Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VI. Тенденции российского рынка факторинга




В России наблюдается та же тенденция, что происходит и во всем мире: международный факторинг растет темпами, превышающими темпы роста внутреннего факторинга.

В условиях ненасыщенного внутреннего спроса поставщики факторинговых услуг в России пока предпочитают развивать внутренний факторинг. Всего три Фактора, входящие в международные ассоциации (FCI и IFG) предоставляют услуги международного факторинга: НФК, "Промсвязьбанк", БСЖВ.

Однако полугодовые данные показывают, что международный факторинг растет темпами, превышающими темпы роста внутреннего факторинга. Похожие процессы происходят и на мировом рынке факторинга. Хотя доля международного факторинга в общем объеме не превышает 9%, темпы роста выше, чем темпы внутреннего факторинга, 27% против 17% за 2005 г. Объем международного факторинга, предоставляемого российскими Факторами, при сохранении тех темпов роста, которые наблюдались за последние полгода, за 2006 год вырастет почти в три раза. Доля в общем объеме сделок составила 1,8% (0,8% в 2005 году). Совокупный объем международного факторинга двух Факторов: НФК и "Промсвязьбанка" за первые 6 месяцев 2006 года составил 1,7 млрд руб. (1,1 млрд руб. за 2005 год).

Низкое вовлечение российских Факторов в международный факторинг связано не только с ненасыщенным внутренним спросом и соответственно с большой емкостью внутреннего рынка, но также с существующими законодательными проблемами. На сегодняшний день российское валютное законодательство не позволяет Факторам заниматься международным факторингом. На российском рынке при проведении операции, которую называют "международным факторингом", не производиться уступка требований к иностранному дебитору. Данный псевдофакторинг проводится банками путем предоставления кредита, обеспеченного правом безакцептного списания экспортной выручки с валютного счета клиента. Это обычная кредитная операция, которая продается по завышенной ставке. Данная ситуация также может подорвать доверие потенциальных клиентов к факторингу.

Проблема развития импортного факторинга также заключается в том, что большая часть импортеров в России — посредники, что исключает возможность работы с ними как с дебиторами. Экспортный факторинг имеет больше перспектив, хотя во многом его будущее зависит от структуры российского экспорта, если она будет по преимуществу сырьевая, то объемы будут не столь большими.

Доля импортного факторинга будет расти, стимулируемая рыночной активностью крупных российских игроков и увеличением количества более мелких независимых компаний, специализирующихся на импорте и нашедших свою нишу в работе с крупными торгово-производственными сетями или розничными магазинами международных брэндов. Доля экспортного факторинга будет также увеличиваться, по мере того как малые и средние предприятия начнут развивать международный бизнес. Учитывая то, что Российское Правительство намерено всерьез поддерживать рост малых и средних предприятий, экспортный факторинг может стать отличным инструментом для достижения этой цели.

Сейчас становится все больше Факторов, готовых принимать на себя кредитные риски. Это происходит благодаря тому, что факторинговые компании и банки разрабатывают и на практике применяют методики, позволяющие оценивать риски по все большему числу компаний (это не только классический кредитный анализ: финансовое состояние, баланс — это, скорее, скоринговые методики оценки). Раньше организации, которые занимались факторингом, не могли достаточно адекватно оценить риски своих контрагентов, поэтому работали в основном с крупными компаниями или компаниями-дебиторами, являвшимися клиентами банка.

В перспективе большая доступность и разработанность методик оценки компаний-поставщиков и компаний-покупателей даст дополнительный импульс развитию "полного" факторинга. Ведь смысл факторинга как раз и заключается в предоставлении комплекса услуг. Поставщик в результате передачи своей дебиторской задолженности на аутсорсинг при классическом факторинге, развитом в Европе, получает финансирование, сбор, страхование от невозвратов — вот ниша факторинга.

Регрессный факторинг, финансирование под уступку дебиторкской задолженности, по большей части является аналогом краткосрочного кредитования, хотя, конечно, имеет своего потребителя, имеет свои плюсы по сравнению с другими кредитными продуктами, но фактически — это тот же самый кредитный продукт. У каждого кредитного продукта, будь то проектное финансирование, короткие кредиты или овердрафты, есть свои потребители. И они не пересекаются.

Факторы рассматривают все более широкий круг потенциальных потребителей этой услуги. При этом Факторы (это относится, прежде всего, к банкам) готовы подстраивать свои схемы под запросы клиентов, хотя это касается преимущественно VIP-клиентов. При этом некоторые Факторы принимают на себя большие риски.

Все больший интерес к российскому рын­ку проявляют влиятельные иностранные игроки. Во многих странах мира (в особенно­сти в странах Центральной и Восточной Европы) факторинговая индустрия пережива­ет период роста. Объем международного рынка факторинга в 2004 г. составил 860 млрд евро, увеличиваясь ежегодно на 11-13%. Од­нако по сравнению с Россией такие темпы ро­ста кажутся более чем умеренными. Именно поэтому отечественный рынок становится все более привлекательным для иностран­ных Факторов. Их главное конкурентное преимущество - мощные финансовые ре­сурсы, недоступные пока для подавляюще­го большинства российских компаний

Вместе с тем экспансия иностранного ка­питала на отечественный факторинговый рынок сопряжена с определенными пробле­мами. Немаловажным обстоятельством, затрудняющим выход на него иностранных участников, является специфика операци­онной деятельности факторинговых компа­ний в России и за рубежом. Различия в за­конодательной базе, налоговом учете, биз­нес-культурах и в ведении бизнеса как такового могут существенно осложнить де­ятельность иностранной компании в рос­сийских условиях. Поэтому покупка инос­транными компаниями уже существующих и успешно работающих российских Факто­ров представляется наиболее вероятным сценарием развития этого рынка в ближай­шие годы.

В недалекой перспективе российский рынок факторинга (финансирования под уступку денежного требования) по объемным показателям может вплотную приблизиться к уровню европейских стран. Объем бизнеса факторин­говых компаний и банков составля­ет порядка $5,5-5.7 млрд. За 2005г. рынок факторинговых операций вырос почти в два раза.

Если в ближай­шие 2-3 года достигнутые темпы расшире­ния рынка сохранятся, то к концу 2008г. его оборот составит не менее $40 млрд, а это уже сопоставимо с показателями европейских стран(рис.11).

 

Рис. 11. Динамика и перспективы развития рынка

 

 Конечно, пока Россия достаточно сильно отстает от них - как в относительном, так и в абсолютном выражении. Однако на фоне других финансовых рынков (страхование жизни, банковское кредитование, коллек­тивные инвестиции) позиции отечественных компаний выглядят совсем небезнадежно. В России доля факторинга в ВВП составила в 2005 г. 0,9%. В большинстве стран Цент­ральной и Восточной Европы этот показа­тель колеблется от 1 до 1,5%. Так что рос­сийские Факторы имеют реальные шансы стать крупными игроками в Восточной Ев­ропе. Взоры большинства участников рынка факторинга сейчас устремлены в регионы, поскольку там рынок в основном остается неохваченным. Доля филиалов в портфеле факторинговых операций в течение 2006 г. выросла с 14 % до 27 %. Некоторые компании стремятся выйти за рамки территории России - на рынки стран СНГ, где собираются стать лидерами.

На многих рынках лидирующие компании все больше начинают работать с отсрочкой платежа. По мере укрупнения бизнеса, повышения их устойчивости и надежности, все больше компаний будет требовать отсрочку платежа, и все больше компаний будет соглашаться их давать. А это ниша для факторинга и, соответственно, фактор роста.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...