Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Н.Е. Пестов 5 страница




Доброта в Православии есть преизлияние любви человека к Богу и к своему ближнему. Все прочие виды доброты, которые совершаются инославными, прельщенными и подобными им, не имеют духовных основ [жизни] во Христе, однако могут иметь в себе какие-то положительные человеческие основы. Тот, кто правильно живет православной жизнью, имеет смирение, любовь и всецело отдает себя ближнему, приносит себя в жертву. И свои аскетические подвиги, пост, бдение он тоже совершает от любви к Богу, а не ради того, чтобы почувствовать что-то приятное.

Христос пришел в этот мир для того, чтобы претерпеть распятие от любви к Своему созданию. Сначала Он претерпел распятие, а потом воскрес. Просить духовных радостей – дело дешевое. Другое дело, если небесных сладостей даст вкусить человеку Сам Христос. А вот те, кто занимаются, к примеру, различными индуистскими философиями, йогой и тому подобным, делают это, стремясь достичь якобы духовного состояния, экстаза. Они стремятся испытать наслаждение или же стать выше других – при этом не имея ни к кому никакого сочувствия, интереса.

Предположим, что последователь восточной религии сидит на морском берегу и занимается «самоконцентрацией». Если, в то время как он занимается своим деланием, в море будет тонуть человек и кричать: «Помогите! » – то последователь восточного культа останется совершенно равнодушным к его крику. Он даже не пошевелится, не сойдет со своего места, чтобы не лишиться наслаждения, которое испытывает. А вот если бы на его месте находился православный монах, который творил бы Иисусову молитву, то, услышав крик утопающего, он тут же отложил бы в сторону четки и бросился в море спасать человека.

Как обольщаются люди

– Геронда, когда перед Вторым Пришествием на Землю придут пророки Илья и Енох для проповеди покаяния, то поймет ли мир их проповедь, придет ли он в чувство?

– Те, у кого есть доброе расположение, поймут. А те, у кого доброго расположения нет, не поймут и прельстятся. Христос предупредил нас о том, что нам нужно быть очень внимательными, поскольку «восста́ нут лжехри́ сти и лжепроро́ цы и дадя́ т зна́ мения и чудеса́ Еже прельсти́ ти а́ ще возмо́ жно и избра́ нныя» (Мк.   13,   22).

Есть люди, которые принимают некоторых прельщенных за пророков. Несколько лет назад один протестант, не переставая, ездил из одного города в другой, имея при себе кожаный чемоданчик, на котором была наклейка с надписью по-английски: «Я – Илья Пророк! » Этот протестант был одет в рубашку с короткими рукавами, имел при себе Священное Писание на английском языке и говорил людям, что он спустился с неба! Когда его спрашивали, во что он верит и к какой религии относится, он отвечал: «Э, сейчас все это не имеет никакого значения! В те времена, когда я еще жил на земле, никаких религий не было! » Тебе понятно? Стало быть, все: католики, протестанты, пятидесятники, все ереси и все еретические ответвления – для этого протестанта не имели никаких различий. Но разве после этого не становится ясно, что это за «пророк»? А сколько он мне присылал писем! Все его письма пестрели цитатами из Священного Писания и различными протестантскими идеями. Он присылал целую кучу писем и другим людям: одним – из Англии, другим – из других мест. Некоторые поверили ему и даже хотели опубликовать в одном журнале статью о том, что пришел Пророк Илья. «Да вы в своем уме? – сказал я этим людям. – Что же вы такое собираетесь делать? » Несчастные люди: у них совсем заморочена голова!

Даже просто слушая то, что говорят прельщенные, человек согрешает. Некоторые говорят: «Если ты поверишь в то, что некое событие произойдет, то оно произойдет». Такая вера – вера в свое «я», однако за этим «я» скрывается тангалашка. Такие люди делают свое «я» богом и лишаются Божественной Благодати. И вот подобными теориями некоторые стараются привести людей в заблуждение. Один такой прельщенный, лет сорока пяти, выдавал себя за выпускника богословской школы на Халки85 и проповедовал различные индуистские теории. «Распространяя все эти облагороженные индийские глупости, – сказал я ему, – и одновременно выдавая себя за выпускника школы на Халки, ты вредишь и себе самому, и людям. Будь внимателен: ты можешь стать бесноватым».

– Геронда, а почему некоторые распространившиеся в Греции псевдорелигиозные течения стремятся выдать себя за нерелигиозные объединения, клубы, общества и тому подобное? Почему они не говорят о том, что содержание их учения религиозно?

– Они делают это для того, чтобы обольстить людей. И посмотри: ведь еще Святой равноапостольный Константин Великий упразднил идолопоклонство и сделал христианство государственной религией всей тогдашней Римской империи. И вот сегодня нас снова хотят вернуть в идолопоклонство. [На государственном уровне] позволяют строить мечети, разным там гуру – основывать у нас свои монастыри, свободно выступать с лекциями, открывать различные прозелитские центры... Масоны действуют у нас свободно, иеговисты тоже... На Православие ополчилась целая куча различных религиозных учений. Но все это не удержится – распадется как карточный домик.

Несчастные люди увлекаются всеми этими лжеучениями, потому что они удалились от Бога и дошли до помрачения! Два юноши рассказывали мне, как, путешествуя по Святой Земле, они приехали в Хеврон поклониться гробу Авраама, и там их пустили к гробу только с тем условием, что они наденут еврейские шапочки. Но если ты надел на свою голову вещь, которая используется в еврейском религиозном культе, то чем поможет тебе православное паломничество?

Да что тут скажешь! Происходит страшный [духовный] кавардак! В Париже при входе в одну римо-католическую церковь повесили табличку: «Даем уроки Иисусовой молитвы по методу йоги». До чего же они докатились! А потом у таких «молитвенников» начинаются непорядки с головой и они сходят с ума. Они не знают, чего просят. Некоторые римо-католики, протестанты и подобные им узнают о том, что при Крещении в Православной Церкви человек изменяется, возрождается. И вот эти люди считают, что, если они тоже покрестятся Православным Крещением, состояние их психики вновь придет в норму. Один протестант хотел стать православным.. Когда те, кого он попросил о Крещении, пришли ко мне, я сказал им: «Послушайте, не нужно его крестить. Он не готов ко Крещению». – «Нет, – ответили они мне, – если он покрестится, то получит помощь». – «Но ведь он не готов ко Крещению! Неужели вы этого не понимаете? » Но они меня не послушали, отвезли этого протестанта на море и крестили! Через два-три дня он приходит ко мне в каливу и заявляет: «Я крестился, но состояние моей психики Крещение не улучшило». – «Послушай-ка, да неужели ты крестился ради того, чтобы улучшилось состояние твоей психики? – спросил я его. – Гляди: если бы ты чувствовал необходимость в Крещении, если бы ты понимал его достоинство и ради этого величия стремился бы к сему Таинству, тогда и твоя психика пришла бы в норму. Но сейчас, когда ты приступил к Таинству Святого Крещения только ради того, чтобы исправить непорядки с психикой, как же они исправятся, эти непорядки? Думаешь, они исправятся магически? »

Эти люди смешивают колдовство с чудом. Они не могут отличить золото от бронзы. Ты погляди: какой-нибудь протестант может принять, к примеру, Православное Крещение, а после этого стать католиком, потом, сказав: «Нет, это мне тоже не по душе», снова вернуться в протестантизм или в Православие. Один католик принял Православное Крещение, стал монахом и девять лет прожил в православном монастыре. Как-то он пришел ко мне в каливу и заявил: «Как православный, я еще не жил мирской жизнью и поэтому хочу уйти в мир и жениться! » Ты только послушай! И помимо всего прочего, когда ты ему говоришь, насколько тяжелый грех думать так, он тебе отвечает: «А почему это тяжелый грех? Этого я понять не могу».

Возвращение в Православие

Нынешние странные люди находят удовлетворение в том, что странно, а не в том, что правильно. К примеру, они едут в Индию, которая находится на другом краю земли и которая известна своим колдовством. А о Святой Афонской Горе, которая находится на их Родине, рядом с ними и хранит истинную таинственную жизнь во Христе, они не знают, пренебрегают ею! Один студент рассказывал мне о том, что он ездил в Индию и прожил там три с половиной года. Он пытался разобраться и понять, какая религия истинна. В конце концов один индиец сказал ему: «Зачем ты сюда приехал? То, что ты ищешь, есть в Православии. Свет идет оттуда. Поезжай на Святую Гору Афон, и найди там то, что ищешь»86. Таким образом, юноша вернулся в Грецию и приехал на Святую Гору.

– Геронда, когда православный христианин, связавшийся с различными восточными религиозными культами, кается в этом, то Православная Церковь снова принимает его в число Своих членов?

– Такому человеку необходимо великое покаяние и помазание Святым Миром. Если он захочет возвратиться в Православие и снова стать членом Церкви, то по правилам ему сперва нужно письменно отречься от злославия восточных культов, исповедать православную веру, а после этого священник должен прочитать над ним молитвы о возвращающемся к истинной вере87 и помазать его Святым Миром.

Я вижу, как некоторые молодые ребята – наши соотечественники, не прочитав ни строчки из Евангелия, начинают читать брахманскую, буддийскую литературу, Коран и тому подобное. Едут они и к индийским гуру. Потом там им приходится не по душе и они возвращаются в Православие, однако уже заразившись в этих восточных культах целой кучей разных [духовных] микробов. Люди повреждаются, и потом им трудно найти истину. Пусть человек сперва [жизненным опытом] познает Православие, а потом – если Православие ему не нравится – уходит из него. Пусть он познает Православие правильно и потом сравнит его с различными религиозными учениями, о которых он слышит. Ведь, познав Православие, человек сможет отличить подделку от золота или понять, насколько чисто золото, сколько в нем каратов. Такого человека не проведешь на мякине, он не принимает за золото все то, что блестит.

Я обратил внимание вот на что: из Православия уходят только эгоисты. Человек смиренный из Православия никогда не уходит.

* * *

62См. Книга Правил. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992. С. 101. 61 Правило VI Вселенского Собора.

6361 Канон VI Вселенского Собора определяет подвергать шестилетней епитимье «делателей предохранительных талисманов», а в случае их нераскаянности отлучать их от Церкви. Канон имеет в виду колдунов, изготовляющих ладанки или талисманы, в которые они вкладывают различные колдовские предметы (например, волосы, шерсть, когти, кости змеи или летучей мыши и т. п. ). Эти предметы колдуны с помощью колдовства предварительно подвергают бесовскому воздействию.

64Дафни – центральная святогорская пристань. – Прим. пер.

65Архондарик – место приема гостей в греческих монастырях. – Прим. пер.

66Августин (Кандиотис) (род. 1907). Митрополит Флорины с1967 по 1999 год. – Прим. пер.

67То есть Святой Арсений Каппадокийский.

68легион (церковнослав. " легео́ н" _

69Старец говорил, что психически больной человек нуждается во врачебной помощи хорошего, верующего психиатра и в духовной помощи духовника, тогда как одержимому нечистым духом (в случае, если его рассудок не повредился) необходимо отыскать свою вину – причину, по которой он стал бесноватым, покаяться и поисповедоваться, для того чтобы освободиться от нечистого духа.

70Старец имеет в виду содержащуюся на некоторых дисках информацию, воспринимаемую слушателем на подсознательном уровне. В книге греческой исследовательницы рок-музыки Е. Дади «Рок-музыка» приводятся 16 конкретных примеров песен и дисков известных западных и греческих исполнителей рок- и поп-музыки, содержащих воспринимаемые на подсознательном уровне призывы поклоняться сатане, употреблять наркотики, заниматься развратом и т. п. См. Ἐ λ. Δ ά δ η. " Μ ο υ σ ι κ ή Ρ ό κ ", Θ ε σ σ α λ ο ν ί κ η. 1993. – Прим. пер.

71Казандзакис Никое (1885–1957) – известный греческий богохульник и антихристианский писатель, автор богохульнейшего романа «Последнее искушение» (известного многим по фильму М Скорцезе) и других книг, хулящих Христа, Церковь и святыни христианской веры. – Прим. пер.

72Память Святого Парфения Лампсакийского совершается 7 февраля.

73См. Старец Паисий. Отцы-святогорцы и святогорские истории Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2001. С 101.

74Во многих греческих монастырях вне Святой Афонской Горы в постные дни седмицы (понедельник, среду и пятницу) ворота обители не открывают в течение всего дня, чтобы у монахов была возможность не соприкасаться в эти дни с миром и заниматься духовной работой над собой. В другие дни седмицы монастырские ворота открыты в определенные часы, когда паломники могут посетить обитель и поклониться ее святыням. – Прим. пер.

75«Сухими» Старец называл подвижничество, аскезу, которые совершаются как самоцель, а не как средство для очищения сердца и достижения совершенства во Христе.

76Память преподобного Иоанна Кущника совершается 15 января.

77Память преподобного Максима Кавсокаливита совершается 13 января.

78Священный Кинот Святой Афонской Горы состоит из представителей 20 общежительных святогорских монастырей. На заседаниях Священного Кинота обсуждаются общие вопросы, касающиеся жизни святогорских монастырей, координируется их деятельность и т. п. Для решения повседневных вопросов ежегодно назначается Св. пистасия, состоящая из четырех человек – эпистатов. Протэпистат председатель Св. Эпистасии и Св. Кинота. – Прим. пер.

79Пятидесятники – секта протестантского толка, основанная в США в 1907 г. По еретическим воззрениям пятидесятников, они приемлют «крещение святым духом», в результате чего якобы получают харизматические дары: «говорения на незнакомых языках» (т. н. «глоссолалия»), пророчества и другие. Пятидесятники признают свойства Церкви лишь за своей сектой, придерживаются хилиастиских воззрений, не признают Священного Предания и т. п. – Прим. пер.

80«Огнеходцы» (греч. ά ν α σ τ ε ν ά ρ ι α ) – приверженцы языческого обычая хождения по горящим углям, распространенного в некоторых селениях Фракии и Македонии (Северная Греция). – Прим. пер.

81Перевоплощение – ложное религиозное представление, согласно которому после телесной смерти душа входит в тело другого человека или животного, совершая бесконечный цикл рождений и смертей.

82Насер Гамаль Абдель (1918–1970) – президент Египта в 1956–1970 гг. – Прим. пер.

83Сказанное Старцем в настоящей главе имеет отношение не только к индуизму, но и вообще к религиозным течениям Новой Эпохи, использующим технику йоги и медитации.

84Карайоз – главный герой греческого народного театра теней, шут. – Прим. пер.

85Богословская школа на о. Халки (Принцевы острова, недалеко от Константинополя) – учебное заведение Вселенской Патриархии. Основана в 1844 г. Имела три гимназических и четыре академических класса (подобно русским Духовным Семинариям и Академиям). Богословское отделение закрыто турецким правительством в 1971 г., а гимназическое отделение – в 1984 г. – Прим. пер.

86Известно, что человеку, имеющему доброе расположение, Бог может открыть Свою волю различными способами. Одним из многочисленных примеров является ослица, проговорившая человеческим голосом для того, чтобы отвратить Валаама от действий, несогласных с волей Божией (см. Числ.   22,   18–35).

87См. Ε ύ χ ο λ ό γ ι ο ν τ ό Μ έ γ α. A­θ η ν α ι, ε κ δ. " A­σ τ ή ρ ". 1986. Σ. 591.

*** *** ***

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...