Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка результатов измерений




ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

 

Кафедра «Физика-2»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ

По дисциплине «Физика»

Работы 1, 3, 60, 78, 101, 103

МОСКВА - 2007

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

 

Кафедра «Физика-2»

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ

По дисциплине «Физика»

Работы 1, 3, 60, 78, 101, 103

 

Рекомендовано редакционно-издательским советом университета

в качестве методических указаний для студентов специальностей

ИУИТ, ИСУТЭ, ИЭФ, ИТТОП, вечернего факультета

 

МОСКВА - 2007

УДК 535

Г59

 

Государева Н.А., Ильин С.И. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Физика». Работы 1, 3, 60, 78. 101, 103 / Под ред. С.И.Ильина (работы 1, 3, 101, 103) и В.А.Селезнёва (работы 60, 68). – М.: МИИТ, 2007. – 36 с.

 

 

Методические указания содержат описания лабораторных работ по общему курсу физики, предназначенных для студентов первого и второго курсов ИУИТ, ИСУТЭ, ИЭФ, ИТТОП, вечернего факультета

 

 

Авторы и составители:   старший преподаватель Н.А. Государева – работы 1, 3, 101, 103
доцент С.И. Ильин – работы 60, 78

 

 

© Московский государственный

университет путей сообщения

(МИИТ), 2007

Работа 1

 

ИЗУЧЕНИЕ РАВНОУСКОРЕННОГО ДВИЖЕНИЯ

НА МАШИНЕ АТВУДА

 

Цель работы. Определение ускорения грузов при равноускоренном движении.

 

 

Введение

 

Применяемый в данной работе прибор (машина Атвуда) представляет собой вертикальную стойку со шкалой (см. рис. 1).

Сверху на стойке укреплен блок, чрез который перекинута нить. К обоим концам нити подвешены грузы одинаковой массы. На стойке справа имеется кольцевая платформа, которую можно закреплять в любом месте шкалы зажимными винтами. Если на правый груз положить перегрузок, то система начнет двигаться равноускоренно. При прохождении кольцевой платформы перегрузок снимается, и вся система будет двигаться равнозамедленно.

В данной работе ускорение грузов при равноускоренном движении до снятия перегрузка определяется двумя способами: по формуле, полученной из уравнения кинематики (а 1), а также по формуле, полученной с использованием закона сохранения энергии (а 2).

В первом случае, используя формулу пути при равноускоренном движении, согласно которой h = a 1 t 2/2, получим

 

a 1 = 2 h / t 2 (1)

 

где пройденный грузами путь h и время движения t измеряются непосредственно в эксперименте.

При втором способе формулу для определения ускорения на этом участке движения h получим из рассмотрения изменения энергии системы.

Обозначим массу перегрузка m, массу каждого из основных грузов М, массу блока М 0. При опускании груза с перегрузком потенциальная энергия системы уменьшается на величину mgh. При движении грузов М их суммарная потенциальная энергия не изменяется. Кинетическая энергия W К системы возрастает и к концу движения на участке h равна

W К = + ,

 

где u –линейная скорость грузов в конце пути h; w – угловая скорость вращения блока в этот момент времени; I – момент инерции блока; – кинетическая энергия поступательного движения грузов; – кинетическая энергия вращательного движения блока.

Так как в системе действуют силы трения, то механическая энергия системы не сохраняется, часть ее переходит во внутреннюю энергию. Количество энергии, перешедшей во внутреннюю, равно работе сил трения А 1. Она пропорциональна пройденному пути h и может быть записана в виде

 

A 1 = F 0 h,

 

где F 0 – коэффициент, имеющий размерность силы.

Учитывая все сказанное выше, запишем

 

mgh = + + F 0 h. (2)

 

Так как коэффициент F 0 экспериментально определить трудно, исключим его, рассмотрев движение системы после снятия перегрузка до остановки. На этом участке движения, длину которого обозначим Н, начальная кинетическая энергия равна + ; конечная – нулю. Потенциальная энергия системы на этом участке не меняется. Следовательно, вся кинетическая энергия переходит во внутреннююи служит работе сил трения:

 

А 2 = F 0 H.

 

При этом предполагаем, что величина коэффициента F 0 на всех участках пути постоянна.

Таким образом, при равнозамедленном движении на участке Н для энергии можно записать соотношение

 

+ = F 0 H. (3)

 

Исключая из уравнений (2) и (3) коэффициент F 0 и учитывая связь угловой скорости движения точек поверхности блока с линейной скорость u = w R, а также выражение для момента инерции блока I = (R – радиус блока и M 0 – его масса), получим

 

u 2 =

 

Используя известное соотношение для равноускоренного движения u 2 = 2 a 2 h, получим формулу для определения ускорения на участке h:

a 2 = (4)

 

 

Порядок выполнения работы

 

1. Закрепить кольцевую платформу на расстоянии h от нулевой точки шкалы.

2. Положить на правый груз перегрузок – крыльчатку и установить его таким образом, чтобы крыльчатка располагалась около нуля шкалы.

3. Привести систему в движение, отпустив грузы без толчка и измерить с помощью секундомера время t движения от момента пуска до снятия перегрузка кольцевой платформой.

4. Измерить Н – путь от кольцевой платформы до полной остановки груза. Результаты измерений h, t, H записать в таблицу.

5. Повторить пункты 3 и 4 10 раз при одном и том же значении h.

 

Примечание. Значения М и М 0 указаны на оборотной стороне стойки машины Атвуда, а значение m выбито на перегрузке – крыльчатке.

 

Таблица

№ опыта h, см t, с Н, см a 2, см/с2
         
         
         
       
         

 

 

Обработка результатов измерений

 

1. Рассчитать среднее арифметическое значение t СР.

 

2. Рассчитать ошибку измерения D t величины t по методу Стьюдента для доверительной вероятности 0,95:

 

D t = a× S,

 

где S = , N – число опытов, a – коэффициент Стъюдента. (В данной лабораторной работе случайная погрешность в определении t заметно преобладает над погрешностью в показаниях секундомера).

 

3. По формуле (1), используя значение t СР, рассчитать среднее значение ускорения а 1СР.

 

4. Ошибку измерения а 1 рассчитать как ошибку косвенных измерений по формуле: D а 1 = 2 а 1СР .

 

5. По формуле (4) рассчитать значения ускорений а 2 и записать в таблицу.

 

6. Вычислить среднее значение а 2СР.

 

7. Погрешность измерений D а 2 ускорения а 2 рассчитать как среднюю абсолютную погрешность по формуле

 

D а 2 =

 

8. Записать окончательный результат в виде

 

а 1= а 1СР ± D а 1;

а 2= а 2СР ± D а 2.

 

 

Контрольные вопросы

1. Какое движение называется равнопеременным?

2. Дать определение ускорения.

3. Написать формулы пути и скорости при равнопеременном прямолинейном движении.

4. Получить выражение для ускорения грузов из рассмотрения энергии системы.

5. Как связаны линейная и угловая скорости движения точек?

6. Как выражается момент инерции блока?

 

 

Список литературы

 

1. Савельев И.В. Курс общей физики: В 3-х т. Т. 1. М.: – Наука, 1987.

2. Яворский Б.М., Детлаф А.А. Курс физики. – М.: Высш. шк., 2000. – С. 294.

3. Селезнёв В.А., Тимофеев Ю.П. Методические указания к вводному занятию в лабораториях кафедры физики. – М.: МИИТ, 2006.

Работа 3

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...