Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предложение товаров и его связь с потребительским спросом




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»

Кемеровский институт (филиал)

Кафедра экономики и управления на предприятии торговли

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономика отрасли (торговли)

 

специальность

080502-Экономика и управление на предприятии

(в торговле)

 

 

Тема: Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров.

 

 

Выполнил:                                                              Проверил:

Студент группы ЭУ-052                                         к.э.н., доцент

Рашкин Максим                                                      Сяглова Юлия

Владиславович                                                       Владимировна

Кемерово 2007г.


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения………………………………………………………………………4

1.1 Предложение товаров и его связь с потребительским спросом…………7

1.2 Основные тенденции изменения спроса и предложения потребительских товаров…………………………………………………….………...9

1.3 Прогнозирование общей емкости регионального рынка потребительских товаров и спроса на торговом предприятии………………16

2 Моделирование, оценка и прогнозирование покупательского спроса населения Кемеровской области…………………………………....................29

Заключение……………………………………………………………………...37

Список используемой литературы………………………………………….…38


Введение

 

Посетив любой рынок вы чувствуете, что суть рыночного процесса – купля-продажа товара. Главными действующими лицами здесь являются продавцы и покупатели. Поэтому понять закономерности работы рынка можно, только разобравшись в том, чем руководствуются на рынке покупатели и к чему стремится продавец.

В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на ко­нечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Поэтому вопросы изучения и прогнозирования спроса являются исходными и важнейшими инструментами организации маркетинговой дея­тельности в масштабах коммерческих фирм, а также регулиро­вания рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах.

Прогнозы потребительского спроса необходимы для разработки стратегий развития производст­венных и торговых предприятий, для выработки рациональной политики государственного регулирования товарного обращения.

Таким образом изучение спроса и предложения играет огромную роль в развитии предприятия и поддержания его конкурентоспособности, причем на всех уровнях: и на микро, и на макро. Что особенно важно в условиях развития нашего рынка.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ спроса и предложения на торговом предприятии. Эта тема очень актуальна в наше время. И очень важно научиться применять результаты исследований спроса и предложения на практике. Без информации о спросе и предложении не может обойтись в наше время, ни одно торговое предприятие.

Задачи работы определить наиболее важные аспекты изучения спроса и предложения для торгового предприятия ориентирующегося на покупателя в конкретном регионе.


Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СОДЕРЖАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА

 

Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и быта.

Различают общественные, коллективные и личные потребности. Последние делятся на два вида: общие и частные. Общие потреб­ности — это потребности людей в пище, одежде, жилье. Они рождаются вместе с человеком и существуют вечно. Частные по­требности людей, например в обуви определенной модели, опре­деленного цвета и т. п. — недолговечны. Вместо отмирающих каких-либо частных потребностей развивающееся производство дает человеку широкую гамму новых продуктов, расширяя круг его по­требностей. Этот процесс принято называть законом возвышения потребностей.

Частные потребности, взятые вне зависимости от современных возможностей производства, не имеют каких-либо рамок, т. е. они безграничны. Так возникает и существует вечное противоречие между безграничными потребностями людей и ограниченными в каждый момент ресурсами и технологическими возможностями их удовлетворения. Такое противоречие разрешается с помощью спроса, поскольку спрос — это потребности, вынесенные на рынок, за которым стоит соответствующий денежный эквивалент. Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос — это не деньги потребителей, а их потребности в товарах и услугах, ограни­ченные имеющимися у них денежными средствами.

В зависимости от степени удовлетворения различают реализован­ный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, из­расходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Кос­венными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей.

В зависимости от дифференциации ассортимента товаров или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос.

Макроспрос — это спрос на укрупненные группы товаров, на­пример на продовольственные или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары, а также спрос крупных социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города.

Микроспрос — это спрос на конкретный вид товара, спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших террито­риальных единиц.

В современной экономической литературе и на практике при­меняется также и другая классификация спроса: индивидуальный спрос отдельного потребителя и рыночный спрос, т. е. совокупный спрос потребителей на данном рынке, совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые или продаваемые товары.

Величина спроса, его структура и динамика формируются под влиянием огромного числа факторов, которые принято объединять в следующие группы:

1) предпочтения потребителей;

2) численность и состав потребителей на рынке;

3) уровень денежных доходов населения и их дифференциация;

4) уровень цен на товары, особенно на товары-заменители и товары-дополнители;

5) потребительские ожидания относительно возможных изме­нений доходов и цен на товары;

6)прочие факторы: национальные, географические, климати­ческие и др.

Первые две и шестая группы факторов спроса вытекают из определения, утверждающего, что основу спроса образуют потреб­ности потребителей в конкретных товарах. При наличии предпоч­тений потребителей относительно определенных товаров реша­ющее значение имеют уровень доходов потребителей и уровень цен на товары. При этом уровень доходов потребителей определяет не только общий объем спроса на товары, но и его структуру. Согласно закону Э. Энгеля (немецкого ученого, 1821-1896) по мере повы­шения уровня доходов потребителей улучшается структура спроса, т. е. потребности удовлетворяются более совершенными и добро­качественными товарами. Позже, в XX в. было установлено, что этот закон действителен не только для бедных и богатых семей, но и для бедных и богатых стран и регионов. Наиболее простой и распространенной мерой влияния изменения уровней доходов и цен на изменение потребительского спроса являются коэффи­циенты эластичности спроса.

Таким образом, потребительский спрос и лежащие в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конеч­ной целью всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы товарного обращения. Решающими факторами, определяющими и ограничивающими возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные доходы потребителей и цены на товары, точнее — соотношение между ними. Именно уровень и динамика соотношения доходов потребителей и цен на товары формируют основные тенденции развития потребительского спроса.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ СПРОСОМ

 

Одним из важнейших условий развития рынка и обращения товаров является предложение товаров, представляющее собой массу товаров, которая находится на рынке или может быть до­ставлена на него.

Предложение и спрос — две противостоящие друг другу и вза­имообусловленные категории рыночной экономики. Предложение формируется под воздействием населения, а спрос формируется и реализуется только при наличии предложения товаров на рынке. Их глобальные соотношения отражают определенный уровень развития экономики страны или региона. Например, в условиях рыночного равновесия, характерного для нормально развивающейся экономики, предложение товаров (П) равно объему спроса (С):

П = С.

При П < С имеет место неудовлетворенный спрос, характерный для товарно-дефицитной экономики. Он заставляет людей искать приложение своим деньгам не только с целью удовлетворения своих потребностей, но и под угрозой обесценивания денег. Выход из ситуации связан с увеличением объема предложения или повышения уровня цен на товары.

Превышение предложения над спросом (П > С) может быть ре­зультатом не только излишнего производства или импорта това­ров, но и непомерного вздувания цен, дефицита денег у населения при неудовлетворении многих его потребностей. Выход из данной ситуации связан со снижением цен на товары и услуги, расшире­нием платежеспособного спроса населения.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране сопровожда­ется резким изменением соотношения между предложением и спро­сом — переходом от дефицита товаров (П < С) к дефициту денег у населения (П > С). Следовательно, задача заключается в том, чтобы на основе нормализации развития экономики обеспечить равенство между предложением и спросом, а точнее — такое пре­вышение предложения над спросом, которое отражало бы полное насыщение спроса населения на товары и услуги массового по­требления с учетом необходимого прироста товарных запасов у продавцов.

Предложение товаров на рынке за определенный период вре­мени (месяц, квартал или год) складывается из переходящих на начало периода товарных запасов на складах производственных предприятий (Зн) и поступлений товаров на рынок из всех источ­ников (Пс). Значительная часть этой массы товаров по мере реали­зации превращается в реализованный спрос (Ср), а оставшаяся на складах производственных и торговых предприятий часть товаров образует переходящие запасы на конец периода (Зк). Весь этот процесс движения товаров выражается балансовым равенством спроса и предложения товаров:

                  Зн = пс = ср = зк                           № 1                          

Отсюда:

Пс = Ср + Зк - Зн или Пс = Ср ± A3,

где A3 = Зк - Зн.

Следовательно, предложение товаров на рынке или в системе товарного обращения равно сумме реализованного спроса на товары, плюс прирост товарных запасов на складах производителей и в торговой сети или минус снижение запасов в системе товарного обращения. Основными источниками формирования товарного предложе­ния в масштабах страны является отечественное производство и импорт товаров из зарубежных стран, а в масштабах региона — местное производство, завоз из других регионов и импорт. Соот­ношение указанных источников зависит от уровня развития про­изводства и системы товарного обращения, а также от ценовой, тарифной и налоговой политики государства или региона.

Таким образом, масштабы, качество и динамика развития то­варного предложения определяются масштабами и динамикой раз­вития платежеспособного спроса населения и одновременно вы­ступают в качестве основных показателей уровня развития системы товарного обращения и экономики страны или региона.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...