Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проект реформы дипломатической службы А.Извольского





Печатные органы МИД Российской Империи

Российским дипломатическим ведомством предпринимались попытки основать министерский периодический печатный орган. В 1806 году была основана газета “Journal du Nord”, которая затем была переименована в “Conservateur Imparal”, а в 1825 году получила свое окончательное наименование – “Journal de Saint-Petersbourg”.

Задача газеты заключалась в том, чтобы противостоять “дерзостям и нелепостям”, которые иностранные “борзописцы” стремились распространить в Европе. Газете была придана видимость независимого органа, в качестве которого она и просуществовала до ХХ в. По сути же это была газета российского Министерства иностранных дел, которое с ее помощью пыталось влиять на общественное мнение в России и за рубежом. На страницах “Journal” регулярно печатались текущие дипломатические документы.

Также в рамках реформы Горчакова с 1861 года стал издаваться "Ежегодник МИД", где широко освещались вопросы текущей внешней политики. "Ежегодник МИД" стал первым официальным печатным органом внешнеполитического ведомства Российской империи.

Механизм внешнеполитической службы Российской Империи

В 1832 году Коллегия иностранных дел в России преобразуется в МИД. Складываются следующие основные направления деятельности этого важнейшего государственного ведомства: политические сношения с иностранными державами, изучение общественно-политической жизни в других странах, защита российских экономических интересов, защита русских подданных за границей, вопросы, связанные с православием за рубежом и положением иностранцев в России.

С 1816 по 1822 гг. была произведена попытка разделения Министерства на два функциональных отдела по принципу «Восток-запад» путем распределения полномочий между двумя министрами, но эта система не прижилась.

При Александре III в русской внешнеполитической службе проводятся некоторые меры по ее совершенствованию, в частности в области оперативной информации: вводится срочная дипкурьерская связь Министерства иностранных дел с зарубежными представительствами. Дипломатическая переписка ведется на русском языке, а не на французском.



В канун первой мировой войны в 1914 году структура Министерства иностранных дел имела следующий вид: центральный аппарат – министерство во главе с министром, который имел двух заместителей (товарищей); при министерстве действовал коллегиальный орган – совет министерства; министерство имело два департамента функционального характера, которые делали между собой решение хозяйственных дел, подготовку дипломатических документов, а также текстов договоров, грамот, писем к иностранным дворам и правительствам, пограничные дела, вопросы режима международных рек, путей сообщения и др. роме департаментов, министерство в своем составе имело: 1-й политический отдел и канцелярию министра, в функции которых входили вопросы отношения с государствами Западной Европы, Америки и Африки (без Абиссинии и Египта), а также личная переписка министра; 2-й политический отдел, ведавший ближневосточными делами; 3-й политический отдел (среднеазиатский); 4‐й политический отдел (дальневосточные вопросы); юрисконсультскую часть; отдел печати; Государственный и Петроградский главный архивы, Московский главный архив.

Во главе отделов стояли советники, работавшие руководством товарищей министра. Кроме того, министерство располагало специальным отделением восточных языков, готовившим переводчиков (драгоманов).

С 1815 года (Венский конгресс, «Положение относительно дипломатических агентов») было установлено три класса дипломатических агентов: класс послов (легатов, нунциев), класс посланников, министров или иных уполномоченных «при государях», класс поверенных в делах, уполномоченных при министрах ин. дел. Установилась единая для всех государств процедура аккредитования дипломатических агентов каждого класса.

Проект реформы дипломатической службы А.Извольского

В конце апреля 1906 года министром иностранных дел России стал Александр Петрович Извольский. Он, в отличие от своего предшественника графа Ламздорфа, идеологически принадлежавшего прошлому, XIX веку, представлял собой тип государственного деятеля новой формации.

Извольский выступал убежденным сторонником европейской ориентации России. Поэтому в первую очередь он наметил ликвидировать “наследие графа Ламздорфа в Азии” и повернуть Россию “лицом к Европе”, где, как он считал, были сосредоточены ее основные интересы и азревали серьезные международные конфликты. Главным постулатом его программы, особенно в первые два года, было безусловное признание необходимости обеспечить стране длительную мирную передышку, продолжительность которой П. А. Столыпин определял в 20—25 лет, а Извольский — всего в 10 лет.

Практическая реализация этой задачи представлялась Извольскому в виде политики неприсоединения к двум противостоявшим в Европе блокам государств и стабилизации отношений с ними путем заключения соглашений по спорным вопросам, а также разрешения противоречий с Японией на Дальнем Востоке и продолжения линии на совместные согласованные действия с Австро-Венгрией на Балканах.

В формировавшейся Извольским политике соглашений и внешнеполитического лавирования между двумя блоками держав ее творец видел возможность с помощью активной дипломатии, опираясь на поддержку и Берлина, и Лондона, быстрее восстановить внешнюю безопасность и великодержавные позиции империи и, по возможности, перейти к решению стоявших на очереди внешнеполитических задач.

При Извольском впервые во внешней политике России в таких масштабах и с такой последовательностью был реализован принцип политического компромисса, входивший в практику “новой дипломатии” с конца XIX века, — разграничение интересов, выделение сфер влияния, “уступки” и “обмен” территорий третьих держав и т.д.

Все это мало соответствовало высокомерно-великодержавной формуле его предшественников, гласившей, что Россия не должна идти на разграничительные линии, поскольку «она может распространить свое влияние далеко за пределы всяких сфер». Узкие пределы политического сближения России и Германии, диктуемые их постепенным включением в два противостоящих блока в Европе, а главное — союз с Францией и курс на политическое сближение с Англией ограничивали применяемую царским министром “тактику возможного”.

Изменение курса Извольский подкрепил структурной реформы МИДа.

К 90-м годам XIX в. в связи с усложнением внешнеполитических задач вновь назрела необходимость структурного преобразования Министерства. В ноябре 1895 г. член Совета Министерства известный юрист-международник Ф.Ф. Мартенс подготовил план реорганизации МИД с учетом опыта дипломатических ведомств западноевропейских стран, однако этот проект не был осуществлен.

И только после назначения в мае 1906 г. министром иностранных дел Извольского в МИД была проведена очередная, растянувшаяся на несколько лет реформа с целью модернизации структуры ведомства в соответствии с новыми политическими условиями, созданными революцией 1905 г. и созывом Государственной думы.

В частности, тогда был создан Отдел печати, в обязанности которого входило отслеживать публикации русской и иностранной прессы по международной тематике и "давать общественному мнению объяснения относительно деятельности министерства".

К 1913 г. Россией была создана разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств. Так, если в 1758 г. существовало 11 российских загранучреждений, в 1868 г. - 102, в 1897 г. - 147, в 1903 г. - 173, то к началу первой мировой войны Россия поддерживала дипломатические отношения с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.