В годы перестройки и в последующем российское государство отвернулось от семьи.
На протяжении почти всего XX в. Россия находилась в кризисе институциональных структур общества. Почти сто лет происходит ломка, модернизация, возникновение новых социальных образцов, утрата старых в сфере семейных отношений. Семья как структурообразующая система общественной жизни, фокусирует все кардинальные изменения происходящие в обществе, в итоге совершается трансформация института семьи. Трансформация семьи является объективным, прогрессивным по своей сущности процессом. На нее неизбежно влияют: · государство (смена общественных отношений, политики, идеологии, что ведет к изменению образа жизни и сознания многих людей); · мировые тенденции трансформации института семьи в сторону автономизации и нуклеаризации; · социально-экономическая ситуация [13, с.91-92]. Как и многие индустриальные страны, Россия пережила два демографических перехода. Первый - от нерегулируемой рождаемости к свободе выбора количества детей. Этот переход свершился в XX в. на протяжении жизни одного поколения. Ныне наша страна, как и большинство европейских стран, переживает второй демографический переход - от регулируемой рождаемости к однодетной семье. Переустройство общества, трудности, пережитые не одним поколением россиян, изменили отношение к детям, вызвали стремление обеспечить здоровье ребенка еще до рождения, дать более высокий уровень общего развития и образования, чем когда-то имели сами. Это - социальная причина, тормозящая деторождение, как и тенденция российского общества к нуклеаризации семей - к стремлению молодой семьи отделиться от родителей, как только позволят условия. Нестабильность семейного образа жизни, объективные процессы изменения брачных отношений выражаются в резком снижении рождаемости. Нестабильность выражается также в возрастании числа разводов и опасности развода для каждой семьи.
Кризис последних лет характеризовался падением промышленного производства, нарастанием бюджетного дефицита, снижением уровня жизни. Крайне неудовлетворительны материальные и жилищные условия большинства населения, молодые семьи зависят от родителей, чрезмерная занятость женщин приводит к неустроенности быта. Страдает система нравственного воспитания - низкий уровень личной ответственности, отсутствие культуры, рационального планирования личной жизни, ориентация на послушание, дисциплину, безынициативность, но не на ответственность, независимость, личное достоинство. Негативно повлияла на семью и современная организация труда (поощрение индивидуального труда и приоритетное распределение благ в зависимости от вносимого вклада, тогда как количество детей в семье, качество самой семьи не дают ощутимых социальных преимуществ). Все это вызвало существенное изменение прежних стереотипов поведения, в том числе и демографического. Кризис общества привел наряду с материальными, психологическими проблемами к разложению духовных и нравственных ориентиров. Появились два мощных фактора дестабилизации брачно-семейных отношений: имущественная дифференциация и снижение жизненного уровня населения, с одной стороны, и моральная дестабилизация многих людей - с другой. Улучшение материального положения (выезд за границу, стремление перейти из одного социального слоя общества в другой) стало доминирующей прагматической тенденцией брака у молодежи. Появился и тип человека "хозяина семейства", который обеспокоен интересами только своей семьи. Забота об обеспечении своей семьи заставляет его трудиться, заботиться о своем добром имени, добросовестно выполнять свои обязанности, но эти же качества порождают и семейный эгоизм [4, с.216].
Столкновение интересов семьи и общества растет. Люди стали вести замкнутый образ жизни. Честность, доброта, уважение, которые коренились в традициях русского народа, без поддержки государства начали размываться, и большинство россиян живут в атмосфере морального и идейного вакуума. Возникли новые классификации семей. Увеличилось число одиноких матерей, из них большое число имеется несовершеннолетних; распространяется холостячество и бездетный брак; существенным становится вторичный брак (после развода). В теории институционального кризиса семьи, объясняется, почему уровень рождаемости во всем мире падает до одно-двухдетной системы, ведя в конечном счете к депопуляции. Согласно этой теории, наличие социальных норм многодетности в доиндустриальные эпохи побуждало к формированию стабильных семей, когда семья с детьми была действительно центральной "ячейкой" общества. . Семья была производственным коллективом (для семей крестьян и ремесленников, составлявших подавляющее большинство населения). Дети с ранних лет участвовали в семейном производстве и представляли для родителей несомненную экономическую ценность. 2. Семья была школой, где дети получали от родителей необходимые им для самостоятельной жизни знания и навыки. . Семья была институтом социального обеспечения. В те времена не существовало пенсий. Нетрудоспособные старики и инвалиды могли рассчитывать только на помощь со стороны детей и внуков, всех членов расширенной семьи. . Семья была местом проведения досуга. Как правило, члены семьи отдыхали и развлекались сообща, используя преимущества всей системы родства. . В семье удовлетворялось большинство индивидуальных потребностей, в том числе сексуальная потребность и потребность в детях. Внебрачные связи осуждались общественным мнением. Скрыть их от окружающих в условиях сельской местности или небольших городов было очень трудно, особенно если эти связи при запрете на прерывание беременности могли вести к незаконным рождениям. . Наличие детей (в первую очередь - сыновей) было необходимым условием социально-экономического статуса и благополучия. Бездетность осуждалась, а супруги, не имеющие детей, психологически страдали от своей неполноценности.
. Дети выполняли также и эмоционально-психологическую функцию, поскольку родители испытывали радость и чувство душевного комфорта от общения с ними [24]. В этих условиях семья была заинтересована в том, чтобы иметь много детей. Разумеется, многодетность имела не только плюсы, но и минусы. Однако, если положить их на чаши весов, то все перевешивал фактор созидания семейного благополучия: рождение многих детей выступало (при высокой детской смертности) гарантией от бездетностной и тем самым бедной и незащищенной старости. Детей производили на свет по принципу "сколько Бог даст" в надежде на то, что хоть один выживет. Расширенная семья была заинтересована не просто в детях, а в первую очередь - в сыновьях, точнее, в одном сыне - работнике и наследнике, как минимум, и в нескольких других (для гарантии от бездетности в случае смерти кого-то из них). Если в итоге доживали до зрелого возраста несколько сыновей, то один из них оставался с родителями после женитьбы и наследовал всю их недвижимость. Это нейтрализовало неблагоприятные последствия многодетности в условиях, когда можно было противопоставить неконтролируемой смертности лишь социально поощряемую высокую рождаемость. Теория институционального кризиса семьи в ее нынешнем виде объясняет смену расширенной семьи нуклеарной в связи с перехватом многих семейных функций внесемейными социальными институтами, что, в свою очередь, обусловлено преобразованием сельского общества в городское и распространением индустриальных и пост-индустриальных форм существования. Семья перестала быть производственным коллективом. Функция воспитания и социализации в значительной степени перешла от семьи к школе, забота о пожилых все больше ложится на систему социального обеспечения, а не на семью. Люди не связывают свою судьбу на поздних этапах жизни с числом детей
Кризисные изменения в супружеских или межпоколенных отношениях, рассматриваются при этом лишь как факторы, способствующие снижению рождаемости. Но повышение рождаемости невозможно в условиях трансформации семьи как социального института, которая происходит, как минимум, по четырем параметрам: ) Рождаемость (число рожденных детей); ) Отношение к семье и браку; ) Отношение к разводу; ) Нуклеаризация (деление) семей и межпоколенные отношения [9, с.10]. В России, как и на Западе, за последнее время широко распространяется сожительство - гражданский брак, когда мужчина и женщина живут вместе, ведут совместное хозяйство, воспитывают своих детей. За последнее время получили также распространение "альтернативные" формы брака: семья-коммуна, свинг, а также однополое сожительство [23]. Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод по содержанию первой главы курсовой работы. В настоящее время идет разрушение ценностей семьи, брака, материнства. Социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. На это влияет множество факторов, такие как разложение сложившейся социальной инфраструктуры, разрушение общественных фондов потребления при низком уровне реальных доходов большинства российских семей, коммерциализация сфер здравоохранения и образования, нестабильность доходов, рост безработицы. Происходит постепенное разрушение семьи. Поэтому общество, и прежде всего государство должны изменить свое отношение к семье как социальному институту, чтобы ее сохранить. Вторая глава работы посвящена изучению видов, форм и категорий современных семей в России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|