II. Факторинговые компании
Фактор — факторинговая компания или факторинговое подразделение банка, предоставляющее клиенту финансирование под уступку денежного требования. Рынок уже поделился на два лагеря – специализированные факторинговые компании (часть из которых имеет банковскую лицензию) и банки, выделившие департаменты факторинга в своей структуре. В любом случае рынок факторов с каждым годом растет. В 2004 году объем предоставленных факторами услуг составил 1550,8 млн. долл., в 2003 г. 515,4 млн. долл., в 2002 г. 147,9 млн. долл. Темпы прироста финансирования в 2004 г. — 200%, в 2003 г. — 248% (см. рис. 1).
Рис. 1 Динамика объемов финансирования, предоставленного факторами под уступку денежных требований в 2002-2004 гг., млн долл. В 2005г. рост рынка был обусловлен наращиванием оборотов прежде всего компаний, появившихся на рынке до 2003 г. и занимающих в последние годы лидирующие позиции. По сравнению с прошлым годом рэнкинг первой десятки практически не изменился. Правда, в 2005 г. в рэнкинг попала компания «Еврокоммерц», которая не вошла в предыдущее исследование в силу специфики своей деятельности. Тенденция увеличения числа Факторов проявившаяся при анализе рынка за 2004г. получила дальнейшее развитие. На рынок активно выходили и банки, и специализированные факторинговые компании. Если на начало 2005г. факторингом занималось 84 банка, то на конец года их число достигло 110. Тем не менее рынок все еще остается высококонцентрированным. Совокупная доля крупнейших пяти компаний по итогам 2005г. осталась на уровне 86%.
Табл.1 Рэнкинг российских факторов по объему уступленных денежных требований в 2005 г.
В ближайшей перспективе новые игроки вряд ли смогут оказать решающее влияние на расстановку сил на рынке по нескольким причинам. Во-первых, факторинговый бизнес высокотехнологичен. Бизнес-процессы должны быть ориентированы на массовое и очень быстрое принятие решений по каждому клиенту. А это, в свою очередь, требует хорошо налаженной системы оценки потенциальных клиентов и их дебиторов. Во-вторых, новым факторам потребуется время для организации собственной филиальной сети, ведь дефицит факторинговых услуг острее всего ощущается в регионах. В Москве конкуренция слишком высока. В регионах, несмотря на то, что все основные игроки сейчас активно развивают свои филиальные сети, никого, кроме НФК (по признанию самих участников рынка), потребители не знают.
Рис. 2.Распределение рынка между факторами по объему предоставляемых услуг
Схема факторинга применима в таких отраслях торговли как оптовая торговля и необходим производителям, а также тем компаниям, которые принципиально работают на условиях отсрочки платежа. Во-вторых, факторинг выгоден, когда речь идет о любых регулярных поставках широкому кругу постоянных покупателей. Это могут быть продукты питания, товары народного потребления (бытовая химия, парфюмерия и косметика, бытовая техника и так далее), лекарства, расходные материалы для офисов, напитки и многое другое. Факторинг подходит предприятиям, осуществляющим регулярные поставки товаров, потому что лишь в этом случае наиболее ценны услуги фактора по управлению дебиторской задолженностью. В-третьих, факторинг применим к поставкам не только товаров, но и услуг (например, услуг связи, транспортных, туристических и других).
Факторинг выгоден для развивающейся компании, ведь при динамичном росте дополнительный доход от увеличения объемов продаж существенно превышает затраты на вознаграждение факторинговой компании. Кроме того, факторинг – это способ поддерживать свою ликвидность постоянно. Коммерческие банки, развивая факторский кредит, получают дополнительную возможность расширять свои операции, увеличивать размеры прибылей и усиливать связи с клиентами. Применение факторингового обслуживания наиболее эффективно для малых и средних предприятий, имеющих перспективы увеличения объемов производства и сталкивающихся с проблемой временной нехватки денежных средств из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и трудностей, связанных с производственным процессом. Факторинговому обслуживанию не подлежат предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой; предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции; строительные или другие фирмы, работающие с субподрядчиками; предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные сделки; предприятия, заключившие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи). Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятий.
Структура спроса на сегодняшний день такова, что 81% принятой на обслуживание дебиторской задолженности принадлежит производственным компаниям, соответственно лишь 19% — торговым (см. рис.3). Такое неравномерное распределение, возможно, объясняется тем, что в составе промышленных холдингов часто присутствуют собственные торговые компании.
Рис. 3 Соотношение объемов факторинговых сделок в сфере производства и торговли, % На рисунке 4 приведено распределение объемов факторинговых сделок по отраслям промышленности клиентов факторинговых компаний. Более трети потребителей факторинга являются производителями пищевой продукции, при этом чуть менее половины — это производители алкогольной продукции. Больше половины сделок (66%) заключены с компаниями — производителями товаров народного потребления: пищевой промышленности — 33%, приборостроения (сюда входит бытовая техника и компьютеры) — 16%, химии и нефтехимии (сюда входит бытовая химия) — 12%, легкой промышленности — 5%.
* Товары народного потребления Рис. 4 Объем факторинговых сделок, заключенных с производственными компаниями следующих отраслей промышленности, млн. долл. На рисунке 5 приведено распределение объемов факторинговых сделок, заключенных с торговыми компаниями. Из 21 участника проекта лишь 6 предоставляют услуги только торговым компаниям, но их объемы незначительны в общем объеме уступленных денежных требований. Как и в случае клиентов — промышленных компаний, здесь доминируют сделки с компаниями, торгующими товарами народного потребления. Привлекательность факторинга для торговых компаний обусловлена, прежде всего, тем, что обычно такие компании, даже довольно крупные, не располагают имуществом, которое могло бы быть передано в залог под кредит.
* Ювелирная промышленность; полиграфия; саженцы и горшечные растения
Рис. 5 Объем факторинговых сделок, заключенных с торговыми компаниями, специализирующимися на торговле продукцией следующих отраслей промышленности, млн. долл. Факторинг особо востребован в пищевой отрасли, где сильны западные компании — как производители, так и торговые компании. Эти компании оценивают стоимость отсрочки платежа на российском рынке довольно высоко, поскольку вообще считают российский рынок высокорисковым. В такой ситуации обращение к факторинговой компании становится спасением для западного поставщика. Российская факторинговая компания на месте имеет больше возможностей для оценки подобных рисков и обычно оценивает их значительно ниже, поэтому такие сделки очень выгодны и для западных поставщиков, и для российских факторинговых компаний. Размер предприятия-клиента не оказывает существенного влияния на привлекательность для него факторинга. Таким образом, факторинг является привлекательным инструментом для всех групп предприятий независимо от размера. Для малых — поскольку позволяет им получать финансирование без залога. Для средних предприятий в факторинге более важно страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным предприятиям факторинг позволяет уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской, что особенно актуально, если предприятие намерено привлечь инвесторов. Кроме того, для крупных предприятий всегда актуален вопрос избавления от дебиторской задолженности. Данные о распределении объема сделок по регионам демонстрируют, что большая часть факторинговых сделок заключается в Москве (58%), далее идут Приволжский и Уральский ФО (см. рис.6). Наиболее активны в регионах банки, располагающие большой филиальной сетью. Рис. 6 Распределение объема факторинговых сделок за 2004 г. по регионам, в % и млн долл. Что касается динамики спроса, то в 2003 году объем факторингового рынка составил 732,1 млн долл. США, прирост за 2003 г. — 230%. При объеме 3 млрд долл. в 2004 году доля «рыночных» факторинговых сделок в ВВП составила 0,5%. Сейчас объемы этого финансового рынка сопоставимы с такими рынками, как рынок лизинга (5 млрд. долл.), рынок рублевых корпоративных облигаций (5 млрд. долл. — объем новых эмиссий в 2004 году).
Рис. 7 Динамика денежных требований, уступленных факторам в 2002-2004 гг., млн долл. За 2002-2004 гг. спрос на факторинговые услуги увеличился почти в 3 раза, при этом более 80% прироста пришлось на 2004 год (см. рис.8).
Рис. 8. Динамика количества клиентов факторов за 2002-2004 гг.
Сейчас рынок факторинговых услуг является одним из самых высокодоходных и развивающихся рынков России. Его прирост в 2005 году составил от 80 до 120%, а объем - $3-5,7 млрд. Таким образом, можно сделать следующие выводы: · Особенность структуры спроса на факторинговые услуги - наибольший сегмент принадлежит производственным компаниям (81%), как среди производственных компаний, так и торговых доминируют компании пищевой отрасли и приборостроения; · Размер предприятия-клиента не оказывает существенного влияния на привлекательность для него факторинга. Для малых компаний факторинг является привлекательным поскольку позволяет им получать финансирование без залога, для средних в факторинге более важно страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью, крупным предприятиям факторинг позволяет уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской, что особенно актуально, если предприятие намерено привлечь инвесторов. · Темпы роста российского рынка факторинга увеличиваются с каждым годом. В среднем прирост составляет 250%. Объясняется это тем, что этот инструмент, который фактически является беззалоговым финансированием, доступен широкому кругу малых и средних компаний. Если в ближайшие два-три года достигнутые темпы расширения рынка сохранятся, то к концу 2008-го его оборот составит не менее $40 млрд., а это уже сопоставимо с показателями европейских стран.
IV. Ценообразование Поскольку правовой основой взаимоотношений факторинговой компании с клиентом является договор, определяющий обязательства и ответственность сторон, в нем оговариваются вид факторинга, размер факторингового кредита и процентная ставка за этот кредит, величина комиссионного вознаграждения по всем видам комиссионно-посреднических услуг, гарантии выполнения взаимных обязательств и материальная ответственность за их невыполнение, порядок оформления документов и другие условия по усмотрению сторон. Стоимость факторингового финансирования, как правило, составляет 18%-21% годовых. На стоимость факторингового обслуживания в первую очередь влияют те услуги, которые входят в портфель клиентов. Кроме этого, влияние на уровень ставки оказывают величина бизнеса клиента и оценка качества передаваемой дебиторской задолженности. Уплачивая более высокую ставку, клиент получает набор услуг по управлению дебиторской задолженностью и страхованию связанного с ней риска. «На Западе стоимость факторинга превышает стоимость кредита в 4 раза, но нельзя говорить о том, что это деньги стоят в 4 раза дороже»[2]. Во-первых, фактор берет на себя всю техническую работу по инкассации дебиторской задолженности и информированию клиента о состоянии его дебиторской задолженности, благодаря чему освобождается соответствующий ресурс бухгалтерии клиента. Кроме того, фактор может предоставлять клиенту независимую информацию о платежеспособности его дебиторов. Оплачивать в комплексе все услуги получается дешевле, чем каждую в отдельности. В соответствии с общепринятой международной практикой в структуре вознаграждения за оказание факторинговых услуг выделяются следующие три основных компонента: 1. Фиксированный сбор за обработку документов. 2. Фиксированный процент с оборота поставщика (комиссия). Большая часть этого компонента комиссии представляет собой оплату оказываемых фактором услуг, а именно: • контроль за своевременной выплатой финансирования; • контроль за своевременной оплатой товаров дебиторами; • работа с дебиторами при задержках платежей; • учет текущего состояния дебиторской задолженности и предоставление поставщику соответствующих отчетов. Кроме того, сюда также включается премия за принятые на себя фактором риски: • риск несвоевременной оплаты поставок (риск ликвидности); • риск неплатежеспособности дебиторов (кредитный риск); • риск резкого изменения стоимости кредитных ресурсов (процентный риск). В большинстве факторинговых компаний мира данный компонент факторинговой комиссии в зависимости от количества покупателей, оборота, частоты, поставок, находится в пределах от 0,5% до 5% от оборота. 3. Стоимость кредитных ресурсов, необходимых для финансирования поставщика. Факторинговая комиссия в процентах от общего объема финансирования с каждым годом сокращается, что, несомненно, повышает доступность факторинга (см. рис. 9).
Рис. 9.Объем факторингового вознаграждения и его доля в объеме предоставленного финансирования Уменьшение доли факторинговой комиссии от объема предоставленного финансирования связано, прежде всего, с быстрым ростом объемов финансирования, то есть эффектом масштаба, кроме того, с приобретением опыта отрабатываются схемы ведения этого бизнеса и находятся возможности оптимизации бизнес-процессов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|