Системы с ограниченным временем ожидания.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Пусть система имеет n каналов обслуживания. Входящий поток требований – простейшие с интенсивностью λ. Время обслуживания распределено по exp закону с параметром μ. Если в момент поступления требования все каналы заняты, то оно встает в очередь. Однако время пребывания требования вочереди – ограниченно. При этом максимальное время ожидания может быть детерминированным, так и случайным. По окончанию этого времени, если требование не поступило на обслуживания, то оно покидает систему не обcлуживаясь. (1) Макс. Время ожидания T = const В этом случае вероятность перехода системы из одного состояния в другое зависит не только от того, сколько требований находится в системе на обслуживании и в очереди (т.е. от состояния системы), но и от того как давно требование, стоящее в очереди, находится в системе. От этого зависит – будет ли требование оставаться в системе или покидает ее, т.к. время ожидания превысит допустимое т.е.????? последействие и последовательность состояний системы (процесс изменения состояний) – немарковская. Поэтому для описания процесса функционирования такой СМО нельзя использовать уравнения размножения и гибели. Для аналитического исследования СМО используется приближенное описание процессов их функционирования с помощью системы дифференциальных уравнений, за счет определённых допущений при увеличения мерности задачи при учете состояния каждого из каналов и т.д. |Бом.К.Лекц II|. Кроме того для исследования подобных немарковских СМО (как впрочем и любых других, в том числе и марковских) широко используется имитационное моделирование. При этом оценки параметров исследуемой СМО ищутся на основе статистической обработки результатов моделирований, полученных по множеству прогонов (реализаций). Для этого используются как точечные, так и интервальные оценки позволяющие оценить точность полученных результатов.
Максимальная длительность ожидания ограниченна случайной величиной. Ограничимся случаем, когда максимальная длительность ожидания требования в очереди T имеет exp. распределение.
Здесь Такие процессы функционирования СМО можно представить следующим образом. (с.м. рис.) На вход системы поступает поток требований (простейший) с интенсивностью Если все каналы системы заняты, (k > n), то обслуженные требования покидают систему с интенсивностью Кроме того, возникает еще один поток требований – покидающих систему не дождавшись обслуживания не дождавшись обслуживания. Интенсивность этого потока равна Т.к. показательное распределение макс. времени ожидания также обладает свойством «отсутствия памяти», т.е. распределение оставшегося времени ожидания не зависит от того, сколько времени требование уже прождало в очереди, то последовательность состояний системы оказывается «без последействия» и является «Марковской». Это позволяет описать ее с помощью уравнений «размножения и гибели». В частности для неограниченной очереди (m = ∞) они имеют вид: .. Значения финальных вероятностей соответственно равны: Из
Зная значения финальных вероятностей можно найти и составить характеристик функционирования СМО в стационарном режиме (m кан ; m оч ; m стат). Замкнутая СМО Наряду с задачами, когда интенсивность входного потока требований в систему λ неизменна, на практике, на практике часто встречаются задания, когда число источников требований ограничено, и интенсивность входного потока зависит от того, сколько источников уже послало требования в систему на обслуживание. В качестве примера рассмотрим следующую задачу.
n рабочих обслуживают R станков. Каждый станок может отказать в случайный момент времени. Время безотказной работы каждого станка подчинено exp. закону распределения где t – момент наступления отказа λ – параметр, который можно рассматривать как интенсивность потока отказов одного станка, если после отказа он мгновенно переводится в рабочее состояние. Однако при определении в стационарном режиме характеристик функционирования СМО необходимо иметь в виду, что не все требования, поступившие в систему, будут обслужены. Поток этих требований с интенсивностью λсист=λPсист=λ(1-Рn+m) разобьётся на два потока: обнаруживания с интенсивностью λобс= mканµ покинувших систему из-за ограничения на время ожидания в очереди с интенсивностью λпок = mочν λсист=λобс + λпок Тогда для любого требования на входе в систему из входного потока вероятности обслуживания или необнаруживания будут пропорциональны интенсивностям соответствующих потоков, т. е. Средние временные характеристики на основании формул Литтла будут 1. Время нахождения в канале обслуживания 2. Среднее время нахождения в очереди 3. Среднее время нахождения в системе Если хотя бы один из рабочих свободен, то станок начинает обслуживаться. Время обслуживания распределено также экспоненциально с параметром µ. Если все рабочие заняты, то станок становится в очередь на обслуживание (ремонт), длина которой может быть не больше m = R-n. Схематически данную систему, как СМО можно представить в следующем виде: Заявки (R-k) каналы(n) Очередь(k-n)
поток
(R-k)µnµ Обозначим K – число заявок на обслуживание (число отказавших станков). Тогда интенсивность входного потока заявок зависит от числа отказавших станков и будет равна (R-k)λ. С учётом этого уравнения размножения и гибели, которыми можно описать СМО примут вид: при R > n Т. к. общее число состояний системы конечно(0 ≤ k ≤ R), то при t
Зная значения финальных вероятностей можно найти все характеристик работы СМО в стационарном режиме. Все рассматриваемые выше СМО мы анализировали в предположении, что все потоки событий, происходящих в системе – простейшие. Это позволяло описывать их достаточно просто с помощи уравнения Колмогорова и, в частности, уравнений размножения и гибели. Кроме того – получать достаточно простые выражения для финальных вероятностей состояний системы и её основные характеристик в режиме статистического равновесия.
В случаях, если эти допущения нарушаются, СМО нельзя рассмотреть как марновские и их аналитический анализ вызывает существенные трудности. Аналитические выражения для основных характеристик СМО удается получить только в отдельных случаях. Соответствующие выражения можно найти в литературе по ТМО. В общем случае любые СМО можно исследовать с помощью имитационного моделирования (ниже и в л.р.). Оптимизация параметров СМО. При организации СМО важно выбрать ее параметры так, чтобы наилучшим образом решать стоящие перед ней задачи. При этом качество их решений определяется, как правило, с помощью векторного критерия эффективности, компонентами которого являются частные показатели эффективности СМО. Решение задачи выбора рациональных параметров СМО как векторной – затруднительно. Поэтому на практике достаточно часто используют сведение частных показателей эффективности в один – обобщенный с помощью различных процедур свертки и далее задачу рассматривают как монокритериальную. В качестве такого интегрального (обобщенного) показателя в широком классе задач можно использовать величину прибыли, получаемой от функционирования СМО, которая определяется, с одной стороны, доходами от обслуживания заявок (например, клиентов в парикмахерской), с другой стороны расходами на содержание системы (аренда помещений, зарплата работников и т.д.), штрафами за XXX XXX.
Оптимизируемыми параметрами при этом могут быть: число каналов обслуживания n, максимальная длина очереди m, интенсивность обслуживания Однако стоимостной критерий не является универсальным. В ряде задач большее значение играет факт выполнение СМО поставленной перед ней задачей. Например, если в качестве СМО рассматривается система ПВО. Тогда в качестве показателя эффективности такой системы можно рассматривать м.о. числа обслуженных (пораженных) самолетов противника, вероятность проникновения самолета через систему ПВО (вероятность, что заявка не будет обслужена) и др. (Примеры СМО смотри л.р. по курсу ИО М.-1992) Самостоятельно на РГР X(t) – число требований, поступивших в систему к моменту t. Y(t) – число требований, покинувших систему к моменту t. Z= X(t) - Y(t) – число требований, находящихся в системе в момент t.
(здесь
![]() ![]() ![]()
но
Далее страница 59 совершено нечитаемая
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|