ГЛАВА 2. Совершенствование социально - культурной деятельности школьных образовательных учреждениях средствами игровых методик
Сущность игровых методик
Развивающая игровая деятельность эффективно используется в воспитании подрастающего поколения на протяжении всей истории педагогики, что позволяет детям познать себя и окружающий их мир, органично войти в него. Игра сопровождает все этапы становления личности. Без игры немыслимо «очеловечивание» ребенка. Философы утверждают, что игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей; в этом плане она есть особое педагогическое творение, хотя творцом ее были не отдельные люди, а общество в целом, а сам процесс возникновения и развития игры был «массовым» процессом, в котором естественноисторическая закономерность «пробивалась» через разнообразную сознательную деятельность отдельных людей. В теоретической литературе игра рассматривается как: особое отношение личности к окружающему миру; особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка; социально-педагогическая форма организации детской жизни, «детского общества». Прежде всего, игра - продолжение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность, изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, стать субъектом, «хозяином» своей деятельности. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны.
Эта специфическая особенность игры несет большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, включая в сюжет игры определенные роли, педагог может тем самым программировать определенные положительные чувства играющих детей. Во-первых, важен сам опыт переживания положительных чувств для человека,' во-вторых, через переживания только и можно воспитать положительное отношение к деятельности. Игра имеет богатые возможности сформировать положительное отношение и к неигровой деятельности. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что ребенок, играя ту или иную роль, не просто фиктивно переносится в чужую личность; входя в роль, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности ребенка в целом. Игра с ее возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, дает ему возможность говорить с собой на разных языках, по-разному кодируя свое собственное «я». Для каждого возраста существуют свои игры. - Для дошкольного и младшего школьного возраста характерны комнатные игры. Для маленького ребенка игра - это жизнь. Для него серьезна любая игра: в ней он живет, растит душу и тело. В игре формируются основы социального поведения, нравственные, эстетические, этические принципы будущей личности. Игра в этом возрасте является основным средством физического, духовного и умственного развития. В игре ребенок осваивает окружающий мир. Для него игра - огромное светлое окно в мир. Уже к трем годам ребенок не просто играет, а ищет, выдумывает сюжеты игр. Он перевоплощается в шофера, доктора, летчика - а это уже ролевая игра. Игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста обязательно должны быть динамичными, непродолжительными по времени. Следует помнить о быстрой утомляемости детей и неустойчивости их внимания и психики. Тихие игры следует чередовать с подвижными. Музыкальное и художественное оформление игры придает ей особый колорит веселья и задора. Непременным условием для организации игровой деятельности детей этого возраста является введение их в сюжетно-ролевые игры. Страсть к подражанию растениям, животным, людям - огромные потенции творческого воображения; повышенная эмоциональность увлекает детей, заставляет разрешать проблемные ситуации.
Подростковый возраст - период уличных игр. Подросток ищет возможность реализовать свои индивидуальные способности и устремления. Использование игровой ситуации, сопереживания, ролевого перевоплощения является важнейшей особенностью воспитательных возможностей детей подросткового возраста. Психолого-физиологические свойства и качества характера подросткового возраста снижают интерес к сказочным элементам в игре, так увлекающим младших школьников. Подростку, при сохранившейся еще ребячливости, хочется заявить о себе как о взрослом. Поэтому игры-викторины, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры обязательно должны отвечать основному требованию: в игре подросток должен выразить себя. На смену страсти к подражанию в детском возрасте приходит желание перевоплощаться. В этой связи особое место в игре подростков занимают игры-драматизации. Особой популярностью пользуются игры многоступенчатые, переходящие в новые качества. Например, игра в моряков, в полковых музыкантов, в труппу на гастролях и т.п. Несмотря на быстрое взросление подростков и переход их в пору юношества игра продолжает обогащать их реальный жизненный опыт. С возрастом потребность в игре не исчезает, а лишь видоизменяется. В юношеской среде особой популярностью пользуются игры - импровизации, игры - тесты, игры - экспромты, когда наиболее ярко можно продемонстрировать свою незаурядность. Предложение педагога изобразить лишь с помощью пластики своего тела, мимики лица и звуков как можно больше предметов и явлений, назвать как можно больше шарообразных предметов или способов применения скрепки и т.п. вызывает живой интерес, а сам процесс способствует развитию творческого воображения, конструктивного мышления, фантазии и т.п.
Игра для взрослого человека - это не только развлечение, азарт, способ проведения досуга, но и бесконечно серьезные занятия: игра актера на сцене, музыканта на инструменте и т.д. Между игрой и работой нет большой разницы. Плохая игра - игра без усилий, без активной деятельности, как и плохая работа. Игра доставляет радость творчества, радость победы. Такую радость приносит и хорошая работа. Даже малое дитя прекрасно знает, что игра - лишь «как будто» взаправду, и в то же время все «понарошку». Она «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой. Игра начинается и в определенный момент заканчивается: она сыграна. Пока она происходит, в ней царит движение, прямое и попятное, подъем и спад, чередование, завязка и развязка. Игра обладает психологическими, организационно - методическими преимуществами: позволяет существенно сократить время для накопления необходимой информации, приобретения тех или иных навыков и умений; имитирует различные виды социальной деятельности, помогает ориентироваться в различных жизненных ситуациях; расширяет сферу контакта личности (с группами людей, с жанрами искусства и т.д.); является действенным инструментом углубления обучения, сотрудничества, социального диалога. Игра - метод выздоровления. Так, «прятки» тренируют выживаемость, «жмурки» развивают ориентировку», «прыгалки», «салки» укрепляют опорно-двигательный аппарат. Игровая ситуация, основанная на принципе занимательности, вовлекает если не всех присутствующих, то значительную их часть. Любая игра преследует конкретную цель: развитие речи, повышение культурного уровня личности; поиск выхода из трудной ситуации; формирование практических навыков и умений и т.п. Игровой метод способствует созданию коллектива, воспитывает чувство ответственности у каждого участника игры, так как успех часто зависит от согласованности командных действий. Коллективная деятельность порождает соревнование, а это способствует развитию творческого мышления. Любая игра - это проба собственных сил человека.
Игре присущи самые различные функции: игра - полезна как упражнения различного рода эксперимент; игра - отдых, удовлетворение бессознательных влечений, форма моделирования человеческих отношений; игра - разрядка, средство психологической компенсации, способ радостного обучения, форма гуманизации труда; игра - коммуникативная деятельность конкурентного типа, в которой каждый из игроков свободен и независимо ищет оптимальные решения. Это делает игру наилучшей формой взаимодействия. В игре каждый участник полностью использует свой потенциал, в то время как правила игры позволяют гарантировать устойчивость и сохранность целого. Игра объединяет разрозненных участников в команду. Игра включает в себя неопределенность, риск, возможность проигрыша. Результат игры не может быть известен заранее. С точки зрения того целого, к которому принадлежат играющие, не имеет значения, кто именно победит в игре. Важно, чтобы в ней с максимальной полнотой были выявлены воля к победе, честность, мастерство и благородство. Игровое соревнование, преодолевая заданность, отчужденность, серьезность, выражает универсальное стремление человека к свободе и развитию своих сущностных сил, самореализации. Игра - спутница жизни. Она доступна всем без исключения, так как: является средством дипломатии, помогает установить контакт между людьми; включает замкнутых и застенчивых людей разных национальностей. Язык игры интернационален; обладает психологическими и организационно - методическими преимуществами по сравнению с другими методами досуговой деятельности; позволяет существенно сократить время накопления необходимой информации, приобретения тех или иных навыков и умений; является средством имитации различных видов социальной деятельности; расширяет сферу контакта личности с группами людей, с жанрами искусства. Таким образом, игра является действенным инструментом углубления общения, сотрудничества, социального диалога.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|