Понятие внимания. Основные виды и свойства (характеристика). Физиологические основы внимания.
Внимание – процесс сознательного отбора одной информации и игнорирование другой. Избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем. Сосредоточенность – большая или меньшая углубленность в деятельность. Направленность – выделение значимых для субъекта конкретных предметов. Бывает произвольно и непроизвольное внимание. Причины непроизвольного: · Относительная сила раздражителя · Неожиданность раздражителя · Движущиеся предметы · Новизна и необычность раздражителя · Контрастные предметы Свойства внимания: · Устойчивость (длительность, время к одному объекту) · Концентрация (сосредоточенность) · Распределение (следить за несколькими предметами) · Переключение (сознательное перемещение на новый предмет) · Объем (кол-во объектов, воспринимаемых в одно время) · Отвлекаемость (непроизвольное переключение) Восприятие, как и ощущение, носит рефлекторный характер ИП Павлов доказал, что почва восприятия составляют условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга при воздействии и предметов и явлений окружающего мира с разнообразными свойствами на рецепторы.
Понятие мышления, его связь с речью. Классификация явлений мышления, их характеристика. Развитие мышления. Мышление – высший психический процесс, наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи между познаваемыми объектами. Развивается при жизни. Знания, которые являются результатом мышления, абстрактны, их можно только знать и понимать. Всегда связано с решением задач. Речь – орудие мышления. Выражение мышления словами происходит 2 этапа:
1. Формирование мотива 2. Возникает мысль и общая схема того, что будет сказано. Слово – единица мышления. Классификация явлений мышления: 1. Мыслительная деятельность – система мыслит действий, направленных на решение задач 2. Мыслительные действия – совокупность мыслительных операций, направленных на выявление скрытых свойств и отношений объектов реального мира 3. Мыслительные операции – сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, конкретизация, анализ, синтез 4. Формы мышления – суждение, умозаключение, понятие 5. Виды мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; теоретическое, практическое; продуктивное, репродуктивное; интуитивное, аналитическое. Характеристика мыслительных операций: 1. Сравнение – операция, устанавливающая сходства и различия между предметами и явлениями реального мира 2. Анализ – мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета 3. Абстракция – мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выявления его существенных признаков 4. Конкретизация – представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному общему положению. Иллюстрация чего-то общего 5. Синтез 6. Классификация 7. Обобщение Формы: 1. Суждение – форма мышления, основанная на понимании субъектом связей между предметами 2. Умозаключение – форма мышления, представляет собой формирование новых суждений на основе уже имеющихся. 3. Понятие – отражение общих и существенных свойств предмета. Развитие мышления. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач. Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.
Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово. Мышление учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным.
Структура мыслительной деятельности и закономерности мышления. Мотив – цель - действия (операция) – результат Структура м.д.: 1 Формулировка проблемы (если проблема позволяет субъекту наметить искомое возникает задача) 2 Возникновение системы задач 3 Выдвижение гипотезы 4 Использование познавательных приемов 5 Итоговый этап (результат) Закономерности м: Понятие – отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений, мысли или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определенным общим признакам. Суждение – норма мышления, в которой что либо утверждается или отражается о предмете, его свойства или отношения между предметами. Умозаключение – вывод Аналогия - сходство предметов, явлений, процессов, а так же познание путей сравнения.
Мышление и интеллект. Структура интеллекта (Гилфорд). Мышление — процесс моделирования системных отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений. Интеллект — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Интеллект связан с мышлением в области решения задач, это совокупность умственных способностей, обеспечивающих успех познания. Теории о происхождении и наличии мышления у человека делятся на 2 группы. Представители первой считают, что интеллектуальные способности врождённые и неизменные. Одной из наиболее известных теорий первой группы является теория мышления гештальтпсихологии. Согласно второй группе, умственные способности развиваются в процессе жизни человека. Мышление зависит либо от внешних воздействий среды, либо от внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и другого.
Гилфорд
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|