Спрос — это специфическая форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Спрос населения на потребительском рынке определяется потребностями людей в пище, жилье, в духовной х<сизни и т.д. Однако спрос отражает не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения для оплаты этих товаров и услуг и складывающихся на рынке цен, определяющих его покупательную способность. Таким образом, спрос на рынке потребительских товаров и услуг характеризует платежеспособные потребности населения в товарах и услугах личного потребления. Формирование спроса на рынке потребительских товаров носит индивидуальный и избирательный характер. Индивидуальный спрос — это спрос, предъявляемый на товар или услугу отдельным потребителем. Он характеризуется значительной эластичностью и изменчивостью. В целом рыночный спрос представляет собой спрос на товар или услугу, предъявляемый всеми потребителями на рынке этого товара или услуги. Изменение спроса на отдельный товар или услугу отражает поведение массового потребителя, вызванное изменением цен на товары или услуги. Являясь выражением конкретных платежеспособных потребностей, вынесенных на рынок, спрос может быть удовлетворен только при наличии соответствующего им товарного предложения. В условиях рынка предложение потребительских товаров и услуг должно обладать повышенной способностью реагировать на различные изменения спроса. В системе рыночных отношений категория спроса может выступать как макроспрос и микроспрос. Эти понятия могут быть рассмотрены в двух аспектах: с точки зрения классификации товаров и с точки зрения объекта (территориальный признак). В соответствии с первой классификацией под макроспросом понимают спрос на отдельную группу товаров (услуг), объединенных по какому-то признаку, например, по потребительскому назначению — одежда, обувь, мебель и т.д. В свою очередь, макроспрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объединенные группы, например, одежда для женщин, одежда для мужчин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д.
С точки зрения объекта макроспрос рассматривается на уровне какого-либо единого пространства — страны, республики, экономического региона, края, области, города и т.д. По первому признаку классификации микроспрос — это спрос на отдельные разновидности товаров. По второму признаку микроспрос будет характеризовать спрос потребителей на товары и услуги, формирующийся на уровне отдельного предприятия торговли, общественного питания, сферы услуг. Каждое предприятие имеет различную специализацию, поэтому микроспрос можно рассматривать как локальный спрос на конкретные товары и услуги широкого ассортимента, предъявляемый определенными группами потребителей данного предприятия. Микроспрос формируется и развивается под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Наиболее существенными факторами являются: месторасположение предприятия; тип предприятия и его специализация; организация обслуживания покупателей и ее эффективность; качество товаров и предлагаемых услуг; уровень цен; наличие рекламы; перечень предлагаемых дополнительных услуг; другие.[4] Но главное, что определяет объем и структуру микроспроса, — это состав и характер потребителей. Микроспрос каждого предприятия отражает специфику определенного контингента потребителей и свои, присущие только ему черты, отличающиеся, иногда весьма существенно, от спроса на других предприятиях.
Микроспрос, предъявляемый покупателями на предприятиях, имеет множество разновидностей. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам. Классификация микроспроса см. приложении 3. Повседневный спрос — это спрос, который предъявляется практически ежедневно (продукты питания, табачные изделия, мыло и т.д.). Периодический спрос — предъявляется через определенные периоды (обувь, одежда и т.п.). Эпизодический спрос предъявляется изредка, «от случая к случаю» (мебель, ювелирные изделия, деликатесы и т.п.). Импульсивный спрос может быть предъявлен в любое время без заранее определенной периодичности и под влиянием различных факторов, в частности, рекламы, другой дополнительной информации, покупок других людей — родственников, знакомых (обычно это недорогие товары массового спроса — парфюмерия, хозяйственные товары, кондитерские изделия и т.п.). Действительный (потенциальный) спрос — это объем спроса населения во всей его совокупности на уровне крупного региона. В значительной степени он характеризует величину макроспроса и определяется на основе балансов денежных доходов и расходов населения. С точки зрения микроспроса это — потенциально возможный объем спроса населения на все товары или на конкретный товар. Таким образом, действительный (потенциальный) спрос отражает возможность населения действительно направить определенную сумму денег на приобретение товаров и услуг, т.е. покупательные фонды. Реализованный спрос — это спрос, который был фактически реализован при покупке товаров и оплате услуг. Он отличается от действительного (потенциального) только в том случае, если предложение товаров и услуг по объему, ассортименту, качеству или каким-либо другим характеристикам не соответствует спросу населения. В этом случае часть действительного (потенциального) спроса не находит соответствующего товарного эквивалента на рынке и остается нереализованной. Неудовлетворенный спрос — это спрос, оставшийся нереализованным из-за отсутствия необходимого товара по различным причинам (низкое качество, высокая цена и т.п.). Неудовлетворенный спрос — это разница между действительным (потенциальным) спросом и спросом реализованным. Неудовлетворенный спрос имеет несколько разновидностей:
1) явный — когда покупатель имеет определенную сумму денег, 2) скрытый — проявляется при покупке товара или услуги, ко 3) отложенный — существующий, но как бы отложенный на Базовый спрос предъявляется в местах постоянного проживания и потребления данных товаров и услуг. Мобильный спрос предъявляется в местах временного нахождения и потребления данных товаров и услуг (в командировке, на отдыхе и т.п.). Четко сформулированный (твердо сформулированный) спрос — это заранее обдуманный спрос, выражающий твердое намерение покупателей купить именно эти товар или услугу. Альтернативный спрос предъявляется на достаточно широкий круг однотипных товаров или услуг. Первичный (начальный) спрос — это предъявленный спрос на товары, приобретаемые впервые. Спрос на замену — это спрос, возникающий после того, как потребляемый ранее товар, чаще всего длительного пользования, полностью утрачивает свои потребительские свойства или морально устаревает. Дополнительный спрос — это спрос, предъявляемый на вторые, третьи и т.д. экземпляры уже имеющихся товаров. Формирующийся спрос — это спрос на новые, незнакомые товары и услуги. Интенсивный спрос — это спрос, возрастающий высокими темпами (новые, а также высококачественные товары и услуги).
Стабилизировавшийся спрос — это спрос на товары и услуги, динамика которого постоянна (продукты питания, хозяйственные товары, товары для личной гигиены и т.п.). Угасающий спрос — это спрос на товары, имеющий тенденцию к снижению, прежде всего на товары, в основном заканчивающие свой жизненный цикл (традиционные мужские пальто, телевизоры с черно-белым изображением и т.п.). Отрицательный спрос возникает, когда на отдельные товары и услуги спрос потребителями практически не предъявляется. Предприятия, расположенные в центральных районах города, рядом с историческими достопримечательностями, железнодорожными вокзалами, аэропортами, входят в зону проявления макси мального микроспроса на товары и услуги. Предприятия, расположенные в районах рядом со станциями метро, остановками общественного транспорта, вдоль центральных магистралей города, входят в зону проявления повышенного мик роспроса на товары и услуги. В зону проявления среднего микроспроса на товары и услуги входят предприятия, расположенные в торговых центрах микрорайона. Предприятия, расположенные в районах новостроек, в отдаленных или так называемых «спальных» районах, в основном образуют зону проявления пониженного микроспроса на товары и услуги. Так как спрос является достаточно подвижной категорией, в реальной жизни отдельные его разновидности в чистом виде выделить достаточно сложно. Они переплетаются, переходят из одного вида в другой, образуют различные сочетания, тем самым отдельно и в совокупности воздействуя на хозяйственную деятельность каждого торгового предприятия. Такое влияние и сочетание является индивидуальным, и чем конкретнее будет информация о спросе, тем эффективнее будут использоваться товарные ресурсы торгового предприятия и осуществляться весь процесс реализации товаров и услуг. Поэтому степень воздействия микроспроса необходимо изучать в целях повышения эффективности всего производственно-торгового процесса каждого предприятия.[4] Методы изучения микроспроса Изучение микроспроса на товары и услуги должно стать основой для организации и текущего управления хозяйственной деятельностью предприятия, планирования объема продаж, обеспечения процесса закупки товаров, повышения организации и уровня обслуживания покупателей, а также для проведения эффективной ценовой политики. Поэтому изучение микроспроса является не самоцелью, а объективной необходимостью,, предполагающей совершенствование всех сторон хозяйственной деятельности торгового предприятия, повышение его конкурентоспособности и роли на рынке конкретных товаров и услуг.
Предложить товар, отвечающий особенностям спроса покупателей, возможно только на основе подробного изучения микроспроса на конкретном предприятии. При изучении микроспроса на уровне торгового предприятия необходимо учитывать следующие особенности: микроспрос должен изучаться не только в целом, но и в разрезе отдельных товарных групп и ассортиментных позиций и даже отдельных товаров; микроспрос должен изучаться относительно не только совокупного усредненного покупателя, но и каждой конкретной группы покупателей, разделенных по различным признакам (пол, возраст, семейное, социальное положение, уровень доходов и т.п.). В пределах каждой изучаемой группы необходимо выделять особенности спроса и ориентироваться на них. [7] Наиболее эффективным методом изучения спроса считается анкетный опрос. Его осуществление состоит из нескольких этапов: I этап. Определение проблемы исследования, т.е. целей, задач, II этап. Разработка целевых и программных вопросов., IIIэтап. Выбор способа проведения опроса и опрашиваемых лиц. IVэтап. Разработка пробной анкеты, ее испытание и оконча Уэтап. Организация самого опроса, включая подготовительную работу по печатанию бланков опроса и инструктаж лиц, проводящих опрос. VI этап. Обработка полученной информации. Опыт проведения опросов показывает, что для получения репрезентативных результатов необходимо опросить примерно 1500— 2000 человек. Полученная информация о микроспросе должна быть обработана и использована на предприятии. Использование обработанной информации может преследовать следующие цели: определение оптимальной концепции развития предприятия; разработка прогнозов торгово-хозяйственной деятельности; совершенствование организации торгово-технологического процесса; повышение уровня обслуживания покупателей; выработка ценовой стратегии на товары и услуги; выявление наиболее популярных типов предприятий торговли; прогнозирование коммерческой целесообразности открытия новых предприятий. Основными задачами предприятия по изучению микроспроса являются: 1) организация и обеспечение постоянного учета информации, 2) заключение договоров и организация снабжения предприятия товарами, соответствующими объему и структуре микроспроса 3) накопление, обобщение и систематизация информации о В соответствии с указанными задачами алгоритм прохождения информации по изучению микроспроса на предприятии схематично представлен на рис.1.
Рисунок 1 Схема прохождения информации по изучению микроспроса на предприятии Таким образом, благодаря изучению микроспроса и возможности оперативного управления предприятием с учетом полученных результатов может быть обеспечено соответствие между спросом и предложением, что практически выражается в увеличении товарооборота как в фактических, так и в сопоставимых ценах, суммы прибыли, а также в повышении рентабельности торгового предприятия.[2] Глава 2 Моделирование, оценка и прогнозирование покупательского спроса населения Кемеровской области.
Прогнозирование покупательского спроса необходимо для научного предвидения материальных потребностей членов общества и на его основе нахождения оптимальных путей удовлетворения этих потребностей. В настоящее время для исследования покупательского спроса широко применяется экономико-математическое моделирование. Распространенным при этом является эконометрический подход. Эконометричес-кие модели обладают большими возможностями для маневра вследствие значительной гибкости их при адаптации к возможному изменению тенденций функционирования исследуемого объекта. Обычно для моделирования используют два подхода: нормативный и дескриптивный. Нормативные модели предполагают целенаправленную деятельность. Дескриптивные модели объясняют наблюдаемые факты и дают пассивный прогноз. В тех случаях, когда имеющихся знаний явно недостаточно для того, чтобы решительным образом изменить «естественное» течение экономических процессов, целесообразно ограничиться умением искусственно воспроизводить (имитировать) эти процессы. Примером применения дескриптивных моделей является выработка на их основе производственных функций и функций покупательского спроса. В основу построения моделей поведения потребителей заложена гипотеза о том, что потребители, осуществляя выбор товаров при установленных ценах и имеющихся доходах, а также с учетом других привходящих обстоятельств стремятся максимизировать уровень удовлетворения своих потребностей. Спрос потребителей моделируется вектором Y=(yi), цены на товары -вектором P=(pi), доход обозначен символом D. Обычно потребители выбирают только такие комбинации товаров, которые удовлетворяют условию № 5 Считается, что потребители стараются максимизировать уровень удовлетворения своих потребностей с учетом ограничений по доходу. Простая модель поведения потребителей (целевая функция потребления) имеет вид U(Y) max, PY D, Y 0. Функцию покупательского спроса можно вывести из целевой функции потребления. Алгебраическое выражение спроса, представленное в общем виде или с использованием численных значений параметров и учитывающее все влияющие на спрос факторы, называется функцией спроса. На макроуровне в прогнозных исследованиях на краткосрочный и среднесрочный период моделирование потребительского спроса занимает приоритетное место. Это обусловлено тем, что потребительский спрос определяет большую долю ВВП, влияет на структуру производства, на общий уровень цен (инфляцию), а также на динамику цен в различных секторах экономики. Макроэкономическая функция потребительского спроса показывает зависимость объема товаров и услуг, на который предъявляется спрос населением, от определяющих этот спрос основных факторов. В общем случае для краткосрочного прогноза можно использовать кейнсианский вариант функции потребительского спроса: Cn =f(D0) обозначающий, что при неизменных (негибких, жестких) ценах в краткосрочном периоде потребительский спрос зависит только от личного дохода (Do) в текущем году. наиболее адекватно отражающая процесс потребления является степенная функция: Yi= № 6 Из данной функции можно получить формулы для расчета таких важнейших показателей, как коэффициенты эластичности спроса от дохода и спроса от цен. В частности, коэффициент эластичности спроса на i-й товар в зависимости от дохода, отражающий, на сколько процентов изменится спрос на i-й товар при увеличении дохода на 1%, имеет вид: № 7 Другой важнейший показатель - коэффициент эластичности спроса от цены, отражающий, на сколько процентов изменится спрос на i-й товар при увеличении цены на этот товар на 1%. Этот показатель для данной функции имеет вид № 8 Функция покупательского спроса, предложенная Шалановым, использовалась для первого варианта расчетов. Для второго варианта расчетов была выбрана степенная мультипликативная функция покупательского спроса, которая имеет вид , № 9 где а, а1, а2….— неизвестные параметры модели, которые вычисляются на основе метода наименьших квадратов. Коэффициенты эластичности спроса от дохода и спроса от цены рассчитываем по формулам: . № 10
Коэффициент перекрестной эластичности спроса на i-й товар при увеличении цены на j-й товар на 1%: № 11 Объектом, для которого строились функции покупательского спроса данного типа, была выбрана Кемеровская область. Был отобран ряд продовольственных товаров, наиболее характерных для потребления населением области. В результате расчетов была получена следующая функция покупательского спроса по варианту 1:
где у. - отобранные для исследования товарные группы. Из данной формулы были выведены функции покупательского спроса в явном виде для каждой i-й группы товаров. Аналогично были построены функции покупательского спроса для каждой группы товаров по варианту 2. Например, функция покупательского спроса для картофеля выглядит следующим образом: Коэффициент детерминации, множественный R для вариантов 1 и 2 равны 0,99 и 0,98, соответственно.[9] Приведем коэффициенты эластичности спроса от дохода, коэффициенты прямой и перекрестной эластичности спроса от цены по обоим вариантам (табл. 1-3).
Таблица 1. Эластичность потребления продуктов питания населением Кемеровской области
Таблица 2. Прямые и перекрестные коэффициенты эластичности потребления продуктов питания населением Кемеровской области (вариант 1)
Таблица 3. Прямые и перекрестные коэффициенты эластичности потребления продуктов питания населением Кемеровской области (вариант 2)
Таблица 4. Прогнозирование среднедушевого потребления продуктов питания населением Кемеровской области на 2007 г., кг в год (вариант 1)
Таблица 5. Прогнозирование среднедушевого потребления продуктов питания населением Кемеровской области на 2007 г., кг в год (вариант 2)
Коэффициент эластичности спроса от дохода по первому варианту расчетов равняется 0,02 т.е повышение дохода на 1% практически не влечет за собой увеличение спроса на продукты питания. Это означает, что потребление продуктов питания в среднем не зависит от дохода. В данном случае спрос неэластичен в связи со снижением потребления продуктов питания до минимального уровня. По второму варианту потребление продовольственных товаров также слабо эластично по доходу, исключение составляют овощи, мясо (причем мясо является ценным товаром, а овощи- малоценным). Как свидетельствуют данные табл. 2, 3, близки к нулю коэффициенты прямой эластичности от цены для таких товаров, как хлеб (по варианту 1), сахар, овощи, растительное масло, картофель и молочные продукты (по варианту 2). Значения коэффициентов перекрестной эластичности близки к нулю для всех товарных групп, кроме хлеба (по варианту 1) и для овощей и картофеля (по варианту 2). Проведем прогнозирование потребления по выбранным товарным группам на 2007 г. с использованием функций покупательского спроса в двух вариантах. Приведем результаты прогнозирования (табл. 4, 5). Функции вида (1) и (2) являются имитационными моделями спроса. Так, варьируя доход и цены на товары, можно определить на перспективу объемы потребления товаров, входящих в потребительскую корзину покупателей.[10] Таким образом проведенные выше исследования могут служить инструментарием при анализе и прогнозировании развития ситуации на региональных рынках продовольствия.
Заключение
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. Таким образом, изучение спроса и предложения дает возможности оперативного управления предприятием с учетом полученных результатов может быть обеспечено соответствие между спросом и предложением, что практически выражается в увеличении товарооборота как в фактических, так и в сопоставимых ценах, суммы прибыли, а также в повышении рентабельности и конкурентоспособности торгового предприятия. Список используемой литературы. 1. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. А.Н. Соломатин М.: ИНФРА-М, 2004. 2. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. А.Н. Соломатин М.: ИНФРА-М, 2003 часть 1. 3. Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н. Экономика товарного обращения. Красноярск: КГУ. 1999. 4. Баранов Л.В., Левин А.И. Потребности, доходы, потребление. 5. Крис А., Жалле Ж. Внутренняя торговля. М.: Прогресс, 1993. 6. Торговое дело: экономика и организация. М.: ИНФРА-М, 1997. 7. Экономика торгового предприятия. М.: Экономика, 1996. 8. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. М.: ИНФРА-М, 2000. 9. Экономические науки: периодическое издание/ М.: ИНФРА-М 2007г /5 выпуск. 10. В.В. Аксенов. Моделирование, оценка и прогнозирование покупательского спроса и их приложение к исследованию спроса населения Кемеровской области. Приложение:
Таблица1 Расчет емкости рынка
Таблица 2 Схема баланса денежных доходов и расходов населения
Денежные доходы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Оплата труда | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Доходы от предпринимательской деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Доходы от собственности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Продажа иностранной валюты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Прочие поступления | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого денежных доходов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Превышение расходов над доходами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Баланс | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Денежные расходы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Покупка товаров | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Оплата услуг | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Обязательные платежи и различные взносы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Покупка иностранной валюты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Прочие расходы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого денежных расходов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Превышение доходов над расходами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Баланс |
Таблица 3 Классификация микроспроса
Признак | Виды |
1. Периодичность возникновения | Повседневный Периодический Эпизодический Импульсивный |
2. Степень удовлетворения | Действительный (потенциальный) Реализованный Неудовлетворенный |
3. Степень подвижности спроса | Базовый Мобильный |
4. Намерения покупателей | Четко сформулированный спрос (твердо сформулированный) Альтернативный спрос |
5. Характер спроса | Первичный (начальный) На замену Дополнительный |
6. Степень интенсивности спроса | Формирующийся Интенсивный Стабилизировавшийся Угасающий Отрицательный |
7. Месторасположение предприятия | Зона проявления максимального микроспрос на товары и услуги Зона проявления повышенного микроспроса Зона проявления среднего микроспроса Зона проявления пониженного микроспроса. |
|
|