Методика диагностики социально-психологического климата коллектива
Предлагаемая методика позволит определить уровень развития и дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции. Опросник может использоваться в учебных группах, в педагогических и трудовых коллективах. Из предлагаемого перечня ответов по каждому вопросу выберите те, которые соответствуют вашему мнению и поставьте у такого ответа знак «+». 1. Нравится ли вам ваша работа (школа, вуз)? а) очень нравится; б) пожалуй, нравится; в) мне безразлично; г) пожалуй, не нравится; д) очень не нравится. 2. Хотели бы вы перейти на другую работу (в другой класс, школу; в другую группу, вуз)? а) да; б) нет; в) не знаю. 3. Оцените по пятибалльной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у вашего руководителя (воспитателя, куратора группы, декана) (5 баллов, если качество развито очень сильно, 1 — совсем не проявляется). а) трудолюбие; б) общественная активность; в) профессиональные знания; г) забота о людях; д) требовательность; е) отзывчивость; ж) общительность; з) способность разбираться в людях; и) справедливость; к) доброжелательность. 4. Кто из членов вашей группы/коллектива пользуется наибольшим уважением? Назовите одну или две фамилии. 5. Предположим, что по каким-либо причинам вы временно не учитесь/не работаете, вернулись бы вы в свой коллектив? а) да; б) нет; в) не знаю. 6. Отметьте, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны? а) большинство членов нашего коллектива группы — хорошие, симпатичные люди; б) в нашем коллективе есть всякие люди; в) большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.
7. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга? а) нет, конечно; б) скорее нет, чем да; в) не знаю, не задумывался над этим; г) скорее да, чем нет; д) да, конечно. 8. Выберите вариант для оценки своего коллектива/группы, если цифра «1» характеризует коллектив, который вам очень нравится, а «9» — не нравится совсем. а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) 5; е) 6; ж) 7; з) 8; и) 9. 9. а) Как вам кажется, могли бы вы дать полную характеристику деловых качеств большинства членов вашего коллектива? — да — пожалуй, да — не знаю — пожалуй, нет — нет. б) Как вам кажется, могли бы вы дать полную характеристику личных качеств большинства членов вашего коллектива? — да — пожалуй, да — не знаю — пожалуй, нет — нет. 10. Если бы у вас возникла возможность провести отдых вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись? а) это бы меня вполне устроило; б) не знаю; в) это бы меня совсем не устроило. 11. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым/учебным вопросам? а) нет; б) не могу сказать; в) да. 12.Оцените атмосферу вашего коллектива, выбрав одно значение, если цифра «1» соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а «9» — атмосфере взаимопонимания и взаимного уважения. а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) 5; е) 6; ж) 7; з) 8; и) 9. 13. Если бы вы по какой-либо причине ушли из коллектива, стремились бы вы к встречам? а) да, конечно; б) скорее да, чем нет; в) затрудняюсь ответить; г) скорее нет, чем да; д) нет, конечно. 14. Укажите, в какой степени вы удовлетворены: а) состоянием материально-технической базы работы/учебы: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен; б) загруженностью работой/учебной нагрузкой: — полностью удовлетворен;
— пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; —.полностью не удовлетворен; в) размером зарплаты/стипендии: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен; г) отношениями с преподавателями и руководителем: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен; д) возможностью заниматься научной работой и получать дополнительные специализации: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен; е) разнообразием и сложностью учебной работы: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен; ж) подготовкой в получении специальности: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен. 15. Насколько хорошо, по вашему мнению, организована работа/учеба? а) очень хорошо; б) в общем неплохо, хотя есть возможность улучшения; в) трудно сказать; г) работа/подготовка организована неудовлетворительно; д) очень плохо. 16. Можете ли вы сказать, от кого в большей мере зависит успешность вашей подготовки к специальности? а) да (в этом случае назовите эти лица); б) трудно сказать; в) пожалуй, нет; г) нет. 17. Ваш пол: а) м; б) ж; 18. Возраст. 19. Сроки обучения/ стаж работы. 20. Ваша специализация. 21. Ваше семейное положение. Обработка результатов. На основании ответов можно дать краткую характеристику коллектива или группы, в которой указывается численность, половой и возрастной состав, специализация, семейное положение, зарплата или стипендия. Вопросы 6-13 направлены на выявление особенностей отражения сложившихся межличностных отношений с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента. Каждый такой компонент тестируется тремя вопросами: эмоциональный—6, 8, 12; когнитивный—9а, 9б, 11; поведенческий—7, 10, 13. Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как +1,0 или -1. Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов на вопросы обобщаются — положительная оценка получается при сочетаниях +++,++ 0, ++-; отрицательная оценка при сочетаниях ---,--+,-- 0; неопределенная (противоречивая) оценка при сочетаниях 0 0 0, 0 0 -, 0 0 +.
Для каждого компонента в группе подсчитывается средняя оценка Э = ((+)-(-)) / п, где (+) — количество положительных ответов, (-) — количество отрицательных ответов, п — количество участников опроса. Средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1: от -1 до -0,33 — отрицательные оценки; от -0,33 до +0, 33 — противоречивые оценки; от +0,33 до +1 — положительные оценки.
Читайте также: I. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|