остановки” (интегрированный государственный контроль).
б) Важным направлением совершенствования таможенной деятельности является проведение мероприятий, которые позволят включить данные таможенной статистики в единый государственный информационно статистический ресурс Российской Федерации. Это потребует создания в структуре таможенных органов РФ операционного центра для обработки информации и принятия решений, главной задачей которого будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с использованием системы управления рисками и выдача оперативных ориентировок таможенным органам РФ для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы, связанные с нарушением таможенного законодательства РФ. в) Целесообразно использовать положительный опыт, накопленный и успешно применяемый таможенными органами других стран. В международной практике принято разделение работы с документооборотом и с товаропотоком в сочетании с предварительным информированием и электронным декларированием, которые должны обеспечить ускорение таможенных процедур, а также контроль над информацией о товарах в необходимом и достаточном объеме. Это предполагает применение электронного (безбумажного) документооборота, что позволит создать условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников ВЭД. г) Перспективным представляется использование применяемых в ряде развитых стран мира технологий по типу интегрированного управления и контроля на границе, основанных на единой информационной системе правоохранительных и контролирующих таможенных органов, что позволит совмещать в пунктах пропуска документальный контроль за товарами, перемещаемыми через государственную границу РФ, а также улучшить качество производимого досмотра таких товаров. В результате это позволит создать благоприятные условия пересечения пассажирами границы и перемещение через нее товаров, сократить время ее прохождения, снизить издержки, увеличить объем потока товара и т.п. высокий уровень качества указанных таможенных процедур будет обеспечен благодаря применению системы управления качеством каждой отдельной таможенной операции.
д) В целях обеспечения безопасности информации, передаваемой между декларантами и таможенным органом при заявлении сведений о товарах и транспортных средствах в электронной форме, следует усовершенствовать разработанную и реализованную в рамках ЕАИС ФТС технологическую схему защиты информации. Эта схема определит порядок использования электронной подписи (Далее ЭП), документов и сведений, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля в электронной форме после создания Ведомственного удостоверяющего центра ФТС России, что позволит значительно ускорить внедрение электронного декларирования в практику деятельности таможенных органов. Заключение
Рассмотрена роль информационных отношений в практической деятельности таможенных органов, связанных с разработкой, созданием и использованием специальных информационных систем, основанных на электронных способах обмена информацией при обеспечении информационной безопасности Показано, что информационные отношения в таможенной деятельности реализуются при использовании созданной в начале 90-х гг. Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, в которой накапливаются, хранятся и используются все виды таможенных документов при обеспечении надежного уровня защиты информации от НСД Определены задачи реализуемой в настоящее время третьей очереди Единой автоматизированной информационной системы, важнейшей из которых является обеспечение внедрения электронной формы декларирования при использовании электронной подписи в документообороте таможенных органов, в том числе при взаимодействии с зарубежными организациями
Сформулированы предложения по совершенствованию деятельности таможенных органов РФ, в том числе в части защиты информации при использовании ЭП, а также совершенствованию деятельности Ведомственного удостоверяющего центра. Наиболее существенным из которых является использование технологии интегрированного управления и контроля за пограничным товарооборотом при использовании единой информационной системы правоохранительных и контролирующих таможенных органов при улучшении качества досмотра перемещаемых через таможню товаров. Список литературы 1. Таможенный кодекс таможенного союза // СЗ РФ, 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ 2. Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ, 31.07.06., № 31 (1 ч.), ст.3448 . Указ Президента РФ от 11.05.2006 г. № 473 // СЗ РФ, 15.05.2006, № 20, ст. 2162 . Федеральный закон РФ «Об электронной подписи» СЗ РФ, 06.04.2011 N 63-ФЗ . Информационное обеспечение в таможенных органах: Учебник / П.Н. Афонин, И.А. Сальников. - СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2006. - 392 с. . Основы таможенного дела. Под общей редакцией В.Г. Драганова. - М.: «Экономика», 1998. - 687 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|