Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спрос — это специфическая форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений.




Спрос населения на потребительском рынке определяется по­требностями людей в пище, жилье, в духовной х<сизни и т.д. Однако спрос отражает не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения для оплаты этих товаров и услуг и складывающихся на рынке цен, определяющих его покупательную способность. Таким образом, спрос на рынке потребительских товаров и услуг характе­ризует платежеспособные потребности населения в товарах и услу­гах личного потребления.

Формирование спроса на рынке потребительских товаров носит индивидуальный и избирательный характер. Индивидуальный спрос — это спрос, предъявляемый на товар или услугу отдельным потреби­телем. Он характеризуется значительной эластичностью и изменчи­востью. В целом рыночный спрос представляет собой спрос на то­вар или услугу, предъявляемый всеми потребителями на рынке этого товара или услуги. Изменение спроса на отдельный товар или услу­гу отражает поведение массового потребителя, вызванное измене­нием цен на товары или услуги.

Являясь выражением конкретных платежеспособных потребнос­тей, вынесенных на рынок, спрос может быть удовлетворен только при наличии соответствующего им товарного предложения. В усло­виях рынка предложение потребительских товаров и услуг должно обладать повышенной способностью реагировать на различные из­менения спроса.

В системе рыночных отношений категория спроса может высту­пать как макроспрос и микроспрос. Эти понятия могут быть рас­смотрены в двух аспектах: с точки зрения классификации товаров и с точки зрения объекта (территориальный признак).

В соответствии с первой классификацией под макроспросом понимают спрос на отдельную группу товаров (услуг), объединенных по какому-то признаку, например, по потребительскому на­значению — одежда, обувь, мебель и т.д. В свою очередь, макро­спрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объеди­ненные группы, например, одежда для женщин, одежда для муж­чин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д.

С точки зрения объекта макроспрос рассматривается на уровне какого-либо единого пространства — страны, республики, эконо­мического региона, края, области, города и т.д.

По первому признаку классификации микроспрос — это спрос на отдельные разновидности товаров.

По второму признаку микроспрос будет характеризовать спрос потребителей на товары и услуги, формирующийся на уровне от­дельного предприятия торговли, общественного питания, сферы услуг.

Каждое предприятие имеет различную специализацию, поэто­му микроспрос можно рассматривать как локальный спрос на кон­кретные товары и услуги широкого ассортимента, предъявляемый определенными группами потребителей данного предприятия.

Микроспрос формируется и развивается под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Наиболее существенными факторами являются:

месторасположение предприятия;

тип предприятия и его специализация;

организация обслуживания покупателей и ее эффективность;

качество товаров и предлагаемых услуг;

уровень цен;

наличие рекламы;

перечень предлагаемых дополнительных услуг;

другие.[4]

Но главное, что определяет объем и структуру микроспроса, — это состав и характер потребителей.

Микроспрос каждого предприятия отражает специфику опре­деленного контингента потребителей и свои, присущие только ему черты, отличающиеся, иногда весьма существенно, от спроса на других предприятиях.

Микроспрос, предъявляемый покупателями на предприятиях, имеет множество разновидностей. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам. Классификация мик­роспроса см. приложении 3.

Повседневный спрос — это спрос, который предъявляется практи­чески ежедневно (продукты питания, табачные изделия, мыло и т.д.).

Периодический спрос — предъявляется через определенные пе­риоды (обувь, одежда и т.п.).

Эпизодический спрос предъявляется изредка, «от случая к слу­чаю» (мебель, ювелирные изделия, деликатесы и т.п.).

Импульсивный спрос может быть предъявлен в любое время без заранее определенной периодичности и под влиянием различных факторов, в частности, рекламы, другой дополнительной инфор­мации, покупок других людей — родственников, знакомых (обыч­но это недорогие товары массового спроса — парфюмерия, хозяй­ственные товары, кондитерские изделия и т.п.).

Действительный (потенциальный) спрос — это объем спроса населе­ния во всей его совокупности на уровне крупного региона. В значитель­ной степени он характеризует величину макроспроса и определяется на основе балансов денежных доходов и расходов населения. С точ­ки зрения микроспроса это — потенциально возможный объем спро­са населения на все товары или на конкретный товар. Таким образом, действительный (потенциальный) спрос отражает возможность населения действительно направить определенную сумму денег на приобретение товаров и услуг, т.е. покупательные фонды.

Реализованный спрос — это спрос, который был фактически реализован при покупке товаров и оплате услуг. Он отличается от действительного (потенциального) только в том случае, если пред­ложение товаров и услуг по объему, ассортименту, качеству или каким-либо другим характеристикам не соответствует спросу насе­ления. В этом случае часть действительного (потенциального) спро­са не находит соответствующего товарного эквивалента на рынке и остается нереализованной.

Неудовлетворенный спрос — это спрос, оставшийся нереализо­ванным из-за отсутствия необходимого товара по различным при­чинам (низкое качество, высокая цена и т.п.). Неудовлетворенный спрос — это разница между действительным (потенциальным) спро­сом и спросом реализованным. Неудовлетворенный спрос имеет несколько разновидностей:

1) явный — когда покупатель имеет определенную сумму денег,
но не может приобрести товар по различным причинам. Особенно­
стью данного вида спроса является то, что он действительно пред­
ставлен денежной массой, которая при появлении на рынке нуж­
ных товаров и услуг будет удовлетворена;

2) скрытый — проявляется при покупке товара или услуги, ко­
торые не являются полноценными заменителями отсутствующего
товара или услуги либо вообще не связаны с ним отношениями
взаимозаменяемости поскольку в случае отсутствия одних товаров и услуг спрос переключается на другие, имеющиеся на рынке;

3) отложенный — существующий, но как бы отложенный на
время спрос по различным причинам, например, в случае необхо­
димости накопления определенной суммы денег для приобретения
конкретных товара и услуги, обязательного приобретения товара
или услуги к конкретному событию и т.п.

Базовый спрос предъявляется в местах постоянного проживания и потребления данных товаров и услуг.

Мобильный спрос предъявляется в местах временного нахожде­ния и потребления данных товаров и услуг (в командировке, на отдыхе и т.п.).

Четко сформулированный (твердо сформулированный) спрос — это заранее обдуманный спрос, выражающий твердое намерение покупателей купить именно эти товар или услугу.

Альтернативный спрос предъявляется на достаточно широкий круг однотипных товаров или услуг.

Первичный (начальный) спрос — это предъявленный спрос на товары, приобретаемые впервые.

Спрос на замену — это спрос, возникающий после того, как потребляемый ранее товар, чаще всего длительного пользования, полностью утрачивает свои потребительские свойства или мораль­но устаревает.

Дополнительный спрос — это спрос, предъявляемый на вторые, третьи и т.д. экземпляры уже имеющихся товаров.

Формирующийся спрос — это спрос на новые, незнакомые то­вары и услуги.

Интенсивный спрос — это спрос, возрастающий высокими тем­пами (новые, а также высококачественные товары и услуги).

Стабилизировавшийся спрос — это спрос на товары и услуги, динамика которого постоянна (продукты питания, хозяйственные товары, товары для личной гигиены и т.п.).

Угасающий спрос — это спрос на товары, имеющий тенденцию к снижению, прежде всего на товары, в основном заканчивающие свой жизненный цикл (традиционные мужские пальто, телевизо­ры с черно-белым изображением и т.п.).

Отрицательный спрос возникает, когда на отдельные товары и услуги спрос потребителями практически не предъявляется.

Предприятия, расположенные в центральных районах города, рядом с историческими достопримечательностями, железнодорож­ными вокзалами, аэропортами, входят в зону проявления макси­ мального микроспроса на товары и услуги.

Предприятия, расположенные в районах рядом со станциями метро, остановками общественного транспорта, вдоль централь­ных магистралей города, входят в зону проявления повышенного мик­ роспроса на товары и услуги.

В зону проявления среднего микроспроса на товары и услуги входят предприятия, расположенные в торговых центрах микрорайона.

Предприятия, расположенные в районах новостроек, в отдален­ных или так называемых «спальных» районах, в основном образуют зону проявления пониженного микроспроса на товары и услуги.

Так как спрос является достаточно подвижной категорией, в реальной жизни отдельные его разновидности в чистом виде выде­лить достаточно сложно. Они переплетаются, переходят из одного вида в другой, образуют различные сочетания, тем самым отдель­но и в совокупности воздействуя на хозяйственную деятельность каждого торгового предприятия. Такое влияние и сочетание являет­ся индивидуальным, и чем конкретнее будет информация о спро­се, тем эффективнее будут использоваться товарные ресурсы тор­гового предприятия и осуществляться весь процесс реализации то­варов и услуг. Поэтому степень воздействия микроспроса необходимо изучать в целях повышения эффективности всего производствен­но-торгового процесса каждого предприятия.[4]

 Методы изучения микроспроса

Изучение микроспроса на товары и услуги должно стать осно­вой для организации и текущего управления хозяйственной дея­тельностью предприятия, планирования объема продаж, обеспече­ния процесса закупки товаров, повышения организации и уровня обслуживания покупателей, а также для проведения эффективной ценовой политики. Поэтому изучение микроспроса является не са­моцелью, а объективной необходимостью,, предполагающей совер­шенствование всех сторон хозяйственной деятельности торгового предприятия, повышение его конкурентоспособности и роли на рынке конкретных товаров и услуг.

Предложить товар, отвечающий особенностям спроса покупа­телей, возможно только на основе подробного изучения микро­спроса на конкретном предприятии.

При изучении микроспроса на уровне торгового предприятия необходимо учитывать следующие особенности:

микроспрос должен изучаться не только в целом, но и в разрезе отдельных товарных групп и ассортиментных позиций и даже от­дельных товаров;

микроспрос должен изучаться относительно не только совокуп­ного усредненного покупателя, но и каждой конкретной группы покупателей, разделенных по различным признакам (пол, возраст, семейное, социальное положение, уровень доходов и т.п.). В преде­лах каждой изучаемой группы необходимо выделять особенности спроса и ориентироваться на них. [7]

Наиболее эффективным методом изучения спроса считается анкетный опрос. Его осуществление состоит из нескольких этапов:

I   этап. Определение проблемы исследования, т.е. целей, задач,
объема и характера опроса.

II этап. Разработка целевых и программных вопросов.,

IIIэтап. Выбор способа проведения опроса и опрашиваемых лиц.

IVэтап. Разработка пробной анкеты, ее испытание и оконча­
тельная редакция вопросов.

Уэтап. Организация самого опроса, включая подготовительную работу по печатанию бланков опроса и инструктаж лиц, проводя­щих опрос.

VI этап. Обработка полученной информации.

Опыт проведения опросов показывает, что для получения реп­резентативных результатов необходимо опросить примерно 1500— 2000 человек.

Полученная информация о микроспро­се должна быть обработана и использована на предприятии. Ис­пользование обработанной информации может преследовать следу­ющие цели:

определение оптимальной концепции развития предприятия;

разработка прогнозов торгово-хозяйственной деятельности;

совершенствование организации торгово-технологического про­цесса;

повышение уровня обслуживания покупателей;

выработка ценовой стратегии на товары и услуги;

выявление наиболее популярных типов предприятий торговли;

прогнозирование коммерческой целесообразности открытия новых предприятий.

Основными задачами предприятия по изучению микроспроса являются:

1) организация и обеспечение постоянного учета информации,
позволяющей всесторонне охарактеризовать локальный спрос на
товары и услуги;

2) заключение договоров и организация снабжения предприя­тия товарами, соответствующими объему и структуре микроспроса
с учетом временного (сезонного) фактора;

3) накопление, обобщение и систематизация информации о
спросе с целью использования данных для прогнозирования и пла­нирования объема продажи товаров на различные периоды време­ни (Приложение таблица № 3).

В соответствии с указанными задачами алгоритм прохождения информации по изучению микроспроса на предприятии схематич­но представлен на рис.1.

 

Поток потребителей

Рисунок 1 Схема прохождения информации по изучению микроспроса на предприятии

Таким образом, благодаря изучению микроспроса и возможно­сти оперативного управления предприятием с учетом полученных результатов может быть обеспечено соответствие между спросом и предложением, что практически выражается в увеличении товаро­оборота как в фактических, так и в сопоставимых ценах, суммы прибыли, а также в повышении рентабельности торгового пред­приятия.[2]

Глава 2 Моделирование, оценка и прогнозирование покупательского спроса населения Кемеровской области.

 

Прогнозирование покупательского спроса необходимо для научного предвидения матери­альных потребностей членов общества и на его основе нахождения оптимальных путей удовлет­ворения этих потребностей. В настоящее время для исследования покупательского спроса широ­ко применяется экономико-математическое мо­делирование. Распространенным при этом явля­ется эконометрический подход. Эконометричес-кие модели обладают большими возможностями для маневра вследствие значительной гибкости их при адаптации к возможному изменению тенден­ций функционирования исследуемого объекта.

Обычно для моделирования используют два подхода: нормативный и дескриптивный. Нор­мативные модели предполагают целенаправлен­ную деятельность. Дескриптивные модели объяс­няют наблюдаемые факты и дают пассивный прогноз. В тех случаях, когда имеющихся знаний явно недостаточно для того, чтобы решительным образом изменить «естественное» течение эконо­мических процессов, целесообразно ограничить­ся умением искусственно воспроизводить (ими­тировать) эти процессы. Примером применения дескриптивных моделей является выработка на их основе производственных функций и функ­ций покупательского спроса.

В основу построения моделей поведения потребителей заложена гипотеза о том, что по­требители, осуществляя выбор товаров при ус­тановленных ценах и имеющихся доходах, а так­же с учетом других привходящих обстоятельств стремятся максимизировать уровень удовлетво­рения своих потребностей. Спрос потребителей моделируется вектором Y=(yi), цены на товары -вектором P=(pi), доход обозначен символом D. Обычно потребители выбирают только такие комбинации товаров, которые удовлетворяют условию

                                                                № 5

Считается, что потребители стараются максимизировать уровень удовлет­ворения своих потребностей с учетом ограниче­ний по доходу. Простая модель поведения по­требителей (целевая функция потребления) имеет вид

U(Y) max,

                                        PY D,

                                        Y 0.

Функцию покупательского спроса можно вывести из целевой функции потребления. Ал­гебраическое выражение спроса, представлен­ное в общем виде или с использованием числен­ных значений параметров и учитывающее все влияющие на спрос факторы, называется фун­кцией спроса.

На макроуровне в прогнозных исследовани­ях на краткосрочный и среднесрочный период моделирование потребительского спроса зани­мает приоритетное место. Это обусловлено тем, что потребительский спрос определяет большую долю ВВП, влияет на структуру производства, на общий уровень цен (инфляцию), а также на динамику цен в различных секторах экономи­ки. Макроэкономическая функция потреби­тельского спроса показывает зависимость объе­ма товаров и услуг, на который предъявляется спрос населением, от определяющих этот спрос основных факторов. В общем случае для крат­косрочного прогноза можно использовать кейнсианский вариант функции потребительского

спроса: Cn =f(D0) обозначающий, что при не­изменных (негибких, жестких) ценах в краткос­рочном периоде потребительский спрос зависит только от личного дохода (Do) в текущем году.

наиболее адекватно отражающая про­цесс потребления является степенная функция:

Yi=             № 6

Из данной функции можно получить фор­мулы для расчета таких важнейших показателей, как коэффициенты эластичности спроса от до­хода и спроса от цен. В частности, коэффици­ент эластичности спроса на i-й товар в зависи­мости от дохода, отражающий, на сколько про­центов изменится спрос на i-й товар при увели­чении дохода на 1%, имеет вид:

                 № 7

Другой важнейший показатель - коэффици­ент эластичности спроса от цены, отражающий, на сколько процентов изменится спрос на i-й то­вар при увеличении цены на этот товар на 1%. Этот показатель для данной функции имеет вид

                    № 8

Функция покупательского спроса, предло­женная Шалановым, использовалась для перво­го варианта расчетов. Для второго варианта рас­четов была выбрана степенная мультипликатив­ная функция покупательского спроса, которая имеет вид

,                    № 9

где а, а1, а2….— неизвестные параметры модели, которые вычисляются на основе метода наи­меньших квадратов.

Коэффициенты эластичности спроса от до­хода и спроса от цены рассчитываем по форму­лам:                           .         № 10

 

Коэффициент перекрестной эластичности спроса на i-й товар при увеличении цены на j-й

товар на 1%:                                                                           № 11

Объектом, для которого строились функции покупательского спроса данного типа, была выбрана Кемеровская область. Был отобран ряд продовольственных товаров, наиболее харак­терных для потребления населением области.

В результате расчетов была получена следу­ющая функция покупательского спроса по ва­рианту 1:

                          

где у. - отобранные для исследования товарные груп­пы.

Из данной формулы были выведены функ­ции покупательского спроса в явном виде для каждой i-й группы товаров.

Аналогично были построены функции по­купательского спроса для каждой группы това­ров по варианту 2.

Например, функция покупательского спро­са для картофеля выглядит следующим образом:

Коэффициент детерминации, множествен­ный R для вариантов 1 и 2 равны 0,99 и 0,98, соответственно.[9]

Приведем коэффициенты эластичности спроса от дохода, коэффициенты прямой и пе­рекрестной эластичности спроса от цены по обоим вариантам (табл. 1-3).

 


Таблица 1. Эластичность потребления продуктов питания населением Кемеровской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Товарная группа

Вариант 1

Вариант 2

Эластичность от цены Эластичность от дохода Эластичность от цены Эластичность от дохода
Мясо -1,01

 

 

0,02

-0,32 0,26
Картофель -1,09 0,04 -0,12
Рыба -1,00 0,30 0,12
Молочные продукты -0,85 -0,04 -0,01
Масло растительное -0,96 0,14 0,06
Сахар -1,01 0,09 -0,12
Овощи -0,99 0,01 -0,50
Хлеб -0,13 0,57 0,02

 

Таблица 2. Прямые и перекрестные коэффициенты эластичности потребления продуктов питания населением Кемеровской области (вариант 1)

Товарная группа Мясо Картофель Рыба Молочные продукты Масло растительное Сахар Овощи Хлеб
Мясо -101 -0,09 0,002 0,15 0,04 -0,01 0,01 0,87
Картофель -0,01 -1,09 0,002 0,15 0,04 -0,01 0,01 0,87
Рыба -0,01 -0,09 -1,00 0,15 0,04 -0,01 0,01 0,87
Молочные продукты -0,01 -0,09 0,002 -0,85 0,04 -0,01 0,01 0,87
Масло растительное -0,01 -0,09 0,002 0,15 -0,96 -0,01 0,01 0,87
Сахар -0,01 -0,09 0,002 0,15 0,04 -1,01 0,01 0,87
Овощи -0,01 -0,09 0,002 0,15 0,04 -0,01 -0,99 0,87
Хлеб -0,01 -0,09 0,002 0,15 0,04 -0,01 0,01 -0,13

 

Таблица 3. Прямые и перекрестные коэффициенты эластичности потребления продуктов питания населением Кемеровской области (вариант 2)

 

Товарная группа Мясо Картофель Рыба Молочные продукты Масло растительное Сахар Овощи Хлеб
Мясо -1,01 -0,09 0,002 0,15 0,04 -0,01 0,01 0,87
Картофель -0,01 -1,09 0,002 0,15 0,04 -0,01 0,01 0,87
Рыба -0,01 -0,09 -1,00 0,15 0,04 -0,01 0,01 0,87
Молочные продукты -0,01 -0,09 0,002 -0,85 0,04 -0,01 0,01 0,87
Масло растительное -0,01 -0,09 0,002 0,15 -0,96 -0,01 0,01 0,87
Сахар -0,01 -0,09 0,002 0,15 0,04 -1,01 0,01 0,87
Овощи -0,01 -0,09 0,002 0,15 0,04 -0,01 -0,99 0,87
Хлеб -0,01 -0,09 0,002 0,15 0,04 -0,01 0,01 -0,13

 

Таблица 4. Прогнозирование среднедушевого потребления продуктов питания населением Кемеровской области на 2007 г., кг в год (вариант 1)

Товарная группа 2006 г. 2007 г. % изменения к 2006 г.
Мясо 48 23 -52,1
Картофель 144 210,5 46,2
Рыба 9 32,8 264,4
Молочные продукты 218 102,7 -52,9
Масло растительное 10 34,8 248,0
Сахар 33 68 106,1
Овощи 65 110,6 70,2  

 

 

Хлеб 140 151,5 8,2

 

 


Таблица 5. Прогнозирование среднедушевого потребления продуктов питания населением Кемеровской области на 2007 г., кг в год (вариант 2)

 

Товарная группа 2006 г. 2007 г. % изменения к 2006 г.
Мясо 48 49,8 3,8
Картофель 144 161,7 12,3
Рыба 9 7,6 -15,6
Молочные продукты 218 224,6 3,0
Масло растительное 10 9,6 -4,0
Сахар 3.3 33,9 2,7
Овощи 65 76,4 17,5
Хлеб 140 142,2 1,6

 

        

Коэффициент эластичности спроса от дохода по первому варианту расчетов равняется 0,02 т.е повышение дохода на 1% практически не влечет за собой увеличение спроса на продукты питания. Это означает, что потребление продуктов питания в среднем не зависит от дохода. В данном случае спрос неэластичен в связи со снижением потребления продуктов питания до минимального уровня. По второму варианту потребление продовольственных товаров также слабо эластично по доходу, исключение составляют овощи, мясо (причем мясо является ценным товаром, а овощи- малоценным).

Как свидетельствуют данные табл. 2, 3, близки к нулю коэффициенты прямой эластичности от цены для таких товаров, как хлеб (по варианту 1), сахар, овощи, растительное масло, картофель и молочные продукты (по варианту 2). Значения коэффициентов пере­крестной эластичности близки к нулю для всех товарных групп, кроме хлеба (по вари­анту 1) и для овощей и картофеля (по вари­анту 2).

Проведем прогнозирование потребления по выбранным товарным группам на 2007 г. с ис­пользованием функций покупательского спроса в двух вариантах. Приведем результаты про­гнозирования (табл. 4, 5).

Функции вида (1) и (2) являются имитацион­ными моделями спроса. Так, варьируя доход и цены на товары, можно определить на перспекти­ву объемы потребления товаров, входящих в потре­бительскую корзину покупателей.[10]

Таким образом проведенные выше исследования могут служить инструментарием при анализе и прогнозировании развития ситуации на региональных рынках продовольствия.

 

Заключение

 

 Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением.

Таким образом, изучение спроса и предложения дает возможно­сти оперативного управления предприятием с учетом полученных результатов может быть обеспечено соответствие между спросом и предложением, что практически выражается в увеличении товаро­оборота как в фактических, так и в сопоставимых ценах, суммы прибыли, а также в повышении рентабельности и конкурентоспособности торгового пред­приятия.

Список используемой литературы.

1. Экономика и организация деятельности торгового предприя­тия. А.Н. Соломатин М.: ИНФРА-М, 2004.

2. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. А.Н. Соломатин М.: ИНФРА-М, 2003 часть 1.

3. Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н. Экономика товарного обращения. Красноярск: КГУ. 1999.

4. Баранов Л.В., Левин А.И. Потребности, доходы, потребление.
М.: Экономика. 1988.

5. Крис А., Жалле Ж. Внутренняя торговля. М.: Прогресс, 1993.

6. Торговое дело: экономика и организация. М.: ИНФРА-М, 1997.

7. Экономика торгового предприятия. М.: Экономика, 1996.

8. Экономика и организация деятельности торгового предприя­тия. М.: ИНФРА-М, 2000.

9. Экономические науки: периодическое издание/ М.: ИНФРА-М 2007г /5 выпуск.

10.  В.В. Аксенов. Моделирование, оценка и прогнозирование покупательского спроса и их приложение к исследованию спроса населения Кемеровской области.


Приложение:

 

Таблица1 Расчет емкости рынка

 

Источники емкости рынка Объем, млн. руб.
1. Покупки товаров местным населением  
2. Покупки товаров приезжим населением  
3. Покупки товаров организациями социального характера  
4. Итого емкость рынка (с. 1 + с. 2 + с. 3)  

Таблица 2 Схема баланса денежных доходов и расходов населения                                                                                           

Показатели Сумма, руб.

Денежные доходы

1. Оплата труда  
2. Доходы от предприниматель­ской деятельности  
3. Доходы от собственности  
4. Пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты  
5. Продажа иностранной валюты  
6. Прочие поступления  
Итого денежных доходов  
Превышение расходов над доходами  
Баланс  

Денежные расходы

1. Покупка товаров  
2. Оплата услуг  
3. Обязательные платежи и различные взносы  
4. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах  
5. Покупка иностранной валюты  
6. Прочие расходы  
Итого денежных расходов  
Превышение доходов над расходами  
Баланс  

 

Таблица 3 Классификация микроспроса

Признак Виды
1. Периодичность возникновения Повседневный Периодический Эпизодический Импульсивный
2. Степень удовлет­ворения Действительный (потенциальный) Реализованный Неудовлетворенный
3. Степень подвиж­ности спроса Базовый Мобильный
4. Намерения покупателей Четко сформулированный спрос (твердо сформулированный) Альтернативный спрос
5. Характер спроса Первичный (начальный) На замену Дополнительный
6. Степень интен­сивности спроса Формирующийся Интенсивный Стабилизировавшийся Угасающий Отрицательный
7. Месторасположение предприятия Зона проявления максимального микроспрос на товары и услуги Зона проявления повышенного микроспроса Зона проявления среднего микроспроса Зона проявления пониженного микроспроса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...