Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие внимания. Основные виды и свойства (характеристика). Физиологические основы внимания.




Внимание – процесс сознательного отбора одной информации и игнорирование другой. Избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем.

Сосредоточенность – большая или меньшая углубленность в деятельность.

Направленность – выделение значимых для субъекта конкретных предметов.

Бывает произвольно и непроизвольное внимание.

Причины непроизвольного:

· Относительная сила раздражителя

· Неожиданность раздражителя

· Движущиеся предметы

· Новизна и необычность раздражителя

· Контрастные предметы

Свойства внимания:

· Устойчивость (длительность, время к одному объекту)

· Концентрация (сосредоточенность)

· Распределение (следить за несколькими предметами)

· Переключение (сознательное перемещение на новый предмет)

· Объем (кол-во объектов, воспринимаемых в одно время)

· Отвлекаемость (непроизвольное переключение)

Восприятие, как и ощущение, носит рефлекторный характер ИП Павлов доказал, что почва восприятия составляют условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга при воздействии и предметов и явлений окружающего мира с разнообразными свойствами на рецепторы.

 

 

Понятие мышления, его связь с речью. Классификация явлений мышления, их характеристика. Развитие мышления.

Мышление – высший психический процесс, наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи между познаваемыми объектами. Развивается при жизни. Знания, которые являются результатом мышления, абстрактны, их можно только знать и понимать. Всегда связано с решением задач.

Речь – орудие мышления. Выражение мышления словами происходит 2 этапа:

1. Формирование мотива

2. Возникает мысль и общая схема того, что будет сказано.

Слово – единица мышления.

Классификация явлений мышления:

1. Мыслительная деятельность – система мыслит действий, направленных на решение задач

2. Мыслительные действия – совокупность мыслительных операций, направленных на выявление скрытых свойств и отношений объектов реального мира

3. Мыслительные операции – сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, конкретизация, анализ, синтез

4. Формы мышления – суждение, умозаключение, понятие

5. Виды мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; теоретическое, практическое; продуктивное, репродуктивное; интуитивное, аналитическое.

Характеристика мыслительных операций:

1. Сравнение – операция, устанавливающая сходства и различия между предметами и явлениями реального мира

2. Анализ – мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета

3. Абстракция – мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выявления его существенных признаков

4. Конкретизация – представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному общему положению. Иллюстрация чего-то общего

5. Синтез

6. Классификация

7. Обобщение

Формы:

1. Суждение – форма мышления, основанная на понимании субъектом связей между предметами

2. Умозаключение – форма мышления, представляет собой формирование новых суждений на основе уже имеющихся.

3. Понятие – отражение общих и существенных свойств предмета.

Развитие мышления.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач. Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.

Мышление учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным.

 

Структура мыслительной деятельности и закономерности мышления.

Мотив – цель - действия (операция) – результат

Структура м.д.:

1 Формулировка проблемы (если проблема позволяет субъекту наметить искомое возникает задача)

2 Возникновение системы задач

3 Выдвижение гипотезы

4 Использование познавательных приемов

5 Итоговый этап (результат)

Закономерности м:

Понятие – отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений, мысли или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определенным общим признакам.

Суждение – норма мышления, в которой что либо утверждается или отражается о предмете, его свойства или отношения между предметами.

Умозаключение – вывод

Аналогия - сходство предметов, явлений, процессов, а так же познание путей сравнения.

 

 

Мышление и интеллект. Структура интеллекта (Гилфорд).

Мышление — процесс моделирования системных отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.

Интеллект — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.

Интеллект связан с мышлением в области решения задач, это совокупность умственных способностей, обеспечивающих успех познания. Теории о происхождении и наличии мышления у человека делятся на 2 группы. Представители первой считают, что интеллектуальные способности врождённые и неизменные. Одной из наиболее известных теорий первой группы является теория мышления гештальтпсихологии. Согласно второй группе, умственные способности развиваются в процессе жизни человека. Мышление зависит либо от внешних воздействий среды, либо от внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и другого.

Гилфорд

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...