Становление Советской дипломатической службы
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 26 октября (8 ноября) 1917г. Декретом II Всероссийского съезда Советов был образован Народный комиссариат РСФСР по иностранным делам (НКИД). В течение ноября реорганизация аппарата НКИД была проведена Н.Г. Маркиным (1893-1918 гг.), матросом Балтфлота, членом РКП(б) с 1916 г., который сменил Л.Д. Троцкого в обеспечении работы НКИД. Н.Г. Маркин провел и первое опубликование секретных (тайных) договоров царской России с Антантой. Наряду с центральным аппаратом НКИД в Москве были открыты представительства уполномоченных НКИД в Петрограде, Архангельске, Ташкенте по поддержанию отношений с местными правительствами и зарубежными странами соответствующих регионов. Так, Петроград сносился с Финляндией и Эстонией, Архангельск - с Норвегией, Ташкент - с Бухарой, Хивой. В 1919 г. были открыты первые постпредства в Швейцарии и Германии, генконсульства в Берлине, Стокгольме, Вене, Иране, Афганистане, в 1920 г. в Турции, Финляндии, Латвии, Литве, Эстонии были открыты полпредства и торгпредства. 6 июля 1923 г. НКИД РСФСР был реорганизован в Наркоминдел СССР. На IV сессии ЦИК СССР было утверждено Положение о НКИД СССР, заменившее прежнее Положение о НКИД союзных республик (12 ноября 1923 г.). Реорганизация НКИД РСФСР в НКИД СССР состояла не только в перестройке и расширении центрального аппарата в Москве, но и в том, что НКИД СССР с 6 июля 1923 г. брал в свое ведение руководство теми сношениями с зарубежными странами, с которыми устанавливали дипотношения союзные республики помимо РСФСР и с которыми эти республики вели дела до своего вступления в Союз ССР. Так, УССР имела отношения с Польшей, Германией, Австрией, Италией, Чехословакией, Турцией; БССР - с Польшей, Германией; ЗСФСР - с Германией, Турцией, Ираном; Грузия - с Чехословакией. Следовательно, СССР вступил в отношения с Германией, Польшей, Турцией, Чехословакией, Австрией, Италией, Ираном уже до признания иностранными государствами.
В 20-30-х гг., накануне второй мировой войны, НКИД СССР в основном сохранял вышеуказанную структуру, но в его крупных подразделениях - отделах - началось разукрупнение в связи с ростом объема работы, происходившим вслед за полосой признания СССР в 1924 г. К началу 1924 г. СССР имел дипломатические отношения с 10 государствами, с теми, с которыми непосредственно граничил: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Ираном, Монголией, Афганистаном, а из непограничных стран - с одной лишь Германией. За 1924 г. были установлены отношения с 12 государствами: Англией, Италией, Австрией, Швецией, Норвегией, Данией, Грецией, Францией в Европе, а из азиатских - с Китаем, Японией, Хиджазом (Аравией) и в Америке - с Мексикой. Первая реорганизация структуры центрального аппарата НКИД была предпринята в 1925 г. Она учитывала происшедшие изменения и шла по линии количественного увеличения подразделений центрального аппарата путем механического преобразования ряда подотделов в самостоятельные отделы. Так, например, подотдел Скандинавских стран в составе 1-го Западного отдела НКИД был преобразован в самостоятельный отдел Скандинавских стран, а подотдел стран-лимитрофов был "поднят" до ранга Отдела Прибалтийских стран. Аналогичные перемены происходили и в других крупных отделах. Такое положение, т.е. новое структурное деление НКИД, сформированное в 1925 г., сохранялось до 1934 г. неизменным. В годы мирового экономического кризиса обнаружились некоторые новые сдвиги в международных отношениях: увеличилось число стран, с которыми СССР установил дипломатические отношения, произошла перегруппировка стран на международной арене, изменилось соотношение сил между отдельными группами стран, сложилась иная расстановка сил в капиталистическом мире. Все эти перемены были учтены при корректировке соотношения между отделами НКИД и отчасти нашли отражение в изменении личного состава и даже в смене названия некоторых отделов, но основа структуры НКИД, заложенная в 1925 г., оставалась незыблемой.
Более явной, более видимой стала лишь ориентация на Европейские отделы как на основное поле деятельности советской дипломатии, что объяснялось двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что главный узел напряженности находился в Европе в связи с созданием фашистской Германии и ростом внешнеполитической активности фашистских государств, и, во-вторых, тем, что США и находившиеся в орбите американской политики страны Северной и Южной Америки фактически устранялись от участия в международной жизни Европы (изоляционизм) и одновременно продолжали занимать враждебную позицию в отношении СССР: к 1933 г. лишь одни США из числа крупных капиталистических держав продолжали отказываться от признания СССР и от установления с нашей страной нормальных дипломатических отношений. Такое признание последовало 16 ноября 1933 г., и это вызвало необходимость создания в Центральном аппарате НКИД особого Североамериканского отдела. За этими частными исключениями структура НКИД вплоть до второй мировой войны не подвергалась серьезным изменениям. 41)Дипломатические реформы периода “Перестройки” и “нового мышления” В 1988-1989 гг. структура МИД претерпела резкие изменения: были созданы новые управления, отделы, подразделения. После событий 19-21 августа 1991 г. (путч ГКЧП) начатая еще летом реорганизация МИД СССР приняла совершенно иное направление - по линии сокращения аппарата МИД и персонала посольств. А в ноябре 1991 г. было решено создать вместо МИД Министерство внешних сношений, что и произошло 4 ноября 1991 г. на заседании Госсовета СССР. Госсовет заслушал, обсудил и принял решение по докладу министра иностранных дел Б.Д. Панкина "Об основах дальнейшей деятельности МИД СССР и его радикальной реорганизации". В результате Госсовет пришел к выводу о необходимости сократить личный состав МИД СССР на одну треть, преобразовать его отделы и управления, а также изменить само наименование министерства, назвав его Министерством внешних сношений. Основное новшество в преобразовании МИД в МВС состоит в том, что помимо внешнеполитических функций ему были приданы функции Министерства внешнеэкономических связей - с учетом перехода к рыночным принципам как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами. Советские торгпредства, существовавшие за границей, будут упразднены и заменены торгово-экономическими отделами в российских посольствах. Центральный аппарат МИД сокращается "побольше 30%" (компромиссная формулировка Б.Н. Ельцина), а персонал посольств за рубежом - достаточно сильно (в зависимости от конкретных условий в отдельных странах), но будет дополнен в то же время представителями отдельных республик и торгпредами, так что общее сокращение не превысит трети.
Однако все эти мероприятия не успели осуществиться, так как 8 декабря 1991 г. решением президентов трех славянских республик - России, Беларуси и Украины был принят акт об аннулировании действия договора 1922 г. о создании Союза ССР, и СССР, таким образом, и фактически, и формально прекратил существовать как государственный организм унитарного государства. Его правопреемником стали три республики, заключившие соглашение о создании совершенно нового Союза Независимых Государств, присоединение к которому открыто для всех бывших республик СССР (как союзных, так и автономных) и которое не имеет центра, стоящего над ним, а координирует свои действия и мероприятия посредством договоренностей и взаимного обсуждения всех возникающих проблем. Координационным центром СНГ определен г. Минск в Беларуси. Все эти события сняли вопрос о существовании надреспубликанских учреждений, в том числе и МВС СССР, которое фактически должно было прекратить свое существование как союзный внешнеполитический орган. Дипломатия новой России Центральный аппарат МИД России строится по общепринятой в большинстве стран структуре. Он состоит из следующих звеньев: министр, первый заместитель министра, 9 заместителей министра, члены Коллегии — руководство МИД; послы но особым поручениям, генеральный секретариат, оперативные дипломатические и недипломатические департаменты и управления, административно-хозяйственные департаменты. На начало 2000г. в МИД насчитывалось 35 департаментов, 3 управления, I самостоятельный отдел.
Министр, его заместители и Коллегия образуют руководство МИД России. Министр и его заместители назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций. Коллегия образуется в составе министра, его заместителей и других руководящих работников Министерства. В настоящее время она состоит из 23чел. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства и принимает соответствующие решения, причем решения Коллегии принимаются большинством голосов се членов в форме постановлений и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разногласий между министром и коллегией министр проводит свое решение, докладывая об этом Президенту или Правительству. Члены коллегии, имеющие особое мнение по принятому решению, также могут сообщить о нем как Президенту, так и Правительству России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|