Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и правовые аспекты фальсификации товарной продукции




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теоретические основы товароведения

на тему: Фальсификация товаров и пути ее предотвращения

 

 

    Студент ФЭУТ,3-й курс, ЗГТ-1      Руководитель          

МИНСК2010

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 29 с, 10 источников, 2 прил.

 

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ, АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ, ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ, СРЕДСТВА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ, МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ, СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ

 

Объект исследования – товар.

Предмет исследования - формы, виды и способы фальсификации товарной продукции.

Цель работы: подробное изучение проблемы фальсификации товаров для разработки путей ее предотвращения.

Методы исследования: анализ качества, сравнительный анализ, визуальный метод.

Исследования и разработки: изучена сущность фальсификации товарной продукции, рассмотрены ее правовые основы, виды, формы и способы, а также проведен анализ средств и методов предотвращения фальсификации на примере стройматериалов в универмаге ОАО «ЦУМ Минск».

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

                                                                                                      _______________

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………4

1 Сущность и правовые аспекты фальсификации товарной продукции   ……………………………………………………………………………………….6

2 Формы, виды и способы фальсификации товарной продукции ……………13

3 Анализ средств и методов предотвращения фальсификации продукции (на примере строительных материалов).……………………………………………18

Заключение ………………………………………………………………………23

Перечень использованных литературных источников ……………. ……….25

Приложение А. Сертификат соответствия………………………………………..26

Приложение Б. Удостоверение о государственной гигиенической регистрации…………………………………………………………………………27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Чтобы ни происходило в стране, на планете, а есть, пить и мыться люди не перестанут. Данная жизнеутверждающая доктрина, к сожалению, легла в основу работы подпольных дельцов. Марафонцы теневого и черного рынка, прекрасно ориентирующиеся в потребительской конъюнктуре, возвели ее в принцип накопления своего капитала. И то, что под видом фирменной продукции на самом деле приобретает покупатель, иногда сложно представить.

В период централизованной плановой экономики в нашей стране действовал ряд нормативных актов, защищавших потребителей товаров и услуг. Однако в рыночных условиях, с появлением большого числа самостоятельных предприятий и организаций, предоставляющих широкий спектр товаров и услуг, использующих мощные средства рекламы, ранее существовавшие правовые средства защиты потребителей оказались недостаточными.

В процессе осуществления рыночных преобразований наша страна столкнулась с лавинообразным наводнением потребительского рынка фальсифицированной и нелегальной продукцией. В основе проблемы лежит то, что основная масса потребителей, располагающая низкими финансовыми возможностями, в первую очередь отдает предпочтение ценовым характеристикам изделия и в значительно меньшей степени руководствуется торговой маркой, символизирующей его качество и надежность. Поэтому нередки случаи, когда контрафактная продукция занимает доминирующее положение на рынке, вытесняя легальные товары.    

Именно контрафактные товары составляют значительную часть «теневого» оборота, из-за чего, по оценке экспертов, бюджет недополучает десятки миллиардов рублей, что в конечном итоге приводит к ослаблению экономической безопасности страны.

В то же время следует признать, что на сегодняшний день у нас отсутствует единая государственная политика в области защиты отечественного рынка от фальсифицированной и нелегальной продукции. В этих условиях многие регионы вынуждены принимать различные нормативные акты, которыми вводят на территориях субъектов Российской Федерации собственные системы обеспечения качества продукции и защиты рынка от нелегальной продукции. Но принятие таких нормативных правовых актов противоречит Гражданскому кодексу Республики Беларусь, ограничивает правоспособность хозяйствующих субъектов и нарушает единое экономическое пространство.

Таким образом, актуальность написания данной темы курсовой работы вызвана тем, что в последние годы количество фальсифицированной товарной продукции значительно увеличилось в розничной торговой сети, в связи с чем появилась необходимость в доскональном изучении вопросов фальсификации товаров для защиты потребителей от контрафактной продукции.

Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение проблемы фальсификации товаров для разработки путей ее предотвращения.

При достижении данной цели автору предстоит решения ряда задач:

1. определение сущности фальсификации товарной продукции;

2. рассмотрение правовых основ фальсификации;

3. выделение видов, форм и способов фальсификации товарной продукции;

4. проведение анализа средств и методов предотвращения фальсификации на примере конкретной товарной группы.

 


Сущность и правовые аспекты фальсификации товарной продукции

 

 

Фальсификация (от лат. Falsifico - подделываю) - действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Поэтому фальсификация, в широком понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся существенными для потребителя.

При использовании термина «фальсифицированные товары» многие путают его с такими понятиями как «подделки-заменители» (суррогаты, имитаторы) и «дефектные товары» (получаемые из-за несовершенства технологии или низкой квалификации рабочих). И это происходит не случайно, так как многие подделки-заменители и дефектные товары широко применяются с целью фальсификации натуральных продуктов, при этом получателю и/или потребителю не предоставляется необходимая информация, либо представляется искаженная.

Обычно объектами фальсификации являются: товары; услуги; денежные знаки; документы; информация; финансовые и бухгалтерские отчеты и текущая документация; маркировочные и идентификационные знаки; исторические факты; мнения и высказывания выдающихся личностей и многое другое.

Со дня основания и по сей день задачи Госзнака как государственного органа — контроль и координация государственной политики в области разработки и производства бланков ценных бумаг, государственных знаков, документов с определенной степенью защиты. Однако с развитием торгово-рыночных отношений юрисдикция Госзнака расширилась. В настоящий момент одной из важнейших его задач признана защита потребительского рынка от массовой фальсификации товаров [1, с. 29].

Особая гордость среди средств защиты белорусского Госзнака – юниграмма, исключительная степень защиты, не имеющая аналогов в мире. Юниграмма  используется для защиты акцизной марки, контрольного знака, а с мая – товарно-транспортных накладных. В течение года, за все то время, что юниграмма внедрялась на территории Беларуси, не было выявлено ни одной более или менее близкой попытки имитации.

Юниграмма оказалась исключительно полезна при решении проблемы массовой фальсификации кожгалантерейных товаров. Ярким примером служит её применение для контроля ввоза кожгалантерейных товаров. Такой контроль на территории Беларуси стал необходимостью, т.к. в последние годы теневой оборот женских сумок, по некоторым оценкам, доходил до 10 млн. долларов в год. При этом стоил такой товар обычно на 20–30% дешевле, чем "законный", но проверки его качества не выдерживали никакой критики.

Идея борьбы с теневым оборотом кожгалантерейных товаров с помощью идентификационных знаков для Беларуси не нова. О необходимости внедрения системы учета товаров, ввозимых в Беларусь без таможенного оформления, заговорили еще в 2002 году. Тогда Беларусь ввела так называемый заявительный принцип получения контрольных знаков: производитель заявлял, сколько кожгалантерейных товаров хотел бы ввезти в Беларусь для последующей реализации, и получал соответствующие контрольные знаки. Но наносились они не на продукцию, а на сопроводительную документацию. Нередко по одной накладной ввозилось в несколько раз больше кожгалантерейных товаров, чем было заявлено.

18 марта 2008 года вступил в силу указ президента Беларуси №444 "О введении маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками". С этого времени реализация на территории Беларуси кожгалантерейных товаров возможна только при условии нанесения на каждую единицу продукции специальных торговых знаков. И коснулось это как импортеров, так и отечественных производителей [2, с. 112].

Контрольный знак представляет собой небольшую самоклеящуюся этикетку с приблизительно 20 элементами защиты. Основной из них — юниграмма, распознаваемая обычным идентификатором скрытого изображения. Каждой этикетке также будет присвоен учетный номер, заносящийся в электронную базу данных, что позволит вести контроль буквально за каждой обувной коробкой (упаковкой). В таком бдительном контроле заинтересованы и многие производители.

Особую остроту проблема защиты потребительского рынка от фальсифицированной, опасной и некачественной продукции приобретает в связи с подготовкой к присоединению Республики Беларусь к ВТО. Помимо огромного материального ущерба широкомасштабное контрафактное производство наносит значительный ущерб репутации Республики Беларусь как торгового и делового партнера. Ставится под сомнение сама возможность страны следовать общепринятым мировым нормам и правилам в этой области.

Все говорит о том, что сейчас в Республике Беларусь назрела потребность в радикальном улучшении функционирования всей системы защиты отечественного рынка от контрафактной и нелегальной продукции, защиты прав промышленной и интеллектуальной собственности, потребителей и производителей продукции.

Особенностями современного белорусского потребительского рынка являются:

- большая доля недоброкачественной (опасной) продукции, попадающей в обращение в обход действующего порядка доступа продукции на рынок, что наносит ущерб жизни и здоровью граждан;

- фальсификация продукции и значительное количество товаров, находящихся в теневом обращении, что приводит к недополучению бюджетом миллиардов рублей.

В числе факторов, негативно влияющих на качество (безопасность) продукции, следует упомянуть:

- отсутствие эффективного механизма контроля добросовестной конкуренции, что позволяет некоторым изготовителям поставлять контрафактную продукцию или продукцию, не прошедшую сертификацию, что в свою очередь приводит к формированию нерегулируемого рынка;

- слабое применение законодательства в части ответственности за качество поставляемого на рынок товара производителя или поставщика, которые сегодня чувствуют себя достаточно вольготно и безнаказанно;

- наличие избыточных административных барьеров, в результате чего некоторые операторы рынка ушли в "теневой" сектор экономики [3, с. 89].

К сожалению, сегодня отсутствуют действенные рычаги для устранения этой негативной ситуации.

В связи с этим необходимо разрабатывать и проводить комплекс мер по оздоровлению белорусского потребительского рынка.

Государственная политика в сфере защиты потребительского рынка на современном этапе должна включать комплекс мер по предотвращению появления на рынке некачественной (опасной) и/или контрафактной продукции в сочетании с сбалансированным введением в действие государственных и общественных механизмов защиты рынка на всем пути движения товара от изготовителя (поставщика, импортера) к потребителю.

Этот подход базируется на реализации следующих основных принципов:

- Неотвратимость ответственности изготовителя или той организации в цепи "изготовитель - потребитель", по вине которой произошла порча продукции.

- Допуск продукции к производству и обращению на основе проверки способности организации производить и поставлять доброкачественную продукцию.

- Предотвращение и профилактика попадания на рынок недоброкачественной продукции (обязательное и добровольное подтверждение соответствия продукции установленным требованиям).

- Разделение полномочий между органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль и надзор за продукцией, усиление их ответственности за нарушение правил контроля и надзора, а также за ненадлежащее проведение контроля и надзора. Это направлено на формирование эффективной скоординированной системы государственного и общественного контроля и надзора на рынке, взаимодействие контролирующих, правоохранительных и судебно-исполнительных органов и позволит избежать дублирования в работе органов контроля и надзора.

Реализация этих принципов должна обеспечиваться введением комплекса мер, предусматривающих:

- формирование поэтапной ответственности за недоброкачественную и фальсифицированную продукцию от изготовителя до потребителя;

- разработку и введение в действие порядков защиты потребительского рынка применительно к отдельным (видам) продукции;

- формирование условий саморегулирования в среде хозяйствующих субъектов на рынке.

В современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации. Её воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую силу.

Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции.

Немаловажная роль в управлении качеством принадлежит техническим условиям.

Технические условия – это нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные к государственным стандартам, а при отсутствии их самостоятельные требования к качественным показателям продукции, а также приравниваемые к этому документу техническое описание, рецептура, образец-эталон. Требования, предусмотренные техническими условиями, не могут быть ниже, чем в государственных стандартах [4, с. 135].

Система управления качеством продукции базируется на комплексной стандартизации. Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества продукции. Управление качеством продукции осуществляется на основе: государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

Государственная стандартизация выступает средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления.

Одной из многих и эффективных мер по защите потребительского рынка является сертификация. В настоящее время в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции. Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом, гарантирующим соответствии качества продукции требованиям нормативно-технической документации (НТД), является сертификация.

Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия продукции определенным стандартам или другим НТД [6, с 153].

Сертификация является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия на внешний и внутренний рынок сбыта, а также закрепления на них на достаточно длительный период времени. Именно все это предопределило широкое распространение сертификации.

Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, не пригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика за ввод в обращение недоброкачественной продукции, с другой стороны, устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение.

Таким образом, сущность  фальсификации рассматривается как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара, т. е. обман покупателя с корыстной целью. Для снижения роста фальсифицированной продукции необходимо радикальное улучшение функционирования всей системы защиты отечественного рынка. В связи с этим необходима мощная правовая защита со стороны государства, т.к. фальсификация продукции и значительное количество товаров, находящихся в теневом обращении приводит к недополучению бюджетом миллиардов рублей.

 Для устранения этой негативной ситуации необходима соответствующая государственная политика, повышение ответственности за качество поставляемого товара, снижение административных барьеров и комплекс других мер по оздоровлению белорусского потребительского рынка.

На современном этапе необходимо предотвращение появления на рынке некачественной (опасной) и/или контрафактной продукции в сочетании с сбалансированным введением в действие государственных и общественных механизмов защиты рынка на всем пути движения товара от изготовителя (поставщика, импортера) к потребителю.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...