Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гипотеза о возникновении чувствительности




 

Леонтьев, Запорожец. Основа теории – биолог Северский.

 

Выделяем 2 типа среды:

 

Однородная – гомогенная – все необходимое и опасное для жизни растворено в ней (такой среды в реальности нет).

 

Разнородная – гетерогенная – предметно-оформленная. Леонтьев: “среда вещей, предметов” (вещно-оформленная окружающая среда). В гетерогенной среде субъекту необходим активный поиск важных для жизни веществ - субъект должен психически отражать актуальные потребности своего организма - побуждение к поиску - необходимость отражать внешнюю среду, важные для жизни объекты. Раздражимость - это свойство всего живого. Субъекту еще необходимо реагировать на признаки важных для жизни предметов, которые сами по себе диагностически нейтральны - ощущать объект - чувствительность - способность субъекта реагировать на биологически нейтральные (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биологически значимыми (биотическими) свойствами и как бы указывают на них (частный случай раздражимости). Эксперимент Леонтьева по выработке нового способа чувствительности у человека. Шарики во всех областях с красным светофильтром были под довольно сильным током (100 вт). Предварительно обученные испытуемые должны были взять шарик, и не попасть под удар тока. Вероятность случайного правильного выбора 25%. Но примерно через 600 опытов испытуемые научались находить нужный шарик практически без ошибок.

 

 

9) Сознание - это сфера психики, где отражение объективной реальности (в виде динамической последовательности ее образов) приобретает особые, высшие формы, свойственные только человеку. Сознание в своей непосредственности есть, по словам А. Н. Леонтьева, открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия, и его состояния. Главная предпосылка возникновения сознания – совместный труд, включающий в себя разделение трудовых функций. Другой важный фактор- язык- истинный носитель сознания, т.к. слово несет в себе не просто предметное значение, а обобщенное предметное значение.

 

При описании структуры сознания обычно выделяются следующие ее особенности:

 

Сознание — двумерное явление:

во-первых, оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте;

во-вторых, оно направлено и на самого носителя, субъекта сознания, т.е. сознание выступает в качестве самосознания.

 

Сознание включает несколько основных структурных блоков, главными из которых являются:

познавательные процессы, к которым относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память, язык и речь;

эмоциональные состояния - позитивные и негативные, активные и пассивные и т.д.;

волевые процессы - принятие и исполнение решений, волевые усилия.

Под самосознанием в психологии понимается процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных ее особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей. Самосознание – это и отношение личности к осознанным сторонам ее внутреннего мира. В процессах С формируется и выделяется Я личности как некое образование определенной целостности, единства внутреннего и внешнего ее бытия. В самосознании личность способна воспринимать себя в качестве объекта, видеть себя как бы посторонним взором.

Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное включает психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию.

Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие «психика» шире, чем понятие «сознание»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

 

 

№10 Деятельность – это специфически-человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощения в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность – специфическая форма отношений, которая имеет 2 осознанных признака: 1 – отношения продуктивного типа;2 – регулирование осознанной целью. Основные свойства: 1 – всегда активна; 2 –всегда предметна; 3 – адаптивна; 4 – системна.

Предмет – вся психологическая проблематика, взятая в ее деятельностном измерении, т.е. Психология деятельности – психология в целом преломлена сквозь специфичность содержимой деятельности. Существует 2 основных плана деятельности: внешний(предметно-действенный) и внутренний(системно-психологический). Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяет направленность деятельностных мотивов, определяющих цели и задачи. Цели – осознанный образ предвосхищения результата, на достижение которого направленно действие человека.

Задача – заданная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Задачей может быть конкретная цель. Задача включает в себя требования/цель; условия, т.е. известный компонент постановки задачи; искомое/неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели.

Виды деятельности: индивидуальная и совместная (реализация коллективным субъектом, имеющий общий мотив или цель); по профессиональной принадлежности; субъект-субъектная и субъект-объектная; творческая и продуктивная.

Разделяется так же на виды: игра, учение, труд. Указанные виды сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием ведущий вид деятельности (деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития).

Игра – результат, которой не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Бывает: индивидуальная/групповая; предметная/сюжетная; ролевая/с правилами.

Учение – целью является приобретение человеческих ЗУНов. Делится на: организованное, самообразование, неорганизованное.

Труд – с ним связано создание и совершенствование орудий труда. Они явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Предмет труда – на что направлены наши действия.

Средства труда – совокупность орудий, которые воздействуют предметом труда.

Условия труда – система социальных, психологических, санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренне-психическая регуляция деятельности с помощью процессов, состояний и свойств личности.

Инвариантная психическая структура: 1 – мотивация(исходный компонент, в роли мотиваторов выступают потребности, увлечения, установки, влечения, стремления); 2 – целеобразование (идеальная форма представления результата деятельности); 3 – прогнозирование(базируется на предвосхищении будущего – антицепация); 4 – принятие решений (определение способов действия); 5 – планирование (определение программы деятельности); 6 – самоконтроль и контроль; 7 – коррекция. По Леонтьеву – Мотив – Цель – Действие – (операция) – Результат.

 

№11 Теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере их предмет сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связанны с мотивацией человека к деятельности.

Наиболее известные теории: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория приобретенных потребностей Д. Мак-Келланда, теория двух факторов Ф. Герцберга, теория ожиданий В. Врума.

Теория мотивации потребностей по Маслоу включает основные идеи и предпосылки мотивации: человек постоянно ощущает какие-то потребности; человек испытывает определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в определенные группы; группы потребностей иерархически расположены по отношению друг к другу; потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям: удовлетворенные потребности не мотивируют людей; если одна потребность удовлетворяется, то ее место занимает другая неудовлетворенная потребность; обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, комплексно взаимодействующих между собой; потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в основном удовлетворены потребности более низкого уровня4 потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

Теория приобретенных потребностей Мак-Келланда определяет мотивацию человека к деятельности и связана с изучением и описанием влияния соучастия и потребности властвования. По мнению М-К, потребности низших уровней в современном мире уже удовлетворены, поэтому следует уделять внимание удовлетворению высших потребностей. Эти потребности оказывают заметное воздействие на его поведение, заставляя прилагать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. При этом М-К рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения. Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал раньше. Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Потребность властвовать так же является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении.

Теория двух факторов Герцберга заключается в том, что все потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиться неудовлетворению условий жизнедеятельности. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высшего уровня, активно воздействуют на поведение человека. Теория ожиданий Врума базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижении определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.

Потребности – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающие источником его активности. Виды: органические (витальные), материальные, социальные, творческие, нравственное и психическое развитие.

Классификация: по сферам деятельности; по объекту потребности (материальный, биологический, социальный, духовный, этический, эстетический); по субъекту потребностей; по значимости.

 

№12 Ощущение – психический процесс, отражение элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств(рецепторы). На ощущении основываются более сложные познавательные процессы. Аристотель относил к ощущениям: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. 19 в. + вестибулярный аппарат, вибрационный, кинестетические(мышечно-суставные). Критерии классификации по рецептивным полям(Шеррингтон): интероцептивные (сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, находятся о внутренних органах); проприоцептивные (находятся в мышцах, связках, сухожилиях, их роль в регуляции движения; информация о положении в пространстве тела); экстериоцептивные (наружная поверхность организма: контактные – воздействуют непосредственно к поверхности тела – тактильные, болевые, вкусовые; дистанктные – раздражитель действует с некоторой дистанции – обоняние, зрение, слух). Шеррингтон разделял их по месту расположения рецепторов 2 критерия: 1 – по наличию ли отсутствию непосредственного контакта с раздражителем; 2 – по модальности раздражителя(зрит., слух., обонят., вкус., тактиль.)Раздражителем для слуховых ощущений являются звуковые волны (у человеческого слухового анализатора от 16 до 20 тыс.; у животных диапазон больше): речь, музыка, шум (других слуховых ощущений нет). Вибрационные (контактный слух), обонятельные (запах), Тактильные (кожное) - включают в себя несколько анализаторных систем – тактиль., болевые, температурные, статистические. Свойства ощущений: 1 – модальность (специфичность); 2 – локализация; 3 – интенсивность-количественность; 4 - длительность; 5 – адаптация (изменение чувствительности анализатора в результате его приспособлений к силе и продолжительности раздражителя) менее всего адаптивны слух и зрение; 6 – сенсибилизация (повышение чувственного анализатора под влиянием психических факторов); 7 – синестезия (возникновение несвойственных ощущений в 1 органе чувств при воздействии на другой).

 

 

№13 Нейрофизиологические основы. Анализатор – имеет 3 части – периферический отдел (рецепторы), афферентные/эфферентные нервные пути спинного мозга в/из головного мозга; центральный анализатор – специфический участок в коре головного мозга.

Рецептор – окончание чувствительного нерва, принимающий сигнал из окружающей среды. Физиологические основы ощущений – анализаторы, а не органы чувств.

Пороговые ощущения – диапазон нашей чувствительности ограниченный верхним и нижним абсолютными порогами. Раздражения ниже порога – подпороговые. Высокий порог – обоняние, низкий – тактильность. Нижний абсолютный порог чувствительности – минимальная сила раздражений, при которой возникают едва заметные ощущения. Верхний абсолютный порог чувствительности – наибольшая величина, при котором еще сохраняется данное ощущение.

Дифференциация порога – минимальное различие между двумя раздражителями, которые вызывают едва заметные ощущения.

Психофизика – наука, изучающая взаимодействие между объективно измеримыми физическими процессами и субъектными мыслями, переживаниями. Психофизика – наука о количественных зависимостях между внешним и психическим параметрами. Основы психофизики заложили Фехнер и Вебер. Фехнер – различие между внешней (измерение взаимосвязи между раздражителями и органами чувств) и внутренней (связи между нейронными процессами и переживаниями) психофизиками.

Разработано 2 основных закона – Бугер-Вебера и Вебера-Фехнера. 1860г. Фехнер «Элементы психофизики» - основные задачи – изучить соотношение физического и психического мира и полного описания этого соотношения. Формула Вебера-Фехнера: R=C*(lgS+lgS0); R – величина ощущений; С – константа; S – сила ощущений.

 

№14 Восприятие – психический процесс, заключается в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Одна из биологических психических функций, определяющая сложные процессы приема и преобразования информации, получение при помощи органических чувств, формирующие субъектный целостный образ объекта, воздействующий на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.

Виды восприятия: 1 – в зависимости от формы отражения (а – пространства; б – времени; в - движения); 2 – в зависимости от степени организации (организованное – наблюдение; неорганизованное – стихийное).

Свойства восприятия: 1 – избирательность – выделение 1 предмета или явления на фоне других; 2 – предметность – способность человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов; 3 – апперцепция – зависимость нашего восприятия от прошлого опыта; 4 – осмысленность; 5 – контрастность – восприятие по цвету/форме (противоречие с окружением); 6 – целостность – восприятие объекта в целом, а не отдельных его свойств; 7 – константность – человеческое восприятие окружающего мира постоянна.

Характеристика свойств восприятия:1 – Способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности; 2 - Способность человека отражать окружающую действительность в виде конкретных предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом сознание выделяет предмет из фона, на котором он расположен.; 3 - Зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности.; 4 - Воспринимаемые человеком предметы трансформируются через вторую сигнальную систему, то есть описываются словесными понятиями. При этом полученные образы приобретают для человека определенный жизненный смысл. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование; 6 - Выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.; 7 - Постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

 

 

№15 Восприятие движения – это отражение изменения положения объекта в пространстве и во времени, т.е. его направленности и скорости. Оно является результатом одновременного отражения и объекта, и события. В настоящее время в психологии наибольшим признанием пользуются две гипотезы, объясняющие механизм восприятия движения: 1. Восприятие движения обусловлено перемещением образов предметов на сетчатке глаза. Это «реальное (физическое) движение», механизм которого основан на стробоскопическом эффекте. Отображение предмета возникает на сетчатке как перцептивном поле статичного глаза. Затем по сетчатке перемещаются образы движущихся предметов в соответствии с эффектом мультипликации. 2. Восприятие движения является результатом движения глаз. Можно интерпретировать особенности нашего восприятия в данном случае можно объяснить на основании закона «фигуры и фона». Движение возникает, если объект воспринимается как фигура относительно фона, создаваемого другим объектом. Поэтому имеет значение отражение расстояния между предметами и его перемещение по сетчатке глаза.

Восприятие времени – «биологические часы» - строго ритмические, точно выверенные во времени биологические процессы, анализируя которые мы судим о времени. Его особенности – интересные события – быстро, неинтересные события – медленно; пустые отрезки далекого прошлого кажутся мгновенными, а интересные воспоминания по времени длительны; человек с восприятием времени рождается, но пониманию времени он обучается.

Восприятие пространства – оценка и восприятие предметов, расположенных в пространстве, характерны человеку и его понятиями о нем, с помощью органов зрения.

Особенности: следующим воспринимается «личное» и «общественное» пространство, которое играет особую роль в общении человека. Личное пространство человека зависит от жизненных ситуаций; иллюзорное восприятие действительности.

Иллюзия – мнимое искажение предметов. В зрительном аппарате человека взаимодействуют 2 системы, одна из которых выделяет в объекте отдельные фрагменты, другая – состоит из установочных подобразов целостных изображений. Возможная неполнота целостного образа заполняется хранящимися в памяти текстурами. Для опознания ситуации мозг хранит готовые обобщенные схемы.

Законы восприятия (по М. Вертгеймеру (гештальтпс.) ): Эффект сходства. — Фигуры, сходные по каким-либо элементам (цвету, величине, форме и т.п., в восприятии объединяются и группируются).; Эффект близости. — Близко расположенные фигуры обычно объединяются.; Фактор "общей судьбы". — Фигуры могут объединяться общим характером изменений, наблюдаемых в них.; Фактор "хорошего продолжения". — Из двух пересекающихся или касающихся линий выбирают линии с меньшей кривизной.; Фактор замкнутости. — Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.; Фактор группировки без остатка. — Несколько фигур стараются сгруппировать таким образом, чтобы не осталось ни одной отдельно стоящей фигуры.

 

№16 Память – высшая психическая функция – безгранична благодаря способам хранения(письмо, речь, цифры, компьютерные технологии).

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повтор, используя в деятельности или возвращения в сферу сознания.

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выраженное в способности длительно хранить информацию и многократно вводить в сферу сознания и поведения. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.

Процессы памяти: 1 – запоминание; 2 – сохранение; 3 – воспроизведение; 4 – узнавание; 5 – воспоминание; 6 – припоминание.

Классификация видов: 1 – по характеру психической активности (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая); 2 – по характеру цели (непроизвольная/произвольная); 3 – по продолжительности сохранения (мгновенная, кратковременная, долговременная, оперативная).

Характеристика видов: 1Эмоциональная – на чувства, способность запоминать и воспроизводить чувства. Первые осознанные проявления эмоц. Памяти – к концу первого полугода жизни. Двигательная – запоминание, сохранение, воспроизведение различных движений. Двигательная память – основа для формирования различных практических и бытовых навыков, появляется к 1 месяцу жизни, выражается только в двигательно-условных рефлексах. Образная – память на представлении картины природы, жизни, звуки, запахи, вкусы. Заключается в том, что воспринимается раньше в воспроизводственной форме, потом в представлении (1-2года). Подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Словесно-логическая выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Особенность – мысли не существуют без языка(2 случая – смысл и буквальное заучивание). 3Мгновенная – представление собой непосредственного отражения образа информации воспринимаемой органами чувств, длится 0.1-0.5сек. Кратковременная – сохраняет образ(информацию в течение короткого промежутка времени, в среднем около 20сек. Обобщенный образ воспринимаемой информации, ее наиболее существенные элементы.

Объем +/- 7 единиц. Важнейшая особенность – избирательность. Долговременная – способна хранить информацию в течении неограниченного срока, при этом существует возможность ее многократного воспроизведения(воля и мышление). Оперативная – рассчитана на сохранение информации в течении заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторых действий или операций.

Объем – от нескольких секунд до нескольких дней. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Напрямую зрительная память связана с воображением. Слуховое запоминание и сохранение разнообразных звуков(музыкальных и речевых). Особенная разновидность речевой или слуховой памяти состоит из словесно-логического воспроизведения. Двигательная память представляет собой запоминание, сохранение, а при необходимости – воспроизведение с точностью многообразных сложных движений. Участвует в формировании двигательных, трудовых, спортивных умений и навыков.

 

№17 Джон Уотсон рассматривал память с точки зрения психологии поведения. В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми.

Ассоциативная теория 17века. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом. Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.

Гештальтпсихология 19века-нач.20века – феномен памяти не просто ассоциация первичных элементов, а их целостная организация, и именно законы формирования и сохранения гештальта определяет память. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти. Фрейд – выяснил роли эмоций в мнемических процессах забывания и запоминания. Обнаружены механизмы подсознательного забывания, связанная с мотивационной сферой человека.

Теория памяти информационно-кибернетическая: сравнение мозга человека с компьютером.

Советская психология – изучение памяти с психологической теорией деятельности. Рубинштейн понимал память как единую функцию, общую способность к запечатлению. Память - историческая форма деятельности, высшее проявление которой - произвольная память. Принцип единства психики и деятельности, сформулирован Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, стал основополагающим в проведенных на основе этой теории исследованиях памяти. Л. С. Выготский исследовал память в плане "культурно-исторической концепции". Специфику высших форм памяти он видел в использовании знаков-средств, предметных и вербальных, с помощью которых человек регулирует процессы запоминания и воспроизведения.

Физиологические механизмы памяти: образование (запоминание); закрепление (сохранение); возбуждение и торможение (воспроизведение и забывание). Наследственная (генетическая) память локализуется в таламогипоталамическом комплексе – центр инстинктивных программ поведения, также тут центр глубинных биологических эмоций.

Зона подсознательного субъектного опыта индивида – лимбическая система(приобретенный поведенческий автоматизм), эмоциональные установки индивида, устойчивые оценки, комплексы, здесь локализуется долговременная поведенческая память). Все, что связано с сознательным – произвольная деятельность находится в неокортексе и другие зона мозговой коры: лобная доля мозга – это зона словесно-логической памяти. Современные представления физиологической памяти – формирование энграмм: 1 – удержание возбуждения; 2 – закрепление и сохранение за счет биохимических изменений в клетках коры головного мозга и в синапсах. Следы непосредственного впечатления фиксируются не сразу, а в течении определенного времени, необходимого для биохимического процесса.

Физиологические основы памяти – пластичность нервной системы. Пластичность – выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след. Воспроизведение следов связано с глубоким биохимическим процессом, в частности с людской РНК, поэтому следы памяти можно переносить биохимическим путем. «Реверберация возбуждения» - физиологический субстрат памяти.

Система памяти – результат химической активности, т.е. это нервные цепи, реализирующие следы памяти. Электронный импульс, активируя нейроны, переходит от тела клетки через аксон к телу следующей клетки. Место, где аксон соприкасается со следующей клеткой, называется синапсом, т.е. на уровне возбуждения синапса происходит передача возбуждения к следующему нейрону, а на уровне тормозного – блокируется. Для того, чтобы произошел заряд нейрона 1 импульса недостаточно, должно быть несколько импульсов. Многократная электрическая активность в электронных цепях вызывает химическое и структурное изменение в самих нейронах, это приводит к возникновению новых нейронных цепей. Это изменение цепи называется консолидацией.

Индивидуальные особенности памяти: 1 - Объем памяти – это индивидуальное свойство памяти, он обозначает количество единиц информации, которое человек может удержать в памяти.; 2. - Объем памяти зависит и от способа предъявления материала.; 3. - Точность памяти - это показатель того, на сколько точно мы можем заново воспроизвести то, что усвоили раньше.; 4 - Скорость запоминания означает, как быстро человек может запомнить какой-то материал.; 5. – Устойчивость характеризует протяженность времени, в течение которого материал сохраняется в памяти. 6 – Готовность памяти означает, что все необходимое вспоминается всегда легко и быстро.; 7. - Наблюдают яркие индивидуальные различия в способах запоминания и в уровне организации памяти у различных лиц. У одних преобладает непосредственная, чувственная (зрительная, слуховая, двигательная) память, у других запоминание носит сложный характер кодирования, превращения его в сложные вербально-логические схемы.; 8 - Нередко индивидуальные различия в памяти могут приводить к значительным изменениям в структуре всей личности человека.

 

 

№18 Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка. Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни, и сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если промежуток времени между узнаванием и восприятием предмета был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет. Обычно этот скрытый период не должен превышать нескольких дней, иначе ребенок будет не в состоянии узнать что-либо или кого-либо. Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается.Удлиняется и скрытый период. К концу второю года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. К концу третьего года — то, что воспринималось несколько месяцев назад, а к концу четвертого — то, что было примерно год назад.

Прежде всего, у ребенка проявляется узнавание, воспроизведение же обнаруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни. Именно небольшой продолжительностью скрытого периода объясняется то, что первые наши воспоминания о детстве относятся к периоду четырех - пятилетнего возраста.

Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями. Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие, прежде всего произвольной памяти. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматриватькак комплексную систему тренировки памяти молодого человека. В этом возрасте память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошеймеханической памятью. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Мнемонические приемы. Это, прежде всего, деление текста на смысловые части, прослеживание основных смысловых линий, выделение смысловых опорных пунктов или слов, возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания, мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух и про себя всего материала, а также рац

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...