Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение и основные направления изучения личности преступника в практической деятельности органов внутренних дел




Изучение личности преступника в системе органов внутренних дел осуществляется в двух основных направлениях: научном и практическом.

Для изучения личности преступника в практических целях используются в основном те же источники и методы получения и обработки информации, которые применяются в целях анализа преступности и ее причин.

Источниками информации о личности преступника для органов внутренних дел служат: статистические отчеты; документы первичного учета; материалы уголовных дел и другие документы, содержащие сведения о преступлении и преступнике; лицо, совершившее преступление; потерпевший; члены семьи преступника, другие родственники, друзья, окружение по месту жительства и месту работы.

Существует несколько источников использования данных статистики в криминологических исследованиях:

материалы ведомственной статистики (МВД, прокуратуры, суда);

результаты специальных криминологических исследований, полученные на основе уголовно-статистического анализа, в результате обработки данных криминологических опросов, а также различных документов;

данные других отраслей статистики (экономической, демографической, социально-культурной);

материалы социологических исследований.

Наиболее распространенным способом сбора криминологической информации является метод статистического наблюдения. Он позволяет выделить общие типичные черты преступности и преступников, которые проявляются в форме статистических закономерностей. Основными формами статистического наблюдения являются отчетность и специально организованные статистические исследования.

Широкое распространение при сборе криминологической информации получили методы конкретных социологических исследований преступности и преступника.

При проведении таких исследований для сбора криминологической информации широко применяются: опрос (анкетирование, интервьирование), наблюдение и социальный эксперимент.

Изучение личности преступника должны дополнять признаки, которые можно разделить на четыре группы:

) признаки, характеризующие направленность посягательств (по видам совершаемых преступлений);

) признаки, характеризующие устойчивость антиобщественного поведения (по повторным преступлениям, по рецидиву, по правонарушениям, совершенным во время отбывания наказания и после его отбытия);

) признаки, характеризующие соучастие в преступной деятельности;

) признаки, характеризующие степень общественной опасности преступников и совершенных ими преступлений (по мерам наказания, примененного к ним).

Изучение личности правонарушителей (как преступников, так и иных) применительно к ситуациям индивидуально-профилактической работы рекомендуется проводить по схеме, отражающей следующие основные сведения:

. О преступном и ином противоправном поведении (когда, где и за что лицо привлекалось к уголовной и административной ответственности, какие меры наказания или взыскания были назначены, где отбывало наказание и как характеризовалось в этот период).

. Об обстоятельствах, обусловивших преступное и иное противоправное поведение (что было причиной каждого правонарушения, в отношении кого они были совершены и по каким мотивам, были ли связаны правонарушения с пьянством, употреблением наркотиков, конфликтами в семейно-бытовой и других сферах, какие условия способствовали либо облегчили совершение правонарушений).

. О социально-демографических свойствах и ведущих отношениях личности (возраст, образование, семейное положение, состав семьи, отношение к труду, к общепринятым ценностям, исполнению общегражданских обязанностей, семье, детям). Изучение личности преступников по социально-демографическим признакам преследует цель выявить статистические связи этих признаков с признаками, характеризующими общественную опасность преступников (внутренние статистические связи) и с аналогичными характеристиками населения (внешние статистические связи).

. Об индивидуально-психологических и иных особенностях личности.

При этом обращается внимание на развитие интеллекта (уровень умственного развития, запас знаний и т.п.); черты характера (замкнутый или общительный, легкомысленный и т.п.); волевые качества (настойчивость, решительность и т.п.); потребности и интересы (в признании и одобрении, в защите от страха и неустроенности и т.п.); особые наклонности и привычки антиобщественного характера (к азартным играм, употреблению спиртных напитков и т.п.); признаки преступного опыта (особые навыки подготовки, знание обычаев и нравов криминальной среды и т.п.); заболевания и физиологические особенности (алкоголизм, туберкулез и т.п.).

. Об условиях жизни, работы и ближайшем окружении (характеристика членов семьи, сложившихся семейно-бытовых отношений, жилищные условия, материальная обеспеченность, круг общения и т.п.).

Глубокое и всестороннее изучение личности преступника имеет большое значение для индивидуализации наказания, определения оптимального варианта исправительного воздействия на осужденного, организации и тактики профилактической работы с конкретными правонарушителями. В последнем случае в поле зрения правоохранительных органов, и прежде всего полиции, попадают не только уже состоявшиеся преступники (те, кто совершил преступление), но и лица, от которых, судя по их антиобщественным действиям, противоправному поведению, можно ожидать совершения преступления.

Таким образом, значение знаний о личности преступника в практической деятельности ОВД, бесспорно, велико. Прежде всего, такие знания вооружают всех работников ОВД и граждан, включенных в создание и совершенствование правовой системы, достоверными юридико-психологическими знаниями, позволяющими лучше понимать юридико-психологические зависимости, а также пути влияния на них. Кроме того, такие знания способствуют разработке психологически обоснованных путей повышения эффективности решения профессиональных задач, стоящих перед работниками ОВД и их специалистами, а также деятельности по укреплению правопорядка другими органами, организациями и лицами. Знания о личности имеют важнейшее значение в практической деятельности работников ОВД. Они необходимы сотрудникам, так как они помогают формировать общий подход к изучению личности преступника, отрабатывать алгоритм психологического анализа ситуаций, составлять психологические портреты преступников, находить истоки преступной деятельности в особенностях индивидуального жизненного пути человека, оказывать неоценимую помощь в раскрытии преступлений. Это обусловлено, прежде всего, тем, что познание свойств, качеств, отношений лица, совершившего преступление, является по существу определяющим в работе правоохранительных органов вообще и органов внутренних дел в частности.


Заключение

 

В заключение, хотелось бы отметить, что задачи, которые ставились в начале курсовой работы, выполнены, и можно сделать ряд заключительных положений:

В аспекте познания сущности личности преступника проведен анализ исторических путей развития отечественного учения о криминогенной личности. Изучены и систематизированы исследования личности преступника в российской науке. Работы ученых социологического направления позволили собрать статистическую информацию, дающую возможность в современных условиях, интерпретировать и объяснять личность преступника и ее поступки.

Изучение личности преступника в 20-30-е годы XX века, создание специальных кабинетов по ее исследованию имели определенное научное и практическое значение. В ряде работ того времени делались выводы, существенные и сегодня. Так, были заложены основы научной криминологической типологии личности; были сделаны выводы, что для воздействия на любого преступника можно найти воспитательные и исправительные формы, было разработано учение о влияния среды на личность и т.п.

Послевоенное возрождение исследований личности преступника, связанное с именами А.Б. Сахарова, Н.С. Лейкиной, А.А. Герцензона, В.Н. Кудрявцева, И.С. Ноя, A. M. Яковлева и других, дало направление последующим работам уже в современную эпоху.

Проанализированы современные исследования личности преступника. Они позволили выделить основные подходы к изучению отдельных сторон такой личности. Началось исследование бессознательных процессов в психологии преступника. Особенно полно представлены результаты обследования отдельных категорий таких лиц (убийц, расхитителей, насильников, неосторожных преступников) в монографических трудах Ю.М. Антоняна, который на основе тщательного исследования психологии таких лиц сделал важные выводы об основном отличии личности преступника - общественной опасности. Значимы и выводы А.Н. Пастушени о предпосылках преступного поведения, методах их выявления, параметрах оценки. Существенным вкладом в науку явились результаты труда Л.B. Кондратюка, касающиеся духовной стороны личности преступника.

Все это подготовило возможность комплексного исследования и объяснения личности преступника в целом, создания учения о личности преступника на современном уровне.

Под личностью преступника в науке криминологии следует понимать динамическое состояние лица, определяемое совокупностью различных негативных факторов, внешних и внутренних, социальных, биологических, психологических, представляющее собой идеальную модель, отличающуюся от других людей такими особенностями, как отчуждение от нормальных связей, отношений, ценностей, более низкий уровень образования и культуры, более низкая нравственность, выражающаяся в признании возможности использования криминальных средств достижения целей, а также сочетание таких психологических черт, как гипертрофированная импульсивность, ригидность, тревожность, паранояльность. Личность преступника в криминологии изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступления, причем учитывается соотношение биологического и социального в ней. Выделение же личности преступника из всей массы людей осуществляется на основе двух критериев: юридического и социального (социально-психологического). Исходя только из юридического критерия, личность преступника определяется как лицо, совершившее преступление. Однако такого определения явно недостаточно, поэтому юридический критерий должен быть по необходимости дополнен критерием социально-психологическим, в соответствии с которым личности преступника присуща та или иная степень антиобщественной направленности или, как минимум, отдельные антисоциальные черты.

Личность преступника - это совокупность негативных социальных и личностно-структурных психических качеств, образующих ее общественную опасность, которая детерминирует совершение преступления. Личность преступника - основное звено механизма преступного поведения, ее особенности порождающие такое поведение, составляют особый объект предупреждения.

Структура личности преступника - это упорядоченное взаимодействие свойств, характеризующих правонарушителя. Структура личности преступника формируется, из следующих признаков:

) социально-демографических признаков;

) уголовно-правовых признаков;

) социально-ролевых;

) нравственно-психологических признаков;

) биофизиологических признаков.

Вопрос о социальной и биологической сущности преступника был дискуссионным на протяжении всей истории развития криминологии. Таковым он остается, в общем-то, и сегодня. Отечественная криминология в настоящее время исходит из того, что при любой природной основе различные социальные условия (воспитание, образование, окружение, образ жизни и т.п.) способны выработать как нравственно отрицательный облик личности и именно социальные условия являются определяющими в формировании личности, в том числе и личности преступной.

Знания о личности имеют важнейшее значение в практической деятельности работников ОВД. Они необходимы сотрудникам, так как они помогают формировать общий подход к изучению личности преступника, отрабатывать алгоритм психологического анализа ситуаций, составлять психологические портреты преступников, находить истоки преступной деятельности в особенностях индивидуального жизненного пути человека, оказывать неоценимую помощь в раскрытии преступлений.


Список использованной литературы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...