Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Феномены межличностных отношений




В группах проявляется ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности и ориентированности общности людей (рис. 108).

 

 

 


Рис. 108. Феномены межличностных отношений

Рекомендуемая литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

Дубовская Е.М., Кричевский Р.Л. Психология малой группы. М., 1991.

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.

 


РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 1. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по изучению особенностей самооценки личности.

2. Исследование особенностей самооценки личности.

 

План Самооценка как компонент самосознания: ее структура и проявления Методика исследования самооценки личности Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки

Самооценка как компонент самосознания:

Ее структура и проявления

Сознание – это высшая форма развития и проявление психики человека. Сознание осуществляет мысленное построение действий, контроль и управление поведением человека, определяет его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире. Содержательно сознание включает в себя совокупность знаний о мире и о себе самом. Последнее трактуется как самосознание. Самосознание -это осознанное отношение человека к самому себе, выражающееся в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения.

При изучении феномена самосознания выделяют три основных аспекта (рис. 109):

1) взаимообусловленность сознания и самосознания;

2) механизмы самосознания;

3) функции самосознания.

Самосознание предполагает осознание своего Я во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и саморегуляцию.

Развитие самопознания начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. Знание о себе накапливается в процессе самопознания и фиксируется в виде «Я-концепции».«Я-концепция» – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я-концепция» подразделяется на идеальную «Я-концепцию», т.е. какой хочет стать личность в соответствии с ее идеалами, и реальную « Я-концепцию», т.е. каким видит себя человек на данный момент.

Рис. 109. Самосознание и его проявления

 

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей. Объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и выполняемые действия[71].

Различают текущую и личностную самооценки.

Текущая самооценка – это оценка человеком своих действий и поступков. Такая самооценка является основой для саморегуляции человеком своей деятельности, своего поведения. Произведя самоконтроль своих действий, поступков, а затем, установив их приемлемость и желаемость, степень успешности, человек совершает в соответствии с самооценкой коррекцию этих действий и поступков, т.е. осуществляет саморегуляцию своей деятельности и поведения.

Личностная самооценка – это отношение человека к своим способностям, возможностям, личным качествам, а также к внешнему облику. Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Таким образом, адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности.

Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе расходится с мнением о нем окружающих.

Различают неадекватную завышенную самооценку – переоценку себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку – недооценку себя субъектом (рис. 110).

неадекватная

Самооценка высокая (завышенная)

адекватная

Самооценка средняяадекватная

адекватная

Самооценка низкаянеадекватная

(заниженная)

 

Рис. 110. Виды самооценки личности


Методика исследования самооценки личности

Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

 

Шаг 1. Инструкция

Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

 

Текст методики

1. Аккуратность 17. Легковерие 33. Педантичность
2. Беспечность 18. Медлительность 34. Радушие
3. Вдумчивость 19. Мечтательность 35. Развязность
4. Восприимчивость 20. Мнительность 36. Рассудительность
5. Вспыльчивость 21. Мстительность 37. Самокритичность
6. Гордость 22. Надежность 38. Сдержанность
7. Грубость 23. Настойчивость 39. Справедливость
8. Гуманность 24. Нежность 40. Сострадание
9. Доброта 25. Нерешительность 41. Стыдливость
10. Жизнерадостность 26. Несдержанность 42. Практичность
11. Заботливость 27. Обаяние 43. Трудолюбие
12. Завистливость 28. Обидчивость 44. Трусость
13. Застенчивость 29. Осторожность 45. Убежденность
14. Злопамятность 30. Отзывчивость 46. Увлеченность
15. Искренность 31. Подозрительность 47. Черствость
16. Капризность 32. Принципиальность 48. Эгоизм

Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг – наиболее привлекательное качество, 19-й – менее и т.д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.

Протокол исследования

Номер ранга Эталона d1 Свойства личности n Номер ранга субъекта d2 Разность рангов D Квадрат разности рангов d2
         
         
  n = 20     S d2

 

Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг - качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й - качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т.д.). Результат занесите в протокол исследования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...