Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия в МДОУ для организации театрализованных игр




 

Отличительной особенностью детского сада является целенаправленная работа по развитию игровой деятельности. В учреждении созданы комфортные условия для возникновения и развития разных видов игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, строительно-конструктивных, дидактических, театрализованных, подвижных и т.д. В ДОУ ведется мониторинг по различным направлениям работы, в том числе речевому развитию.

Созданная в детском саду игровая предметно-развивающая среда соответствует современным требованиям и рекомендациям авторов методики по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.

Для занятий театрально-игровой деятельностью в дошкольном учреждении оборудовано специальное помещение – театральная гостиная, переходящая в зимний сад, что позволило создать максимально комфортные условия для творчества и детей.

Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи педагоги используют специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем – четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи педагоги вводят упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.

Вся указанная работа проводится на специально организованных занятиях по театроведению, в совместной деятельности педагогов и детей, а также в работе театра-студии. Занятия по театроведению включены в блок занятий познавательного цикла и проводятся регулярно: один раз в месяц. Чего в общем-то недостаточно для формирования выразительности речи.

В структуру этих занятий включены этюды и упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики. Проводится пальчиковая гимнастика, которая является подготовительным этапом в подготовке руки ребенка к управлению верховыми куклами.

С учетом реализуемых в детском саду комплексных образовательных программ педагогический коллектив целенаправленно создает условия для познавательно-речевого развития детей.

Сформированность выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста

 

Проведенное обследование групп 1 и 2 показали следующие результаты, в группе 1, где проводились чаще театрализованные игры у детей уровень выразительности речи выше, чем у детей группы 2. Результаты по проведенным методикам представлены в таблице 1.

Так, в группе 1 высокий уровень выразительности выявился у всех детей (100%), в группе 2 только у 4 детей (44,6%).

Уровни выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по группам в динамике представлены на Рисунке 1.

Таблица 1 – Результаты по проведенным методикам

Задания по методикам

 

 

1

2

3

4

5

Всего

баллов

 

1

2

3

4

5

Всего

баллов

Группа 1

Группа 2

Диана Б.

2

2

2

2

2

10

Олеся К.

1

2

0

1

1

5

Ксения Г.

2

1

2

2

2

9

Юлия К.

2

1

1

1

2

7

Маша Е.

2

2

2

2

2

10

Витя Ф.

1

0

2

1

2

6

Ира Ф.

2

2

1

2

2

9

Коля Г.

0

0

1

1

0

2

Тимур К.

2

2

1

2

2

9

Лариса П.

1

2

1

2

1

7

Миша Г.

2

2

2

1

2

9

Роман П.

2

2

1

2

2

9

Саша Г.

2

2

2

2

2

10

Серёжа С.

2

2

1

1

2

8

Илья П.

1

2

2

2

2

9

Дарья С.

2

1

1

1

0

5

Валя З.

2

2

2

2

2

10

Женя Т.

1

0

1

0

0

2

                             

Театрализованная игра позволяет решать многие задачи программы детского сада: от формирования выразительности речи до формирования элементарных математических знаний физического совершенства.

 

Рисунок 1 – Уровни выразительности речи по группам

 

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Особенно ярко в театрализованных играх проявляется выразительность речи, детское творчество.

В создании театрального образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски,звуки.

Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованный игры, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость.
Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние на детей.

Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Таким образом проведенный констатирующий эксперимент подтверждает положение о том, что театрализованная игра является средством формирования выразительности речи.

 

 


Заключение

В данной работе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы и констатирующий эксперимент по проблеме формирования выразительности речи у старших дошкольников и сделаны соответствующие выводы.

Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Сформировать выразительную речь у детей старшего дошкольного возраста можно только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры в дошкольных образовательных учреждениях.

Проведенный констатирующий эксперимент подтверждает положение о том, что театрализованная игра является средством формирования выразительности речи.

Таким образом, поставленные цели в исследовании достигнуты, задачи выполнены.

 


Список литературы

1 Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2001. –127 с.

2 Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2001 – 126 с.

3 Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.

4 Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с

5 Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.-c.9-16,76-121

6 Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.

7 Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 – 156 с.

8 Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.

9 Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.

10 Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ.2008 – 222 с.

 


Приложение А

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...