Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа




 

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Например, цель урока - усвоить понятие "нахождение неизвестного слагаемого", "отработать умения и навыки его применения"; или по теме урока - "обобщить и систематизировать знания учащихся о способах образования наречий, закрепить орфографические навыки правописания наречий, развить навыки самоконтроля и аккуратности. Эти цели достаточно сложные. Так, для того чтобы достичь цели урока, например, по математике, необходимо продуманно решить три основные дидактические задачи: актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока; сформировать у учащихся новые понятия и способы действия; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.

Система уроков, описанная выше, в реальной педагогической практике дополняется целым рядом других форм организации обучения.

Рассмотрим Метод проектов (напомним, что, по сути, это – форма обучения, но исторически получила название «метода»), который имеет большие перспективы. Приведем два таких примера.

Младшеклассникам в качестве проекта предлагается из одного листа плотной бумаги с помощью ножниц и клея построить сооружение (башню) максимально большой высоты. Учащиеся приступают к работе. Каждый конструирует и реализует свой проект – сколько учеников в классе – столько и получается вариантов – у кого-то выше, у кого-то ниже, у кого-то красивее, у кого-то не очень. Казалось бы – совсем простой проект – всего один лист бумаги. Но здесь и математика, и физика, и элементы сопротивления материалов (это в начальной-то школе!), и трудовые умения, и полный простор для фантазии, творчества, и возможность пообщаться учащимся друг с другом – пообсуждать, у кого что и как получилось и почему, и т.д. То есть, учебный процесс преображается до неузнаваемости.

Другой пример, более сложный. Пятиклассникам предлагается написать свой, авторский учебник истории. При этом предполагается работа школьников со специально создаваемыми текстовыми документально-историографическими комплексами. Их основу составляют тексты изучаемой эпохи. Такой комплекс становится квазипроизведением и содержит множество мыслимых версий по поводу тех или иных событий, что и создает условия для реального учебного диалога в классе. Детям предлагается написать свой учебник Отечественной истории, в котором тексты глав, вопросы и задания, иллюстрации, карты и схемы – плод коллективной работы пятиклассников. При этом существенно, что документальный исторический комплекс составляется по определенным правилам: он имеет не одно, а целое поле разных, но равноправных интерпретаций и прочтений. Именно это свойство документального комплекса позволяет выстроить в классе реальный учебный диалог. Могут возникать даже взаимоисключающие версии тех или иных событий, и все они будут иметь равные права на существование. Урок меняет жанры: вместо рассказа или объяснения возникает беседа.

Предлагаемая работа школьников с документально-историографическими комплексами превращает образовательный процесс из детерминистского в вероятностный. Создается развивающая образовательная среда, инициирующая творческий процесс у всех участников учебной ситуации, в том числе и у учителя. Разумеется, не ставится задача превратить школьников в маленьких историков, но важна сама возможность настоящей «исторической деятельности» вместо заучивания готового материала учебника. Как видим из приведенных примеров, метод учебных проектов позволяет направить учебный процесс совсем в другое русло.

В рамках экспериментальной программы Федерального агентства по образованию «Открытый колледж» [4] была проведена исследовательская работа по оценке качества результатов дистанционного обучения студентов в Пермском промышленно-коммерческом колледже (далее ППКК). Основной целью социологического исследования «Практика применения дистанционной технологии обучения в Пермском промышленно-коммерческом колледже» является подтверждение выдвинутых гипотез по успешной адаптации и самореализации студентов и выпускников дистанционных технологий обучения. Для этого был проведен всесторонний анализ состояния проблем и перспектив развития системы дистанционного обучения в ППКК в виде социологического исследования среди студентов второго и третьего курса традиционного (53%) и дистанционного (47%) обучения специальности «Менеджмент». В ходе исследования были учтены и проанализированы как объективные факторы, так и субъективные оценки и мнения студентов.

Для всестороннего анализа изучаемого явления комплексное исследование включало в себя структурированный опрос студентов специальности «Менеджмент», интервью с сотрудниками колледжа и мнения выпускников колледжа Исследование включило в себя вопросы, рассмотрение которых позволит определить направление дальнейшей работы по обозначенной проблеме в ППКК. В результате анализа были сделаны выводы.

У студентов традиционного и дистанционного обучения представления об учебе в колледже оправдались. Среди факторов, помогающих самореализации, студенты выделили четкую организацию учебного процесса, подходящие методы обучения, строгие требования к обучению и внимательное отношение преподавателей.

В ходе исследования было выявлено, что каждый третий студент высказал мнение о том, что ему нравится учиться в колледже: студентов дистанционного обучения, выбравших вариант «да» в четыре раза больше, чем студентов традиционной формы обучения и каждый третий будет работать по выбранной специальности, остальные только рассматривают такую возможность. Большинство студентов третьего курса дистанционной технологии обучения уверены в возможности трудоустройства по профессии. Многие из них считают, что полученные знания соответствуют успешной работе. Этот уровень образования студенты считают вполне достаточным и возможным для осуществления своих жизненных планов. Эффективность дистанционного обучения заключается для выпускников и студентов и в том, что возможность обучаться дистанционно не ограничивает возможности обучаться и совершенствоваться в профессиональной деятельности во время работы на предприятии.

Наиболее важными компонентами учебы в колледже для студентов являются: создание практических ситуаций во время учебного процесса, возможность проявить себя, самореализоваться, четкость организации учебного процесса, индивидуального подхода. Наименее важными: участие в научно-исследовательской работе, возможность «показать себя». Большинство студентов решают практические задачи в процессе обучения и лишь немногие занимаются научными исследованиями. Более 90% опрошенных студентов указали на то, что они полностью или частично удовлетворены преподавательским коллективом. В качестве основных достоинств студенты всех курсов обучения чаще всего отмечают профессионализм тьюторов и хорошее изложение материала. В течение всего времени обучения студенты развивают умение самостоятельно овладевать знаниями. Среди участников опроса каждый третий совмещает учебу и работу. Студенты также отмечают собственное развитие самоорганизации и самодисциплины. Навык работы в учебном сервере помог студентам решать проблемы с учебным материалом и консультированием на расстоянии в свободное время. Оценивая успех в будущей профессиональной деятельности, студенты, не имевшие опыта работы, оценивают свои шансы несколько выше, чем те, кто работает в настоящий момент.

В процессе дистанционного обучения студенты чаще всего используют учебный материал на бумажных носителях и в электронном виде. Учебные материалы получили оценку – 7,14 балла по десятибалльной шкале, где за «1» была принята оценка «очень плохие», а за «10» – «очень хорошие». Учебный сервер большинство студентов используют нечасто, но есть те, кто использует его каждый день, более активны в посещении учебного сервера студенты третьего курса.

Большинство студентов предпочитают формы контроля: контрольно-аттестационные работы, рефераты, решение практических задач, оценка уровня знаний в процессе личного интервью с преподавателем и самооценка. Большинству студентов дистанционной технологии обучения, независимо от курса, учеба дается легко и оказывает на них благоприятное воздействие. Так, более половины студентов отметили, что за время обучения они овладели навыками самостоятельной работы, повысили свой уровень знаний и приобрели уверенность в своих силах и планах на будущее. Можно сделать вывод, что студенты благожелательно относятся к дистанционному обучению. В ходе исследования было выявлено несколько проблемных моментов, на которые руководству и преподавателям (тьюторам) стоит обратить внимание для обеспечения максимальной эффективности качества обучения.

Говоря об особенностях дистанционных технологий обучения, сотрудники отмечали, что данный вид обучения подходит не для всех: система подготовки в российских школах пока не ориентируется на формирование самостоятельности у учащихся, а иногда человеку данная технология просто не подходит.

Основная цель дистанционного обучения – позволить учиться всем желающим, у кого есть стремление получить профессию.

Интерес к данной технологии обучения интервьюируемые видят не только в желании получить образование, но и в том, что информационные технологии внедряются в нашу повседневную жизнь.

Потенциал дистанционных технологий оценивается высоко. Однако возможная замена традиционных технологий дистанционными оценивается интервьюируемыми осторожно: в ответах собеседники высказывали мысль о том, что любому человеку необходимо предоставлять альтернативу и свободу выбора образовательных технологий. Но при этом респонденты были едины во мнении, что за дистанционными технологиями – будущее. Дистанционно обучающиеся студенты более адаптированы к внешним условиям, они более самостоятельны, общительны и коммуникабельны, не боятся принимать важные решения, а значит, в современном мире бизнеса им будет легче.


Заключение

 

Одним из серьезнейших недостатков всей системы отечественного образования до сих пор остается неизживаемый «знаниевый подход» («знаниевая парадигма») – обучающийся по-прежнему рассматривается как бы в роли «копилки», в которой накапливаются знания, умения, навыки. Между тем, учение необходимо рассматривать как активную деятельность обучающегося по самоизменению. Таким образом, принципиально новый подход ко всей постановке учебно-воспитательного процесса в современных социально-экономических условиях заключается в том, чтобы ответить на один вроде бы простой, но очень существенный для всей российской школы вопрос: учащегося, студента, слушателя учат, или он учится?

Ответить на этот вопрос поможет использование видов и форм организации, которые мы рассмотрели. Здесь важны не только сами формы, но и их комбинации, использование как основных, так и сопутствующих форм.

Сопутствующие формы организации обучения позволяют обучающимся глубоко и разнообразнее познавать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию, воспитывать в себе деловые черты характера.

В заключении можно сказать, что только рационально сочетание традиционной классно-урочной системы обучения и нетрадиционных форм позволит организовать процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся были мотивированны на получение образования и самооценку.


Литература

 

1. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М., 1989

2. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия/Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова, Т.3. М.: Советская энциклопедия, 1966. – 880 с. (Энциклопедии. Словари. Справочники.)

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 176 с.

4. Кузнецов Ю.Ф., Голубева В.П. Исследование опыта применения дистанционных технологий обучения в условиях колледжа. Пермь: ППКК, 2006

5. Куриленко Л.В. Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников// Педагогика, 1999. №3. С.12-31.

6. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М.,: Академия 1985. – 246 с.

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.

8. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – м.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.

9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2002. - 517 с.

10. Хуторский А.В. Формы и методы обучения. [Электронный ресурс]. – М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2005

11. Хуторский А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004. – 541 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).


Приложение 1

План – конспект традиционного построения занятия для среднего профессионального учебного заведения

ТЕМА ЗАНЯТИЯ «РАЗМЕТКА»

Дата проведения занятия ___________ Предмет: Слесарное дело

ФИО Сулейманов Р.Р.

Тип урока: Изучение операции нанесения разметки.

Цель урока: Формирование умений и навыков выполнения разметки.

Задачи урока:

1. Научить учащихся приемам нанесения разметки.

2. Развивать практические умения нанесения разметки, правильного использования рабочего и измерительного инструмента.

3. Воспитание бережного отношения к инструменту, аккуратности и внимательности.

 

План урока.

№ п/п Этап Время, мин Действие педагога Действие учащихся Метод
1. Организационный 7 Приветствие, проверка присутствующих. Приветствие Беседа.
2. Вводный инструктаж 40 1. Дать понятие о разметке и ее видах. - Определение разметки: Разметка – это операция нанесения на обрабатываемую деталь или заготовку различных линий – рисок, определяющих контуры деталей или мест, подлежащих обработке, т.е. основное назначение – указание границ, до которых надо обработать заготовку, для контроля правильности обработки, для проверки заготовки. - Виды разметки: - плоскостная – построение на плоскости; - пространственная – построение в различных плоскостях под различными углами друг к другу. 2. Сообщение знаний об инструментах, применяемых для нанесения разметки, измерительных инструментах. 3. Объяснение последовательности выполнения разметки: 1)  рихтуют и замачивают заготовку; 2) поверхность обрабатывают медным купоросом (три ложки на стакан воды) или меловым раствором; 3) определяют базу детали, от которой будут наноситься риски, т.е. производят измерение и отсчет размеров; 4) риски наносят в следующем порядке: - горизонтальные - вертикальные - наклонные - окружности, дуги и т.д. Показать приемы геометрических построений, применяемых при нанесении разметки. 4. Выдача задания учащимся «Нанести разметку гаечного ключа на данную заготовку» 5. Критерии оценивания: - последовательность выполнения операций по нанесению разметки - правильное определение базы детали - точное нанесение размеров - правильное и безопасное использование инструментов Слушают, задают вопросы по выполнению работы, выполняют практические примеры геометрических построений. Демонстрация, объяснение.
3. Текущий инструктаж 100 Наблюдение за рабочим процессом учащихся: 1) проверка организации и содержания рабочих мест: - готовность учащихся к выполнению работы (наличие заготовки, инструментов, материалов) 2) проверка правильности выполнения операций: - рихтования - обработки поверхности заготовки медным купоросом - определения базы детали и отсчет размеров - нанесения рисок 3) проведение текущего инструктажа при возникновении трудностей в работе у учащихся; 4) проведение демонстрационного разбора ошибки, повторяющейся у нескольких учащихся, с указанием правильного хода работы. Выполняют работу, соблюдают технику безопасности. Наблюдение, беседа, самостоятельная работа.
4. Заключительный инструктаж 13 Проверка выполненных работ. Выставление оценок. Обсуждение возникших трудностей и ошибок, способов их устранения. Уборка рабочих мест, назначение дежурных. Слушают, делают выводы о выполненной работе, выполняют уборку мастерской. Беседа.

 


Приложение 2

План – конспект зачетного занятия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...