Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика социального аудита.




в последние годы были созданы новые методики. Ведущие из них разработаны The New Economic Foundation (NEF, UK) и консалтинговой компанией SmithOBrien (US).

NEF фокусируется на восприятии компании ключевыми стейкхолдерами. Методика SmithOBrien тоже оценивает отношения компании со своими заинтересованными сторонами, причем эти отношения сопоставляются с основными показателями компании. Такой подход позволяет дать количественную оценку результатов политики компании по отношению к ключевым стейкхолдерам, а также оценить стратегический и финансовый эффект операционной практики компании.
Методика SmithOBrien представляет собой интегрированную систему аудита корпоративной устойчивости Corporate Responsibility Audit (аудит корпоративной ответственности, CRA). CRA комплексно оценивает деятельность компаний по пяти основным экономическим и социальным показателям:

– системы менеджмента качества;

– энергосбережение и охрана окружающей среды;

– отношения с персоналом;

– трудовые отношения и права человека;

– отношения с местным сообществом.

CRA оценивает основные показатели компании по отношению к системе ценностей компании, этике бизнес-поведения, внутренней операционной практике, системе менеджмента и ожиданиям ключевых стейкхолдеров (собственников, сотрудников, клиентов, поставщиков и местных сообществ). Кроме того, система дает компаниям возможность увеличивать репутационный капитал, повышать прибыльность, эффективность и производительность труда, проводит количественный анализ стратегического и финансового эффекта от активной и ответственной практики бизнеса с учетом интересов всех стейкхолдеров. Эта методика интегрирована во все основные международные системы рейтингов социальной ответственности бизнеса.
CRA оценивает «скрытую стоимость» социально безответственного поведения компаний, включающего в себя чрезмерные затраты на утилизацию отходов, затраты на набор, удержание и увольнение персонала, завоевание новых клиентов, поддержание качества продукции и производительности труда.

 

Основные факторы, обуславливающие необходимость проведения социального аудита.

Основными факторами, препятствующими внедрению практики проведения социального аудита на российских предприятиях, являются: - нежелание руководства увеличивать расходы предприятия (расходы по осуществлению социального аудита); - опасения руководства обнародования для персонала предприятия действительного состояния социальной политики на предприятии; - отсутствие законодательной и нормативной базы проведения социального аудита, недостаток информации, отсутствие опыта. Социальный аудит, в широком понятии, подразумевает контроль со стороны общества за осуществлением функций государства. То есть, в случае отдельного предприятия трудовой коллектив требует предоставления социальных гарантий со стороны предприятия, взамен же оно обязуется достичь ожидаемых трудовых стандартов, посредниками здесь обычно выступают профсоюзы предприятия.

 

Гуманитарная экспертиза.

Гуманитарная экспертиза – это определение состояния образовательной среды с точки зрения возможностей самоопределения участников образовательного процесса. А целью экспертного анализа в этом случае является соотнесение педагогической реальности с выявленными ценностями субъектов образовательного процесса и заключение о возможностях реализации и последствиях данного проекта. (М.М. Князева)

Гуманитарная экспертиза – это личное экзистенциальное предприятие, отличающееся свободой и ответственностью, рискованностью и непредсказуемостью. (Д.А. Леонтьев)

Отличия гуманитарной экспертизы, с точки зрения образования, от других видов экспертизы:

по целям и смыслу.

Гуманитарная экспертиза имеет гуманитарные цели – общегуманистические и общечеловеческие. Гуманитарная экспертиза в своих целях всегда выходит за пределы целей той деятельности, которую она экспертирует. В этом смысле это метаэкспертиза. Какая бы конкретная технологическая, процедурная цель не стояла перед конкретной деятельностью, гуманитарная экспертиза выходит за рамки этих прагматических ориентиров. Мы можем строить электростанцию, мы можем сеять хлеб, мы можем в школе обучать и готовить к поступлению в вуз. Гуманитарная экспертиза ставит вопрос, какой гуманитарной ценой достигаются эти цели, как это влияет на человека как человека, не как профессионала, функционала и т.д

по средствам. Гуманитарная экспертиза непременно включает в себя гуманитарные технологии, процедуры, т.е. мягкие, качественные методы, субъективные. гуманитарная экспертиза обязательно предполагает соучастие и экспертируемых, и всех заинтересованных сторон. (С.Л. Братченко

Кроме этого, можно выделить еще ряд особенностей гуманитарной экспертизы, таких как:

– гуманитарная экспертиза образования никак не структурирована в организационно-правовом плане, в отличие от законодательно регулируемых экспертиз (таких, к примеру, как военно-врачебная, медико-социальная, товароведческая и др.);

– гуманитарная экспертиза опирается не столько на нормы, сколько на ценности и ориентирована не столько на «предметы», сколько на технологии.

– гуманитарная экспертиза «напрашивается», прежде всего, там, где отсутствуют формализованные критерии и характеристики, апробированные нормативные акты, алгоритмы и прочее, в ситуациях неоднозначных, в которых не существует одного «правильного» ответа или решения. Разные решения влекут за собой как положительные, так и отрицательные следствия, одни из которых сравнительно легко предсказуемы, а другие прогнозировать невозможно.

 

Специфика социального аудита.

В настоящее время социальный аудит - это инструмент руководства и управления, а также способ наблюдения, который подобен финансовому или бухгалтерскому аудиту, предназначенный для конкретной области - трудовых отношений.Специфика социального аудита основана в основном на природе и характере объекта аудита, которые диктуют использование тех или иных методов, подходящих данному типу. Область человеческих ресурсов имеет в основном качественные характеристики, поэтому, чтобы возместить недостаточность количественной информации, аудитор использует методы и технику, свойственные области социальных наук.Обычно в рамках социального аудита осуществляются: аудит соответствия, аудит эффективности и стратегический аудит.

Индекс КСО.

Исследователи западных компаний разработали ряд методик и показателей, которые активно используются в оценке и оптимизации корпоративной социальной ответственности. Отмечается одна из самых интересных разработок - Индекс корпоративной благотворительности (Corporate Philanthropy Index - CPI) и создание на его основе методики оценки ­ поведения главных партнеров компании (стейкхолдеров). Этот индекс разработан по заказу некоторых корпораций американским Council on Foundations (COF) совместно с компанией Walker information lnc.Индекс CPI имеет пятибалльную систему и может быть комбинированным, т.е. возможно оценить воздействие благотворительности на всех заинтересованных партнеров компании, или же обособленным, по отдельным категориям - покупателям, служащим и т.д.На основе индекса CPI и прилагаемых опросных методик каждая компания может проследить количественную взаимосвязь благотворительности и бизнеса и сделать выводы о тех показателях деятельность компании, на которые воздействует благотворительная деятельность.

 

Рейтинг КСО

Рейтинг - числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта, или явления. Как правило, для составления таких рейтингов приглашаются эксперты, более-менее известные в мире благотворительности и в тематике социальной ответственности корпораций. Разрабатывается определённая методология, которая часто бывает довольно сложной и не всегда понятной сразу, затем проводится исследование и опросы. Необходимость составления рейтингов социальной ответственности диктуется целесообразностью создания инструментария для различных

общественных групп и корпоративной аудитории, с помощью которого они

могли бы определиться по многим актуальным для них вопросам

взаимодействия с бизнес-корпорациями. От рейтинга социальной

ответственности зависят отношение деловых партнеров и доверие населения.

Стабильные имеющие положительную динамику рейтинги существенно

снижают риск сотрудничества с компанией.

Логика RADAR

Логика RADAR (система оценки РАДАР) - это динамичная оценочная система и удобный инструмент менеджмента, обеспечивающий структурированный подход к анализу функционирования организации. В самых общих чертах логика RADAR предписывает организации:Определять Результаты, которых надо достигать в рамках реализации своей стратегии. Планировать и разрабатывать целостную сеть обоснованных Подходов для достижения необходимых результатов в настоящем и будущем.Системно Развертывать подходы, обеспечивая их реализацию. Оценивать и улучшать подходы и их развертывание на основе мониторинга и анализа достигнутых результатов и постоянной деятельности по изучению. Результаты
ЗНАЧИМОСТЬ И ПРИГОДНОСТЬ
Результаты должны быть всесторонними, актуальными, надежными, точными, правильно сегментированными и согласованными со стратегией и потребностями и ожиданиями заинтересованных сторон. Должны быть понятны взаимосвязи отдельных Результатов и их воздействие друг на друга. Должны быть определены и ранжированы по приоритетам Ключевые Результаты.
КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ: в Совершенных организациях результаты демонстрируют позитивные тенденции и/или стабильно высокий уровень. Для Ключевых Результатов установлены обоснованные целевые значения, которые достигаются или превышаются. По Ключевым Результатам имеются внешние сравнения, они благоприятны для организации, в особенности, и сравнения с лучшими в данном секторе конкурентами и компаниями мирового уровня. Понимание связи между ключевыми Возможностями и Результатами создает уверенность в том, что устойчивый успех будет достигаться и в будущем.
Подход
ПОДХОД - это то, что организация планирует сделать, и причины для этого. Обоснованный подход базируется на текущих и будущих потребностях организации; он осуществляется в рамках четко определенных процессов и явно ориентирован на потребности всех участников этих процессов. Кроме того, подходы должны быть интегрированы, т.е. подход должен быть обусловлен стратегией и связан с другими соответствующими подходами. В подходы должны своевременно вноситься улучшения.
Развертывание
РАЗВЕРТЫВАНИЕ - это то, как организация реализует выбранный подход. В совершенной организации подход применяется системно во всех необходимых областях. Системность предполагает четкое планирование и использование подходящих методов работы. Должна быть предусмотрена возможность своевременного управления изменениями в подходе.
Оценка и улучшение
ОЦЕНКА И УЛУЧШЕНИЕ - это то, что делается организацией для улучшения как самого подхода, так и его развертывания. В Совершенных организациях подход и его развертывание подвергаются регулярному мониторингу по показателям результативности и эффективности, осуществляется деятельность по изучению, существует практика воплощения новых идей для улучшения подходов. Результаты измерений, изучения и творческих поисков используются при идентификации, выявлении приоритетов, планировании и внедрении улучшений и инноваций.


 


 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...