Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Классификация форм контроля





По характеру субъектов контроля различаются внутренний и внешний контроль. Первый проводится внутренними службами предприятия (внутренними ревизионными подразделениями, бухгалтерией, общественными организациями), а второй — государственными финансовыми органами, правоохранительными органами, ведомственными вышестоящими инстанциями, аудиторскими службами, банками.

По срокам проведения финансово-хозяйственный контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организации, проектов бюджетов и т. д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван предотвратить нерациональное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов организаций.

Текущий финансовый контроль осуществляется в ходе самих финансово-хозяйственных операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки и злоупотребления. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и документальных ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами является выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

По источникам данных контроль подразделяют на документальный и фактический.

Документальный контроль — это проверка, при которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах (первичных и сводных). Разновидностью этого вида проверок является камеральный контроль, когда исследуется документация (балансы, формы отчетов о прибылях, расчетов по налогам), периодически представляемая организациями в органы контроля и статистики по месту регистрации.



Фактический контроль — это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа, экспертизы, контрольного запуска сырья и материалов в производство и другими способами аналогичного содержания.

По обследуемым периодам выделяют оперативный и периодический контроль.

Оперативный контроль представляет собой документальную проверку, которая осуществляется внутри отчетного месяца (например, за каждую декаду, за каждый день) по завершении контролируемого процесса, операции или действия. Источниками данных для оперативного контроля служат оперативно-техническая статистическая и бухгалтерская информация.

Периодический контроль - это проверка за определенный отчетный период (месяц, квартал, год) по данным планов, смет, норм и нормативов, первичных документов, производственных, материальных и других отчетов, по записям в учетных регистрах и другим источникам. Главная задача такого контроля — вскрыть нарушения и недостатки в работе проверяемого объекта (юридического или должностного лица) и принять меры к их устранению.

По объему деятельности, охватываемой ревизиями и обследованиями, различается полный (охватывает всю финансово-хозяйственную деятельность изучаемого объекта) и частичный контроль.

Существенный эффект дают сквозные проверки, когда по единой тематической программе проверяется ряд предприятий или организаций по признаку их однотипности или взаимной связи.

По методу проверки документов различают выборочные и сплошные проверки. Выборочность может осуществляться в двух формах: либо охватываются проверкой все документы, например в отдельные месяцы в пределах года, либо — часть документов в пределах каждого месяца. Сплошной проверке обычно подлежат наиболее ответственные и уязвимые с точки зрения нарушений операции, например, денежные операции (кассовые, банковские) и др. Выборочная проверка применяется чаще всего для массовых документов неденежного характера.

Основные тенденции изменения названных форм контроля следующие: осуществление текущего контроля в форме бездокументального наблюдения со стороны заинтересованных лиц (субъектов управления и собственников); ограничение количества ревизий и повышение оперативности контроля в форме разовых, частичных и узкотематических проверок.

Выбор формы и сроков проведения проверок должен зависеть от самостоятельных решении субъектов контроля, основанных не на формальных признаках (например, периодичности мероприятий), а на оценке деятельности и отчетной информации объекта контроля.

Реорганизация и частичная ликвидация сложных вертикальных управленческих структур существенно сужают базу ведомственного контроля.

Низкую эффективность ведомственного контроля можно объяснить стремлением скрыть действительное финансовое положение объекта, а в ряде случаев и непосредственным участием работников вышестоящих органов во вскрываемых злоупотреблениях. Недостатки ведомственного контроля обусловлены спецификой «ничейной» собственности, бюрократизмом и во многом формальным характером проведения ревизионной работы. В условиях коллективной и частной собственности пересматривается порядок организации контроля, внимание сосредоточивается на узловых вопросах работы, шире применяются выборочные кратковременные проверки, возрастает заинтересованность ревизоров в выявлении недостатков и их ответственность за качество работы.

 

Предмет и метод контроля.

Финансовый контроль обществом осуществляется на всех стадиях создания, распределения, обмена и использования национального дохода. Контроль ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств при финансировании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы, являясь средством противоречий с целью их регулирования экономическими методами (налогообложением, кредитованием и др.).

Таким образом, предметом контроля является процесс расширенного воспроизводства и соблюдение нормативно-правого его регулирования в условиях рыночной экономики.

В процессе функционирования контроль сформировал свой метод в системе прикладных экономических наук. Метод контроля характеризуется использованием общенаучных методических приемов исследования объектов контроля и собственных конкретно-научных эмпирических методических приемов экономического исследования.

Общенаучные методические приемы исследования базируются на методах материалистической философии. Метод (от гр. - исследование) - это способ исследования, определяющий подход к изучаемым объектам, планомерный путь научного познания и установления истины. Диалектический метод является подлинно научным методом познания мира, отражения законов развития мышления как средства достижения истины.

Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Анализ (от гр. - разложение) - прием исследования, который включает изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные объекты (по его признакам, свойствам, отношениям). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого (комплексная ревизия производственной и финансово-хозяйственной деятельности объединения и др.).

Синтез (от гр. - соединение, сочетание, составление) - метод изучения объекта в его целостности, единстве и взаимной связи его частей. В финансово-хозяйственном контроле синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить объекты, расчлененные в процессе анализа, установить их связь н познать предмет как единое целое (контроль выполнения плана производства и др.).

Индукция (от лат. - выведение) - прием исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов объекта делается на основе изучения не всех признаков, а отдельных конкретных элементов данного множества, т. е. умозаключение от частных факторов к общим выводам (например, ревизия дебиторской задолженности проводится сначала по данным аналитического учета, а затем—синтетического и др.).

Дедукция (от лат. - выведение) —исследуется состояние объекта в целом, и на основе логических рассуждений делаются выводы о его составных элементах, т. е. умозаключение от общего к частному (например, ревизия дебиторской задолженности проводится сначала по данным синтетического учета, а затем - аналитического и др.).

Аналогия (гр. – прием научного умозаключения), посредством которого достигается познание одних объектов на основании их сходства с другими. Метод аналогии, основываясь на сходстве некоторых сторон разных объектов, составляет основу стандартизации и моделирования, применяемого в финансово-хозяйственном контроле.

Моделирование -прием научного познания, основанный на замене изучаемого объекта его аналогом, моделью, содержащей существенные черты оригиналов. В финансово-хозяйственном контроле применяются стандарты (модели) проведения контрольно-ревизионного процесса.

Абстрагирование (от лат. - отвлекать) – прием мысленного отвлечения, путем абстракции переходить от конкретных объектов к отвлеченным понятиям и законам развития (на основании состояния контроля трудовой дисциплины в отдельных подразделениях предприятия делаются выводы по предприятию в целом и т. п.).

Конкретизация (от лат. - густой, уплотненный) исследование определенных объектов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования (выявление в процессе контроля непроизводительных расходов по местам их образования—подразделениям предприятия и др.).

Системный анализ—изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. Системный анализ в финансово-хозяйственном контроле предусматривает оценку поведения объектов как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование. Этот прием широко используется в финансово-хозяйственном контроле, так как способствует системному подходу к оценке производственной и хозяйственно-финансовой деятельности всех звеньев народного хозяйства. В практике исследования системный анализ применяется посредством следующих методик, процедур исследования операций, позволяющих дать количественную оценку объектам исследования; анализа систем для исследования объектов в условиях неопределенности.

Функционально-стоимостный анализ—изучение объектов на стадии инженерной подготовки производства, включающей проектирование и синтез сложных систем в процессе исследования их функционирования (проектирование и оценка экономической эффективности технологических процессов и др.).

Собственные методические приемы финансово-хозяйственного контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой на основе достижения экономической науки. Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции данной науки и ее общенаучных методов и характеризуются взаимным проникновением в однородные отрасли наук. Например, методические приемы финансово-хозяйственного контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы хозяйственного контроля применяются в исследованиях других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т. п.).

Собственные методические приемы финансово-хозяйственного контроля можно объединить в следующие группы: органолептические, расчетно-аналитические, документальные, обобщения и реализации результатов контроля.

Органолептические - выявляемые с помощью органов чувств, к ним относятся инвентаризация, контрольные замеры, выборочные и сплошные наблюдения, технологический и химико-технологический контроль, экспертизы, служебное расследование, эксперимент.

Инвентаризация—проверка объектов контроля в натуре органолептическим (от гр. - орудие, инструмент) способом. Сущность этого контроля заключается в том, что проверка наличия и состояния объектов проводится путем осмотра, пересчета, взвешивания, обмера. В финансово-хозяйственном контроле применяется как основной методический прием фактического контроля сохранности товарно-материальных ценностей и денежных среде; и, а также состояния расчетно-кредитных отношений и других активов и пассивов объединения, предприятия. Прием инвентаризации используется всеми видами финансово-хозяйственного контроля. Особое значение в обеспечении сохранности общественной собственности инвентаризация имеет при осуществлении внутрихозяйственного контроля, являясь основным приемом текущего контроля.

Контрольные замеры работ—прием фактического контроля, применяемый учреждениями специализированных банков в процессе проверки в натуре выполненных строительно-монтажных работ, а также другими контролирующими органами при проведении фактического контроля объемов производства работ и разных услуг.

Выборочные наблюдения — прием статистического исследования качественных характеристик хозяйственного процесса. Используется в финансово-хозяйственном контроле в случаях, когда сплошной контроль технически невозможен. Например, при определении дефектов товаров, поступающих в торговлю, время, затрачиваемое покупателем для приобретения товаров, и т. п.

Сплошные наблюдения прием статистического исследования фактического состояния изучаемых объектов (проведение хронометражных наблюдений при контроле норм выработки, использования рабочего времени работников за отчетный период и т. д.).

Технологический контроль—прием контроля инженерной и технической подготовки производства, а также качества выпускаемой продукции, ее соответствия техническим условиям и ГОСТам. осуществляемый отделом технического контроля (ОТК) и другими службами предприятия в процессе предварительного, текущего и последующего контроля производства. Одним из видов технологического контроля является контрольный запуск сырья и материалов в производство, который применяется для проверки оптимальности технологии производства, обоснованности норм расходования материальных ресурсов и выхода готовой продукции.

Химико-технологический контроль — прием контроля качества исходного сырья и материалов, используемых для производства продукции, а также качественных характеристик изделий. В общественном питании он применяется для определения калорийности кулинарной продукции, вкусовых качеств, полноты соблюдения рецептур блюд и других качественных н количественных показателей продукции. Осуществляется этот вид контроля путем лабораторного анализа, проверки продукции на технологическом конвейере, финишной ленте конвейера и другими способами.

Экспертизы различных видов - приемы экспертных оценок, применяемые технологическими, судебно-бухгалтерскими, криминалистическими и другими экспертизами при исследовании специальных вопросов, имеющих взаимосвязь с финансово-хозяйственным контролем.

Экспертиза проектов и сметной документации—прием проверки технологического уровня, прогрессивности норм и нормативов, организации и индустриализации строительства, отраженных в проектно-сметной документации на возведение строительством объектов и приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа. Проводят экспертизу специальные подразделения предприятий-заказчиков проектно-сметной документации, а по крупным стройкам—учреждения, их финансирующие.

Служебное расследование - совокупность приемов проверки соблюдения должностными лицами, а также рабочими и служащими нормативно-правовых актов, регулирующих производственные отношения в различных звеньях народного хозяйства. Применяются эти приемы в основном при проверке жалоб трудящихся, изучении причин. нарушения действующего законодательства, возникновении материального ущерба и т. и.

Эксперимент—научно поставленный опыт в соответствии с целью финансово-хозяйственного контроля для проверки результатов планируемых или выполненных процессов. Производится эксперимент в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом планируемого процесса или соблюдением его повторения в заданных условиях.

Расчетно-аналитические приемы включают экономический анализ, статистические расчеты, экономико-математические методы.

Экономический анализ - система приемов, используемых в финансово-хозяйственном контроле для раскрытия причинных связей, обусловливающих результаты явлений и процессов. Применяется экономический анализ при предварительном, текущем и последующем контроле производственной и финансово-хозяйственной деятельности объединении и предприятий.

Статистические расчеты — приемы получения таких величин и количественных характеристик, которые не содержатся непосредственно в экономической информации. Применяются они при возникновении потребности воспроизвести реальные количественные отношения или уточнении, исправлении приблизительных величин, или совершении перехода от одних величин к более точным характеристикам количественных связей н отношений. Посредством статистических расчетов в финансово-хозяйственном контроле определяются коэффициенты трудового участия членов бригады, коэффициенты использования оборудования и производственных мощностей, ритмичность выпуска продукции, динамика выполнения плана производства и т. д.

Экономико-математические методы применяются в финансово- хозяйственном контроле при определении влияния факторов на результаты хозяйственных процессов с целью их оптимизации на стадии планирования и проектирования, а также после совершения хозяйственных процессов, если другими методическими приемами определить тесноту связи факторов не представляется возможным. В частности, используют оптимизацию маршрутов перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом, корреляционный анализ себестоимости продукции, издержек производства, выполнения плана производства и др.

Документальные приемы состоят из информационного моделирования, исследования документов, камеральных проверок, нормативно-правового регулирования.

Информационное моделирование—информационная совокупность, представляющая контролируемый - объект в виде модели. При формировании информационной модели необходимо обеспечить полноту характеристики объекта контроля, отбор существенных переменных и представление их в форме, наиболее удобной для восприятия и анализа. Целью моделирования в контроле является получение необходимой информации об объекте для последующего изучения его состояния, участия в процессах расширенного воспроизводства, выявления отклонений и возмущений, выработки решения регулирования в пределах плановых параметров. При моделировании используется нормативно-правовая, договорная, учетная, отчетная и другая информация об объектах. В таком представлении информационной моделью можно считать объекты основных фондов, товарно-материальные ценности, денежные средства, отраженные в системе плановой, договорной, нормативно-правовой и учетной информации.

Исследование документов - способ документального контроля достоверности, целесообразности, эффективности хозяйственных операций, соответствия их законодательным и нормативным актам, регулирующим процесс расширенного общественного воспроизводства.

Камеральные проверки—прием документального контроля качества проектно-сметной документации по капитальным вложениям, а также документов на выполнение строительно-монтажные работы, представляемые объединениями и предприятиями учреждениям банка, осуществляемого контроль за планированием, финансированием и выполнением планов капитальных вложений.

Нормативно-правовое регулирование—система приемов, используемых финансово-хозяйственным контролем для выявления нарушений нормативных и правовых актов в процессе расширенного воспроизводства.

Обобщение и реализация результатов контроля - совокупность приемов синтезирования результатов проведенного контроля и принятия решений по устранению выявленных недостатков в финансово-хозяйственной деятельности обревизованного предприятия и предупреждение их повторения в будущем. К таким приемам относятся: группировка недостатков, документирование результатов промежуточного контроля, аналитическая группировка, следственно-юридическое обоснование, систематизированная группировка недостатков в акте комплексной ревизии, принятие решений по результатам ревизии, контроль выполнения принятых решений.

Группировка недостатков—систематизация и обобщение нарушений нормативно-правовых актов в процессе хозяйственной деятельности по экономической однородности, времени совершения и значимости. Процедуры группировки применяют при проверке документальной достоверности результатов контроля. Группировка включает следующие процедуры: хронологическую последовательность, систематизированную группировку, хронологически-систематизированную группировку.

Хронологическая последовательность—способ группировки недостатков и нарушений нормативно-правовых актов в финансово-хозяйственной деятельности, выявленных в процессе исследования документов. При этом способе документы проверяются в таком порядке, в каком они сгруппированы при бухгалтерской обработке и сброшюрованы в папки по отчетным периодам. Проверка документов способом хронологической последовательности несколько усложняет работу ревизора, так как при этом надо пользоваться одновременно нормативно-правовыми актами, методическими, инструктивными и справочными материалами, что создает трудности для изучения каждой операции в отдельности и во взаимосвязи с другими однородными операциями. Поэтому этим способом пользуются при ревизии небольших учреждений и организаций.

Систематизированный способ группировки позволяет выявлять недостатки при исследовании однородных документов за весь ревизуемый период. При этом способе вначале проверяют документы по кассовым операциям, затем по товарным, расчетным и т. п. Этим способом более глубоко изучают отдельные операции и процессы. Его несовершенство состоит в отсутствии хронологической последовательности группировки недостатков и в усложнении информационных связей между однородными хозяйственными операциями (кассовые и банковские операции, подотчетные суммы, издержки и др.).

Хронологически-систематизированный способ смешанной группировки состоит в том, что ревизор выявляет недостатки в хронологической последовательности и систематизирует их по экономической однородности операций (кассовые, банковские, товарные, расчетные и т. д.). Преимущество этого способа заключается в том, что ревизор проверяет все хозяйственные операции последовательно и взаимосвязанно. Например, кассовые операции в хронологической последовательности сверяются с банковскими, подотчетными суммами и т. д. Однако этот способ требует от ревизора глубоких знаний нормативно-правовых актов по вопросам хозяйственной деятельности объединений, предприятий.

Документирование результатов промежуточного контроля - способ оформления результатов контрольных действий на промежуточных стадиях ревизии или проверки, например составление акта выборочной инвентаризации товарно-материальных ценностей и расчетов с поставщиками, покупателями и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, денежных средств в кассе и у подотчетных лиц.

Аналитическая группировка— совокупность приемов статистических группировок по однородности признаков контролируемых объектов и выявленных недостатков. Используется этот прием при составлении таблиц, содержащих анализ факторов, отрицательно влияющих на выполнение плана выпуска и реализации продукции, возникновение брака изделий; расчет естественной убыли товарно-материальных ценностей; анализ факторов убыточности отдельных видов продукции и т. п.

Следственно-юридическое обоснование включает способы добычи доказательств в процессе ревизии в части недостатков и нарушений нормативно-правовых актов в финансово-хозяйственной деятельности, размера причиненного материального ущерба и ответственных за него конкретных лиц. Реализуются эти приемы путем изъятия в установленном порядке первичных документов, содержащих доказательства нарушения законов, нормативно-правовых актов при осуществлении хозяйственных операций, определении ответственных лиц и т. д. Например, в нарядах на выполненные работы завышен их объем, в связи, с чем совершена переплата заработной платы, которая и составляет сумму причиненного ущерба. Указанные наряды являются доказательством причиненного ущерба лицами, принимавшими участие в совершении приписки объема работ, на них дается ссылка в акте комплексной ревизии, а в необходимых случаях ревизором производится изъятие этих документов по решению правоохранительных органов.

Ревизор может выполнять и другие следственно-юридические действия. В частности, к ним относятся опрос и получение письменных пояснений от должностных лиц в связи с выявленными недостатками, составление искового заявления в судебные и арбитражные органы и др.

Систематизированное изложение недостатков в акте комплексной ревизии—комплекс приемов обобщения результатов проведенного контроля в соответствии с правилами Единой государственной системы делопроизводства. Используются эти приемы при составлении актов комплексной ревизии, тематических проверок и обследований, докладных и служебных записок по результатам проведенного контроля.

Принятие решений по результатам ревизии—прием воздействия субъекта на объект контроля, обеспечивающий его функционирование в заданных параметрах и режимах. Применяется этот прием при разработке и издании приказа, распоряжения, служебного письма по результатам ревизии, тематической проверки, обследования и т. п.

Следовательно, метод финансово-хозяйственного контроля - это совокупность методических приемов контроля процессов расширенного воспроизводства и соблюдения его нормативно-правового регулирования в условиях рыночной экономики.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.