Теоретические основы исследования семейных взаимоотношений
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 1. 1 Роль семьи в жизни человека и сиблинговая диада Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное. С одной стороны, это социальный институт, регулирующий на юридическом уровне права и обязанности мужчины и женщины в браке, а также их права и обязанности в отношении детей, если таковые имеются [Зацепин 1991: 114]. С другой стороны, это малая социально-психологическая группа, где становление, функционирование и распад строятся на межличностном отношении в плоскостях брака, кровного родства, усыновления или удочерения. Детерминированность и согласованность ценностных ориентаций, установок, мотивов и действий в семье определяет успешность ее развития. При этом семья выполняет целый ряд важных функций в жизни человека. Первая функция – создание нового члена социума. Это одна из немногих функций семьи, которая остается неизменной во времени даже при нестабильной динамике всех прочих факторов в данной области. Рождение, содержание и социализация ребенка являются общественно значимыми процессами, которые происходят без психологического давления на родителей, что подтверждает гипотезу о том, что у общества имеется потребность в продолжении рода и создании макро- и микросоциума [Кон 1967: 89]. Вторая функция – хозяйственно-бытовая. Ее реализация способствует удовлетворению материально-физиологических потребностей человека, таких как потребности в пище, одежде, крове, ведении домашнего хозяйства, восстановлении сил, сохранении и укреплении здоровья [Басов 2016: 74]. Третья функция – экономическая. Она предполагает удовлетворение потребностей в улучшении благосостояния и ведении семейного бюджета с целью материальной поддержки ее членов [Басов 2016: 74].
Четвертая функция – воспитание – подразумевает под собой формирование личности под влиянием членов семьи. Данная функция позволяет найти самореализацию в лице младших ее членов и поддержку в виде знаний и опыта в лице старших [Гурко 1995: 95]. Пятая функция – социализация. Во взаимосвязи с иными функциями она позволяет, «благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости», развивать морально-этические ценности и индивидуальные качества личности, а также знакомит с социальными ролями, присущими той или иной обстановке [Институт семьи…: электр. ресурс]. Шестая функция – социального контроля. Ее реализация предполагает регламентацию поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, поощрение в случае выполнения обязанностей и санкционирование в случае нарушения моральных норм поведения [Гурко 1995: 95]. Седьмая функция – эмоциональная. Она основывается на удовлетворении потребности в чувстве психологического комфорта, любви, уважении, признании, поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию личности и несет в себе психологическую терапию в случае дисбаланса психического здоровья [Гурко 1995: 95]. Восьмая функция – рекреационная. Она совмещает в себе потребности личности в духовном общении и совместной деятельности, взаимопонимании и взаимном обогащении [Гурко 1995: 95]. Девятая функция ‒ сексуально-эротическая. Данная функция основывается на удовлетворении сексуальных потребностей личности и регулирует ее сексуальное поведение [Гурко 1995: 95]. Высокая значимость семьи для человека обусловлена тем, что с рождения и весь период становления до уровня зрелой личности он проводит в окружении семьи. Вне зависимости от наличия или отсутствия кровных уз, семья как узкий социальный круг оказывает весомое влияние на формирование характера и линий поведения. Обогащение и развитие происходит посредством передачи социального опыта от старшего поколения к младшему. При этом взаимодействие всех иерархических уровней семьи оказывает влияние на каждого из его участников. Так, М. Мид выделяет 3 типа отношений в рамках различия поколений: постфигуративные (младшие учатся у старших); кофигуративные (все учатся у сверстников), префигуративные (старшие учатся у младших) [Мид 1988: 56].
Например, наличие эмоциональной связи у ребенка с родителями предопределяет наличие желания быть похожим на них или же отсутствие такового. Отсутствие эмоциональной связи также может сказываться на личности как младшего, так и старшего члена семьи, и рассматриваться как конструктивная либо деструктивная автономность личности от социума, из которого она происходит. Так, иногда отсутствие взаимодействия между членами семьи может провоцировать у ее члена апатию, чувство одиночества, недостаток любви, внимания, понимания и вести к серьезным нарушениям личности. С другой стороны, принадлежность к обществу помогает личности ощутить безопасность, покой, поддержку и уверенность в себе. В данном случае поддержание границ играет приоритетную роль в специфике формирования социальных связей индивида в дальнейшем на других уровнях и плоскостях социального взаимодействия. В рамках исследования особый интерес для изучения взаимодействия в рамках семьи представляет сиблинговая связь как симбиоз братьев и/или сестер в условиях иерархической зависимости. Учитывая специфику получения опыта, как правило, с первыми детьми родители оказываются более строгими, их ожидания высоки, а правила воспитания устанавливаются с опорой на специализированную литературу, мнение опытных людей и собственные наблюдения. Не всегда данная система оказывается логически обоснованной и равномерно управляемой в виду так называемого «метода проб и ошибок». Тогда как к моменту появления последующих детей родитель уже обладает необходимыми знаниями, навыками и умениями, чтобы усовершенствовать процесс обучения и воспитания младшего ребенка. Психологически родители могут быть в значительной мере расслабленными в виду наличия определенного опыта, ими больше не руководит безотчетный страх. В итоге ребенку дают больше свобод, проявляют больше внимания и снижают ожидания по отношению к нему.
Существует и обратная тенденция. Первый ребенок может рассматриваться родителями как долгожданный результат жизни в браке. Как правило, старшие дети в таких семьях воспитываются с большой любовью, заботой и вниманием. При этом его появление, как и столкновение со всем новым, сопряжено с беспокойствами, стремлением опекать, направлять и владеть информацией о нем со всех точек зрения. К младшим же относятся более спокойно и реалистично, так как супруги уже успели освоиться в социальной роли родителей и осуществляют самореализацию через младшее поколение, при этом не затрагивая в значительной степени промежуточное. Безусловно, также важны такие факторы, как желанность/нежеланность ребенка, предпочтение одного из родителей относительно определенного пола детей, готовность к изменениям в привычной модели жизни. Вышеприведенные факты объясняют, почему одни братья и/или сестры образуют значимые и долговременные привязанности, а другие испытывают холодность друг к другу и стремятся к реорганизации своей жизни в семье. А. Адлер первым заметил, что позиция личности по отношению к своим сиблингам или сиблингу имеет большое значение для всей его последующей жизни. Она определяется количеством детей в семье, их гендерной принадлежностью, полом и разницей в возрасте, при этом отмечается, что малое расстояние во времени между рождением детей положительно влияет на наличие у них взаимосвязи. Чем больше промежуток в возрасте между сиблингами, тем значительнее и ярче их соперничество [Adler 1929: 14]. Всего принято выделять несколько формальных позиций: старший ребенок, младший ребенок, средний ребенок, единственный ребенок, близнец. Каждая из этих позиций характеризуется определенной стратегией поведения, спецификой ожиданий, взаимодействия и функционирования человека в социуме.
В исследовании рассматривается бинарная оппозиция сиблингов по критерию «старший-младший», поэтому далее приводится общая специфика взаимодействия братьев и/или сестер, соответствующих ему. В первую очередь рассмотрим, с чем сопряжена разница в возрасте. Если оба ребенка находятся в одной социальной фазе, например, оба являются школьниками или оба являются дошкольниками, расхождение в социально-деятельностном наполнении повседневной жизни находится на низком уровне, что означает наличие меньшего количества конфликтов на этой почве. В то же время, оба ребенка могут стремиться к получению родительской любви, заботы, внимания и участия, ожидать признания собственных достижений, хотят, чтобы родители подчеркнули его исключительность. Упрочнение собственной идентичности может сопровождаться различием в поведении детей, например, если один ребенок активный, другой становится пассивным. Если, например, один ребенок дошкольного возраста, а второй – школьник, для младшего старший является непостижимым идеалом и конкуренция кажется невозможной. На этом этапе различия старший проявляет большую самостоятельность, у него появляется новая сфера деятельности и социальный круг вне семьи. Он менее зависим от родителей, при этом по-прежнему нуждается в поддержке и одобрении. Младший стремится быть похожим на старшего, имитирует независимости и старается приобщиться к тем изменениям, которые привнесла в жизнь старшего школа. Как правило, дети могут конфликтовать в том аспекте, что старший отстаивает позицию «взрослого», а младший ждет от него взаимодействия и возможность включиться в деятельность. Если оба ребенка – школьники, но один младшего школьного возраста, а второй – подросток, могут также формироваться отличные от упомянутых модели поведения. Подростковый возраст характеризуется стремлением к самостоятельности, развитию физических и волевых качеств, принадлежности к социуму, объединенному схожими с индивидом интересами, отстраненностью от всего, что кажется ребенку лишним, и сосредоточенностью на целях. Поведение при этом носит ребяческий характер и оценивается как незрелое. В вопросе взаимоотношений с сиблингами старшие подростки, склонные к агрессии, отчужденности и ограничению всего, что их интересует, раздражаются из-за назойливого внимания младших братьев или сестер. Если же подросток отличается открытой сенситивностью, болезненно переживает изменения, которыми характеризуется пубертатный период, внимание младшего ребенка в семье воспринимается им как необходимое выражение любви, поддержки и понимания. Такой тип людей, как правило, сильно привязан к своим сиблингам.
Если же подростком является младший из сиблингов, старший брат или сестра принимает на себя роль родителя. Старший сравнивает поведение младшего со своим и выставляет рамки его действий, которые, по его мнению, приведут к положительным тенденциям в воспитании. Стоит также отметить, если дети противоположного пола, негативная реакция их на какие-либо события не столь драматична, поскольку отсутствует прямое сравнение и соперничество. Нередко наблюдается зеркальное повторение черт сиблинга, например, у девочки при положительном взаимодействии с братом может наблюдаться маскулинное поведение, у мальчика при постоянной поддержке сестры может наблюдаться феминное восприятие и поведение. Также существует модель, когда сиблинги ладят между собой и в полной мере отражают свои гендерные роли во взаимоотношениях. Немаловажно, что братские и сестринские узы имеют тенденцию ослабляться с течением времени, однако они находят отражение во взаимоотношениях с партнерами в будущем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|