Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тактические особенности проведения процессуальных действий при расследовании преступлений совершенных несовершеннолетними




 

Одним из важных и наиболее сложных следственных действий, по нашему мнению, являются допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого. Суть допроса заключается в том, что следователь, принимая разнообразные тактические приемы, побуждает допрашиваемого дать показания об обстоятельствах, прямо или косвенно связанных с расследуемым преступлением. Сообщенные сведения следователь протоколирует, чтобы в дальнейшем они могли бы быть использованы в качестве доказательств (ст.83 УПК РФ).

Общее правило проведения допроса содержится в ст.189 УПК РФ. По общему правилу следователь проводит допросы и другие следственные действия в месте предварительного расследования.

Особенности допроса отдельных участников уголовного судопроизводства (свидетеля) с учетом специфики процессуального положения допрашиваемого специально оговариваются в соответствующих статьях УПК. Перед началом допроса следователь должен удостоверить личность вызванного на допрос, ознакомившись с его паспортом (в настоящее время паспорта граждан России выдаются по достижении 14 лет).

Затем допрашиваемому разъясняются его права, ответственность, а также порядок допроса. Допрос лица, не владеющего языком судопроизводства, обязательно проводится с участием переводчика.

В начале допроса следователь должен выяснить необходимые данные личности допрашиваемого, убедиться в наличии или отсутствии факторов, способных влиять на его позицию в уголовном деле, ознакомиться с его показаниями. Допрашиваемому могут быть заданы вопросы о его состоянии (физическом, психологическом, моральном) в момент получения сведений, относящихся к предмету допроса.

Если следователь располагает данными о неустойчивости психики несовершеннолетнего, его пугливости, застенчивости, робости, то он может принять решение о производстве допроса в привычной для подростка обстановке, например, по месту его жительства или учебы. Это облегчает установление с ним психологического контакта и получение полных, развернутых показаний. С самого начала следствия подросток должен чувствовать, что следователь видит в нем равноправного человека, относится к нему как к личности, обладающей правом на определенную самостоятельность.

Необходимо помнить, что у подростков симпатии и антипатии возникают с первой встречи, а с ними – доверие или настороженность, расположение или активное противодействие. Встретив искренне внимание и интерес к себе, подросток охотнее рассказывает о своей жизни, своих положительных качествах, условиях, способствовавших совершению преступления, о совершенном преступлении, в частности, своей роли в нем.

Существенное значение может иметь время проведения следственного действия. Так, при отсутствии острой необходимости не следует вызывать несовершеннолетнего в часы занятий, а при его нахождении под стражей – во время, отведенное для обеда или прогулки. Кроме того, следственное действие с участком несовершеннолетнего лучше проводить не более 45 мин, поскольку затем подросток устает, его внимание рассеивается.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 ч, а в общей сложности более 4 ч в день. В допросе может участвовать защитник, который вправе задавать допрашиваемому вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Категорически запрещается получать показания допрашиваемого с помощью насилия, угроз и иных незаконных мер. Запрет задавать наводящие вопросы предполагает недопустимость поставить перед допрашиваемым такие вопросы, которые содержат в себе подсказку ответа, буквально наводят допрашиваемого на устраивающие следователя ответы, позволяют ему использовать в своих показаниях сведения почерпнутые из вопроса следователя.

В случае необходимости допрашиваемому могут быть заданы вопросы о происхождении предметов (объектов), предъявляемых ему следователем в ходе допроса. С целью напомнить допрашиваемому обстоятельства, в связи с которыми он вызван на допрос, устранения противоречий в его показаниях и показаниями других допрашиваемого и его ответов на уточняющие и последующие вопросы может фрагменты наказаний обвиняемых, подозреваемых, потерпевших или других свидетелей, демонстрировать иные доказательства.

В процессе допроса могут применяться различные тактические приемы и рекомендации юридической психологии. Например, если контакт с подростком затруднен, можно использовать прием, при котором следователь сам сообщает подростку сведения, которыми он располагает, и предлагает допрашиваемому исправить неточности, объяснить противоречия, дополнить информацию, прокомментировать ее. При этом сразу же определяются темы, о которых подросток говорит легко и свободно, на которые эмоционально реагирует. Применение приемов, основанных на обмане и введение допрашиваемого в заблуждение, недопустимо. Далее с согласия свидетеля нельзя применять гипноз, психотропные вещества.

В допросе подозреваемого, обвиняемого, не достигших 16 лет либо достигших этого возраста, но страдающих психическими расстройствами или отставанием в психическом развитии, в обязательном порядке участвует психолог или педагог. Прокурор, следователь, дознаватель обеспечивают их участие в допросе по ходатайству защитника или по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения допрашивающего задавать вопросы несовершеннолетнему, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания по правильности и полноте, сделанных в нем записей (ст.425 УПК РФ).

При подготовке к допросу, очной ставке, проведению других следственных действий с участием несовершеннолетних следователь должен решить вопрос о необходимости и целесообразности использования технико-криминалистических средств фиксации.

Фотографирование, аудио- и (или) видеозапись прохождения допроса могут быть использованы для удовлетворения законности получения показаний, соблюдения правил допроса, обеспечения прав допрашиваемого при проверке показаний в судебном заседании.

Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых обусловленные следующими характеристиками рассматриваемых субъектов: 1) особым статусом участника уголовного судопроизводства (подозреваемый, обвиняемый); 2) возрастной категорией.

В соответствии с ч.1 ст.46 УПК РФ подозреваемый определяется как физическое лицо, в отношении которого на основании данных о его причастности к совершению преступления прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем принято одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, о задержании, о применении меры пресечения до предъявления обвинения.

Факт признания лица подозреваемым в том числе представляет следователю возможность вызывать и допрашивать это лицо в качестве подозреваемого. Часть 2 ст.46 УПК РФ говорит о праве подозреваемого на дачу объяснений и показаний по поводу имеющегося в отношении подозрения, а также о праве на отказ от дачи объяснений и показаний.

Подозреваемый в соответствии с ч.4 ст.46 УПК РФ имеет право пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела либо с момента фактического задержания.

Подозреваемый не вправе не явиться на допрос, но вправе, как было отмечено выше, отказаться от дачи показаний.

Подозреваемый может быть допрошен не позднее 24 часов с момента вынесения в отношении него постановления о возбуждении уголовного дела или с момента его фактического задержания.

Часть 1 ст.47 УПК РФ определяет обвиняемого как лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого или в отношении которого вынесен обвинительный акт. Как и у каждого участника уголовного судопроизводства, у обвиняемого существует особое положение прав и обязанностей.

В число прав обвиняемого входит право дать показания по существу предъявленного ему обвинения, а также отказаться от дачи показаний обвиняемому разъясняется право не свидетельствовать против себя самого, запрещенное в ст.51 Конституции РФ, а также сообщается, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу.

Статья 173 УПК РФ в ч.1 устанавливает, что обвиняемый подлежит допросу немедленно после предъявления ему обвинения, а в ч.4 запрещает повторный допрос обвиняемого по тому же обвинению в случае его изначального отказа от дачи показаний за исключением ситуаций, когда обвиняемый сам просит предоставить ему такую возможность.

В структуру УПК РФ включена гл.50 "Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних", содержащая перечень норм об особенностях производства по уголовным делам в отношении этой категории лиц.

Например, повышенная юридическая защита несовершеннолетних в уголовном процессе выражается в том числе в двойном представительстве их интересов: ч.1 ст.51 УПК РФ устанавливает требование об обязательном участии защитника в делах о преступлениях несовершеннолетних; ст.48 УПК РФ – об обязательном участии законных представителей несовершеннолетних, которые допускаются к участию в уголовном деле с момента первого допроса несовершеннолетнего, в качестве подозреваемого или обвиняемого. Защитник допускается в процесс с момента возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, его задержания и ареста.

Современная массовая культура способствует тому, что духовный уровень и духовные запросы большинства развивающихся молодых людей находятся на низком уровне, сосредоточены в среде материального мира и развлечений. Соответственно, сознание молодых людей находится на невысоком уровне, а вместе с ним и те принципы, понятия и суждения, которые в совокупности формируют личность человека.

Возведенная в особый культ романтизированная и приукрашенная жестокость, понижение роли православия или регулирующего и сдерживающего свода правил, сугубо материалистическая монгольность современного общества формируют в развивающейся личности все те негативные характеристики, которыми на сегодняшний день отличается преступность несовершеннолетних – дерзость, цинизм, крайняя агрессивность и жестокость.

При анализе личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого безусловно необходимо учитывать фактор пола. Отметим, что особенности личности несовершеннолетней подозреваемой, обвиняемой обусловлена прежде всего тремя группами факторов:

- биофизиологическими (показатели силы, выносливости и т.д.);

- нравственно-психологическими;

- социально-ролевыми (специфика характерных черт образа жизни и традиционных социальных ролей в обществе).

Одним из немаловажных условий эффективного проведения допроса несовершеннолетних подозреваемы, обвиняемых является его организация и подготовка, включающая:

- изучение материалов уголовного дела;

- изучение личности допрашиваемого;

- определение способа вызова на допрос, места и времени его проведения;

- определение круга участников допроса;

- разработка основного плана допроса, а также запасных планов в зависимости от личности допрашиваемого, характера совершенного преступления, возможных соучастников и иных факторов.

Подробнее остановимся на трех элементах подготовки к допросу: изучение материалов уголовного дела, изучении личности допрашиваемого и подготовке плана допроса.

Во многом эффективность допроса несовершеннолетнего зависит от степени владения следователем информацией по обстоятельствам дела.

Хорошее знание следователя материалов дела, ориентирована в деталях события, именах (а не ознакомление с ними во время допроса), как правило, вызывают у несовершеннолетнего подозреваемого, предположение, что следователю уже все известно, и это имеет тактическое значение.

Изучение личности направлено в первую очередь на получение такой информации, при помощи которой можно прогнозировать поведение данного лица на допросе – будет ли оно давать показания и какие.

Эти данные, в частности, помогут следователю составить наиболее эффективный основной план допроса, а также разработать должные варианты с учетом в том числе и особенностей личности допрашиваемого.

В предмет изучения личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого входят как его личностные характеристики (характер, взгляды, интересы, тип темперамента, способ мышления, набор потребностей, эмоциональность, интеллект, степень волевых характеристик и т.д.), так и характеристика окружающей социальной действительности, влияющей на его развитие (семья, учебное заведение, работа, друзья).

При изучении личности несовершеннолетнего значительную помощь может оказать допрос родителей подростка либо лиц, их заменяющих. Как правило взгляд этих людей на личность детей субъективен, но несмотря не это можно составить представление об объективной социальной среды, в которую погружен подросток.

Результаты проведенного нами изучения материалов уголовных дел показали, что 88 % родителей дали положительную характеристику своим детям, 5% отрицательную, 4% родителей не предоставили применимой в интересах следствия информации о личности ребенка и в 3% случаев родители не были допрошены по данным обстоятельствам.

План допроса составляется следователем с учетом обстоятельств совершенного преступления, имеющейся на текущий момент информации, данных об особенностях личности допрашиваемого.

Для опытных следователей в ситуации допроса лица, изначально не имеющего намерений предоставлять какие-либо обстоятельства дела, план может представлять собой простой перечень вопросов.

В ином случае план представляет собой алгоритм получения информации от допрашиваемого, в котором должен быть определен предмет допроса – обстоятельства, подлежащие выяснению. По каждой группе обстоятельств формулируются вопросы, устанавливается очередность их постановки, отмечаются соответственные материалы дела.

На стадии планирования для следователя крайне важной бывает изученная им раннее информация об обстоятельствах дела и о личности несовершеннолетнего. По каждой группе обстоятельств формулируются вопросы, устанавливается очередность их постановки, отмечаются соответствующие материалы дела.

Представление о линии поведения допрашиваемого, которое сформировалось на основе изученных данных, профессионального опыта следователя, ложится в основу основного плана допроса.

С процессом формирования представлений о возможных линиях поведения допрашиваемого тесно связано понятие "рефлексия" - мыслительный процесс, касающийся интонации размышлений и действий оппонента, а также анализа собственных рассуждений и выводов. Превосходство в уровне рефлексии является важным фактором победы в противодействии любого рода, в том числе в следственной деятельности.

В отдельных случаях, связанных со сложностью допроса, обусловленной особенностями личности допрашиваемого, необходимо решить вопрос о тактической комбинации будет степень осведомленности допрашиваемого об интересующих следователя фактах и событиях, а также готовность сообщить эти сведения следователю.

Основной предпосылкой эффективности допроса является наличие психологического контакта между следователем и допрашиваемым.

Результатом удачного установления психологического контакта между следователем и допрашиваемым является возникшее у несовершеннолетнего ощущения спокойствия, справедливости и доверия к следователю.

К сожалению, у рода следственных работников укоренилось мнение о необходимости "давления" на подростка как наиболее эффективном приеме получения правдивых показаний. Данные профессиональные предрассудки вызваны прежде всего недостаточным уровнем понимания специфики работы с несовершеннолетними.

Рассмотренные нами особенности проведения допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, прежде всего с точки зрения подготовки к допросу и установлению психологического контакта между следователем и допрашиваемым подростком, позволяют сформулировать следующие выводы:

- важным фактором эффективности допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых являются качественно проведенные подготовительные мероприятия по изучению обстоятельств дела, а также личности несовершеннолетнего;

- помимо основного плана допроса, выстроенного на основе предполагаемой модели поведения допрашиваемого поведения подростка, следователю необходимо подготовит запасной план проведения допроса, учитывающий, противодействие, оказываемое несовершеннолетним следователю, или иные обстоятельства повлиявшие на изменение линии поведения подростка по сравнению с изначальными ожиданиями следователя;

- непосредственно в ходе допроса для следователя чрезвычайно важно установить психологический контакт с допрашиваемым подростком, налаживанию которого способствуют качественно выполненные описанные нами подготовительные мероприятия, а также высокие профессиональные и человеческие качества следователя.

К очной ставке при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо относиться с большей осмотрительностью, проводя ее в исключительных случаях. На участие в очной ставке подростки идут крайне неохотно. Основные мотивы при этом: прослыть предателем и боязнь возмездия. Проведение очной ставки обычно полностью нарушает психологический контакт, установившийся между следователем и подростком. Главное же заключается в опасности того, что он изменит свои показания под влиянием другого участника, в особенности если этот другой – взрослый соучастник преступления.

Подростку порой трудно разобраться в сложной ситуации, и когда взрослый даже после очной ставки продолжает отрицать вину свою, это может серьезно поколебать позицию подростка, привести к смене своих показаний, даже без каких-либо видимых угроз со стороны взрослого.

Не менее сложны очные ставки и между самими несовершеннолетними. Изобличающие показания подростка другой участник обычно объясняет плохими взаимоотношениями, которые существуют между ними.

Если есть возможность устранить противоречия в показаниях несовершеннолетних обвиняемых и других опрошенных лиц иным путем, не прибегая к очной ставке, следователь должен воспользоваться этой возможностью. Противоречия могут быть устранены анализом собранных доказательств, истребованием необходимых документов, проведением следственных действий (следственных экспериментов, проверкой показаний на месте и др.).

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого, свидетеля, как указывалось, может быть зафиксирован на фонограмме и продемонстрирован лицу, показания которого находятся с ним в противоречии.

Осмотр места происшествия.

Преступления несовершеннолетних относятся к категории, по которой осмотр места происшествия – первоначальное следственное действие. Квалифицированный осмотр позволяет выявить и зафиксировать обстоятельства, свидетельствующие о том, что преступление совершенно подростком.

В следах изнасилования, убийства, вандализма, хулиганства проявляются такие личностные качества несовершеннолетних, как жестокость, цинизм, дерзость, садизм.

Задержание несовершеннолетнего и заключение его под стражу должно применяться лишь в исключительных случаях (ст.399 УПК РФ), при наличии оснований, предусмотренных ст.91, 92 УПК РФ. Правильное решение этого вопроса требует оценки тяжести сделанного и особенностей личности подростка. При этом учитываются его действия после совершенного преступления, опасность рецидива, возможность и намерение скрыться от следствия. Принимаются в расчет и дерзость преступных действий, направленность умысла и продуманность содеянного, повторность совершения преступления, наличие прочных связей с криминальной средой и др.

Далее подростку объясняют, почему он задержан и будет содержаться под стражей, разъясняют его права и обязанности.

Одной из процессуальных гарантий, обеспечивающих охрану прав и интересов несовершеннолетних правонарушителей на предварительном следствии, является норма ст. 98 УПК РФ об избрании меры пресечения.

Обыск по делам несовершеннолетних является средством решения трех важных задач: а) обнаружение похищенного, орудий и средств преступления, одежды и обуви, в которых подросток его совершал, следов преступной деятельности; б) переписки, записных книжек, дневников, позволяющих выявить ближайшее окружение подростка, круг его интересов; в) сбор информации об условиях жизни (учебы, работы) и воспитания подростка.

При обыске, как правило, должен присутствовать законный представитель обвиняемого (подозреваемого). Если его присутствие невозможно, то приглашается представитель жилищного управления или местного органа управления. При обыске в общежитии или по месту работы присутствует воспитатель или представитель администрации. Перед началом обыска подростку и проживающим (работающим) с ним лицам предлагается добровольно выдать искомые объекты. Учитывая, что довольно часто подростки совершают такие кражи (в том числе в своей среде), целесообразно выяснить, нет ли у них вещей, им не принадлежащих. Выдача таких вещей позволяет вскрыть другие преступления.

Обычно подростки прячут похищенное на чердаках, в подвалах, сараях, заброшенных зданиях. Однако безразличное отношение со стороны родителей, отсутствие контроля делают возможным хранение похищенного дома.

При совершении грабежей, разбойных нападений, подростки нередко завладевают разными предметами, представляющими для них особый интерес: брелки, цепочки, браслеты, пояса, часы и т.д. Эти вещи могут открыто находиться в комнате подростка, быть на нем. Поэтому обыск в помещение должен сочетаться с личным обыском, осуществленным по общим процессуальным правилам.

Если предметом обыска является одежда и обувь подростка или похищенная им, необходимо допросить родителей в соседнем помещении, какая одежда и обувь принадлежит ему, какая его братьям (сестрам), взрослым лицам.

При обнаружении объектов подозрительного происхождения целесообразно здесь же выяснить, как они оказались в доме.

В процессе обыска могут быть обнаружены предметы, свидетельствующие об участии в преступной акции наряду с подростком и взрослых лиц: профессионально изготовленные отмычки, орудия преступления, вещи, которые подростки обычно не похищают.

Как отмечалось раннее, одна из задач обыска – получить информацию о личности подростка, его интересах, условиях жизни, воспитания.

В ходе обыска могут быть выявлены обстоятельства, свидетельствующие об употреблении подростком спиртных напитков, наркотиков, предметы порнографии (книги, видеозаписи и т.п.), записи и произведения нецензурного характера.

Обыск на рабочем месте проводят при наличии данных о том, что подросток хранит там похищенного или орудия преступления либо заготовил холодного или орудия преступления либо заготовил холодного или огнестрельного оружия, взрывных устройств и т.п. Не исключены ситуации, когда подобные предметы хранятся в шкафах и тумбочках других лиц.

Если в результате преступления нанесен материальный ущерб, то одновременно с производством обыска налагается арест на имущество, как подростка, так и его родителей или лиц, их заменяющих.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего.

Несовершеннолетних, отличающихся развязным, хулиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной обстановке. Лучше, если следователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, помогает изменить манеру поведения.

Свидетелей и потерпевших, не характеризуемых отрицательным поведением, целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке. Это будет меньше травмировать их, способствовать установлению психологического контакт.

Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала допроса разъясняется необходимость давать правдивые показания, они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели потерпевшие старше 16 лет предупреждаются по полной форме.

Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля зависит от его возраста, индивидуальных особенностей и отношения к расследуемому событию. По последнему критерию могут быть выделены три категории свидетелей: 1) очевидцы преступления или иных связанных с ним событий; 2) подростки из числа соучастников, дело в отношении которых прекращено или они освобождены от уголовного наказания и принудительных мер воспитательного воздействия; 3) подростки из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого.

Независимо от того, к какой из указанных категорий относится свидетель, при подготовке к его допросу целесообразно по возможности выяснить некоторые индивидуальные его качеств отношение к сверстникам (чувство товарищества, нечестность, доброжелательность, злость), черты характера (лживость, упрямство, скрытность и т.п.), интересы, увлечения, взаимоотношения с участниками события.

Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания. Но для того, чтобы они их не изменили в силу забывчивости или внушения с чьей-либо стороны, их надо допрашивать как можно раньше. Тактические приемы преодоления трудностей допроса: а) активизация ассоциативных связей; б) "оживление" памяти путем предъявления доказательств; в) допрос или поверка показаний на месте происшествия.

При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведения досуга.

В категории этих свидетелей немало лиц, утративших нормальные связи с семьей, школой, трудовым коллективом. Они вышли из-под социального контроля и по своим устремлениям являются единомышленниками обвиняемого. При их допросе модно получить много ценной информации о совершенных ими или другими подростками правонарушениях, которые не выявлены следствием к данному моменту.

Следует учитывать и то, что проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными членами группы.

Свидетель может отмалчиваться и потому, что опасается возмездия за совершенные им проступки, которые еще не известны следствию. Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидетеля, следователь должен разъяснить ему, что хотя в его действиях нет состава преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия. Полезно при этом показать свидетелю на примере обвиняемого к чему может привести подобное поведение.

После допроса малолетнего составляется протокол с соблюдением требований ч.1 и 2 ст.160 УПК.

При вызове и допросе несовершеннолетнего потерпевшего соблюдаются те же процессуальные требования, что и для свидетеля (ст.161 УПК).

На правдивость показаний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягательства они находились в состоянии стресса, испытывали чувство страха, неадекватно воспринимали происходящее. К тому же они думали о том, как закончить происходящее, о самообороне и защите от посягательства.

Если было совершено половое преступление, то потерпевший (ая) может умалчивать о некоторых обстоятельствах или даже отрицать их.

Нельзя не учитывать также и то, что на потерпевшего оказывают влияние (угрожают, стараются подкупить) родные, близкие, друзья обвиняемого. Все это определяет формулирование задаваемых ему вопросов и помогает наметить пути последующей проверки его показаний.

Допрос лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних

В соответствии со ст. 296 УПК РФ должны быть выяснены причины и условия, способствовавшие совершению подростком преступления. В этой связи одним из обязательных действий является допрос родителей, законных представителей, педагогов, воспитателей, лиц, подозреваемых в вовлечение подростка в асоциальную и аморальную деятельность.

Допрос лиц, ответственных за воспитание подростка, должен охватывать вопросы его физического и психического развития, условий быта, учебы, труда, сведения о его близком окружении, увлечениях, интересах, времяпрепровождения.

В первую очередь из числа указанных лиц следователь вступает в контакт с родителями, в особенности если подозреваемый несовершеннолетний задержан и заключен под стражу.

Допрашивать следует обоих родителей, так как они могут по-разному относиться к проблеме воспитания их ребенка, быть неодинаково информированы о его жизни.

Для обеспечения полноты допроса лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетнего, целесообразно последовательно касаться вопросов, связанных со сведениями: о составе семьи, условиях для учебы и отдыха подростка, его успеваемости, круге товарищей, как и с кем он проводит свободное время, как родители контролируют свободное время подростка, как он учится и ведет себя в учебном заведении, по месту работы, по месту жительства, выпивает ли он, как давно, кем приучен к спиртному, другие потребности и интересы, проступки, совершенные раннее и принимаемые меры в школе, другом учебном заведении, дома; убегал ли из дома, уходил ли на ночь, как реагировали родители; отношения подростка с коллективом (школы, работы); отношение родителей друг к другу и к подростку; какой информацией они располагают о совершенном преступлении; содержание разговоров с подростком по этому поводу; времяпровождение в день, когда было совершенно преступление; поведение подростка после этого (если он не был задержан).

Практика расследования преступлений свидетельствует о том, что большинство родителей, несмотря на явную заинтересованность в судьбе их ребенка дают на следствии объективные показания.

Допрос педагогов, воспитателей (школ, профтехучилищ) позволяет получить данные об особенностях психофизического развития подростка, его характере, потребностях, интересах, связях, проявлениях возрастных особенностей.

Показания учителей и воспитателей обычно более объективны, чем родителей.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...