Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественный мир Томаса Манна




 

Томас Манн, крупнейший писатель родился 6 июня 1875 года в семье состоятельного любекского купца Томаса Йоханна Генриха Манна, занимавшего должность городского сенатора. Мать Томаса, Юлия Манн, урождённая да Сильва-Брунс, происходила из семьи с бразильскими корнями. Семья Манн была довольно многочисленной. У Томаса было два брата и две сестры: старший брат, известный писатель Генрих Манн (1871 - 1950), младший брат Виктор (1890 - 1949) и две сестры Юлия (1877 - 1927) и Карла (1881 - 1910). Семья Манн была зажиточной, а детство Томаса Манна было беззаботным и почти безоблачным.

Творческий путь Томаса Манна начался в девяностые годы 19 века. В те годы он был безызвестным молодым человеком, не пожелавшим продолжать дело отца, деда и прадеда - почтенных коммерсантов, которые занимались оптовой торговлей пшеницы, ржи, ячменя. Молодой человек "дожидался" часа, когда переполнявшие его размышления и впечатления от книг и музыки выльются в тот художественный идеал, который у него уже был. Он прошел школу русских писателей. Томас Манн писал, что чтение Толстого возбуждало и вдохновляло его. В 1894 он познакомился с сочинениями философа Ницше. И это знакомство повлияло на тематику и стиль ранних его поэм. Но Манн писал о Ницше: "Я почти ничего не принимал у него на веру…". [3; 9] Для него одинаково характерны и повышенная его восприимчивость к всевозможным "веяньям времени", и его строптивое несогласие отождествлять себя с каким-либо из возобладавших литературных и философских течений. "Мысленно возвращаясь к прошлому, - так говорил Томас Манн в своей речи "Мое время" (1950), - могу сказать, что я никогда не гнался за модой, никогда не носил шутовского наряда факельщика, никогда не задавался тщеславной целью стоять, в литературном смысле, во главе самоновейших запросов дня, никогда не примыкал к какой - либо школе или группе, захватившей нежданное первенство, - ни к натуралистам, ни к неоромантикам, неоклассикам, символистам, экспрессионистам или как они там еще назывались". [3; 9]

Вместе с тем Томас Манн учился у всех, у кого было чему учиться. Ссылаясь на пример Тургенева, Гете, Шекспира, которые все "больше любили находить, приобретать, чем изобретать". [3; 10] Томас Манн в первой же своей теоретической статье, "Бильзе и я", написал: "Не дар изобретательства, а способность одушевлять, одухотворять отличает поэта", то есть - давать эмоционально-смысловое истолкование "всему только предметному", "голым фактам", "внешнему" течению событий. [3; 10]

В 17 лет он впервые услышал музыку Рихарда Вагнера. Она произвела на него огромное впечатление и послужила ему могучим стимулом к литературному творчеству.

Шли годы писатель увлеченно работал, из под его пера вышло много произведений, которые получили признание многочисленных читателей.

В 1894 году Томас Манн написал и издал свой первый сборник новелл, то есть рассказов и коротких повестей. Он назывался "Маленький господин Фридеман". Его новеллы служат для читателей введением во все его сложное творчество романиста, публициста и критика. Также новеллы знакомят читателей со средой из которой вышел Томас Манн, с проблемами, которые его волновали, со стилем и его манерой письма, созданные им на разных этапах жизни и разных исторических этапах.

Отражает творческую биографию, Томаса Манна весь трудный путь писателя, который считал себя кровным сыном немецкого бюргерства, мучительно пережил разлад с ним из-за тяги к "художеству", к искусству.

Ему было 26 лет, когда в 1901 году вышел его первый роман "Будденброки" и сразу принес ему мировую славу. Написанный в форме семейной хроники, роман вобрал в себя большое социально-историческое содержание, обнаружив тяготение романиста к эпической форме. Судьба рода Будденброков под пером художника приобрела обобщенный смысл. Впоследствии Т. Манн отметил, что на него "произвело особенно глубокое впечатление осознание истины, что художественное обобщение, казалось бы, специфически местных обстоятельств могло явиться обобщением не только немецких, но и международных форм жизни". [11]

Роман автобиографичен. Т. Манн внимательно анализировал прошлое своего рода. Но в нем запечатлено и движение самой истории, смена патриархально-бюргерского уклада новейшими формами жизни, характерными для эпохи империализма. За 10 лет этот роман был переведен на все европейские языки.

Понижение роли фабулы, перевес психологии над действием, особая значимость обобщающе-символических деталей, сложная система устойчивых лейтмотивов, служащих целям портретной и психологической характеристики, - все эти и многие другие особенности поэтики "Будденброков" образуют в совокупности нерасторжимый сплав. Для писателя характерна эпическая неторопливость и даже известная замедленность действия, плавность и обстоятельность описания. Этими своими чертами Т. Манн продолжает реалистические традиции XIX в., классической русской литературы, о которой он с благодарностью писал на протяжении всей жизни, особенно выделяя Толстого, а вслед за ним Тургенева, Достоевского, Чехова. "Чтение этих великих русских эпиков XIX столетия, - замечал он, - явилось главным элементом в моем литературном образовании и осталось им и сегодня. Когда я в возрасте около двадцати трех лет писал "Будденброков" - эпическое предприятие, превосходившее мои молодые силы, от которого я временами хотел отказаться, - именно каждодневное чтение Толстого придавало мне силы для того, чтобы продолжить работу над тяжелым романом". [11] Широкая эпичность романов Толстого, их мощь - вот то, что, прежде всего, вдохновляло Т. Манна. Однако в первом романе писателя и в его новеллах этого времени по-своему претворялись и новейшие веяния.

Непосредственность не исключала интеллектуализма. Уже в раннем творчестве писателя наметилось устойчивое стремление варьировать и развивать, углублять от произведения к произведению родственные темы, конфликты и антитезы.

В это время Манн начинает ряд произведений, которые принято называть "произведениями о художниках". От ранних новелл, от романов "Будденброки" и "Королевское высочество", от единственной у Манна пьесы "Фьоренца" (1906) и вплоть до позднего романа "Доктор Фаустус" (1947) у писателя не ослабевает интерес к взаимоотношениям художника и жизни. Проблема не сводится к ответственности литературы перед обществом. Характерно само разделение жизни и тоскующего по ней художника - тема, органичная не только для Томаса Манна, но и для многих произведений немецкой литературы разных эпох.

Уже в раннем творчестве Т. Манна большую роль играет ирония, своеобразно им понимаемая. Ирония писателя рождена объективной противоречивостью реального мира и направлена на обе стороны противоречий. В такой авторской позиции есть своего рода релятивизм, интеллектуальная игра. Т. Манн далек от того, чтобы, подобно романтикам, видеть в иронии способ свободного воспарения над низменной действительностью. Ирония понимается им как пафос "середины". Иронично уже противопоставление "бюргер - художник". Художник - "заблудившийся бюргер" одновременно и тянется к своему окружению, и отталкивается от него. Презрение и зависть, превосходство и чувство собственной неполноценности весьма своеобразно сочетаются в таком персонаже.

Ирония выражает сложное взаимоотношение этих противоречивых чувств и невозможность окончательного решения конфликта. Позднее, в романе "Волшебная гора", Т. Манн пояснит свое понимание "середины", определив ее как "героический труд овладения противоречиями", как задачу сохранения ясности, твердости, стойкости при трезвом сознании противоречий в собственной душе и в мире.

Но противопоставление художника и жизни, высокой духовности и действительности давало Т. Манну и другие художественные возможности.

В раннем творчестве Т. Манна зрелый его реализм полнее всего предвосхищает новелла "Смерть в Венеции" (1912). Именно в этой новелле всего заметней, как взаимоотношения художника и жизни начинают значить гораздо больше того, что в них, казалось бы, содержится. Технику манновского письма, впервые оформившуюся в "Смерти в Венеции", а затем виртуозно им разработанную в романах "Волшебная гора" и "Доктор Фаустус", можно определить как письмо вторым слоем, поверх написанного, на грунтовке сюжета.

Вслед за "Будденброками" Т. Манн создал второй роман - "Королевское высочество" (1909), произведение условное и полусказочное. Писатель изобразил некое немецкое герцогство, сохранившее почти немыслимую патриархальность. Приметы XX в. - техника, всесилие индустриальных магнатов, манипулирующая общественным мнением пресса - накладываются на ветхую, почти потерявшую реальность систему. Герцогство находится в полном упадке. Писатель неистощим в описаниях его оскудения, "пышной мишуры и облезлого великолепия". [11]

В "Королевском высочестве" еще раз выявилось свойственное с тех пор Т. Манну желание видеть в описываемом, несмотря на всю его пластическую убедительность, еще и фундамент, на котором воздвигается невидимая читателю, но угадываемая им реальность - реальность больших исторических процессов.

Теоретические и публицистические статьи составляют значительную часть его творчества. Концептуальный характер имеет статья "Бильзе и я" (1906). Внешним поводом для ее написания явились упреки жителей Любека, которым не понравилось, что некоторые образы "Будденброков" были слеплены с реальных лиц. Отметая плоские обвинения в копировании, Т. Манн провозглашает право на "субъективное углубление действительности". Впоследствии он назвал это свое эссе "полемическим исследованием о взаимоотношениях сочинителя и действительности".

Роман, по мнению Т. Манна, является некоей синтетической формой, объединяющей в себе и эпическое, и драматическое, и лирическое начала ("Опыт о театре", 1908). По сути, речь шла об обогащении возможностей реализма.

В 1947 году появляется на свет его роман "Доктор Фаустус", главный герой которого во многом повторяет путь Фауста, несмотря на то, что действие романа происходит в XX веке. "Нет двух Германий, доброй и злой. Злая Германия - это и есть добрая, пошедшая по ложному пути, попавшая в беду, погрязшая в преступлениях и стоящая теперь перед катастрофой. Вот почему для человека, родившегося немцем, невозможно начисто отречься от злой Германии, отягощенной исторической виной, и заявить: "Я - добрая, благородная, справедливая Германия; смотрите, на мне белоснежное платье. А злую я отдаю вам на растерзание". [7; 15]

После Второй мировой войны ситуация в США принимает всё менее благоприятный для Манна характер: писателя начинают обвинять в пособничестве СССР.

В последние годы жизни он активно публикуется - в 1951-м появляется роман "Избранник", в 1954-м - последняя его новелла "Чёрный лебедь". И тогда же Манн продолжает работать над начатым ещё до Первой мировой романом "Признания авантюриста Феликса Круля" (опубликован незаконченным).

Томас Манн победоносно талантливый писатель. Его мир завораживает своей тщательно выписанной предметностью, несущей в себе необъяснимое успокоение. Манн за всеми перипетиями личных и общественных судеб всегда чувствовал победоносную силу гуманистических принципов: под прахом и пеплом всегда оказывается хоть одна живая искра, под вымученностью лжетворчества - гениальная находка, под хаосом обломков третьей империи - душа немецкого народа. Художественное наследие Томаса Манна остаётся в центре мировой литературной жизни.


1.3 Роль Томаса Манна в истории развития жанра "семейный роман"

 

Роман иногда называют эпосом частной жизни. По логике такого определения роман должен был сформироваться и в том его варианте, когда частная жизнь представала в особом, сублимированном качестве. Отсюда и особый тип романа - семейный. Здесь нужно вести речь не об определенных сторонах семейных отношений, а именно о специфическом жанровом явлении, называемом семейным романом.

Исключительная сосредоточенность писателя на структуре семейного быта и межличностных связей в этой сфере существует давно, до появления "чистого жанра" - например, в виде идиллий типа "Дафниса и Хлои". Но как только роман обрел спокойные, "нейтральные" формы", он и стал по-настоящему семейным романом. Бытовой роман как жанр возник и достиг своего расцвета в эпоху Просвещения в Англии, которая, раньше других европейских стран вступив на путь капиталистического развития, дала миру первые блестящие образы этого жанра. Первые шаги этого жанра связывают обычно с именем Сэмюэла Ричардсона, автора эпистолярных романов "Памела", "Клариса" и др. Появляется образ частного человека с его индивидуальной судьбой, сопрягаемой с судьбами самых близких ему людей. Тут нет даже никакой картины общественной жизни. Этому способствовала та мемуарная литература, которая имел "интимный" характер. Специфика просветительного интереса к семейно-бытовой сфере раскрывается в словах римского сатирика Ювенала, цитируемых в романе "Кларисса": "Если ты хочешь познать нравы человеческого рода, тебе довольно и одного дома". [4; 13] Это высказывание могло бы стать эпиграфом к истории семейного романа как жанра.

Великий английский романист Генри Филдинг, в своем самом знаменитом романе "История Тома Джонса, найденыша" (1749), по-своему синтезирует черты семейного романа и традицию "романа большой дороги", восходящую к "Дон Кихоту" Сервантеса.

К идеалистическому единству места восходит ограниченность действия семейного романа семейно-родовым домом, внимание к недвижимой части капиталистической собственности. Мотив дома изначально обретает в семейном романе весьма важную идейную функцию. Дом олицетворяет обеспечивает и прочный родной мир семьи.

Изначально оформились две разновидности семейного романа. В той, которая восходит к Филлингу, главный герой, вначале - бездомный, безродный, неимущий человек, бесприютный скиталец по чужому миру среди чужих людей, обретает душевный покой и материальное благополучие в уютном лоне семьи. Разные вариации этой схемы позже определят романы Диккенса. Другая схема: в семейный мирок врывается чужеродная сила, грозящая его разрушением.

В 18 веке огромное впечатление произвел семейный роман, испытавший влияние разных жанров - "Мадам Леско" А. Прево. В дальнейшем, по мере вхождения частной жизни в общественную, жанр семейного романа приобрел такие модификации, что потерял четкие границы. Жанр повести иногда брал на себя "обязанности" семейного романа ("Старосветские помещики" Н. Гоголя, "Ася" и "Дворянское гнездо И. Тургенева).

А иногда принадлежность к семейному роману объяснялась особыми сюжетами и характерологическими обстоятельствами. Примером может служить роман И. Гончарова "Обрыв", где автор представил Татьяну Марковну Бережкову как хранительницу семейного очага, то есть жанровое определение получилось по прямой воле автора, который указал на самый главный момент содержания своего произведения.

В классическом реалистическом романе 19 века семейная тема остается важнейшим компонентом содержания. Достаточно вспомнить произведения "Домби и сын" Диккенса, "Ярмарка тщеславия" Теккерея, "Анна Каренина" Толстого, "Братьев Карамазовых" Достоевского. Однако эти романы вряд ли справедливо определять как исключительно "семейные" - их содержание несравненно богаче.

Так происходило и в 20 веке: роман М. Горького "Жизнь Клима Самгина". Такова же "Сага о Форсайтах" Д. Голсуорси. С другой стороны, некоторые романы появлялись довольно часто и даже в полемических целях по отношению к "Анне Карениной" Толстого: это были именно семейные романы в узком смысле слова.

В 1901 г. выходит роман Томаса Манна "Будденброки". Книга была задумана первоначально как история бюргерской семьи, построенная на материале домашних преданий, - роман о старших родственниках, не более того. Начинающий писатель не мог предполагать, что эта книга положит начало его мировой славе, и что Нобелевская премия будет присуждена ему именно как автору "Будденброков".

Много лет спустя, в очерке "Мое время" Томас Манн свидетельствовал: "Я действительно написал роман о собственной семье… Но по сути дела я и сам не сознавал, что, рассказывая о распаде одной бюргерской семьи, я возвестил гораздо более глубокие процессы распада и умирания, начало гораздо более значительной культурной и социально-исторической ломки". [12]

Пессимистическая философия Шопенгауэра подсказывала молодому писателю мысль о распаде и умирании, как неотвратимом роковом законе бытия. Но трезвость художнического видения жизни побуждала его рисовать упадок семьи Будденброков в свете конкретных, обусловленных законами истории, судеб буржуазного, собственнического уклада.

В статье 1947 г. "Об одной главе из Будденброков" Томас Манн вспоминает о том, как он опирался в своей работе на опыт писателей других стран и не только русских. "Влияния, определившие облик этой книги как художественного произведения, шли отовсюду: из Франции, Англии, России, со скандинавского Севера, - юный автор впитывал их жадно, с ревностным усердием ученика, чувствуя, что не сможет обойтись без них в своей работе над произведением". [5; 36]

Работая над повествованием о судьбах одной бюргерской семьи, Томас Манн изучал богатый опыт европейского "семейного романа". Его и в этом плане должна была привлечь "Анна Каренина", роман, в котором Толстой, по собственным словам, любил "мысль семейную". Его должно было привлечь вместе с тем, что в "Анне Карениной" история личных судеб, личных отношений героев неразрывно связана с историей общества - и заключает в себе сильнейший заряд социального критицизма, направленного против самих основ собственнического уклада жизни.

Также один из крупнейших мастеров романа в английской литературе XX века, Голсуорси выступил с рядом статей о литературе не только как последовательный сторонник реалистического метода в искусстве и как убежденный противник модернизма.

В творчестве Голсуорси получили свое дальнейшее развитие традиции английского реалистического романа предшествующего столетия - традиции Диккенса и Теккерея, Бронте и Гаскелл. Он вступил в литературу на рубеже веков - в годы интенсивного развития декадентских течений; он завершал свою "Сагу о Форсайтах" в 20-е годы, когда на щит модернистской литературы был поднят "Улисс" Джеймса Джойса и на литературную арену вышли Вирджиния Вульф и другие представители "психологической школы" романа. Творчество Голсуорси-романиста и его деятельность критика были направлены на защиту принципов реалистического искусства.

Центральной темой творчества Голсуорси стала тема разложения некогда могущественной и сильной английской буржуазии, тема крушения некогда прочного уклада ее жизни и быта, кризиса ее культуры.

К теме упадка и гибели буржуазных семей обращались многие писатели-романисты. В одном ряду с "Сагой о Форсайтах" и "Современной комедией" в литературе новейшего времени стоят такие произведения, как "Будденброки" Томаса Манна и "Семья Тибо" Роже Мартен дю Гара. Эти романы появились в разные десятилетия и в разных странах. Но в каждом из них семейная тема перерастает в широкий показ процесса крушения и кризиса буржуазного общества.

В романах форсайтовского цикла события происходят в 20-е годы XX века. В центре внимания теперь молодое поколение Форсайтов - дочь Сомса Флёр, ее муж Майкл Монт, сын Ирэн Джон и другие. Однако следует подчеркнуть, что в "Современной комедии" рамки семейного романа значительно расширяются; в поле зрения писателя входят сложные противоречия общественной жизни послевоенной Англии. Голсуорси ясно чувствует кризис буржуазного общества и прекрасно передает атмосферу первых послевоенных лет. Меняется тон повествования. Лихорадочный темп жизни ощущается и передается в быстро сменяющих друг друга картинах.

В период интенсивного разрушения формы семейно-бытового романа Голсуорси оставался верен традициям Теккерея и Диккенса. Но его связь с критическим реализмом XIX века проявилась, прежде всего, в принципах изображения человека.

Расцвет жанра семейного романа в первой половине 20 века связан и с попытками противостоять антигуманистическим, разрушительным тенденциям в жизни общества. Семейный роман, несомненно, предлагает некую целостность взамен все нарастающей отчужденности и одиночеству человека в буржуазном обществе, которые так точно диагностировал уже в первых десятилетиях 20 века Франц Кафка.

Семейные отношения - самая древняя и устойчивая форма человеческих отношений, самые понятные и непосредственно переживаемые любым из нас. Семья как целостная ячейка общества не только противостоит его центробежным тенденциям, но и дарует читателю, следящему за семейными перипетиями, спасительное чувство цельности бытия.

Томас Манн занимает важное место в развитие жанра "Семейный роман". Он необычайно чутко передал отношения и всю атмосферу семьи. Читая его роман, вливаешься в семью и становишься ее членом. Этот роман по-настоящему семейный. Томас Манн классик романа 20 века, сумевший раздвинуть рамки жанра и насытить его новым социально-философским содержанием. Он сумел сделать интеллигентность и духовные традиции Любека действительным оружием в борьбе за сохранение гуманистических ценностей. Очерк о богатом и многообразном дальнейшем творческом пути писателя помещен в разделе "Философский роман", ибо Томас Манн является одним из наиболее видных создателей жанра, получившего название "философский роман ХХ века".

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...