Контроль как функция управления. Классификация видов контроля. Предмет и метод контроля.
Стр 1 из 17Следующая ⇒ Сущность, роль и значение контроля и ревизии в условиях рыночной экономики. Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов. Контроль в переводе с французского (contrôle) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверку чего-либо. Контроль, являясь одной из функций управления, представляет собой контрольную деятельность уполномоченных на то структур по выполнению экономическими субъектами своих хозяйственных функций и соблюдению финансовой дисциплины, выявлению возникших отклонений по центрам ответственности, причинам и виновникам, а также устранению неблагоприятных ситуаций и доведению о них соответствующим органам. В научной литературе можно встретить упоминание экономического, хозяйственного, административного, технического (технологического, процедурного) и финансового контроля. Экономический контроль изучает факты потерь и нерационального использования ресурсов, незаконного расходования средств и условий, способствующих этим явлениям. Хозяйственный контроль есть система наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению цели. Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятыми и закрепленными в законодательных нормативных актах правилами, только уполномоченными на то лицами, в соответствии с определенными руководством полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций. Технический (технологический, процедурный) контроль обеспечивает соблюдение технологии производства продукции, работ и услуг, внутрипроизводственных операций в соответствии с требованиями технических условий, нормативов, лимитов и др.
Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками. Контроль играет значительную роль в технологии управленческого процесса. При этом он выполняет четыре функции: информационную, профилактическую, мобилизующую и воспитательную. Информационная функция заключается в том, что информация, полученная в результате контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта. Профилактическая функция заключается в том, что контроль призван, не только выявит недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшей работе. Мобилизующая функция контроля заставляет экономические субъекты обеспечивать рациональное и целевое использование всех своих средств и ресурсов. Воспитательная функция способствует появлению у работников организации неукоснительного соблюдения законности и четкого выполнения своих обязанностей. Таким образом, соблюдается дисциплина, воспитывается сознательное отношение к труду и собственности организации. Перед контролем стоят следующие основные задачи: - укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины; - обеспечение сохранности и рационального использования всех средств, находящихся в распоряжении экономического субъекта; - выявление и использование резервов роста и эффективности производства; - выявление путей совершенствования работы экономического субъекта
Контроль как функция управления. Классификация видов контроля. Предмет и метод контроля. Контроль — это функция процесса управления, его важнейшая часть, которая обеспечивает обратную связь и позволяет непрерывно повторять циклический процесс управления на новой основе. Он неразрывно связан с остальными функциями управления (планирование производства и нормирование; организацию производства; реализацию продукции (работ, услуг); учет и анализ) и, с одной стороны, зависит от них, с другой же — предопределяет их содержание. Поэтому при организации контроля необходимо учитывать факторы, предопределяющие эффективность проведения этой управленческой функции. К таким факторам относятся: - организационные — объекты контроля (что должно контролироваться), субъекты контроля (кто контролирует), место контрольной функции в организационной структуре управления (кому подчиняется, права, ответственность, полномочия); - масштабы контроля — количество и точность контролируемых параметров, частота и скорость проведения контроля; - контрольная информация — объем, частота, точность и своевременность необходимой для контроля информации; - затраты на контроль — средства, связанные с организацией контрольной функции и ее информационным обеспечением. Ответственная роль данной функции раскрывается при рассмотрении ее как процесса, состоящего из четырех этапов.
Установление Измерение пока- Сравнение стан- Оценка результа- Рис. - Этапы процесса контроля На первом этапе устанавливаются параметры организации, по сравнению с которыми будут оцениваться ее деятельность и направления дальнейшего движения. В специальной литературе они рассматриваются как стандарты, нормы и планы или, обобщенно, как конкретные цели, динамика которых поддается измерению. На втором этапе процесса контроля осуществляется измерение достигнутых показателей работы организации. Основное условие качественного выполнения этого элемента процесса — выбор таких показателей, которые реально отражают движение организации по пути достижения поставленных перед ней целей.
На третьем этапе осуществляется сравнение фактически достигнутых данных с запланированными, что дает возможность установить наличие отклонений в ту или иную сторону, выявить факторы и условия и перейти к следующему, последнему, этапу контроля. На четвертом этапе производится окончательная оценка полученных результатов и предпринимаются действия по корректировке. По параметрам, оцениваемым в процессе контроля, могут быть получены результаты трех видов: - положительные, когда фактические параметры лучше запланированных; - отрицательные, когда фактические данные оказались хуже запланированных. - нейтральные, когда организация функционирует в соответствии с планом и никаких корректировочных действий не нужно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|