Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика группового способа обучения




Введение

 

Реформирование системы образования, которое ныне происходит, выдвинуло в повестку дня вопрос дальнейшей научной разработки теоретических и прикладных аспектов проблемы оптимизации социально-психологического климата в коллективе студенческой молодежи. Как свидетельствует жизненная практика и научные исследования, далеко не каждый способен быстро и без особых психологических травм адаптироваться к новой социальной ситуации, своему новому статусу, а это, безусловно, обозначается не только на самочувствии, но и на качестве усвоения ими знаний, взаимоотношениях с ровесниками, родителями и педагогами, на его поведении, поступках и личностном становлении вообще.

Цель данной работы, описать психологические особенности обучения в группе. Но не только указать специфику обучения в группе, как для дошкольников, школьников и студентов, но и выявить методы обучения и их особенности.

 


Специфика группового способа обучения

 

Современная педагогическая наука отличает общие и конкретные формы организации процесса обучения. Общие формы, к которым принадлежат индивидуальная, парная, групповая, коллективная, не зависят от конкретных педагогических задач и определяются структурой общения между педагогом и учениками.

Обращаясь к традиционным формам организации обучения, нельзя не преуменьшать значение специальных форм организации учебной работы, таких, как: урок, лекция, семинар, разнообразные факультативные объединения.

Занятие выступают наиболее популярной специальной формой учебно-воспитательного процесса. Традиционным, такие занятия называют при условии использования индивидуальной, парной и групповой форм организации обучения.

Современное занятие характеризуется уже четырьмя организационными формами: коллективной, групповой, парной и индивидуальной. Использование той или другой формы обучения зависит от этапов занятия и содержания учебного материала. Все эти формы обучения базируются на характере межличностного взаимодействия участников учебного процесса.

Ведущая роль, как отмечает В. Дьяченко, принадлежит коллективной форме (50-60%), использование которой приводит к коллективному способу обучения. Особенность коллективной работы заключается в том, что ученик поочередно работает с каждым членом группы (обучение в парах сменного состава).

Если фронтальная и индивидуальная формы обучения активно используются преподавателями высших учебных заведений, то использование групповой и коллективной форм часто сопровождается определенной трудностью и имеет характеристики личностно-парной работы. В современной педагогической литературе понятия «коллективная форма обучения» и «групповая форма обучения» часто используют как синонимы, поскольку отождествление понятий «группа» и «коллектив» не разрешает четко отличить их отличительные особенности. Обратимся к этому вопросу подробнее.

Группа социальная - ограниченная за размером общность людей, которая отличается из социума на основе определенных признаков. Соответственно этому группы классифицируют за размером, общественным статусом, непосредственностью взаимосвязей, уровнем развития и значимостью.

Классификация за уровнем развития группы есть иерархически построенной: группа-конгломерат, группа-ассоциация, группа-кооперация, автономная группа. Высшим уровнем развития группы есть коллектив. В коллективе проявляются социально-психологические закономерности, которые отличаются от тех, что существуют в других группах:

. Количество членов коллектива не влияет на качество взноса каждого члена в общее дело; уровень эмоциональной групповой идентификации не снижается.

. Не уменьшается мотивация общей деятельности.

. Противоречие между индивидуальными и групповыми интересами отсутствуют.

. Создаются благоприятные возможности для процесса интеграции и персонализации.

. Возникает благоприятная связь между эффективностью общей деятельности и благоприятным социально-психологическим климатом.

О. Кононко выделяет такие признаки коллектива: сплоченность, оптимистичный психологический климат, высокий уровень сработанности, взаимопомощи, выполнение необходимых функций и ролей.

К ряду признаков коллектива относят также сознательный характер объединения людей, его относительное постоянство, четкое организационную структуру, наличие органов координации деятельности коллектива. Итак, коллектив рассматривается как высшая разновидность группы, поэтому нельзя считать коллективом группу лишь взаимодействующих лиц. По нашему мнению, развития студенческой группы как коллектива, способного успешно решать учебные и воспитательные задачи, наибольшей мерой будет оказывать содействие активное внедрение группового обучения в систему ВНЗ.

Студенческая группа в период своего учреждения есть условной, и только в процессе общей деятельности студентов между собой и студентов и преподавателя может стать коллективом. Н. Любимова в статье «Куратор и студенческий коллектив» отмечает, что становление коллектива происходит в процессе развития и проходит такие стадии: первичная - где коллектив является целью и объектом усилий куратора и преподавателя; следующая стадия характеризует студенческий коллектив как инструмент индивидуального и массового воспитания; и последнюю стадию - высочайшую, когда коллектив превращается из объекта воспитания на субъект самовоспитания и саморазвития. Таким образом, студенческий коллектив можно рассматривать как организационное объединение студентов и социально-психологическое единство его членов.

Особого внимания заслуживает работа В. Дьяченка относительно коллективной формы организации учебного процесса. Исследователь утверждает, что работа в парах сменного состава есть единой коллективной формой организации обучения и ни одна другая форма (индивидуальная, групповая, парная) не может стать коллективной.

В исследованиях В. Дьяченка четко определенные отличия между групповой и коллективной формами обучения. Так, в условиях групповой формы обучения нельзя достичь результата, когда «все (коллектив) учат каждого и каждый учит всех», - это невозможно, поскольку малую группу, которая состоит даже из 2-3 лиц, значительно сложнее учить, чем один человека. Исследователь прибавляет, что этому не могут оказывать содействие определенные субъективные и объективные причины. Во-первых, группа не всегда может воспринять и выслушать каждого; в условиях группового обучения не каждый студент (ученик) может выступить в роли «учителя», а если это становится возможным, оказывается: члены группы не готу к этому.

Собственную точку зрения исследователь обосновывается выявлением определенных противоречий группового способа обучения, а именно: между конечной целью обучения и конкретными, ближайшими задачами обучения; между низким уровнем активности тех, кто учится, и переизбытком созерцательных процессов их деятельности; между структурами общения обучения в учебных заведениях и основной структурой общения в обществе и т.п.

Таким образом, вышеизложенное побуждает к решению этих противоречий, поскольку, кроме недостатков, групповая форма организации обучения владеет значительным потенциалом повышения качества процесса обучения.

Особого внимания заслуживают такие положения, определенные исследователем:

. Переосмысление роли преподавателя, основные функции которого в условиях групповой работы такие: планировать, наблюдать, руководить, помогать.

. Групповая работа не может быть эффективной, если «ученики не владеют достаточными умениями индивидуальной работы».

. Групповая работа видоизменяет индивидуальную и фронтальную формы обучения и повышает их эффективность. Так, после групповой работы над определенным материалом характер фронтальной приобретает другие характеристики, а именно при обсуждении результатов групповой работы предоставляет фронтальной работе характер взаимодействия.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...