Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Рунические граффити на территории Москвы




I. Рунические граффити на территории Москвы

Одним из мест, в которых можно обнаружить рунические «настенные» граффити, являются здания комплекса Московского государственного университета на Воробьевых горах. В большин­стве своем это короткие (в несколько знаков) сочетания рун, о назначении большинства которых судить весьма затруднительно. Такова, например, одна из рунических надписей, обнаруженная мною на стене главного здания МГУ:

В данном случае любопытно, что употреблены не Старшие руны, что указывает на более глубокое, нежели обычно, знаком­ство автора надписи с руническим искусством.

Еще одним интересным в отношении рунической эпиграфики местом является, как и следовало бы ожидать, центральный район Нескучного сада, в просторечии именуемый «Эльфятником». Здесь, среди довольно стандартных надписей типа: «Мелькор жив», «Варда — дура» или «Зачем закрасили старые надписи? » можно обнаружить рунические граффити, аналогичные универси­тетским.

В целом, московские рунические настенные надписи не отли­чаются большим разнообразием. Практически везде превалируют руны Альгиз и Зиг; несколько реже встречаются Тейваз, Ансуз, Перт. Некоторые руны (Эйваз, Ингуз, Йер и др. ) не встречаются вообще.

Несколько выделяются надписи, представляющие собой связ­ные тексты, записанные на русском языке, но выполненные скан­динавскими рунами. Каюсь, при встрече с подобными памятника­ми у меня всегда возникает желание приписать чуть ниже что-нибудь вроде

транскрибируемое со странным кавказским акцентом: «Сдэс бил Васьа». Только профессиональная гордость и уважение к труду уборщиц удерживают меня от подобного магического действа...

II. Надписи на деревьях

Отдельную обособленную группу образуют надписи, вырезан­ные на коре деревьев. Такого рода памятники можно обнаружить в окрестностях многих общеизвестных подмосковных сакральных мест, а также собственно в Москве и населенных пунктах Подмосковья. В большинстве случаев содержание надписей анало­гично коротким «настенным» граффити Москвы, хотя в целом надписи на деревьях отличаются большим разнообразием. Очень грубо памятники данного типа можно следующим образом клас­сифицировать по цели вырезания:

1. Прямые магические действия, требующие использования живого или мертвого дерева (например, воздействие на погоду).

2. Послания: дерево служит своего рода «почтовым ящиком» для разного рода групп людей.

3. Руны и рунические надписи, выре­занные «просто так» (например, от скуки).

4. Прочие, в том числе абсолютно не поддающиеся анализу, надписи.

К числу последних следует, например, отнести нахабинскую надпись, вырезан­ную на стволе березы в районе Нахабино (см рис. ). Руны прорезаны четко, общая высота надписи около 35 см; надпись выполнена не ранее весны 1997 г. Из всего набора знаков однозначной интер­претации поддается только один — это руна Альгиз, ствол которой перечеркнут короткой горизонтальной линией таким образом, что образуется прямой равно­конечный крест. Любопытно, что дей­ствительно известен традиционный магический символ такого начертания; однако, он никогда не был широко распространен. Остается вопросом, был ли автор надписи профессионалом, знающим малоупотребительные магические околорунические символы, или же появление на этой руне креста суть своего рода «реверанс» в сторону христианства?..

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...