Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иллинойс. Приложение 5. Древняя Богиня и руна посвящения




Иллинойс

Кроме названных камней Оклахомы и Миннесоты, руниче­ские памятники известны также в штатах Огайо, Мэн и в неко­торых других местах. Но одним из самых примечательных американских рунических памятников является, несомненно, «рог из Виннетка», найденный молочником Рональдом Мэйсоном в 1952 году в Виннетка, штат Иллинойс. Подлинность рога и его датировка остаются на данный момент предметом научных дискуссий, но, в любом случае, сам по себе он действи­тельно уникален.

На одной стороне рога вырезано изображение человека, стоя­щего у Мирового Древа и указывающего на Солнце; на другой — изображение человека, раздирающего пасть волка. Предполага­ется, что этот рисунок отражает сюжет скандинавского мифа о Сумерках Богов, в которых Видар, сын Одина, должен будет убить волка Фенрира. Ниже рисунка выгравирована руническая над­пись, имеющая вид таблицы и содержащая четырнадцать слов. В надписи использованы Младшие руны; ее слова вполне поддают­ся интерпретации:

Если рог подлинный, то он представляет собой уникальный памятник скандинавской сакральной Традиции, и подробное исследование его — дело будущего.


Приложение 5

Древняя Богиня и руна посвящения

Текст приводится по изданию: Платов А. В. Баба-Яга и руна посвящения// Мифы, и магия индоевропейцев, вып. 10. М., 2002.

Имя одной из самых таинственных и действенных рун сканди­навского Старшею Футарка — Перт — до сих пор не имеет одно­значной трактовки. В русскоязычной литературе ныне принято следующее озвучение имени этой руны — Перт или Пеорт [164], при­чем в большинстве своем авторы современных работ дают это имя без перевода. Руна Перт трактуется как руна магического посвящения — прохождения через состояние смерти для возрождения в новом качестве. Символом внутреннего содержания этой руны считается Феникс, т. е. огненное возрождение из пепла. Пред­полагается также, что руна Перт может также означать нечто скрытое, тайну или врата в сокровенное или в новое[165].

Здесь мне хочется высказать некоторые предположения относи­тельно происхождения имени этой руны, прямо связанные с самим инициатическим характером нордической сакральной Традиции.

Итак, в скандинавской реконструкции имя этой руны звучит как Perth (Perþ ), что действительно не допускает прямого пере­вода с германских языков. В более поздних Нортумбрийских (англосаксонских) рунических рядах это имя сохраняется факти­чески без изменений — Peorth, что, опять-таки, не допускает перевода. В викингских Младших рунических рядах эта руна, как и большинство других, сугубо магических рун (Ингуз, Эйваз, Йер и т. д. ) отсутствует. Некоторый ключ дает лишь готское имя руны — Painthra, — допускающее весьма условную трактовку «То-что-скрыто»[166].

Однако мне представляется небезынтересным рассмотреть параллель, образуемую именем этой руны и именем довольно извест­ного германского мифологического персонажа — фрау Берты (Frau Bertha). В немецком фольклоре (в том числе современном) фрау Берта наказывает девушек и женщин, решившихся заниматься домашними работами — шитьем и прядением — в святой день чет­верга[167]. За современным именем Берта мы видим здесь архаический персонаж—богиню судьбы и прядения, аналог славянской Макоши[168] или скандинавской Фригг. Точно так же, как и фрау Берта, славянская Макошь под именем Параскевы Пятницы наказывает в русских поверьях хозяек, осмеливающихся заниматься шитьем или прядени­ем в посвящённый ей день — в пятницу. Смещение в немецком фольклоре «запретного» дня с характерной для всей Европы пятницы на четверг вполне можно объяснить широко распространенным в германском регионе почитанием богов-громовников (Тора, Донара), чьим днем всегда почитался именно четверг, ставший к Новому Времени своего рода европейским «святым днем».

Итак, фрау Берта явно представляет собой позднее осмысление древнего образа Богини-Матери — богини, спрядающей судьбы всего живого, — или одной из ее ипостасей. Для нас здесь крайне важно, что и самое имя этого персонажа — Берта — также является позд­ним (современным) озвучиванием несколько более древнего, полуза­бытого имени — Perahta, Perhta или Pertha. Мы видим здесь пря­мое совпадение с именем рассматриваемой нами руны. Может ли здесь иметь место простая случайность? На наш взгляд нет.

Действительно, руна Перт, как было нами обозначено выше, — руна посвящений, в том числе посвящений магических. Как извест­но, любая инициация (магическая тем более) мыслится в Традиции как переход через состояние смерти, когда старое умирает, чтобы освободить место новому[169]. Но Дорога Мертвых, которой следует инициируемый в своем поиске, «контролируется» именно Богиней-Матерью, определяющей и рождение, и смерть всего живого, а в случае смерти инициатической — той ипостасью Богини, которую именуют иногда Черной Матерью. В русском фольклоре, например, этот образ Богини, стерегущей дорогу инициации, сохранился в виде сказочной Бабы-Яги, встречающей инициируемого на границе обжитого пространства и Темного Леса, что суть архетипическое иносказание границы между Миром Живых и Миром Мертвых[170]. Немецкая Фрау Берта, выступающая, как и русская Баба-Яга, одной из ипостасей или одним из многочисленных образов Великой Богини, оказывается, с этой точки зрения, самым прямым образом связанной с магией руны Перт — руны посвящений.

С другой стороны, и сама интересующая нас здесь руна имеет, как не раз отмечалось исследователями[171], отчетливо женский («инь-ский», если пользоваться общеизвестной восточной терминологи­ей) характер. Руну Перт связывают с богиней Фригг — скандинав­ской Богиней-Матерью — богиней судьбы, знания и могущества, супругой Одина. Известный британский исследователь Бернард Кинг, как это ни парадоксально, связывает самое имя руны с архаическим русским «матерным» термином, имеющим значение vulva[172], т. е, опять-таки, со смертью и возрождением (рождением).

Итак, подведем итог сказанному. Мы имеем имя руны посвяще­ний Perth, допускающее лишь условную этимологизацию, и совпа­дающее с ним — Pertha, Perhta — немецкое имя Богини, прототи­па фрау Берты. Мне представляется логичным признать, что два эти имени суть одно, и сделать вывод, хотя бы предположительный, что именно такое имя носила в континентально-германской ветви нор­дической Традиции та ипостась Богини-Матери, что прямо связана древними инициатическими технологиями.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...