Организация театрализованной деятельности в условиях дошкольных учреждений
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; ограниченно включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.), а также запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром (1). Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий. В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий «Кукольный театр», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др. Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности), в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся участники всех студий дошкольного образовательного учреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью (2). В работе студий могут принимать участие воспитатели и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни дошкольного образовательного учреждения, которому присущи искусственная изоляция детей, ограниченный спектр их общения друг с другом и разными взрослыми (дети оказываются включенными в свою изолированную «ячейку» — возрастную группу — и общаются, как правило, с тремя-четырьмя взрослыми). Поэтому такая организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для формирования выразительности речи, но и для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми.
Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения и выразительной речи. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты их желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми (2). Предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать: - индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; - особенности его эмоционально-личностного развития; - интересы, склонности, предпочтения и потребности; - любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; - возрастные и полоролевые особенности. Содержание театрализованных занятий включает: - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; - игры-драматизации; - разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; - упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей (9). Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: - формированию выразительности речи - созданию атмосферы творчества; - социально-эмоциональному развитию детей. Содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий. Поэтому, необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры (6) Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство формирования выразительной речи, а так же развития эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Исследование сформированности выразительной речи у детей дошкольного возраста Содержание констатирующего эксперимента по формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста
Анализ научной литературы по исследуемой нами проблеме, о возможности использования театрализованных игр, как средство формирования выразительности речи, мы пришли к выводу, что театрализованные игры являются важнейшим средством формирования выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Содержание констатирующего эксперимента заключается в сравнительном анализе сформированности выразительности речи у детей старшего школьного возраста двух подготовительных групп.
Цель констатирующего эксперимента: исследовать сформированность выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной ситуации. Задачи констатирующего эксперимента: 1) изучить предметно-развивающую среду в МДОУ; 2) выявить уровень сформированности выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста 3) провести сравнительный анализ сформированности выразительности речи у детей старшего школьного возраста База проведения эксперимента: МДОУ № 4 «Ладушки» с. Джалинда, Сковородинского района. В констатирующем эксперименте учувствовали дети подготовительных групп 1 и 2, 6-7 лет, 18 человек. Констатирующий эксперимент осуществлялся в три этапа. Каждый из этапов решал соответствующую задачу эксперимента, для чего были отобраны следующие методы: обследование предметно-развивающей среды; тестирование, обработка и интерпретация результатов. Для выполнения первой задачи был использован метод наблюдения, в ходе которого обследовалась предметно-развивающая среда. Для выполнения второй задачи констатирующего в основу исследования выразительности речи у старших дошкольников, были положены методики, предложенные И.Ф. Павалаки (Приложение А): 1. Обследование темпо-ритмических характеристик речи. В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью. Определяется присущий ребенку темп речи при выполнении речевых заданий разной сложности. Все речевые задания записываются на магнитопленке. Подсчитывается количество слогов в секунду. Отмечается, в каком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром. 2. Определяется возможность одновременной реализации движений и речи. В соответствии с инструкцией «Произносить фразу «Дует ветер, сильный ветер» и хлопать одновременно в ладоши». Экспериментатор предварительно демонстрирует образец, детям предлагается темпо-ритм, соответствующий по метроному 1,7–2 уд/сек., так как согласно исследованиям Б.М.Теплова (1985г.) наиболее благоприятная скорость для субъективной ритмизации является ритм, соответствующий 1,7 – 2 уд/сек..
3. Определяется возможность воспроизведения ритмических рисунков, фраз разного стихотворного размера при: а) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением и под удары метронома. б) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением; г) воспроизведении ритмического рисунка без речевого сопровождения; 4. Оценка ребенком собственного темпа речи. Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при пересказе текста вслед за экспериментатором. Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый». 5. Обследование мелодико-интонационных характеристик речи. Определяется способность ребенка к понижению и повышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала. Определяется способность ребенка правильно расставлять логическое ударение при произнесении различного речевого материала: - Экспериментатор читает ребенку фразу без соблюдения логических ударений. Ребенок должен повторить ее, правильно расставив все логические ударения; - При повторении ребенком стихотворного текста вслед за экспериментатором; - При произнесении ребенком знакомого ему стихотворения. Данные методики были выбраны в связи с тем, что они позволяют выявить уровень сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. Третья серия констатирующего эксперимента предусматривает обработку и интерпретацию результатов. Таким образом определившись с содержанием и методиками констатирующего эксперимента перейдем непосредственно к исследовательской работе по проблеме исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|