Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обзор истории развития техники и технического знания




 

Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением человека как вида Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но, во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. “Научное” и “техническое” принадлежали фактически к различным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и не отделялись от практической деятельности.

В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Один из первых философов техники Альфред Эспинас в своей книге “Возникновение технологии”, опубликованной в конце XIX века, писал: “Живописец литейщик и скульптор являются работниками, искусство которых оценивается, прежде всего, как необходимая принадлежность культа....Египтяне, например, не намного отстали в механике от греков эпохи Гомера, но они не вышли из религиозного миросозерцания. Более того, первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был, по-видимому, изобретен индусами для возжигания священного огня – операция, производившаяся чрезвычайно быстро, потому что она и теперь совершается в известные праздники до 360 раз в день. Колесо было великим изобретением; весьма вероятно, что оно было прежде посвящено богам. Гейгер полагает, что надо считать самыми древними молитвенные колеса, употребляемые и теперь в буддийских храмах Японии и Тибета, которые отчасти являются ветряными, а отчасти гидравлическими колесами... Итак, вся техника этой эпохи, — заключает автор, — имела один и тот же характер. Она была религиозной, традиционной и местной”. В.М. Рогозин в своей статье [15, с.20] приводит пример записанный Т. Хейердалом весьма характерный для анимистических техник. Такая техника включает в себя серию подсмотренных и отобранных в практике эффективных операция, обязательно предполагает ритуальные процедуры, передается устной традицией из поколения в поколение. Спрашивается, какую роль играют ритуальные процедуры, без которых в архаической культуре не осуществлялось ни одно из серьезных практических дел, а также как архаические люди понимали свои технологии? Когда Тур Хейердал спрашивал старосту аборигенов сохранившего от предков секрет передвижения гигантских статуй, как статуи доставлялись из карьера и поднимались, то он обычно получал ответ: “Фигуры двигались сами собой”. Когда архаичный человек подмечал эффект от какого-либо своего действия, он объяснял его тем, что это действие благоприятно воздействует на души. В этом смысле все древние технологии были магическими и сакральными, то есть способами, влияющими на души помогающие или вредящие человеку. Итак, то, что с современной точки зрения выглядит как настоящая древняя технология и сокровищница древних технических знаний, для архаического человека – способ пробуждения и воздействия на души астральных существ.

 

 Наука древнего мира была еще не только неспециализированной и недисциплинарной, но и неотделимой от практики и техники. Важнейшим шагом на пути развития западной цивилизации была античная революция в науке, которая выделила теоретическую форму познания и освоения мира в самостоятельную сферу человеческой деятельности.

Античная наука была комплексной по самому своему стремлению максимально полного охвата осмысляемого теоретически и обсуждаемого философски предмета научного исследования. Специализация еще только намечалась и, во всяком случае, не принимала организованных форм дисциплинарности. Понятие техники также было существенно отлично от современного. В античности понятие "тэхнэ" вбирает в себя и технику, и техническое знание, и искусство. Но оно не включает теорию. Поэтому у древнегреческих философов, например, Аристотеля, нет специальных трудов о "тэхнэ". Более того, в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. "В античном мышлении существовало четкое различение эпистеме, на постижении которого основывается наука, и тэхнэ, практического знания, которое необходимо для дела и связано с ним, - писал один известный исследователь. – Тэхнэ не имело никакого теоретического фундамента, античная техника всегда была склонна к рутине, сноровке, навыку; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое различение теоретического знания и практического ремесла". Таким образом, техническое знание, существовавшее на данном этапе развития техники, можно назвать несистематизированным и разрозненным, основной способ его получения наблюдение и непосредственно ремесленный труд.

В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте – например, какой стиль в архитектуре является более предпочтительным с божественной точки зрения. Именно инженеры, художники и практические математики эпохи Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения наметившаяся уже в раннем Средневековье тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилась, в частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего в самых различных областях науки и техники.

В науке Нового времени можно наблюдать иную тенденцию – стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Одновременно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Именно этот идеал привел в конечном итоге к дисциплинарной организации науки и техники. В социальном плане это было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществе. Сначала наука многое взяла у мастеров-инженеров эпохи Возрождения, затем в XIX–XX веках профессиональная организация инженерной деятельности стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин, сложившихся в XIX-XX веках в более или менее стройное здание дисциплинарно организованных науки и техники. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования.

Итак, можно видеть, что в ходе исторического развития техническое действие и техническое знание постепенно отделяются от мифа и магического действия, но первоначально опираются еще не на научное, а лишь на обыденное сознание и практику. Это хорошо видно из описания технической рецептуры в многочисленных пособиях по ремесленной технике, направленных на закрепление и передачу технических знаний новому поколению мастеров. В рецептах уже нет ничего мистически-мифологического, хотя перед нами еще не научное описание, да и техническая терминология еще не устоялась.

В Новое время возникает настоятельная необходимость подготовки инженеров в специальных школах. Это уже не просто передача накопленных предыдущими поколениями навыков от мастера к ученику, от отца к сыну, но налаженная и социально закрепленная система передачи технических знаний и опыта через систему профессионального образования.

 

Таким образом, техника большую часть своей истории была мало связана с наукой – люди могли делать, и делали устройства, не понимая, почему они так работают. В то же время естествознание до 19 века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивалось от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ее незначительно. После многих веков такой “автономии” наука и техника соединились в 17 веке, однако лишь к 19 веку это единство приносит свои первые плоды, и только в 20 веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии.

При этом историю развития техники и технического знания можно условно разделить на четыре периода [16, с.312]:

В течение первого периода (донаучного) последовательно формируется три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические. Описание данного этапа достаточно подробно представлено в этой главе.

Во втором периоде происходит зарождение технических наук (со второй половины 18 века до 70-х годов 19 века), происходит формирование научно технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и появление первых технических наук. Этот процесс в новых областях практики и науки происходит и сегодня, однако первые образцы такого способа формирования научно-технических знаний относится именно к данному периоду.

Третий период – классический (до середины 19 века) характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий.

И для последнего четвертого этапа, который продолжается в настоящее время, характерно осуществление комплексных исследований, интеграции технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации технических наук от естественных и общественных.

 

Для проведения методологического анализа технического знания недостаточно привести перечень определенных исторических этапов. Необходимо дать теоретическое описание генезиса технического знания и технических наук. Поэтому рассмотрим подробнее процесс формирования технического знания как рационального обобщения информации полученной в процессе трудовой деятельности, а также научных и технических исследований.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...