Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Случайных смертей не бывает. Жизнь и смерть в воле Божией




Случайных смертей не бывает. Жизнь и смерть в воле Божией

Из письма вашего вижу, что устрашаетесь и смущаетесь духом о приближении к вашим местам болезни – холеры и просите на сие моего совета и укрепления. Скажу вам на сие, что жизнь и смерть каждого из нас в руце Божией, и без воли Божией никто не отходит от сего света в вечность; а притом надобно и то знать, что каждому из нас уже предназначен конец, но нам это неизвестно – когда и как кому отойти отсюда (I, 150, 305).

- Источник: Душеполезные поучения. Преподобный Макарий Оптинский (Иванов). https: //azbyka. ru/otechnik/Makarij_Optinskij/dushepoleznye-pouchenija/18

*** *** ***

Ø Почему один умирает в младенчестве, а другой живет, хотя негодяй, и даже благоденствует. Почему часто умирают люди молодые и хорошие, а плохие, наоборот, остаются? На это мы, правда, имеем ответы, еще в Библии: Скончався вмале исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его, сего ради потщася от среды лукавствия… (Прем. 4, 13, 14). То есть он хороший, но дальнейшая жизнь может развратить, и он сейчас наиболее готов. Владыка Арсений (Жадановский) говорил, что Господь ни мгновения не медлит, если человек готов для будущей жизни.

( Источник: О самом важном. Протоиерей Валериан Кречетов. Издание Данилова мужского монастыря. - М.: Даниловский благовестник, 2011. - 176 с. С. 103. )

*** *** ***

В Египетской пустыне близ города Диолка в древности проживало множество монахов. Среди них своей святостью выделялся пресвитер авва Аммон. Однажды во время Литургии он увидел около жертвенника ангела, который что-то писал в раскрытой книге. Присмотревшись, пресвитер Аммон заметил, что ангел записывает имена причащавшихся монахов, имена же отсутствовавших за Евхаристией вычеркивает. Подвижник подумал, что бы это могло означать? Его недоумение разрешилось через три дня: все, кто отсутствовал за Евхаристией скончались. Наверное, Господь решил, что больше незачем жить на земле христианам, забывшим свое призвание.

Кто-нибудь может сказать, что этот пример — исключительный случай: если бы все редко причащающиеся христиане умирали, то Церковь была бы крайне малочисленной. Может быть, на самом деле пресвитер Аммон получил от Бога исключительное откровение для назидания верующих, но разве это что-то меняет? Во-первых, и наша смерть, если мы будем уклоняться от причащения, вполне может войти в число подобных нетипичных кончин. А, во-вторых, так ли исключителен приведенный пример?

Может быть, многие христиане всё же оставляют земной мир раньше времени именно из-за того, что забывают одно из главных дел своей жизни?

… Мы должны твердо уяснить, что причащение Тела и Крови Господа Иисуса Христа необходимо для нашего спасения. Если мы не приобщаемся Христовых Тайн регулярно, то даже великие духовные подвиги не позволят нам наследовать Вечную Жизнь.

Из церковной истории нам известно, что сначала христиане причащались каждый день, затем еженедельно и постепенно минимальной нормой стало причащение раз в год. Сейчас многие, называя себя христианами, не причащаются и по нескольку лет. Это страшная, пагубная ошибка.

Как часто надо приступать к Святой Чаше в наше время? Идеалом для каждого христианина остаются древние канонические правила.

Старца Иеронима Эгинского (1883-1966), выдающегося греческого подвижника, как-то спросили:

- Отче, как часто нам причащаться?

- Не чаще, чем по разу в неделю. Когда хотите есть, тогда и едите — так и в духовном: когда жаждете Христа, тогда причащайтесь. Углубляйтесь в смысл молитв перед Святым Причащением, они помогут вам прийти в сокрушение и пролить слезы. Без слез не причащайтесь.

В наши дни, как и в древности, можно причащаться каждую неделю. Только для этого необходимы соответствующая чистота жизни, повседневное воздержание и непрестанная жажда единения со Христом.

Как поступать, если вы еще не достигли такого высокого духовного состояния? Преподобный Серафим Саровский советовал: «Неопустительно исповедуйтесь и причащайтесь во все посты и, кроме того, в двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше — не мучая себя мыслию, что не достоин; не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой в приобщении Святых Христовых Тайн». Святитель Феофан Затворник наставлял: «Мера причащаться в месяц однажды или два раза — самая мерная».

Если мы причащаемся часто, нам не надо забывать о том, что к Таинству надо всегда готовиться очень серьезно.

- Источник: Чудо святого причащения. Протоиерей Вячеслав Тулупов. - М.: «Русский Хронографъ», «Русскiй паломникъ», 2013. - 256 с.

*** *** ***

Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. (Флп.   4,   8).

СОВЕСТЬ

Господь вложил в человека особую способность как бы прикровенно слышать Свой голос через голос нашей совести. Этот голос очень нужен, и способность его слышать легко потерять. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Нет между людьми ни одного судии столь неусыпного, как наша совесть».

У души, очистившейся от страстей и привыкшей к непрестанной молитве, этот слух настолько утончен, что он постоянно воспринимает голос Божий. То же бывает с ревностными к своему служению пастырями, по данной им от Бога благодати священства. Поэтому, когда они наставляют своих духовных чад, то их устами говорит Сам Господь.

- Источник: Схиигумен Савва (Остапенко). «Согрей свою душу Христовой любовью» Азбука духовного утешения. - М.: ООО «Духовное преображение», 2017. - 128 с. - (Серия «Духовные зерна»).

*** *** ***

v Совесть является первым законом Божиим, который он начертал глубоко в сердце первозданных людей и который впоследствии каждый из нас, рождаясь, получает от своих родителей, как ксерокопию. Те, которые утончают свою совесть через ежедневное исследование самих себя, уже чувствуют себя чужими этому миру, и мирским людям их утонченное поведение кажется странным. Однако те, которые не исследуют своей совести, не получают пользы ни от духовного чтения, ни от советов старцев. Они не могут соблюдать и заповедей Божиих, потому что становятся уже бесчувственными.

Чувствительные и ревностные люди, соблюдающие все с точностью, обычно испытывают несправедливое отношение со стороны бесчувственных, постоянно уступая им из любви, однако любовь Божия всегда пребывает с ними. Часто от своей большой чувствительности они сами себя мучают, преувеличивая свои небольшие прегрешения или беря на себя чужие ошибки. Однако Бог опять услаждает их Своей райской добротой и духовно укрепляет их.

Те, которые ранят или обижают чувствительных людей, внутренне не являются людьми.

Называющие себя чувствительными и утверждающие, что имеют любовь и деликатность и терпят несправедливости со стороны других людей, но при этом говорящие: «Пусть им Бог воздаст», подвергаются осмеянию от лукавого, сами того не понимая, потому что таким образом проклинают с вежливостью. В этой жизни все люди сдают экзамены, чтобы попасть в иную жизнь, вечную, – чтобы попасть в рай. Помысел говорит мне, что это вежливое проклятие ниже духовного проходного бала.

Кто обижает других, тот навеки обижает самого себя, а кто с радостью принимает обиды, которые ему причиняют, заслуживает вечного воздаяния с избытком.

Часто Благий Бог отдает добрых людей в руки злых, чтобы они отдали им свою доброту и заслужили небесную награду.

Каждый человек получит плату от того хозяина, на которого работал. Тот, кто работает для Христа, получит «сторицею» здесь и «живот вечный» (Мк.   10: 30), а кто работает на черного хозяина, тому он делает жизнь черной еще здесь.

Те, которые работают для Христа, но с гордостью, портят свои добродетели, подобно тому как портится яичница, когда в нее попадет помет: тогда она годится только на то, чтобы ее выбросили вместе со сковородой.

Страдающие без вины уподобляются Христу. Также блаженны страдающие за свои грехи, потому что они расплачиваются за них в этой жизни.

Те которые всегда желают, чтобы другие отдавали себя им, а сами ничего не дают другим и постоянно просят у Бога, не отдавая Ему даже своих грехов (через покаяние), совершенно отчуждаются от Бога и сами себя предают в руки человекоубийцы. Поскольку они возделали любовь к самим себе, то естественно, что в душе их выросло великое беспокойство и они испытывают адские муки уже в этой жизни.

Как благость Божия все использует во благо, так и мы, Его создания, тоже все должны использовать во благо, чтобы приносить пользу и самим себе, и другим.

Добрые люди получают пользу даже от падений своих собратьев, используя их как надежные тормоза, чтобы быть осторожными и не попасть под откос. А лукавые, к несчастью, не получают пользы даже от чужих добродетелей, потому что переводят их на свой язык с помощью своего лукавого словаря и из-за этого помрачаются тьмой человекоубийцы, духовно вредят самим себе и другим, всегда огорчаются и огорчают этой своей духовной мрачностью своих собратьев, в то время как облачная погода вызывает огорчение только у людей, страдающих от печали.

Злонравные люди постоянно задыхаются от помыслов и обдают холодом своих холодных сердец и душат помыслами страдающих людей, когда те приходят к ним за утешением. Добрые же своей духовной (благодарностью) любовью, соединенной с состраданием душат демонов, освобождают души и источают своими собратьям божественное утешение.

Горячая любовь Христова питает лучше всякой вещественной пищи, давая душе и телу множество калорий, а также зачастую без лекарств исцеляет неизлечимые болезни и успокаивает души.

Те, которые по своей чистой любви готовы пожертвовать даже жизнью, защищая своих собратьев, подражают Христу. Они поистине являются величайшими героями, потому что даже смерть их боится, ибо они презрели ее ради любви. Они побеждают смерть и обретают под надгробным камнем ключи вечности, легко достигая вечного блаженства.

Для чувствительного человека предпочтительнее один раз погибнуть ради любви, спасая своего ближнего, чем оказаться равнодушным или струсить, а затем всю жизнь страдать от угрызений совести.

Пожертвование ради собрата скрывает в себе великую любовь ко Христу. Имеющие благое произволение подать милостыню, но ничего не имеющие и страдающие из-за невозможности это сделать, подают милостыню кровью своего сердца.

Желающие мученически пострадать ради любви Христовой при отсутствии мучителей могут проявить эту свою любовь, которой горят их сердца, в телесном подвиге, совершаемом ради душ усопших, которые горят в огне, чтобы те получили хотя бы небольшое облегчение.

Безразличные и немилосердные люди, которые думают только о себе, бесчувственно насыщая себя, наполняют одновременно свои сердца большим беспокойством, внутренне страдают от угрызений совести и мучаются уже в этой жизни. Тогда как милосердные, всегда питая своей любовью других, неизменно бывают насыщены любовью Божией и Его обильными благословениями.

- Источник: Преподобный Паисий Святогорец (Эзнепидис). Письма. Письмо третье. https: //azbyka. ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/pisma/3_2

v Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов (своих. – прим. составителя). (Библия. Послание Иакова 5: 19-20)

v Бог духовно укрепляет и освобождает от крестов (испытаний) Своих усердных чад, которые помогают поднимать кресты своим собратьям.

- Источник: Преподобный Паисий Святогорец (Эзнепидис). Письма. Письмо третье. https: //azbyka. ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/pisma/3_2

v Праведный Алексий Мечёв:

Бывают минуты, когда очень хочется какому-нибудь человеку помочь, это несомненно Господь располагает так сердце на спасение другого; только будьте чистыми сосудами, чтобы Он мог через вас действовать и иметь орудием в Своих руках.

Не задавайтесь большими заданиями, а делайте то, к чему призовет Господь.

- Источник: https: //azbyka. ru/otechnik/Aleksij_Mechev/otryvki-iz-obshhikh-nastavlenij/

v Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. (Евангелие от Марка 11: 22-25, от Матфея 21: 21-22)

v Иисус Христос: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Евангелие от Матфея 18: 19-20)

v Иисус Христос: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит… (Евангелие от Иоанна 14: 12)

И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. (Евангелие от Иоанна 14: 13-15)

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. (Евангелие от Иоанна 14: 21)

Ø Надо веровать, что ничего не случится с нами без Промысла Божия. А потому никогда не надо предаваться ни печали, ни малодушию, но о всем благодарить Господа.

- Источник: Протоиерей Валентин Мордасов. О злых кознях врага спасения и как противостоять им, или Духовная битва с врагом спасения. - М.: Благовест, 2010. - 352 с. С. 8.

v «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам» (Евангелие от Матфея 9: 29).

v Иисус: «Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам» (Евангелие от Марка 11: 24).

Каждому - по вере его!

Кто во что верит – тот то и получает!

Дорогу осилит идущий!

v Добрый человек поручится за ближнего, а потерявший стыд оставит его.

Не забывай благодеяний поручителя; ибо он дал душу свою за тебя.

Грешник расстроит состояние поручителя, и неблагодарный в душе оставит своего избавителя.

Поручительство привело в разорение многих достаточных людей и пошатнуло их, как волна морская;

мужей могущественных изгнало из домов, и они блуждали между чужими народами.

Грешник, принимающий на себя поручительство и ищущий корысти, впадет в тяжбу.

Помогай ближнему по силе твоей и берегись, чтобы тебе не впасть в то же.

Главная потребность для жизни – вода и хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу.

Лучше жизнь бедного под дощатым кровом, нежели роскошные пиршества в чужих домах.

Будь доволен малым, как и многим.

Худая жизнь – скитаться из дома в дом, и где водворишься, не посмеешь и рта открыть;

будешь подавать пищу и питье без благодарности, да и сверх того еще услышишь горькое:

«пойди сюда, пришлец, приготовь стол и, если есть что у тебя, накорми меня»;

«удались, пришлец, ради почетного лица: брат пришел ко мне в гости, дом нужен».

Тяжел для человека с чувством упрек за приют в доме и порицание за одолжение. (Библия. Сирах 29: 17-31)

Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач с изможденным телом;

здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства;

нет богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной;

лучше смерть, нежели горестная жизнь или постоянно продолжающаяся болезнь. (Библия. Сирах 30: 14-17)

Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон.

Бдительная забота не дает дремать, и тяжкая болезнь отнимает сон.

Потрудился богатый при умножении имуществ – и в покое насыщается своими благами.

Потрудился бедный при недостатках в жизни – и в покое остается скудным.

Любящий золото не будет прав, и кто гоняется за тлением, наполнится им.

Многие ради золота подверглись падению, и погибель их была пред лицем их;

оно – дерево преткновения для приносящих ему жертвы, и всякий несмысленный будет уловлен им.

Счастлив богач, который оказался безукоризненным и который не гонялся за золотом.

Кто он? и мы прославим его; ибо он сделал чудо в народе своем.

Кто был искушаем золотом – и остался непорочным? Да будет это в похвалу ему.

Кто мог погрешить – и не погрешил, сделать зло – и не сделал?

Прочно будет богатство его, и о милостынях его будет возвещать собрание. (Библия. Сирах 31: 1-12)

Во всех делах твоих будь осмотрителен, и никакая болезнь не приключится тебе. (Библия. Сирах 31: 26)

*** *** ***

Согрешаем принятием всякой нечисти, всякой скверны, блуда в нечистых, хульных помыслах. Нечистую мысль нужно сразу отбрасывать. Сейчас очень часты явления сумасшествия, много психически нездоровых людей от того, что многие из них не знают, что существует мир невидимый и этот невидимый мир на каждого из нас действует. А многие знают, но не считают, что это их касается, а это касается каждого человека. Мысль приходит, настроение меняется – как ветер в мае. То есть человек все время находится под воздействием невидимого мира, и если даже он к этому относится небрежно, все равно, хотел бы он этого или не хотел, но этот мир на него действует и им, как говорится, манипулирует.

Видимым образом это действует через так называемые средства массовой информации. Это наглядный пример бесовской силы. Она раньше действовала более сокрыто, а теперь действует открыто. Что такое реклама? Иногда даже не поймешь смысла того, что там нарисовано. Оказывается, это для того, чтобы привлечь внимание. Это бесовский принцип, бес пытается привлечь внимание, а потом, как говорят святые отцы, через внимание проникает в душу. Начинает человек, разинув рот, смотреть куда-то, думать об этом, и так подсовывается ему чужая мысль, и таким образов человек и находится под воздействием нечистой силы. От этого может оградить только молитва, крестное знамение, Таинства, благодать Божия. Поэтому и сказано: сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21).

- Источник: Протоиерей Валериан Кречетов. О самом важном. Издание Данилова мужского монастыря. - М.: Даниловский благовестник, 2011. - 176 с. С. 67-68.

Почему сейчас какое-то всеобщее помрачение разума? Потому, что все время забывают о Боге. А все разумения только от Бога. Господь есть Высший Разум! Поэтому если человек отрывается от Высшего Разумения, то есть от Бога, он теряет рассудок, он становится безумным и мгновенно попадает во власть диавола. Конечно, Господь старается сохранить человека, но если человек не осознает этой опасности, то полностью попадает во власть диавола, и то, что он творит, - например пьянство, наркомания, одержимость всякими страстями, - и есть свидетельство диавольского насилия над человеком.

Человек думает, что это он сам делает, а на самом деле он уже живет как марионетка, кукла, которую дергают за ниточки, и она делает то, что ей приказывают. Также и язык человека, ушедшего от Бога, произносит всякие безумные фразы, как в Евангелии сказано – прочие безумные глаголы. Отсюда всевозможные проклятия, сквернословие – все это воздействие диавольское. Человек, потерявший веру, отступивший от веры, дальше уже не ведает, что творит. Поэтому цель всего диавольского ухищрения – поколебать веру, и именно с этой целью стали развращать людей, отвращать от Церкви, от веры в Бога.

Или как у нас в свое время, помню, писали: «Я — атеист». Но это все равно что заявить: «Я — слепой» или: «Я — глухой». Ну и что же, бедненький, что ты слепой или глухой? Значит, ты не видишь и не слышишь, это твоя беда. Но хвастаться-то этим зачем? Об этом можно только сожалеть.

На эту тему есть такой рассказ: встречаются бывшие однокурсники, ставшие врачами, она простой врач, лечит людей, а он профессор, понаписал диссертаций. И он вдруг видит цепочку у нее на шее: «Что это у тебя – крестик? Ты верующая?! » Она говорит: «Да, Петя, верующая» (по-студенчески его называет). – «А я, - он говорит, - не могу, настолько учен, что не могу веровать». И она ему спокойно так отвечает: «Ну что ж делать, если мне дано, а тебе не дано». То есть он-то думал, что не может верить, потому что такой умный, а на самом деле все наоборот.

Сколько людей отрицают Бога, отрицают Промысл Божий! У них ведь как: «Вот случай какой был, надо же, как совпало! » Кто-то давно мудро сказал: «Случай — это бог дурака». Ведь у нас, православных, говорят: «Господь так устроил! » Кого-то встретил, кто-то о тебе что-то сказал, кого-то увидел... Сколько таких примеров было, люди рассказывают: что-то задержало, опоздал, а там в это время взрыв был или авария какая-то. Если бы не задержался, попал бы в беду. «Надо же, какой случай был! » Не «случай», а Господь отвел, а у них всё - «случай».

Поэтому и живут эти люди в беспросветной тьме, что у них все «случайности», и в этой жизни они не знают, куда идут, и не знают, что дальше будет. Когда жизнь начинает подходить к закату, все желания отмирают, ничего уже не нужно, и с чем тогда человек остается? Он не понимает, что суть жизни — будущая вечная жизнь, что душа-то - она есть. (Источник: С. 71. )

… Человеку не свойственно думать о смерти, потому что душа у него бессмертная, потому что если ты родился — то все: ты есть и уже никуда не денешься. Другое дело, что тебе придется за все отвечать — вот об этом думать не хотят. Хотят жить для плоти, и получается, что люди так грешат, что совсем перестали различать, где душа, а где тело.

Помните, как в Евангелии человек, которому привалил хороший урожай, решил: «Все, на много лет у меня теперь запас, реку души моей: душе, имаши много блага... почивай, яждь, пий, веселися» (Лк. 12, 19). А Господь ему говорит: Безумец — безумец прежде всего потому, что душа не ест и не пьет, ей ничего этого не нужно, а он говорит: реку души моей, - то есть люди на место души ставят тело, и, как говорят святые отцы, душа попадает в рабство телу и мучается от этого. Почему и говорит Пророк: изведи из темницы душу мою (Пс. 141, 7). То есть душа мечется, душе тяжело. И что дальше? Получил человек то, что хотел, наслаждается этим, наслаждается. Вот еда — съел, еще поел — все, больше некуда, тело не пускает в себя больше еды. И все? Дальше-то что? Сладко поспать? Когда устанешь, это хорошо, но потом уже надоедает, от безделья человек тоже мучается. Иногда не хочется человеку работать, бросает работу, а потом мучается от безделья.

Все это плоды греха — греховное состояние человека, забвение веры, забвение того, что Господь сотворил человека, поселил его на этой земле и благословил ему на ней трудиться, трудиться во славу Божию. И таланты Господь дает с избытком для того, чтобы мы могли друг другу оказывать милостыню. Почему Господь дает не одинаково: одному дает, а другому не дает? Чтобы тот, у кого больше, мог поделиться с тем, у кого меньше. Если у всех было бы в избытке, тогда бы мы в такие грехи впадали — что дальше некуда, и нам никто бы не был нужен. Когда же человек нуждается, он должен смиряться, а кто не нуждается — имеет возможность проявлять любовь. Поэтому, когда говорят, что должно быть равенство — это не так. Святые отцы говорят, что неравенство лучше, чем равенство, потому что при неравенстве один смиряется, а другой может ему помочь, один любовь проявляет, другой — смирение. А при равенстве все гордыню проявляют: «У меня все есть, мне ничего не нужно, я ни в ком не нуждаюсь». Надо нам всем трудится над своей душой. Прости нас, Господи!

… Согрешаем леностью, прости нас, Господи! С детства лень: уроки не делают, трудно утром вставать, трудно что-то сделать, и везде все — лень, лень, лень. И усилия над собой не делаем.

Согрешаем леностью к молитве, неделанием добрых дел к исправлению своей души. Вокруг себя все можем с ног на голову поставить, но только не в себе, в себе — все ни с места. Прости нас, Господи!

Нет у нас терпения, нет смирения, поэтому полная расслабленность в мыслях, все как попало. Прости, Господи! Поддаемся двум опасностям, о которых иногда люди говорят не задумываясь и которые очень распространены в нашей жизни. Первая — это когда говорят: « О, мне в голову пришла мысль! » Приходят в нашу голову мысли, множество мыслей — но они не наши. Нужно твердо помнить, если мысли неверия, сомнения, хулы всякие — это все бесовское. Сразу отбрасывай! Иногда бывают помыслы более тонкие — чтобы отвести от молитвы.

И вторая опасность — это когда говорят: « Я не в духе ». С этим нужно бороться. Это не оправдание: «У меня такое настроение, я сегодня что-то не в духе». Мало ли что «не в духе», нужно над собой трудиться. Дух-то нужно мирен стяжать! И какое бы дело ни было, если начинаешь возмущаться, если начинает что-то внутри «вскипать» - это плохо. Нужно скорее стараться умиротвориться, утишиться, что бы это ни было. Само дело — это уже неважно, вернее, не настолько важно, по сравнению с тем, что с тобой происходит.

Нужно все время стараться быть внимательным, внутренне собранным. Это не значит быть напряженным, наоборот — надо быть спокойным. Спокойно созерцать, что происходит. Когда, по милости Божией, приучаешься к этому, тогда уже начинаешь понимать: например, вещь какая-то упала или что-то опрокинулось, зацепилось, ты начинаешь «вспыхивать» - ясно, это уже враг начинает «работать»: старается, чтобы ты раздражился. А ты, зная это, не раздражайся и не ропщи — а молись и смиряйся. Прости нас, Господи!

- Источник: Протоиерей Валериан Кречетов. О самом важном. Издание Данилова мужского монастыря. - М.: Даниловский благовестник, 2011. - 176 с. С. 70-79.

... Во всём, что совершается с человеком, нужно прежде всего стараться увидеть, почувствовать духовную сторону. И прежде всего по отношению к самим себе.

Иногда наказание бывает по причине беззаконий, когда они превышают терпение Божие и Господь поражает беззаконников. Но если при этом рядом кто-то из праведных, Господь жалеет ради них и всех других и еще терпит, чтобы не навредить праведникам, потому наказание окружающих вызовет у тех тяжелые переживания. Поэтому Господь даже Ангелам, когда они решили вырвать плевелы, сказал: «Нет, не трогайте, чтобы вместе с плевелами не вырвать и пшеницу. Оставьте расти и то и другое до жатвы». А вот что будет, когда Господь уже « вырвет плевелы » и « пожнет пшеницу »?!

Некоторые считают, что праведники будут переживать за погибших. Но мы не можем знать, в каком состоянии будут люди, когда настанет Страшный Суд и Господь разделит всех. Есть свидетельство, что Господь даст людям тогда такую возможность, что они будут созерцать только Бога, и обо всем остальном у них даже мыслей не будет. Потому что земные, человеческие привязанности прекратятся, и между людьми будут только духовные связи. Представить себе, как это будет, нам здесь трудно. Хотя Господь часто и в этой жизни нам показывает, как один берется, а другой оставляется (Евангелие от Мф. 24: 40). То есть Промысл Божий ведет каждого человека особым путем и в этих путях Промысла Божия иногда причина в самом человеке, иногда — в других, а иногда — в самом Промысле Божием. На это нам дает ответ пример слепорожденного. Когда ученики спросили: Равви! Кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым? (Евангелие от Ин. 9: 2) — Господь сказал: ни сей согрешил, ни родители его, но да явятся дела Божии на нем (Евангелие от Ин. 9: 3). То есть, если есть причины — умножаются беззакония, и Господь стирает это место с лица земли. Но прежде всего. И об этом сказано в Библии, Он выводит из этого места Своих рабов, чтобы они не пострадали.

Иногда Господь ради одного человека всех милует, а бывает, что и не милует: одних вывел, а других погубил, и на это есть свидетельство в Евангелии: Думаете ли вы, что сии Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам: но если не покаетесь, все также погибните (Евангелие от Луки 13: 2-3). То есть Господь старается человека спасти, Он дает ему примеры — смотри и думай. А кого Господь спасает и как — это Его святая воля, Он Праведнейший Судья.

Причины всего, что с нами происходит, надо искать прежде всего в нашем духовном состоянии, в нашей греховности. Когда мы видим, что происходит с другими, и начинаем размышлять, почему это так случилось, нам нужно больше помышлять о милосердии и долготерпении Божием. И если в этих примерах нам что-либо не ясно, а нам очень часто и многое не ясно, то нужно всегда вспоминать о том, что так Господь творит Свою волю. Кого Он наказывает здесь, а кого на Вечный Суд представляет — это Его святая воля. И если мы эти истины знаем — они открыты нам в Евангелии, в Православной нашей вере — то нам прежде всего надо думать о своем состоянии, о своей душе. Господь говорит: различать лице неба вы умеете (то есть всякие приметы погодные), а знамений времен не можете (Евангелие от Мф. 16: 3). То есть судите по себе, по своему состоянию.

Почему Господь творит так или иначе? Почему раньше, при тогдашнем состоянии человечества, Господь прекращал существование города, а сейчас, когда человечество в таком тяжелом состоянии, еще терпит? Кто может измерить долготерпение Божие?! Кто может исследовать пути Божии?! Человеку это невозможно.

Поэтому будем прежде всего о своей душе беспокоиться, о том, что происходит с нами. Постараемся проследить, чтобы не было от нас зла, чтобы не было от нас греха и чтобы в нас не было греха. А что касается других, то это дело путей Промысла Божия. Каждого Господь ведет своим путем. Народ это давно заметил. Сказано: « Сколько людей — столько путей », - это касается духовного пути. Поэтому когда мы переживаем за кого-то, надо помнить, что Господь каждого своим путем ведет, потому что Господь всем хочет спастись и в разум истины прийти.

Эту истину нужно всегда перед собою иметь и возлагать все на милость Божию. Замечательны эти слова: возверзи на Господа печаль твою и Той тя препитает (Пс. 54: 23). Возверзи на Господа — то есть возложи на Господа, положись на волю Божию, на милость Божию, и все станет на свои места. А каким образом Господь все расставит — это Его святая воля. Если что-то сразу же изменится — значит, так нужно, если ничего не изменится — значит, такова воля Божия.

Эту истину нужно всегда помнить. Мне в свое время один, ныне покойный, архимандрит сказал замечательное изречение, касающееся многих жизненных проблем. Он сказал: «Когда Небо молчит, не надо ничего предпринимать». То есть трудись над своей душой, блюди ее, старайся не грешить, но если не чувствуешь воли Божией в каких-то направляющих обстоятельствах, старайся сохраниться в прежнем состоянии. Потому что часто люди думают, что нужно что-то предпринимать (революционеры, например), но на самом деле часто нужно стараться сохранить состояние, а уж сохранение этого состояния — оно свое дело сделает, остальное все совершит Господь.

Это не означает бездеятельность, человек все время должен делать какое-то дело, и это дело должно им делаться по-Божьи. А вот изменять что-то — неизвестно еще, что из этого выйдет.

Очень интересный исторический пример пришлось недавно услышать. В правление одной из наших императриц была спокойная и размеренная жизнь. Императрица не была, как у нас часто бывает, реформатором, она была совершенно другого характера: очень набожная, прилежала к Церкви, а в государственной своей деятельности никаких особых решений не принимала. И удивительно, что даже во время войн, которые велись в ее правление, хотя зачастую ставили бездарных предводителей, те все равно побеждали. И чаще вопросы, которые задавали ей как главе государства, она поручала решать людям с разными мнениями, и пока они этот вопрос между собой обсуждали, она выбирала — чье мнение убедительное. Иногда все равно ничего не предпринимала. Потому что не знала, что делать, но в результате все-таки вопрос как бы сам собой решался.

Удивительный пример. Это не оправдание бездельникам и лентяям, но интересный пример даже в государственном смысле. Говорят: «Вот надо делать то-то и то-то»... А может, ничего и не надо делать! Ничего не надо ставить на голову, потому что ноги все равно должны быть. Другое дело — обуть эти ноги по другому, а совсем не обязательно переворачивать все вверх ногами. Так и в нашей жизни бывает часто. Каких-то особых, кардинальных изменений чаще всего и не нужно. Необходимо изменяться, но сущность деятельности все равно должна оставаться неизменной, она должна быть пронизана духовным смыслом.

Поэтому постараемся сохранить дух мирен и веру, для того чтобы нам здесь, на земле, жить по медицинскому принципу «не навреди». Мы должны поступать так, чтобы от нас была польза. Какую-то большую пользу мы, конечно, вряд ли принесем, так даже думать горделиво, но хотя бы не навредить. Это, наверное, наша мера. Есть люди, которые могут что-то создавать, но бо́ льшая часть людей не для того, чтобы что-то особенное создать, а для того, чтобы сохранить, что уже есть, и не навредить. Этому нас учит Слово Божие, Евангелие, этому нас учат примеры из святых отцов и даже история. Аминь. (Источник: С. 81-86. )

v Проповедь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна начинается со слов: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! (Евангелие от Мф. 3: 2)

v Свою проповедь Господь также начал со слов: Покайтесь и веруйте в Евангелие. (Евангелие от Мк. 1: 15)

Покаянное устроение заключается в том, что человек постоянно должен приводить свою душу в покаянное состояние, чтобы реагировать на все так, как необходимо. Когда человек ослабляет свое внимание к этому, то может показаться что все хорошо. Человек живет и не знает, какой же он на самом деле. Он-то, может быть, хороший, но страсть, которая в нем живет, заставляет его служить себе. Он становится как бы рабом греха и делает то, что заставляет его делать его страсть. Это ужасное состояние.

Я часто вспоминаю со стыдом себя в молодости, когда учился в институте, - какая гордыня была. Я был младший. И братья меня уму-разуму учили всеми способами, а я, конечно, противился, и мне за это доставалось как следует. Я вообще еле дождался, когда мое детство наконец закончится. Вот, например, дверь открывается, появляется мой старший брат и спрашивает: «Ты собираешься делать проект? » А я только собирался, но услышав это говорю: «Ну, не знаю». - «Ты же вылетишь! » - «Ну и что! » Это состояние гордыни, когда человек не видит, в каком он состоянии находится, да ещё и упирается.

Потом, когда задумаешься посерьёзнее, начинаешь понимать, какой ты грешный, сколько в тебе всего намешано. Как отец Сергий Мечев говорил своей духовной дочери: «Иногда с вас можно писать иконы, иногда — бульварный роман». (Источник: С. 20-21. )

… Преподобный Моисей Мурин боролся с блудной страстью и никак не мог ее победить. Пришел к старцу, а тот ему говорит: «Смирись и проси помощи Божией». Вот это самое главное, чего у нас не хватает, о чем мы часто забываем — просить помощи Божией. (Источник: С. 21-22. )

… Часто спрашивают: что делать, если страсть уже проявилась, исповедуешь ее, а ничего в тебе не меняется? Такое состояние бывает. Но это не совсем так, что «ничего не меняется». Когда духовника афонского монастыря Филофей отца Луку спросили: «Как же так: мы причащаемся, а потом опять грешим, даже больше? » - он ответил: «Значит, боль сердечная еще не пересилила грех! » (Источник: С. 23. )

… Есть еще такой момент — наз

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...