Раздел 15. Сценические манеры
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Актер, музыкант или любой исполнитель должен владеть тем, что называют «сценическими манерами». Хотя здесь невозможно дать полных данных, ниже приведены основы предмета, что вполне достаточно.
Целью исполнителя является, в основном, общение.
А. Для того, чтобы общаться, он должен быть реальным, то есть просто быть видимым.
Б. Для того, чтобы общаться, у него должна быть реальность, что перед ним публика, с которой можно общаться.
В. Должна быть физически выражена некоторая степень приязни к публике. Например, невозможно развлечь публику, относясь к ней с презрением. Нет нужды постоянно улыбаться, но надо показать свое уважение и дружелюбие.
Существуют, однако, и другие правила, основанные на традициях.
I. Вы принимаете аплодисменты. Это вклад публики. Вы не прерываете их. Вы даете подтверждение поклонами или другими физическими действиями. Но вы принимаете их, вы не уклоняетесь от этого.
II. Вы никогда не поворачиваетесь спиной к публике (исключение – игровые сценические ситуации). Вы поворачиваетесь таким образом, чтобы при этом оставаться лицом к публике. Вы не поворачиваетесь кругом, показывая свою спину.
III. Никогда не проявляйте смущения или страха сцены, даже когда чувствуете это. Заставьте себя всем своим видом демонстрировать спокойствие.
IV. Если вы совершили ошибку, продолжайте свое выступление, несмотря на это. Не останавливайтесь, не привлекайте внимания к этой ошибке, не выглядите беспомощным или глупым. Просто продолжайте свое выступление.
V. Если вы не знаете, что делать со своими руками или ногами, не делайте с ними ничего. Избегайте ненужных движений. Не вертите в руках каких-то предметов. Будьте рациональны в движениях.
VI. Во время перерывов и пауз помните, что вы еще на сцене, и продолжайте соблюдать сценические манеры.
VII. Всегда производите впечатление человека, контролирующего окружение и публику.
VIII. Никогда не теряйтесь из-за какой-то неожиданности, продолжайте выступать, по ходу дела улаживая ситуацию.
Исполнитель доминирует над публикой - благодаря своему общению; - благодаря своему искусству; - благодаря совершенству своей техники; - благодаря своим сценическим манерам.
Ничто из этого не означает, что нельзя дурачиться, шутить, показывать незаурядность или даже казаться суровым. Все это искусство присутствия. Но, даже делая это, сценические манеры необходимо соблюдать. Если, будучи ребенком, человек постоянно получал замечания по поводу манер и обижался на это, то ему следует четко прояснить, что такое манеры. В обществе культурные манеры служат смазкой, которая уменьшает трения в социальных контактах. Сценические манеры являются средством сглаживания проблем, связанных с взаимообменом между публикой и исполнителем. Признаком, отличающим профессионального исполнителя, помимо его мастерства, являются безупречные сценические манеры.
Встаньте перед большим (во весь рост) зеркалом (или воспользуйтесь видеокамерой). Принимайте позы, которые требует ваша роль, грациозно поклонитесь, примите аплодисменты. Приятно улыбнитесь, засмейтесь, держитесь с достоинством. Продемонстрируйте невозмутимость. Примите позу, предназначенную для не аплодирующей публики. Стойко перенесите шум публики, выражающей неодобрение. Потребуйте больше аплодисментов. Примите одну за другой позы, завершающие выступление после аплодисментов. Примите овации, которые публика вам устроила стоя. Выразите сожаление по поводу того, что вы не можете выступить на бис. Выйдите на сцену в самом начале выступления. Примите позы, подходящие для минутных перерывов между номерами. Примите памятный подарок, примите цветы. Продолжайте выступление, несмотря на серьезную ошибку. Выразите публике свое уважение. Превратите неловкую ситуацию в шутку. Продемонстрируйте следование каждому из девяти правил, перечисленных выше. ВЫПОЛНЯЙТЕ ВСЕ ЭТО, СОБЛЮДАЯ ПОЛНОЕ МОЛЧАНИЕ, с помощью телодвижений и мимики или без них. Когда вы сможете делать все эти вещи, убедитесь, что делаете это правильно. Вы овладеете сценическими манерами и приобретете уверенность, когда вы будете чувствовать себя спокойно в отношении этого.
Раздел 16. ИСКУССТВО И ИНСТРУМЕНТЫ В любом виде искусства есть инструменты, которые используются для создания конечного продукта. Деятель искусства должен хорошо понимать свои инструменты, будь то кисть живописца, камера фотографа или электронное оборудование, используемое для общения с публикой, чтобы он мог их свободно использовать, передавая задуманное послание. Если человек хочет сделать фотоснимок, не понимая, как работает фотоаппарат, то его внимание будет настолько сосредоточено на фотокамере, что он не сможет уделить достаточно внимания тому, что он хочет сфотографировать. Художник может быть настолько сосредоточен на работе кисти, что не будет видеть того, что пытается изобразить на холсте. Решением для такой ситуации являются тренировки. Деятель искусства должен тренироваться в использовании всех своих инструментов до тех пор, пока не почувствует такой уверенности, когда не требуется уделять внимания действиям с инструментами. Хороший фотограф не будет делать снимков, пока не ознакомится с фотоаппаратом настолько, что сможет убрать с него свое внимание. Артист, общающийся с публикой, должен так хорошо знать свою аппаратуру, чтоб не думать о ней, иначе ничего не получится. Когда деятель искусства полностью овладеет своими инструментами и станет компетентным в их использовании, он снимет свое внимание и с инструментов и с того, что он делает с ними. Теперь он сможет свободно самовыражаться. И он увидит, что теперь продукт его искусства значительно улучшился.
Приложение: ШКАЛА ТОНОВ
4,0 Радостное возбуждение, энтузиазм
3,5 Сильный интерес
3,0 Консерватизм
2,0 Скука
1,9 Злость
0,5 Горе
0,05 Апатия
0,0 Смерть
ГЛОССАРИЙ
Назначение глоссария – помочь пониманию этой книги. Определения слов, данные здесь, не претендуют на замену словарных определений, а только выражают их значения, используемые в этой книге.
А=А=А - что угодно равнозначно чему угодно еще. Таким путем мыслит нерациональный ум, отождествляя мысли, людей, предметы, не выделяя главного и второстепенного. Все идентично всему в какой-то области.
АБСТРАКЦИОНИЗМ – направление в изобразительном искусстве 20 века, последователи которого изображают предметы не реалистично, а в виде сочетания геометрических форм, цветовых пятен, линий.
АФФИНИТИ – степень приязни, симпатии.
БАРД – сокращение от «Бард из Авона»- прозвище величайшего поэта Англии Вильяма Шекспира (1564-1616), рожденного и похороненного в английском городе Авоне. (бард - поэт-певец у древних кельтов).
БЕОВУЛЬФ – герой древнего английского эпического произведения, сражавшийся с драконами.
БЕЛЫЙ СТИХ – поэтическое произведение, содержащее нерифмованные строки.
ДИССОНАНС – несогласованное, нестройно звучащее сочетание звуков.
ГЕРТРУДА СТАЙН (1874-1946) – американская поэтесса, новелист и критик. Она была предметом острой литературной полемики в 20-х годах прошлого столетия, поскольку ее литературный стиль, отличался использованием слов по ассоциации звучания, а не по смыслу, а произведения выражали скорее состояние ума, а не конкретные истории.
ЗНАЧИМОСТЬ – мысль, идея, концепт, решение, цель в уме в отличие от МАССЫ этого. Ум в основном состоит из масс и значимостей (см. определение МАССЫ).
КОМИССАР КРУШТОД – выдуманное имя. Комиссар – официальное лицо в любом коммунистическом правительстве.
КУБИЗМ – авангардистское течение в изобразительном искусстве начала 20 века. Последователи кубизма разлагали предмет на плоские грани, экспериментировали в области разложения сложных форм на простые – куб, шар, конус.
ЛИНИИ НАСТРОЕНИЯ – абстрактные линейные формы, имеющие предсказуемое воздействие на эмоциональные реакции человека. Например, вертикальные линии вызывают что-то возвышенное, драматическое, устремленное, в то время как горизонтальные – приземленность, спокойствие, согласие (см. Приложение 2)
МАНН ТОМАС (1875-1955) – германский писатель, затрагивающий в своих работах психиатрические проблемы, в частности, утверждавший, что созидательное искусство сродни неврозу, что гениальность – это болезнь.
МАССА – материальная часть мысли, умственные картинки.
МАНХЕТТЕН – центральный район Нью-Йорка.
МЕТРОПОЛИТЕН – самый большой музей искусств в США, открытый в Нью-Йорке в 1880 году.
МОДЕРНИЗМ – общее название направлений в искусстве и литературе 20 века, характеризующихся отрицанием традиций внешнего подобия, утверждающих новый подход к изображению бытия, ищущих новые эстетические принципы. К модернизму относятся кубизм, экспрессионизм, сюрреализм и др.
НАНТУККЕТ – южный курорт в Америке.
НЕСУЩАЯ ВОЛНА - постоянный поток, способный нести другие вещи, как то: речь, музыку, образы, какие- либо сигналы.
ОБЩЕНИЕ – взаимообмен идеями через пространство. Общение – это действие, посредством которого испытывают эмоции и достигают согласия, это не только принцип работы, это сердце жизни. Составляющие общения – это «причина», передающая послание через расстояние с намерением быть понятой, и «следствие», проявляющее внимание, чтобы воспроизвести и понять это послание. ОБЩЕНИЕ- это любой ритуал, посредством которого могут быть произведены и восприняты воздействия. Таким образом, речь, письмо, условный знак, пощечина, или даже пуля, - все, что направлено к нам, - это ОБЩЕНИЕ. Если точка- причина, в следующую единицу времени становится точкой-следствием, а точка-следствие – причиной, т. е. общение происходит в другую сторону, то говорят о ДВУХСТОРОННЕМ ОБЩЕНИИ. . ПИКАССО – Пабло Пикассо (1881-1973) – испанский художник и скульптор, наиболее известный и влиятельный деятель искусства модернистского направления 20 века.
СТАБИЛЬНЫЕ ДАННЫЕ – это главные данные, на основе которых строится знание, и относительно которых выстраиваются другие данные. Стабильные данные – не обязательно правильные данные, просто это те данные, которые выводят из замешательства в какой-то области.
СЮРРЕАЛИЗМ – направление в искусстве 20 века, провозгласившее источником искусства инстинкты, сновидения, галлюцинации и другие элементы подсознания.
ЦВЕТОВАЯ ГАММА – ряд гармонически связанных оттенков цвета, использованных при создании картины, кадра, дизайна (теплая, холодная, светлая, темная и т.д.).
ЦВЕТОВОЙ КРУГ – диаграмма, показывающая непрерывный круг цветов, обычного цветового спектра, получающегося при прохождении света через преломляющую среду (желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный, красно-фиолетовый, фиолетовый, сине-фиолетовый, синий, сине-зеленый, зеленый, желто-зеленый).
ШКАЛА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТОНОВ - это шкала, показывающая последовательность эмоциональных состояний (тонов), которые могут испытывать люди. Опыт показывает, что эмоциональные тона изменяются в определенной последовательности при уменьшении или увеличении жизненной силы и осознания человека
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|