Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Анализ ассортимента, спроса и цен ЛП и ЛКС.




3.1. Маркетинговое исследование ассортимента.

Маркетинговое исследование ассортимента проводила с помощью методов анкетирования и телефонного опроса.

В анкетировании и телефонном опросе приняли участие 150 человек, из них 45 мужчин и 105 женщины.

С помощью анкеты было выявлено:

Портрет покупателя, его социально-демографическая характеристика

Источники информации о товаре для покупателей

Товарные предпочтения покупателей

Ценовые предпочтения покупателей

Влияние факторов на выбор товара

Роль фармацевтического и медицинского работника в выборе ЛП

В результате анализа анкет была проведена группировка потребителей по полу, по возрасту, по семейному положению, по образованию, по среднему уровню дохода.

1.Группировка респондентов по полу:

Среди опрошенных респондентов 70% составляют женщины и только 30% мужчин.

Рис.1 Группировка респондентов по полу.

2.Группировка респондентов по возрасту:

Наибольшее число опрошенных 39% составляет люди в возрасте от 26 – 35 лет

20% составляют люди в возрасте от 36 – 45 лет

17% люди в возрасте от 18 – 25 лет

10% в возрасте от 56 – 65 лет

6% в возрасте от 46 – 55 лет

4% в возрасте от 66 – 75 лет

4% в возрасте от 75 лет и старше.

Рис. 2 Группировка респондентов по возрасту.

3.Группировка респондентов по семейному положению:

56% респондентов состоят в браке, а 44% - не состоят.

Рис. 3 Группировка респондентов по семейному положению.

4.Группировка респондентов по образованию:

Наибольший процент респондентов с высшим образованием 53%

Со средне - специальным составило 30%

Средним – 17%

Рис.4 Группировка респондентов по образованию.

5.Группировка респондентов по среднему уровню дохода:

Преобладают люди с месячным доходом от 8000 – 10 000р. – 24%

Люди с доходами от 20 000 р. и более – 19%

С доходами от 6000 – 8000 р. – 17%

С доходами от 4001 – 6000 р. – 16%

С доходами от 10 001 – 20 000 р. – 13%

С доходами от 2001 – 4000 р. – 11%

Рис. 5 Группировка респондентов по доходу.

Итак, наиболее частым потребителем является женщины в возрасте от 26 – 35 лет, состоящие в браке, имеющие высшее образование и средний месячный доход от 8000 – 10 000р.

Характеристика покупателя в отношении лечения заболеваний.

При заболевании большинство респондентов 61, 4% занимаются самолечением, лишь 38, 6% обращаются к врачу, при этом только иногда, 49% респондентов соблюдают назначения врача и 45% всегда следуют назначению.

Рис. 6 Отношение покупателя к лечению.

В аптеку люди в основном приходят за лекарственными препаратами(64%), 30% приобретают как ЛП, так и косметические средства и только 6% предпочитают ходить в аптеку в основном за косметическими средствами.

Коммуникационные составляющие:

Исследовалось какому источнику информации доверяют больше при выборе ЛП. Выяснилось, что большинство респондентов (50%) при выборе ЛП доверяют информации из интернета, 31% предпочитают другие источники, 15% верят телепередачам и лишь 4% пользуются научной литературой для получения информации.

Рис. 7 Источники информации, используемые респондентами.

Реклама для 89% респондентов не является достоверным источником информации, но при этом 77% опрошенных признаются, что на выбор ЛП реклама оказывает существенное влияние.

Ценовые предпочтения:

Для большинства респондентов 57% оптимальная цена ЛП составляет от 100 – 500 рублей; 21% предпочли цену меньше 100 рублей; для 17% респондентов цена не имеет значение и 5% респондентов считают, что оптимальная цена составляет от 500 – 1000 рублей.

Степень значимости факторов, оказывающие влияние на потребителя:

Табл.№1 Степень значимости факторов для потребителя.

Факторы оказывающие влияние на потребителя

Приоритет при выборе

На 1-м месте На 2-м месте На 3-м месте На 4-м месте На 5-м месте
1.Цена ЛП 2.Эффективность ЛП 3.Безопасность ЛП 4.Известность ЛП 5.Удобство ЛФ 14% 46% 35% 6% - 30% 23% 46% 4% - 31% 28% 8% 14% 18% 16% 3% 7% 38% 34% 9% - 4% 38% 48%

На основании вышеприведенной таблицы можно сделать вывод, что наиболее приоритетным фактором при выборе ЛП для большинства респондентов является его эффективность, на втором месте безопасность, на третьем месте цена ЛП, на четвертом месте известность и на пятом месте удобство ЛФ.

Роль фармацевтического и медицинского работника в выборе ЛП:

На конечный выбор большинства респондентов в 30% случаев влияет мнение врача и на 40% респондентов влияет мнение фармацевтического работника, 10 % полагаются на свое мнение или мнение друзей, родственников.

Для 83% респондентов мнение фармацевтического работника является авторитетным.

3.2. Анализ цен на ЛП и ЛКС.

Как уже говорилось выше согласно Приказу РЭК Омской области от 27.02.2010 № 21/9 "Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" существуют определенные надбавки, а именно:

Табл. № 2 «Предельный размер розничной надбавки к отпускной цене производителя»

Виды надбавок Фактическая отпускная цена производителя, руб.

Предельный размер надбавки, %

Розничная надбавка к фактической отпускной цене производителя

до 50

30

  от 50 до 500 25
  свыше 500 18

[18]

Списки ЖНВЛП отражены в «Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год» утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 2199-р.

Во время прохождения практики я анализировала цены на препараты входящие в данный список. В аптеке имеется весь перечень этих препаратов, и наценка на них делается согласно приказу автоматически в программе «1 с предприятие». Специалисты аптеки для контроля цен на препараты списка ЖНВЛП используют сайт МЗСР РФ «Государственный реестр лекарственных средств»[19].

Удобная поисковая система позволяет быстро найти нужный препарат и сравнить с предельной отпускной ценой в протоколе согласования цен.

Люди имеющие не очень высокий доход, предпочитают дорогостоящим препаратам, препараты из списка ЖНВЛП, поскольку на них делается относительно небольшая наценка, в отличии от препаратов, не входящих в этот список. Все это, во- первых, является государственной формой регулирования фармацевтической деятельности, а во –вторых подчеркивает высокую социальную значимость ЛП.

3.3. Изучение спроса на ЛС и ЛКС и анализ ассортимента по рецептурным и безрецептурным ЛП, по отпуску ЛП из аптеки (льготный, бесплатный, с 50 % скидкой).

Ежедневно перед началом работы кассир открывает кассу путем считывания присвоенного ему штрихового кода, который указывает в программе его ФИО и должность. Затем кассир считает денежные средства в кассе и сравнивает их сумму с данными «Журнала регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира- операциониста», в нем указывают дату заполнения, Ф.И.О. кассира-операциониста, № Z - отчета, необнуляемая сумма, сумма выручки за рабочий день, сумма сданная в течение рабочего дня, подпись кассира и заведующей аптекой.

В программе «1 с предприятие» автоматически ведется учет каждого проданного товара, раздел этот в программе называется «Продажи группированные» в ней происходит сортировка препаратов на 2 группы:

Весь проданный товар за день

Недорогостоящие товары из всего проданного товара за день.

В данном разделе указывается наименование, количество отпущенного препарата, штрих-код данного товара, его стоимость(оптовая и розничная).

Исходя из ежедневных наблюдений и данных программы были выведены средние продажи ЛС и ЛКС:

Среднее количество продаваемых ЛКС в день составило примерно 10 позиций.

Среднее количество препаратов продаваемых в день составило около 500 наименований.

Из всех продаваемых за день препаратов около 40% препараты, отпускаемые по рецептам и 60% безрецептурный отпуск.

Рис. 8 Средние продажи ЛС и ЛКС за день.

Рынок косметики в аптеке, безусловно, ниже рынка лекарственных средств.

Однако динамика роста этого сегмента значительно выше. Косметика, реализуемая через аптеки, пользуется более высоким доверием, чем косметика, продаваемая через другие торговые точки. Однако, покупатели косметических товаров, с каждым годом становятся все внимательнее к своему здоровью и более критично относятся к приобретаемым продуктам. Поэтому производители косметики, как российские, так и зарубежные, стремящиеся к реализации своих товаров через аптечные сети, должны большее внимание уделять качеству производимой продукции, чтобы не потерять существующих и потенциальных потребителей.

В аптеке «На Волховстроя» принимаются рецепты формы 148-1у- 04 поскольку к ней прикреплена женская консультация №2, которая находится по адресу: г. Омск, ул. 4я Северная, 5. ЛС по данным рецептам отпускаются бесплатно.

Работник получает рецепт и проводит его экспертизу, если все реквизиты имеются, заполняется корешок рецептурного бланка, отмечается на рецепте цена отпускаемого препарата, его наименование, дозировка, количество доз в упаковке и количество упаковок, ставится дата отпуска и подпись провизора, который отпустил ЛС. Затем также делается отметка об отпуске препарата в «Карте учета льготного отпуска ЛС» клиента: ставится печать аптеки, на ней пишется наименование препарата, дозировка, количество доз, стоимость препарата, дата и подпись провизора, отпустившего рецепт.

Затем делается отметка в «Рецептурном журнале» об отпущенном препарате.

Корешок рецептурного бланка отрезается и отдается клиенту вместе с препаратом.

Далее данные рецепта вносятся в компьютерв 1С программу, для контроля за отпущенными ЛС по рецептам врача.

Изучение ассортимента ЛП по бесплатному отпуску осуществляла с помощью данных рецептурного журнала и данных программы. В итоге, за день примерное количество отпущенных по рецептам ЛП составило ок. 10 наименований. Особенностью является то, что аптека выполняет социальную функцию, отпуская бесплатно препараты пациентам женской консультации. Опять же при выборе рецептурного препарата, обязательно наличие институционального потребителя (врача), следовательно врач определяет спрос на рецептурные препараты.

3.4. Оценка работы провизора, занятого обслуживанием покупателей и оценка работы каждого отдела аптеки.

Необходимо отметить, что к особенностям работы с ЛП относится то, что прежде чем начать заниматься фармацевтической деятельностью, необходимо получить лицензию, а также пройти аккредитацию и сертификацию. Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности в соответствии с ФЗ РФ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. действует бессрочно. Аптека «На Волховстроя» имеет лицензию № ЛО-55-02-000683 от 7 марта 2012 года, каждый специалист имеет диплом о средне- специальном или высшем образовании и сертификаты специалиста.

Лицензирование - это форма государственного регулирования фармацевтической деятельности, а также способом контроля государства за соблюдением аптечными учреждениями требований нормативных актов, предъявляемых к деятельности, связанной с оказанием лекарственной помощи населению. Также чтобы получить лицензию необходимо иметь помещение соответствующее СНиП, торговое оборудование(с техническими паспортами), должны иметь заключение Роспотребнадзора, заключение о пожарной безопасности, копии диплома о высшем или среднем образовании сотрудников. Это еще раз подтверждает специфичность ЛС как товара.

В аптеке установлена открытая форма продажи.

В зале имеются витрины, обеспечивающие максимальный обзор и сохранность лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента, разрешенных к отпуску из аптечных организаций без рецепта врача, что соответствует требованиям приказа МЗ РФ № 80 от 04.03.03 «Об утверждении отраслевого стандарта. «Правила отпуска и реализации ЛС в аптечных организациях. Основные положения».

В торговом зале имеется стеклянная витринная с зеркальной стенкой, в которой находятся косметические товары и мед.техника. В центре зала располагается гондола, на которой представлена парафармацевтическая продукция (косметика, чаи для похудения, сиропы и т.д.)

Имеются 3 холодильника:

- для хранения иммунобиологических препаратов

- для препаратов наружного применения

- для препаратов внутреннего применения

А также специальный холодильник с прозрачной дверцей для хранения минеральной воды.

Для препаратов, отпускаемых по рецептам, установлен специальный металлический шкаф с выдвижными полками на замке.

Рабочее место фармацевта, занятого отпуском:

1. АРМ - компьютерный терминал (системный блок, клавиатура, мышь, экран), лазерный сканер штрих-кодов, денежный ящик, фискальный регистратор (кассовый аппарат); электронные справочники.

2. На стойке размещены визитки, рекламная продукция, препараты безрецептурного отпуска (аскорбиновая кислота, гематоген, леденцы с витаминами, гигиенические помады и т.д.) в специальных контейнерах,

3. Банковский терминал для дебетовых карт системы VISA, Золотая корона, Master card;

4. Под кассой имеются выдвижные ящики, в которых находятся расфасованные товары, например Фервекс, Сенаде, Регидрон, а также часто спрашиваемые препараты, например корвалол, аспирин, активированный уголь, также располагаются информационные материалы для работников, лотки для канцтоваров и ключей, здесь же находится журнал дефектуры;

5. В ящике стола располагаются информационные материалы, журналы, рекламные проспекты, а также шприцы, бахилы и т.п.

Отпуск лекарственных средств по рецептам не отделен от отпуска безрецептурных лекарственных средств и осуществляется на одних и тех же рабочих местах.

Еще одной особенностью лекарственных препаратов является их хранение.

В аптеке хранение осуществляется в соответствии с МЗ СР РФ № 706 н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» от 23 августа 2010. Препараты хранятся как в материальной комнате в шкафах, так и в торговом зале на витринах, стеллажах, в шкафах, холодильниках и т.д.

Товары размещается по местам хранения в соответствии со своими физико – химическими свойствами, видами ЛФ и фармако – терапевтическими группами. ИМН хранятся раздельно по группам: резиновые изделия, изделия медицинской техники, перевязочные средства и вспомогательные материалы.

К косметическим средствам не предъявляется особых требований по хранению, в отличии от ЛП и это снова подтверждает специфичность данного вида товара.

Каждый человек является потребителем ЛС, за счет этого фарм. рынок является долгое время устойчивым и имеет высокий потенциал для роста, также ЛП имеют высокую научную и финансовую емкость, т.к. для разработки нового ЛП затрачивается 10 и более лет. При разработке нового препарата предприятию дается патент на 5 лет, за счет этого происходит стимулирование разработки новых оригинальных препаратов.

Особенности отпуска ЛП из аптеки: При отпуске препарата работник 1го стола обязательно дает консультацию покупателю о правилах хранения ЛП в домашних условиях, о правилах приема ЛП и конечно отвечает на все интересующие покупателя вопросы по препарату.

Реклама ЛП регламентируется ФЗ № 61. "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010г. Согласно проводимому анкетированию реклама для 89% респондентов не является достоверным источником информации, но при этом 77% опрошенных признаются, что на выбор ЛП реклама оказывает существенное влияние. Поэтому считаю, что реклама должна максимально соответствовать требованиям нормативных документов. В торговом зале аптеки рекламы очень мало, при этом та, что есть, распространяется лишь на препараты безрецептурного отпуска, препараты рецептурного отпуска рекламируются в специальных медицинских изданиях, либо их рекламируют торговые представители.

Маркировка ЛС также является их отличительной особенностью и регламентируется ФЗ № 61. "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010

все препараты поступающие в аптеку при приемке проверяются на их вторичной упаковке наличие соответствующей маркировки. В процессе приемки товара проверяла наличие МНН или химического и торгового наименования серии, срока годности, штрих-кода, дозировку или концентрацию и количество доз в упаковке, а также дополнительно способ применения, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи. Препаратов, на которых была не соответствующая маркировка, не встречала.

Заключение.

Специфичность ЛП как товара явно видна при сравнении отдельных требований к препаратам и ЛКС. Фармацевтическая деятельность очень жестко регулируется государством в сфере обращения ЛС, регулирование заключается в государственной регистрации, сертификации, декларирования, стандартизации ЛС, обязательном лицензировании. Государство регулирует цены на ЛС, входящие в список ЖНВЛС.

При проведении анкетирования приоритетным фактором при выборе ЛП для большинства респондентов является его эффективность, на втором месте безопасность, на третьем месте цена ЛП, на четвертом месте известность и на пятом месте удобство ЛФ. Для того чтобы препарат был эффективным и безопасным и доступным каждому, любая деятельность связанная с оборотом ЛП регламентируется соответствующими документами и подвергается обязательному контролю.

Исходя из данных анкеты, можно сделать вывод, что большинство людей занимаются самолечением, что опасно для их здоровья, поэтому вся ответственность за здоровье ложится на фармацевтического работника, поэтому он должен отвечать всем требованиям квалифицированного специалиста. Должен знать всю необходимую информацию о препаратах, постоянно обновлять свои знания в области фармации и медицины, знать все нормативные документы, регламентирующие фармацевтическую деятельность.

С учетом особенностей и специфики лекарственных средств как особого товара, непосредственно влияющего на состояние здоровья нации, на обращение лекарственных средств налагаются определенные, зачастую достаточно жесткие ограничения, выражающиеся в необходимости обязательного лицензирования субъектов обращения лекарственных средств, в особом порядке допуска к фармацевтической деятельности, государственном регулировании цен на некоторые категории лекарственных средств и ряд других ограничений. Указанные ограничения, кроме, пожалуй, государственного регулирования цен, на мой взгляд, полностью оправданы спецификой рассматриваемой сферы деятельности и задачами государства по обеспечению должного контроля за качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных средств.

Список литературы

1. Ify.ru: Охотник за бизнес идеями. Бизнес идея: как открыть свою аптеку? [электронный ресурс]:/ - Электрон. дан.- Режим доступа:http://www.ify.ru, свободный.

2. ФЗ № 61. "Об обращении лекарственных средств" - введ. 12 - 04 - 2010. –М.: Юрид. лит., 2010.

3. Учебное пособие по медицинскому и фармацевтическому товароведению.[электронный ресурс] для студентов. фарм. факульт.- Электрон.текстовые дан.

4. Википедия: Свободная энциклопедия.[электронный ресурс]:/ - Электрон. дан.- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org, свободный.

5. Лекции по управлению и экономике фармации. 4 курс. – О.:2010.

6. Випс- медиа: Статья «Упаковка для лекарственных препаратов. Требования, конструктивные особенности применительно к GMP». [электронный ресурс]:/ - Электрон. дан.- Режим доступа: http://www.vipsmed.ru/, свободный

7. Столыпин В.Ф к.х.н., Гурарий Л.Л к.х.н. Требования GMP к упаковке. Часть 1.// Промышленность. – 2004.- № 10. – 92с.

8. ФЗ № 38. «О рекламе» - введ. 13 – 03 – 2006. – М.: Юрид. лит., 2006.

9. Zdrav.ru: Профессиональное сообщество медицинских руководителей. [электронный ресурс]:/ - Электрон. дан.- Режим доступа:http://www.zdrav.ru/, свободный.

10. Консультант плюс.[электронный ресурс]:/ - Электрон. дан.- Режим доступа:http://www.consultant.ru/, свободный.

11. XVI Всероссийская конференция: «Аптечная сеть России 2011». Пересмотр и принятие новых нормативных правовых актов по фармацевтической деятельности и видам деятельности, связанным с оборотом НС, ПВ и их прекурсоров.- /Николаева Н.М./ – Департамент развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники Минздравсоцразвития России.- /презентация.- 2011.

12. Пр.№ 706 н. «Об утверждении правил хранения ЛС»- введ. 23 – 08 – 2010. – М.: Юрид. лит., 2010.

13. Пр. № 382 «Об утверждении инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств» - введ.15 – 12 – 2002. –М.:Юрид. лит., 2002.

14. ФЗ № 3. «О наркотических средствах и психотропных веществах»-введ. 10 – 12 – 1997. –М.:Юрид.лит., 1997.

15. ПП № 681. «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ»-введ. 30 – 06 –1998. –М.: Юрид.лит., 1998.

16. ПП № 892.«Об утверждении правил допуска лиц к работе с НС и ПВ»-введ. 06 –08 – 1998. –М.: Юрид.лит., 1998.

17. ПП № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности»-введ. 06 – 07 – 2006. –М.: Юрид.лит., 2006.

18. Приказ РЭК Омской области № 21/9 «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства»- введ. 27 – 02 – 2010. – М.:Юрид.лит., 2010

19.Государственный реестр лекарственных средств [электронный ресурс]:/ - Электрон. дан.- Режим доступа: http://grls.rosminzdrav.ru/, свободный.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...