Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы к пониманию сущности социальной ответственности бизнеса




Сущность КСО

Корпоративно-социальная ответственность - это добровольная обязанность бизнесменов проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества. Иными словами, это своеобразный общественный договор между бизнесом, потребителями и властью, цель которого – способствовать благу всего общества.

КСО включает в себя, прежде всего, ответственность:

- во взаимоотношениях с партнерами;

- в отношении потребителей;

- в отношении своих сотрудников;

- экологическая ответственность;

- перед обществом в целом.

 

Истоки появления КСО

Понятие корпоративной социальной ответственности появилось в бизнесе сравнительно недавно. Считается, что ввел этот термин в употребление американский экономист Говард Боуэн, опубликовав в 1953 году работу «Социальная ответственность бизнесмена», в которой определил бизнес как «часть общества, ответственную за его стабильное развитие».

Если в западном обществе концепции корпоративной социальной ответственности стали оформляться в самостоятельное течение еще в середине прошлого века, то в Российском бизнесе практика социальной ответственности находится на стадии зарождения. Основная причина этого- «молодость» самостоятельного российского бизнеса, пришедшего на смену плановой экономике. В условиях абсолютной нестабильности страны 1990-х годов проблема социальной ответственности по уровню значимости уступала проблеме максимизации прибыли. По мере стабилизации экономической ситуации появились благоприятные условия для зарождения КСО: во-первых, рост экономического благополучия дал почву для появления активного гражданского общества, во-вторых, усиленное налаживание партнерских отношений с иностранными корпорациями, которые традиционно требуют соблюдений принципов КСО от своих партнеров.
Моментом появления практики КСО в России объективно можно считать 2002 год: именно в это время в нашей стране были опубликованы первые нефинансовые отчеты (компания «Газпром» опубликовала экологические отчеты, компания «БАТ Россия» — социальный отчет).

 

Этапы развития КСО

прошло ряд этапов:

- корпоративное гражданство (1970-е);

- социальная (корпоративная) ответственность (1990-е);

- корпоративная ответственность - устойчивое развитие (2000-е).

Следует заметить, что все термины до сих пор находятся в употреблении. Приведем лишь несколько примеров. «Корпоративное гражданство – это стратегия развития бизнеса, поддерживающая ценности, которая компания объявляет в своей миссии, а также ежедневный выбор, которые делают ее менеджеры и работники». «Быть социально ответственным означает не только оправдывать ожидания общества, но и инвестировать в людские ресурсы, охрану окружающей среды и отношения со стейкхолдерами». «КСО определяет самую суть поведения компаний и их ответственность за вклад в развитие общества. КСО не является необязательным дополнением к основной деятельности компании и не ограничивается филантропией. Социально ответственной можно считать корпорацию, которая управляет бизнесом, принимая во внимание все возможные негативные и позитивные последствия своей деятельности в области экологии, экономики и социальной сферы».

- ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое согласуется с устойчивым развитием и благосостоянием общества;

- учитывает ожидания заинтересованных сторон; - согласуется с международными нормами поведения;

- введено во всей организации».

«Устойчивое развитие – это такое развитие, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения без угрозы удовлетворению нужд грядущих поколений. Это не достижение статичного состояния гармонии, а процесс последовательных изменений, когда эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация на технологический прогресс и институциональные изменения соответствуют потребностям будущего и настоящего»

 

Понятие социальной ответственности бизнеса

Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

В классическом понимании социальная ответственность включает в себя:

· добросовестную деловую практику; · развитие персонала предприятия; · охрану здоровья и безопасные условия труда; · охрану окружающей среды и использование ресурсосберегающих технологий; · развитие местного сообщества

Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:

1. Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

2.Второй уровень СОБ предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.
Такой тип ответственности был условно назван «корпоративной ответственностью».

3.Третий, высший уровень ответственности, по мнению участников диалога, предполагает благотворительную деятельность.

 

Подходы к пониманию сущности социальной ответственности бизнеса

Прагматический (формально-юридический) подход, заключающийся в том, что социальной ответственностью является создание рабочих мест, выплата заработной платы и соблюдение законодательства, прежде всего, налогового, а социальные проблемы должно решать государство. Таких, либеральных взглядов, в основном придерживаются представители малого и среднего российского бизнеса, который сегодня испытывает затруднения даже в выполнении налоговых обязательств.

Вторым подходом является морализаторское понимание, где большую роль играют духовные ценности и эмоциональные связи. Крайняя степень такого подхода состоит в понимании социальной ответственности бизнеса как помощь нуждающимся, деятельность, не имеющая никакого экономического значения. Такое понимание может привести к отождествлению понятий «социальной ответственности бизнеса». С точки зрения принятия бизнесом ответственности за развитие региона и страны выделяется социально-ориентированный подход. Такое понимание социальной ответственности характерно, как правило, для крупного российского бизнеса, который обладает достаточными ресурсами и может позволить себе реализацию социальных программ в рамках разработанной социальной стратегии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...